Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2112

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ответим на вопрос: "Какова концепция построения развивающей среды в зарубежной педагогике?"

Основу интересующей нас концепции составляет обоснование необходимых структурных и функциональных характеристик среды дошкольного детства, которые достаточно емко прописаны и иллюстрированы Т.В. Фуряевой (5; С. 159-173). Остановимся на основополагающих пунктах концепции. Структурирование пространства групповой комнаты предполагает его дифференциацию на зоны, отделенные друг от друга акустически и оптически. Для этого могут быть использованы передвижные стенки, мебель, растения, жалюзи, ткани и т.п. К структурному оформлению относятся и вертикальные плоскости: возвышения, лестницы, уклоны, галереи. В сферу деятельности детей привлекаются все помещения, относящиеся к основной групповой комнате (гардеробы, фойе, холл, вспомогательные помещения).

Взрослые должны обеспечить максимум двигательной активности детей, стимулируя ее разноуровневым оборудованием, турниками, специальными конструкциями, которые находятся не только в специальном помещении, но и в группе. Кроме заданных гибких подвижных элементов, желательно предоставлять возможность детям создавать импровизированные структуры помещений, которые можно менять (постройки из коробок, картона). Взрослым следует поощрять сооружение детьми конструкций палаточного типа, имея для этого укрепленные крючки на стенах, ткань, платки, одеяла, мех и т.д. Ткань для перекрытий рекомендуется делать полупросвечивающуюся, чтобы дети могли наблюдать происходящее в группе. В сооружениях палаточного типа может быть предусмотрено исследование, экспериментирование (с радио- и электрооборудованием), игры с природным, бросовым материалом, там могут собираться коллекции (пуговиц, камней, ракушек и др.).

При создании игровых зон следует избегать искусственности в функциональном их назначении (напр. в кухонном игровом уголке дети могут приготовить простейшие салаты, под руководством взрослого научиться орудийным действиям с кухонными предметами, закрепить навыки культуры приема пищи).

В группе должны присутствовать зоны для рукоделия, художественной деятельности (лепки, рисования, музицирования и т.д.).

Помимо целевых уголков в групповом помещении должно предусматриваться многофункциональная зона со свободным доступом всех детей. Эта зона располагается в спокойном месте, должна быть снабжена местами для сидения
, материалами для чтения, наблюдений, экспериментирования. Она необходима для общения детей всей группы: для чтения, рассказывания, решения конфликтов, обсуждения планов и других совместных дел. Рядом рекомендуется разместить уголок для игры с куклами. В центре групповой комнаты обязательно должно быть не меблированное пространство, где дети могут свободно передвигаться.

Последнее время в практике детских садов появилась тенденция к созданию многоуровневых (двух и трехэтажных), многофункциональных зон.

Кроме развития моторных функций, вся предметно-пространственная среда должна быть направлена на пробуждение детской фантазии, воображения, "мира загадочного приключения" (скрытые уголки, темный туннель для лазания, пещера и т.п.).

В современной концепции оборудования детского сада группа рассматривается не как одна комната, а как определенная единица, включающая главную, вспомогательную комнаты, ванное или душевое помещение, туалет, комнату для хранения и прихожую. Комната для хранения подсобного и игрового материала может находиться в распоряжении детей при условии сохранения порядка в ней.

Следует внимательно отнестись к возможностям использования гардеробного помещения, его ниши, стен, пола.

Особое внимание желательно уделить ванной комнате, которая может быть использована для игр с водой и экспериментирования, создания уютных уголков с водой (подводный садик с улитками, подводными растениями, ракушками и т.п.).

Рекомендуется продумывать световое, цветовое, аккустическое оформление помещений, интерьер, декорации, расположение растений, окон. Рекомендуется использовать цветное стекло для создания уютной и сказочной обстановки. Освещение должно иметь несколько режимов: полное, частичное освещение, затемнение. При подборе цветовой гаммы необходимо избегать резких, кричащих тонов. Очень важно не перегружать пространство группы, ее главным носителем должен быть продукт творчества детей.

Во избежание у детей чувства беспокойства и дискомфорта не следует использовать большое разнообразие материалов. Соединение современного интерьера и природного мира должно вызывать у детей чувство гармонии, уюта, защищенности.

Простота, реальность, достоверность, приглушенность, ненавязчивость рассматриваются как исходные принципы в формировании пространственно-предметной целостности среды жизни детей.

Значимым является оборудование площадки на улице. На площадке обязательно должны быть: водоем, ручеек, песок, место для разведения огня, дерево для лазания, неколючий и неядовитый кустарник, оборудование для основных видов движения (лабиринт, горки, тумбы, турники, подвесные канаты, башня для наблюдения и др.). Для рисования мелом необходимо асфальтовое покрытие. Для конструирования рекомендуется иметь крупный природный материал (спилы деревьев), коробки, шины и др. Главный смысл оформления площадки – активизация разнообразной деятельности, пробуждение фантазии и творчества, физическое развитие детей.



Важнейшим положением концепции является рекомендация стимулировать сотрудничество детского и взрослого мира. Прихожая, холл, гардеробные помещения, оборудование территории должны интенсивно побуждать родителей задержаться в учреждении, пообщаться с персоналом, другими родителями.

