Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1760

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


7) Цель исследования представляет собой модель предполагаемого результата, указывает направление исследовательской деятельности. Цель работы заключается в анализе проблемы в теории и практике дошкольного образования и построении на основе анализа авторского варианта решения выделенной проблемы. Цель исследования должна носить критериальный характер (т.е. быть диагностичной) и быть сформулирована как исследовательское действие (выявить, определить, выстроить и т.д.). При этом важно не путать цель исследования с целью практической педагогической деятельности (провести систему занятий, воспитать, научить).

8) Задачи показывают последовательный путь достижения исследовательской цели. Их можно характеризовать как "шаги", приводящие к реализации цели.

9) Гипотеза исследования представляет ряд предположений исследователя о повышении эффективности изучаемого процесса (обучения, воспитания, развития, формирования и т.д.). Гипотезу необходимо строить в соответствии с предметом и целью исследования. Текст гипотезы может быть сформулирован следующим образом: "Процесс формирования … будет эффективен, если: … . Далее следуют соответствующие предположения, которые составляют теоретическую и практическую значимость работы и должны быть авторскими.

10) Методологическая основа указывает фундаментальные научные теории, концепции, положения, лежащие в основе исследования. Она отражает понимание автором поставленной исследовательской проблемы и точку отсчета в ее решении.

11) Методы исследования, предполагаемые для использования на разных этапах работы. К ним могут быть отнесены: анализ литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, метод экспертной оценки и самооценки, анализ продуктов деятельности детей (студентов и др.), методы математической обработки экспериментальных данных и др.

12) Этапы и сроки исследования отражают ход проведения работы, выполняют организующую, контролирующую и регулировочную функции. Это четко выстроенная последовательность и сроки выполнения работы позволяют своевременно провести исследование, реализовать поставленные аналитические и экспериментальные задачи, разработать рекомендации по совершенствованию педагогической действительности.

13) Определение теоретическая и практическая значимость исследования
. Исследователь определяет, какую значимость для педагогической теории и практики имеет работа. Научная новизна, теоретическая и практическая значимость выступают ведущими критериями качества научно-исследовательской работы и позволяют его отнести к фундаментальным или прикладным.

14) Теоретический анализ проблемы предполагает разностороннее рассмотрение ключевых понятий, заложенных в теме, сравнительный анализ подходов, направлений (философское, психологическое, педагогическое и др.) исследования. В анализе представляются авторские обобщения, классификации, выведенные понятия, дополнений к ним. Теоретический анализ и обобщение осуществляется на основе разностороннего изучения литературы по исследуемой проблеме. Теоретический анализ проблемы выводит исследователя на собственное ее понимание, выделение "белых пятен", противоречий и видение возможного варианта достижения цели и решения задач исследования.

Автоматическое использование в рамках эксперимента имеющегося в педагогике опыта осуществления обучения, воспитания, коррекции и др. (без внесения в них собственного вклада, адаптации, пополнения, структурирования, обогащения новыми приемами и т.п.) не может классифицироваться как самостоятельное решение исследовательской проблемы.

15) Прогнозирование позитивных и негативных последствий внедрения экспериментального фактора в педагогический процесс. Прогноз позволяет провести предварительную коррекцию замысла, избежать ряда видимых ошибок, предвидеть характер трудностей экспериментатора, последствия от внедрения.

16) Опытно-экспериментальная работа предполагает: определение цели, задач, содержания и методики опытно-экспериментальной работы; анализ проблемы в практике дошкольного образования и построение на основе теоретического и практического анализа собственного варианта решения проблемы. Исследователь представляет систематизированный комплекс предложений по совершенствованию педагогической действительности, который будет подлежать опытно-экспериментальной апробации.

Опытно-экспериментальная деятельность исследователя проходит ряд последовательных этапов.

А) Констатирующий этап. исследователь отбирает, выстраивает и использует педагогические методы исследования для практического анализа проблемы, оценки состояния педагогической практики в рамках исследуемой проблемы. Результаты анализа практической ситуации в образовании выводят исследователя на анализ имеющихся затруднений, нерешенных вопросов в педагогической деятельности. Итогом констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы является разносторонний анализ "плюсов" и "минусов", обнаруженных в реальной педагогической практике в заданном темой аспекте педагогической деятельности.



Б)Формирующий этап. На основе теоретического анализа и результатов констатирующего эксперимента исследователь выстраивает собственный вариант решения выявленных проблем. Вид научно-исследовательской работы определяет степень широты и сложности дальнейшего исследования.

На этом этапе выстраивается комплекс предложений по совершенствованию исследуемой стороны педагогического процесса, который будет подлежать дальнейшей разработке и опытно-экспериментальной проверке в рамках исследования. В исследовании могут быть выделены закономерности, принципы, организационные, педагогических условия внутри педагогического процесса и его частей; построение моделей, систем формирования, воспитания качеств, свойств личности воспитанников, способностей, умений; системных рекомендаций специалистам, родителям по оптимизации педагогического процесса. Автором предлагаются материалы, позволяющие решать выделенные педагогические проблемы. Формирующий эксперимент четко и последовательно описывается, так как предполагается его воспроизводимость любым другим экспериментатором по предложенному описанию.

