Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2116

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Общая характеристика основных признаков человека – субъекта деятельности, познания, общения

Рассмотрение содержания понятий "субъект", "объект" и их анализ позволяют выделить основные признаки, характеризующие человека-субъекта. Так в пособии Горшковой В.В. выделяются следующие признаки субъекта: активность, сознательность, свобода и ответственность, уникальность, способность к творчеству, способность действовать по собственному убеждению, аргументировано противодействовать неблагоприятным обстоятельствам. Охарактеризуем эти признаки, опираясь на обобщения В.В. Горшковой.

Активность – главный признак, отличающий субъекта от объекта. Между тем, человек не всегда субъект. Он может выступать и в роли объекта воздействия других, но человек по своей природе субъект – всегда внутренне активен, инициативен и, вместе с тем, готов к целесообразному подчинению другому субъекту.

Активность – интегративное свойство личности, которое позволяет осуществлять целеполагание в деятельности, обусловленной самоуправляемой мотивацией; мобильно оперировать способами и совершать их конструктивную коррекцию в зависимости от изменения условий; инициативно и критически относиться к выдвижению новых задач; творчески и вариативно прогнозировать результаты деятельности.

Активность – это необходимый, но не достаточный признак субъекта. Сознательный характер активности отличает субъекта от объекта. Сознательность выражается в обсуждении с самим собой своих целей, мотивов способов действий (13; С.154).

Необходимым признаком субъекта выступает свобода, сочетающаяся с личной и социальной ответственностью. Свобода, в современной философии рассматривается в качестве непременного атрибута человеческой сущности, целеполагающей, избирательной активности субъекта (Каган М.С., Никифоров А.Л., Франк В.).

Уникальность субъекта является результатирующим признаком субъекта. Унификация человека ведет к его десубъективации, к становлению безболезненно заменяемого социального объекта. Уникальность же – это свойство субъекта, выражающееся в способности отличать себя от других, от выполняемой деятельности и ее результатов. Уникален каждый ребенок, семья, образовательное учреждение, т.к. не каждый человек несет перечисленные субъектные начала. Их наличие обусловливает значимость индивидуального подхода в планировании и организации образовательного процесса, характера взаимодействия с дошкольниками.


Характеристика признаков субъекта невозможна безотносительно к творчеству. Способность к творчеству - способность не только выбирать из того, что предлагается извне, но и созидать новые возможности для удовлетворения потребности целостного самовыражения личности.

Важными чертами является способность действовать по собственному убеждению, аргументировано противодействовать неблагоприятным обстоятельствам, улавливать новые общественные тенденции.

Таким образом, выделение основных признаков, характеризующих человека-субъекта, оценка их значимости помогают определить смысл воспитания ребенка, начиная с раннего детства. Воспитание – это не просто передача предшествующим поколением последующему социального опыта деятельности и отношений, но и формирование субъектных свойств, которые позволяют каждому последующему поколению обогащать и надстраивать этот опыт.
3. Основные направления исследований субъекта в педагогике

Содержание понятий субъект и объект, раскрытие методологических аспектов этих явлений первоначально осуществлялось в рамках философского знания. В педагогической теории появление обозначенных понятий связано с 70-ми годами 20-го столетия. Сегодня разработка проблемы развития человека–субъекта на разных возрастных этапах его становления, поиск путей (содержания, условий, технологий) формирования субъектных качеств ребенка в ДОУ и семье является важнейшей задачей педагогики. Решение этих проблем интегрированно (в теории и практике) дает возможность преодоления противоречий между ними.

Обращение к проблеме субъекта не случайно. Стремление России к переходу в иную социально-экономическую и политическую формацию обусловило необходимость развития активной личности, готовой к творческому преобразованию себя и окружающего. Такая установка привела к формулировке соответствующей цели воспитания на всех ступенях образовательной системы. Появление этой цели в дошкольной педагогике актуализировало идею значимости периода дошкольного детства как самоценного и определяющего в заложении фундамента дальнейшего развития личности.

Рассмотрим, какой путь прошла идея развития человека-субъекта в педагогической теории. Обратимся к рассмотрению основных направлений педагогических исследований в этой области.

1. Традиционное направление – достаточно долго являющееся единственным и сохранившееся до настоящего времени. В рамках указанного направления педагог выступает субъектом педагогического процесса. Ребенок, группа детей – объекты этого процесса, на которых направлен комплекс педагогических воздействий, преследующих обучающие, воспитательные, развивающие цели. В результате системных и целенаправленных воздействий педагога происходит развитие личности ребенка, осуществляется его образование. Под воздействием педагога также понимается процесс управления деятельностью коллектива и отдельных детей в образовательном учреждении. В качестве развивающих рассматривались воздействия на детей взрослых и сверстников. Взаимодействие с педагогом может состояться, но под постоянным влиянием и на базе его воздействия. Тип отношений участников педагогического процесса в русле этого направления – субъект-объектный.



