Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2137

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, на протяжении всего дошкольного детства деятельность взрослого играет большую роль в развитии ребенка. Он выполняет функцию передачи социального опыта детям. От мотивации и подготовленности взрослого при организации процесса подготовки ребёнка к школе зависит дальнейшее его обучение в школе.

Проанализировав трудности родителей в подготовке детей к школе в семейных условиях, а также цели, задачи этой подготовки, виды готовности ребёнка к школьному обучению, Н.П. Сазоновой, О.Б. Здмитрючковой выделены ряд обязательных функций, которые необходимо реализовывать в семье. Эти функции следующие:

1. Мотивационная функция семьи при подготовке ребёнка к школе состоит в мотивации ребенка на школьное обучение, познание нового, на понимание значимости школьного обучения в жизни человека. Это происходит на основе знаний ребенка о школе, учителе, учебной деятельности, ее социальной роли..

2. Интеллектуальная функция семьи заключается в том, чтобы дать детям определённую систему знаний об окружающем мире; научить учебным действиям (слушать, отвечать, обобщать, делать выводы, задавать вопросы, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, действовать по инструкции и по собственному замыслу); развить познавательные процессы (восприятие, мышление, воображение, память). Все эти составляющие являются компонентами готовности ребенка-дошкольника к школьному обучению.

3. Социальная функция семьи состоит в научении ребенка общаться со взрослыми и сверстниками, осознавать нормы и правила поведения, в формировании умений подчиняться интересам и обычаям детской группы, действовать совместно с другими, проявлять необходимые для школы личностные качества (целеустремлённость, настойчивость, ответственность, самостоятельность и др.).

4. Организационная функция семьи заключается в организации процесса подготовки ребенка к школе, систематизации своих действий, опираясь на педагогическую литературу, результаты диагностик; в выборе образовательного учреждения, консультационного центра, помогающего в организации подготовки ребёнка к школе.


5. Самообразовательная функция семьи в подготовке ребёнка к школе заключается в самостоятельном освоении родителями основных психолого-педагогических знаний и методик оценки развития разных видов готовности (нравственно-волевая, интеллектуальная, физическая, психологическая, речевая и др.) детей к школьному обучению самостоятельное педагогическое просвещение родителей способствует повышению качества подготовки детей к школе, ее разностороннюю направленность.

В процессе подготовки детей к школе родители осознанно, а часто ситуативно, неосознанно, реализуют выше перечисленные функции. Но также не стоит забывать о том, что существуют ещё и учреждения дополнительного образования (центры детского развития, воскресные школы, подготовительные классы при школах и др.) по организации системной подготовки детей. Они также выполняют определённые функции: мотивационную – формируют у детей мотивационную готовность к обучению в школе, все её компоненты (учебный, познавательный, социальный); интеллектуальную – передают знания об окружающем мире, развивают познавательные процессы и т.д.

Согласно выше выделенным функциям, для решения проблем в организации процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста в семье Здмитрючковой О. разработаны педагогические рекомендации для родителей.

Реализуя мотивационную функцию:

  1. Рассказывайте о школе, о правилах поведения в школе, на уроках, о самих уроках, о принадлежностях для школы.

  2. Сводите ребёнка на экскурсию в школу (желательно в ту, в которой он будет учиться), по возможности познакомьте с будущим учителем.

  3. Формируйте у ребёнка «положение школьника», т.е. формирование у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника

  4. Формируйте учебно-важные качества (мотивы учения; зрительный анализ; способность принимать учебную задачу; вводные навыки; графический навык; произвольность регуляции деятельности; обучаемость.).

  5. В разговоре с ребёнком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними.

  6. Пообщайтесь вместе с ребёнком с кем-то из его друзей или старших родственников уже посещающих школу.


При осуществлении интеллектуальной функции необходимо:

  1. Играть с ребёнком не только в сюжетно-ролевые, конструктивные и другие игры, но и в развивающие.

  2. Регулярно водить ребёнка в библиотеку.

  3. Читать с ребёнком познавательные книги и обсуждайте прочитанное.

  4. Развивать познавательные процессы вашего ребёнка – восприятие, память, мышление, воображение.

  5. Поощрять в ребенке стремление задавать вопросы, любопытство.

  6. Заботиться о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.



Социальная функция обеспечивается, в случае, если в семье будут:

  1. Поощрять игры с другими детьми.

  2. Приветствовать общение со взрослыми.

  3. Говорить с ребёнком о нормах и правилах поведения в обществе.

  4. Развивать умение ребёнка строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в соответствии с правилами.

  5. Воспитывать необходимые личностные качества (целеустремлённость, настойчивость и др.).

  6. Прививать ребенку веру в свои силы, не допускать возникновения заниженной самооценки. Для этого важно чаще хвалить дошкольника, ни в коем случае не ругать за допущенные ошибки, а лишь показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат.