Таким образом, рассматривая проблему проектирования развивающей среды дошкольного учреждения за рубежом, необходимо отметить, что этот процесс осуществляется специалистами разного уровня (инженеры, архитекторы, дизайнеры, педагоги и др.) и основывается на выстроенной, научно-обоснованной концепции. Вопросы проектирования предметной среды дошкольного детства подвергаются дальнейшему изучению, осуществляется поиск новых вариантов ее построения в теории и практике.


Приложение 1



КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ

(развивающая среда, безопасность, охрана здоровья)

1. В ДОУ созданы условия для развития детей младенческого возраста (от 2 месяцев до 1 года).

1.1. Помещение, в котором находятся младенцы, обеспечивает ребенку возможность постоянного визуального контакта со взрослыми, чтобы он мог наблюдать за ними, адресоваться к ним, не испытывать дискомфорта от одиночества и изоляции.

1.2. В помещении имеется манеж или другое оборудование, обеспечивающее безопасность в период бодрствования.

1.3. Помещение имеет утепленный пол для игр ползающих детей.

1.4. В группе имеется оборудование для игр в сидячем положении (столики с выдвигающимися стульчиками и др.).

1.5. Имеется оборудование для развития двигательной активности детей (горка, качели, тренажеры, ходунки и пр.).

1.6. В манеже, на пеленальном столике и в комнате имеются зеркала, в которых ребенок отражается во весь рост.

1.7. В помещении имеются красочные картинки, игрушки для самостоятельного и совместного со взрослым восприятия.

1.8. Детей обеспечивают материалами, стимулирующими исследовательскую и манипулятивную деятельность (ярко окрашенными, звучащими игрушками разнообразной формы; куклами типа «неваляшки» и др. с человеческим лицом; игрушками и предметами разной фактуры, в том числе и предметами домашнего обихода: ложками, крышками, катушками, лоскутами и т.п.).

1.9. К кроватке маленьких детей подвешиваются погремушки так, чтобы ребенок мог их достать.

1.10. В группе имеются сюжетные игрушки (детская мебель, посуда и пр.).

1.11. Имеются детские музыкальные инструменты, озвученные игрушки.

1.12. Имеется проигрыватель с пластинками или магнитофон.

1.13. Имеются книжки с картинками, мелки, краски, цветные карандаши, картон.

1.14. Помещение имеет пространство для организации игр с перемещением, движений под музыку, для свободного доступа детей к игрушкам.
2. В ДОУ созданы условия для развития детей раннего возраста

(от 1 года до 3 лет).

2.1. В группах имеется игровой материал для познавательного развития детей (мозаики, матрешки, пирамидки, панели с отверстиями разных геометрических форм и соответствующие вкладыши, коробки разных размеров, банки с крышками, разноцветные кубики, мячи, машинки и пр.; книжки с цветными картинками).


2.2. Имеется игровой материал для сюжетных игр детей (куклы и животные разных размеров, одежда для кукол, игрушечная мебель, строительные материалы различных форм и цветов, игрушечные телефоны, декорации для кукольного театра, неоформленный материал: кубики, палочки, лоскутки ткани и др.).

2.3. Имеется игровой материал и оборудование для музыкального развития детей (игрушечные музыкальные инструменты; аудиовизуальные средства: проигрыватель с набором пластинок или магнитофон, пр.).

2.4. Имеются материалы и оборудование для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, глина, столы для работы с различными материалами, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды, пр.).

2.5. Все материалы пригодны для работы: карандаши отточены, фломастеры свежие, кисти исправные и чистые.

2.6. Имеются игрушки для игр во время прогулок (ведерки, лопатки, формочки, совочки и пр.).

2.7. Имеются игры и оборудование для развития ходьбы и других движений детей (игрушки, которые можно катать, бросать; горки, тренажеры, скамейки).

2.8. Игрушки в помещении расположены по тематическому принципу с тем, чтобы каждый ребенок мог выбрать себе занятие по душе и не мешал сверстникам.

2.9. В помещении есть место для совместных игр детей (столики, открытое пространство для подвешенных игрушек, др.).

2.10. Все игрушки и материалы для работы доступны детям.

2.11. Помещение украшено яркими картинками на стенах, цветами.

2.12. В группах имеется оригинальный дидактический материал, изготовленный сотрудниками (для развития сенсорики, тонкой моторики рук, сюжетных игр и пр.).

Создание развивающей среды для детей от 3 до 7 лет


3. В ДОУ имеются дидактические средства и оборудование для всестороннего развития детей.

3.1. Имеются аудиовизуальные средства (диапроекторы с набором слайдов, проигрыватели с набором пластинок, магнитофоны с кассетами, эпидиаскопы и т.п.).

3.2. Имеются альбомы, художественная литература и прочее для обогащения детей впечатлениями.

3.3. В группах имеются дидактические игры (лото, домино, наборы картинок), различные сюжетные игровые наборы и игрушки («Айболит», детский телефон, разнообразные звучащие игрушки и т.п.) для развития детей в разных видах деятельности.