Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1749

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проектирование лестничных маршей, коридоров и рекреаций как элементов развивающей предметной среды

Обычно (за редким исключением) лестничные марши, коридоры и рекреации (если они имеются) используются только для переходов из одного помещения в другое. При этом в некоторых детских учреждениях эти проходы пытаются как-то украсить, иногда даже с большим вкусом, а порой и роскошно, как это практиковалось в бывших ведомственных детских садах. Таким образом, анализ практики показывает, что чаще всего при проектировании имелись в виду чисто эстетические соображения. При этом содержание оформления целиком опиралось на возможности и личный вкус взрослых.

Часто приходится видеть развешенные картины и картинки, роспись, мозаику, деревянную обшивку, далекие по внешнему виду от эстетических канонов и тем более учета особенностей детского восприятия. Так, например, в одном из загородных детских садов, принадлежащих, вероятно, самому богатому ведомству России огромный вестибюль высотой в два этажа был расписан четырехметровыми медведями из известной сказки. В этом же учреждении темноватые коридоры и. переходы были облицованы мозаикой, выполненной в фиолетово-вишневых тонах. Ясно, что средства были потрачены без учета интересов детей. В одном из московских детских садов мы видели лестничные площадки, выложенные сине-зеленой, мрачной мозаикой, в другом - коридоры и без того длинные, были опанелены на треть тонированной вагонкой, в другом - лакированной фанерой, линолеумом и т.д. В одном детском учреждении рекреации были превращены в псевдо-уютные уголки с диванами, искусственным камином и красным торшером. Таких примеров, как и примеров длинных унылых коридоров с той же идущей до середины стены панелью, выкрашенной масляной краской, можно привести множество.

Вместе с тем; опыт отдельных детских садов показывает, что лестничные марши, коридоры и рекреации могут быть превращены не только в со вкусом убранные помещения, но и познавательные пространства. В них можно остановиться и рассмотреть экспозицию картин, рисунков, макетов природных сред, сказочные ниши с цветами и подсветкой, увидеть свое отражение в зеркале, полюбоваться фонтанчиком и террариумом, мастерски оформленным в стенной нише. Рекреации могут быть отданы детям для игр и освоения спортивных снарядов.


В одном из детских садов Ярославля длинный коридор на первом этаже превратился в панораму тропиков. В коридорных нишах и пролетах расположились художественно выполненные макеты и барельефы тропических животных среди экзотической (искусственной) растительности. Детям интересно в таком коридоре и совсем не страшно идти в медицинский кабинет, если рядом сидит попугай. В детском саду № 45 Центрального округа Москвы рекреации - место для рисования, чтения книг.

Подводя итог, можно сказать, что многие педагога, работающие в детских садах уже приняли идею развивающей предметной среды и ищут возможности для реализации ее на практике.

Проекты использования лестничных маршей коридоров и рекреаций могут разрабатываться с учетом принципов функционального комфорта в разных направлениях. Это могут быть просто светлые, со вкусом оформленные переходы, но могут содержать и дополнительные развивающие компоненты. Так, в коридоре, на лестничных пролетах и в рекреациях можно создать различные дополнительные возможности для лазания, подтягивания, скольжения - "обезьянью среду" для более полного развития общих движений детей.

Возможен "познавательный проект" - тогда нужно задуматься, как разместить интересные в познавательном отношении объекты и обеспечить деятельность детей с ними (наблюдение, уход, экспериментирование).

Можно предложить "выставочный проект", проект игры и другие. Все эти проекты должны быть продуманы с точки зрения содержания, безопасности для детей и взрослых, отвечать требованиям эстетики, функционального комфорта и сомасштабности.