Организационная функция возможна в случае, если родители:

  1. Занимаются с ребёнком систематично.

  2. Устанавливают чёткие и определённые требования к ребёнку.

  3. Дают простые и понятные объяснения явлений. Строят чёткую, ясную, грамматически правильную речь.

  4. Не заставляют ребёнка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен.

  5. Проявляют терпение, не перебивают ребёнка, не говорят, что вы всё поняли, не отворачиваются, пока ребёнок не закончил рассказывать.

  6. Записывают ребёнка в учреждения дополнительного образования (центр детского развития, подготовительные классы при школах и др.) для достижения наилучших результатов в подготовке к школе.


Для действия самообразовательной функции:

  1. Необходимо повышать уровень готовности детей к школе, которые не посещают ДОУ, а для этого родителям необходимо повышать собственные знания о школьной готовности (её видах, компонентах, методах и методиках), т.е. заниматься самообразованием.

  2. Для самообразования использовать педагогическую, психологическую и методическую литературу.

  3. Изучать при помощи специализированной педагогической и психологической литературы возрастные особенности ребёнка.

  4. Использовать специальные диагностики, тесты для выявления уровня готовности к школе вашего ребёнка, чтобы при самостоятельной подготовке к школе ориентироваться на его личностные особенности.

  5. Развивать школьно-значимые психофизиологические функции (фонематический слух, мелкая моторика, пространственная ориентация, координация в системе «глаз - рука») посредством специальных игр и методик.

  6. Советоваться со специалистами по вопросам подготовки ребёнка к школе.


Таким образом, процесс подготовки детей к школе - комплексный, многосторонний. Задачи формирования разных видов школьной готовности решаются в единстве взаимодействий семьи, дошкольных учреждений, начальной школы, специальных групп и Центров, решающих задачи подготовки детей, не посещающих дошкольные учреждения. При подготовке этого вопроса лекции были использованы материалы дипломного исследования О. Здмитрючковой.
7. Психолого-педагогические проблемы подготовки детей к школе

В аспекте подготовки детей к школе существует целый ряд проблем. Решение этих проблем, противоречий, возникающих в этом процессе, становится движущей силой развития теории и практики решения задач формирования школьной готовности дошкольников в семье и ДОУ. Проблемы можно условно разделить на две группы:

- постоянно актуальные проблемы на любом этапе развития образования, решение которых необходимо осуществлять на всех этапах педагогической работы;

- проблемы ситуативного характера, требующие своего решения в конкретной временной ситуации. Обозначим некоторые из проблем первой группы.
Психолого-педагогические проблемы подготовки детей к школе:

  1. Проблемы определения оптимального возрастного этапа для перехода к школьному обучению.

  2. Проблемы обеспечения успешной адаптации (биологической, социальной) детей к школе.

  3. Проблемы повышения качества общей и специальной подготовки к школе в семье и ДОУ.

  4. Проблемы подготовки детей, не посещающих ДОУ, к школьному обучению в условиях альтернативных детскому саду учреждений образования (центры, группы кратковременного пребывания, воскресные школы и др.).

  5. Проблемы обеспечения преемственности подготовки детей в системе «детский сад – школа».

  6. Проблемы обеспечения комплексной диагностики всех видов готовности детей к школе (периодичность, полнота, разносторонность).

  7. Проблемы готовности педагогических кадров к осуществлению общей и специальной подготовки к школе; к реализации преемственности в работе воспитателей и учителей начальной школы; к взаимодействию с семьей в этом аспекте работы с детьми.

  8. Проблемы подготовки детей к школе, обусловленные индивидуальностью детей («леворукие» дети, дети с отклонениями в развитии, одаренные дети, шестилетки, особенности физического и психического развития детей и др.).

  9. Проблемы, обусловленные отсутствием или недостаточной сформированностью какого-либо из компонентов готовности детей к школьному обучению.

  10. Проблемы, связанные с необходимостью ориентации родителей и педагогов в многообразии теоретических и методических материалов по подготовке дошкольников к обучению в школе; в разнообразии позиций, раскрывающих сущность школьной готовности как результата процесса подготовки.


Этот комплекс проблем может быть продолжен. В каждой из выделенных проблем можно выделить ряд частных. Так же этот перечень может быть пополнен частными проблемами подготовки, обусловленными конкретными внутренними и внешними условиями педагогического процесса, особенностями семейных условий и другими факторами.

Завершая тему, отметим, что ее раскрытие не конечно. Тема широкая, имеет множество аспектов, требующих дополнительного самостоятельного изучения и осмысления специалистами ДОУ. Самостоятельная работа с рекомендуемой литературой, выполнение практических заданий поможет нам глубже понять эту тему, применить полученные знания на практических занятиях, в научно-исследовательской работе, в педагогической деятельности в образовательном учреждении, в работе с родителями..