В ходе формирующего эксперимента исследователю необходимо ответить на вопрос "КАК" развивать (воспитывать, обучать, компенсировать, корректировать, управлять и т.д.). В качестве ответа могут выступать: система занятий, развивающих упражнений, комплекс условий (педагогических, психологических, организационных), программа (обучения, развития каких либо свойств, умений, воспитания качеств личности и др.), авторская система дидактических средств, система формирования заданных умений, способностей и др. Именно эта программа (система, методика, комплекс условий и т.п.) будут выступать экспериментальным фактором в исследовании, требующим опытной проверки. Она осуществляется путем внедрения этого фактора в педагогический процесс ДОУ, школы, ССУЗ, вуза, сопровождающегося двумя, тремя контрольными "срезами".

"Срез 1" проводится перед внедрением экспериментального фактора. "Срез 2" проводится в процессе внедрения, "срез 3" – по окончании опытно- экспериментальной работы. При внедрении экспериментального фактора и проведении "срезов" важно отобрать контрольную и экспериментальную группы. В экспериментальной группе внедряется предложенный исследователем экспериментальный фактор. В контрольной группе экспериментальный фактор не внедряется. Анализ результатов "срезов" в обеих группах служит мерилом эффективности работы разработанной программы (технологии, системы). Экспериментальная и контрольная группы должны быть уравнены по основным показателям (количественный состав, возраст, квалификация, уровень развития и др.). До начала опытно-экспериментальной работы отбираются методики диагностики ее хода и результатов, прогнозируются возможные позитивные и негативные последствия внедрения нового, готовятся диагностические материалы.


Например, рассмотрим процесс организации и проведения экспериментальной работы на конкретном примере. Исследователь в качестве экспериментального фактора представил программу развития коммуникативных умений старших дошкольников в игровой деятельности. В этом случае, он:

  1. строит программу эксперимента, т.е. определяет его цели, задачи, содержание, методику организации и проведения;

  2. выбирает методики диагностики развитости коммуникативных умений старших дошкольников, готовит диагностический материал, прогнозирует результаты развития коммуникативных умений детей, возможные негативные последствия внедрения, способы коррекции хода эксперимента (студент должен ответить на вопросы – "что", "как" диагностирую, "какой" результат возможен, "как" произвести коррективы);

  3. определяет экспериментальную и контрольную группы (в них должно быть равноценным количество детей, их возраст, квалификация педагогов, оснащение игровых зон, условия пребывания в ДОУ, режим дня и др. организационные характеристики, уравнивающие группы между собой);

  4. с помощью выбранных методик диагностики, проводит "срез 1" в экспериментальной и контрольной группе до внедрения разработанной программы;

  5. внедряет программу развития коммуникативных умений в игровую деятельность старших дошкольников на базе экспериментальной группы;

  6. ведет опытно-экспериментальную работу на основе разработанной программы;

  7. проводит "срез 2" в экспериментальной и контрольной группах на этапе работы экспериментальной программы, сравнивает полученные данные, выявляет достоинства и недостатки программы, проводит необходимые коррективы;

  8. ведет дальнейшую экспериментальную работу с учетом сделанных корректив;

  9. проводит итоговый "срез 3" по окончании опытно-экспериментальной работы (в экспериментальной и контрольной группах), анализирует полученные результаты;

  10. осуществляет сравнительный анализ экспериментальных данных трех "срезов", отслеживает динамику развития коммуникативных умений старших дошкольников;

  11. делает выводы об уровне эффективности разработанной программы, отмечает ее положительные и отрицательные стороны;

  12. формулирует задачи исследования на перспективу, возможные направления дальнейшей экспериментальной работы.

Предложенный алгоритм действий исследователя применим в рамках педагогического эксперимента, выполняемого в любом практикоориентированном исследовании.


В) Аналитический (итоговый, оценочно-результативный) этап. Он является завершающим этапом опытно-экспериментальной работы. Задачей этого этапа выступает качественный и количественный анализ результатов проведенных "срезов". Исследователю необходимо проследить характер изменений в педагогическом процессе, произошедших по окончании формирующей деятельности. При этом полученные результаты необходимо сравнить по вертикали и горизонтали, т.е. они сравниваются между собой:

- результаты формирующей деятельности в экспериментальной группе на начало и по окончании опытно-экспериментальной работы;

- результаты в исследуемом аспекте деятельности в контрольной группе на начало и по окончании опытно-экспериментальной работы;

- результаты в исследуемом аспекте деятельности экспериментальной и контрольной групп до и после проведения опытно-экспериментальной работы.

Вывод об эффективности проведенной работы может быть сделан в случае, если положительная динамика в экспериментальной группе (в формируемом аспекте) выражена ярче и четче, чем в контрольной. Если качественные и количественные результаты в исследуемом аспекте практически равнозначны в обеих группах, то необходимо искать и анализировать причины рассогласования ожидаемых и полученных результатов, осуществлять коррективы гипотезы. Низкие результаты в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, свидетельствуют об ошибочности выдвинутой гипотезы и нецелесообразности внедрения в образовательный процесс предлагаемых изменений.

Заключение о целесообразности предлагаемых автором изменений педагогической практики является итогом проведенной экспериментальной работы и основанием для формулирования выводов и рекомендаций.

На этом этапе исследователем подводятся итоги, формулируются основные выводы и рекомендации, выработанные по результатам проведенного исследования. Выводы являются логическим завершением исследовательской деятельности и обобщают результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы. Так же на итоговом этапе исследовательской работы обозначаются перспективные направления дальнейшей разработки научной проблемы.

17) Опытно-экспериментальная работа проводится с целью появления новой информации о педагогической действительности, которая должна быть известна не только исследователю. Поэтому завершающим этапом научно-исследовательской работы становится д