Любой проект, как бы интересен он ни был, не должен мешать основной функции лестничных маршей, коридоров и рекреаций - быть местом беспрепятственных переходов из одного помещения в другое и на выход из детского учреждения. Это требование обязательно на каждый день, и тем более при угрозе пожара или другого бедствия. В составлении и реализации данных проектов необходимо учитывать советы специалистов по технике безопасности с учетом специфики той или иной планировки здания.
Проектирование комнаты отдыха для персонала ДОУ

Нет ничего более трудного, чем целый день не иметь пристанища хотя бы для краткого отдыха, если работа требует постоянных профессиональных действий, активного внимания, принятия решений, постоянного поиска формы общения и т.д. Такова работа воспитателя. Ведь дети не дают ему отвлечься ни на минуту и при простой повседневной работе, а если эта работа творческая, связанная с содержательным общением с детьми, с использованием новых информационных технологий в условиях новых развивающих возможностей, когда дети постоянно обращаются с вопросами. Совершенно правильное, ставшее крылатым, выражение: "Хорошо детям там, где и воспитателю (учителю) хорошо", - предъявляет соответствующие требования к условиям труда в детском образовательном учреждении.



Проект комнаты отдыха должен предусматривать для каждого воспитателя (учителя) возможность хотя бы не надолго отвлечься и отдохнуть. Комната отдыха должна иметь стол, стулья, мягкие кресла, журнальный столик, холодильник, современные аппараты для быстрого приготовления чая или кофе. В комнате отдыха может быть телевизор, музыкальный центр. В комнате отдыха сотрудники детского учреждения могут пообедать, если они не обедают вместе с детьми. Желательно также, чтобы рядом было помещение, в котором можно было бы умыться, принять душ, привести себя в порядок. Разумеется, комфорт отдыха не должен нарушать распорядок рабочего дня, но он необходим даже при самом жестком графике. Наличие такого места отдыха для воспитателей и остального персонала образовательного учреждения повысит работоспособность и самоуважение людей, будет способствовать воспитанию уважения к ним со стороны детей и их родителей.

Тема 16. Система планирования педагогического процесса в ДОУ

План

  1. Содержание понятий «план», «планирование», «планирование педагогического процесса».

  2. Педагогический процесс как объект планирования. Функции, требования к планированию в ДОУ.

  3. Цели и содержание планирования в ДОУ.

  4. Формы планирования педагогической работы, их характеристика. Альтернативные формы планирования.

Задания для самостоятельной работы

  1. Посетите базовое дошкольное учреждение, ознакомьтесь с формами планирования в данном ДОУ. В виде табличек подготовьте формы и образцы заполнения: календарного плана воспитателя, перспективного плана воспитателя, годового плана.

  2. Отразите в тетради варианты альтернативных форм планирования (блочный план, циклограмма и др.), раскройте их особенности. Для выполнения задания используйте журналы «Дошкольное воспитание», «Управление ДОУ».

  3. Составьте календарный план на полный день работы педагога в младшей и подготовительной группах ДОУ.

Рекомендуемая литература

  1. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М., 1997. – С. 161-179.

  2. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М., 2001.

  3. К.Ю. Белая От сентября до сентября, М.,1998.

  4. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в ДОУ. – М., 1997. С.17-19.

  5. Дошкольная педагогика/Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой: В 2 ч. – М., 1988. – Ч.2. – Гл. 6.

  6. Казакова Е.Н. Технология проектирования личностных достижений. - Спб., 1994.

  7. Князева О.Л. и др. Перспективная модель организации деятельности ДОУ. – М., 1998. – С. 9-62.

  8. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. – Ростов-на-Дону, 2003. – Ч.1, 2.

  9. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. – М., 1999.

  10. Третьякова П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление образованием по результатам. – М., 2001.


11. Логинова В.И., П.Г. Саморукова Дошкольная педагогика. – М., 1989. – Ч. 2.

Практические задания студентам

  1. По учебнику и ниже представленному списку литературы рассмотреть своеобразие планирования работы в разновозрастных группах в дошкольном учреждении.

Опорная литература к вопросу

  • Авилова Е. и др. Практика о новой форме планирования //Дошкольное воспитание, 1991, № 1, с. 32

  • Балиева Н. Новые подходы к планированию воспитательно-образовательной работы в д/c // Дошкольное воспитание, № 5, 1991, с. 36

  • Красницкая Г. Планирование воспитательно-образовательной работы в д/c // Дошкольное воспитание, №4, 1991

  • Мыслицкая Г. Планирование воспитательно-образовательной работы // Дошкольное воспитание № 11, 1990

  • Планирование работы в детском саду// Обруч, №3, 1996.

  • Журналы «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Управление ДОУ».


2. Подготовить в наглядной форме разные варианты планов с целью наглядного представления опыта педагогического планирования образовательного процесса.

3. Посмотреть и проанализировать вариативные планы, особый акцент на календарные, перспективные планы работы специалистов ДОУ.

  1. Содержание базовых понятий

План – (по отношению к деятельности) краткий, логически выстроенный перечень мероприятий, раскрывающий задачи, содержание деятельности, последовательность и сроки ее выполнения. Это модель будущего действия.

Планирование в психолого-педагогическом словаре И.П. Пидкасистого рассматривается как вид умственной деятельности, при которой создается образ потребного (желаемого) будущего, включающий понимание этапов его достижения.

Педагогическое планирование, отмечает В.И. Логинова, что это заблаговременное определение порядка осуществления образовательной программы с указанием условий, используемых средств, форм, методов педагогической работы.

Основная задача планирование – обеспечить научно обоснованный подход к педагогическому планированию, организацию работы со всеми воспитанниками, индивидуально-личностный подход к каждому из них. Составить план – увидеть ход педагогического процесса во всем его многообразии, возможность прогнозировать трудности и результаты педагогической работы. План связывает цели и прогноз с реализацией задуманного.

План должен содержать ответы на вопросы: кто, что, когда, за счет каких ресурсов и какими способами предполагается достижение намеченных результатов


Планирование позволяет:

  • получить необходимую информацию о предстоящей деятельности

  • выбрать наиболее приемлемое решение поставленных целей и задач

  • четко определить цели, содержание работы с детьми на отрезок времени

  • отобрать рациональные формы и методы работы с детьми

  • заранее оценить возможные конфликты, противоречия

  • обеспечить своевременный контроль и диагностику развития педагогического процесса

  • определить степень ответственности участников педагогического процесса, их взаимосвязь

  • наметить перспективы развития педагогического процесса

  • по итогам проанализировать плюсы и минусы работы

  • определить имеющиеся в ДОУ ресурсы для реализации запланированного, продумать возможности их совершенствования.

Под ресурсами мы будем понимать: содержание деятельности, технологии, материальное и методическое обеспечение, кадры, их компетентность, другие участники педагогического процесса (дети, родители).

Таким образом, педагогическое планирование – необходимая для успешной организации педагогического процесса в ДОУ деятельность специалистов, основная цель которой состоит вобеспечении организации педагогического процесса в соответствии с поставленными целями и прогнозируемыми результатами при учете имеющихся условий и ресурсов.

  1. Функции педагогического планирования

Функция – роль, действие, выполняемое объектом, процессом. Раскроем функции, которые выполняет педагогическое планирование в дошкольном учреждении. К основным функциям относятся две. Это функции:

1. Функция педагогического планирования как единого целого. Понимается как заблаговременное (предварительное) определение в единстве целей, задач, содержания, видов деятельности, форм, методов, средств, комплекса условий, технологий, результатов и способов оценки участников педагогического планирования.

2. Функция обеспечения, движения и развития педагогического процесса во времени и пространстве. Наличие у специалистов четкого плана предполагает усложнение целей, задач, содержания, форм, методов работы с детьми по мере их роста, развития. План определяет последовательность действий педагогов в ежедневной работе с детьми, что позволяет четко видеть настоящую, прошедшую и перспективную деятельность всех специалистов, работающих с детьми разных возрастных групп.