С хематично описанный тип отношений можно представить следующим образом: Sb Ob

2. Направление, раскрывающее субъект-субъектный тип отношений участников педагогического процесса. Изучение такого типа взаимодействия приводит к выводу, что каждый может быть и субъектом, и объектом, каждый в полной мере может влиять и находиться под влиянием. Педагог и дети, в этом направлении исследований, видятся как субъекты разных видов деятельности, изучаются возможности межсубъектного взаимодействия (Буре Р.С., Давыдов В.В., Лисина М.И., Маркова А.К., Поддъяков Н.Н, Щукина Г.И. и др.).

Появление этого направления в педагогической науке обусловлено противоречием между объективной потребностью общества в инициативных, личностно ответственных людях и отсутствием разработанной системы их подготовки в образовательных учреждениях. Возникающее противоречие указывает на две стороны проблемы. С одной стороны - это поиск соответствующих технологий в сфере образования, с другой - подготовка педагогов, готовых к воспитанию такой личности на разных ступенях образования.

С хематично этот тип отношений участников педагогического процесса отображается так: Sb Sb.

3. Третье направление понимания проблемы субъекта в педагогике является результатом анализа первых двух. В субъект-субъектный тип отношений участников педагогического процесса органично включается третий элемент - объект (или совокупность объектов), на который направлены исследовательские, познавательные, преобразующие и другие действия. Действия субъектов взаимосвязаны между собой и направлены на объект или их совокупность. Например, на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ педагог и дошкольники в совместной деятельности создают рисунки, подделки и др. работы. Их действия направлены на лист бумаги, картон, пластилин и др. объекты.

В теории субъект-субъектного взаимодействия в качестве субъектов могут выступать: ребенок, педагог, коллектив как совокупный субъект (детский, педагогический). Примером опыта организации в педагогическом процессе субъект-субъектных отношений могут стать методики педагогов-новаторов (Амонашвили Ш.А., Лысенковой С.Н. и др.)


О тобразим в виде схемы: Sb Sb




Ob

Необходимо отметить, что сегодня проблема воспитания субъектных качеств ребенка находится на этапе разработки. Недостаточно изучены механизмы перехода ребенка с позиции объекта на позицию субъекта. Проблемной областью в дошкольной педагогике выступает определение эффективных форм, методов, целостных технологий организации педагогического процесса с целью обеспечения субъектной инициативы, творчества детей и педагогов. Поставленная проблема обнажает ряд вытекающих из нее частных проблем.

а) В реальном педагогическом процессе необходимо рассмотреть педагога как субъекта: возможности и условия проявления им субъектных качеств, система отношений с детьми в совместной деятельности, отношений с другими педагогами и администрацией. Существенным является вопрос: "Всегда ли педагог является субъектом в образовательном процессе?" Важным аспектом исследовательской деятельности выступает определение специфичности взаимодействий педагога в профессиональной деятельности. Неоспорим тот факт, что он находится в разной мере субъектности, в зависимости от ситуации деятельности (например, принимает указания администрации в отношении организации обучения и воспитания детей, находится в позиции оценивания со стороны детей, их родителей и т.д.).

б) Рассмотрение ребенка как субъекта педагогического процесса также не однозначно. Значительная часть педагогов, характеризующихся авторитарным стилем общения с детьми, мотивационно и технологически не готовы воспринимать ребенка как равноценного партнера (особенно в раннем и дошкольном возрасте). Другие считают, что нет необходимости вводить в систему отношений педагог – ребенок понятие субъект. Третьи, не имеют достаточно четкого представления о том, каким должно быть отношение педагога к этому субъекту и как формировать его субъектные качества. Возникает множество вопросов. Достаточно ли относится к ребенку как субъекту для формирования у него соответствующих качеств? Как строить отношения с ребенком? Как учитывать возрастные и индивидуальные особенности? Ответить на эти вопросы предстоит ответить педагогике. Мы в ходе совместной работы на лекционных и семинарских занятиях также сделаем попытку дать свой вариант решения обозначенных проблем.


в) Еще один блок педагогических проблем, связан с процессом организации межсубъектных взаимодействий (взаимодействий субъект-субъектного характера) – особая форма активности и сотрудничества в учебно-воспитательном процессе. Она дает возможность ребенку развивать субъектные качества, педагогу – приумножить их, достигая творческого уровня развития. Субъект-субъектные отношения развиваются в постоянном движении, пересечении идущих навстречу друг другу мнений, суждений, потребностей, позиций. Этот блок проблем связан с поиском новых подходов к содержанию и формам сотрудничества.

г) Область педагогических поисков связана с выявлением способов диагностики хода и результатов педагогического процесса при учете его межсубъектного характера, возможностей осознанного участия в диагностике и самодиагностике всех участников взаимодействия.

Обозначением проблем в этой области педагогики как полем для самостоятельного и совместного рассуждения закончим третий вопрос темы.
4. Дошкольник как субъект педагогического процесса в ДОУ

Осознание общетеоретического понимания содержания понятий "субъект", "объект", изучение проблемы субъекта образовательного процесса в педагогике позволяет перейти к специфике рассмотрения этого явления в дошкольной педагогике. Кто является субъектом педагогического процесса в дошкольном учреждении? Кто он – партнер педагога? Какими особенностями он обладает на разных этапах дошкольного детства?

Итак, мы знаем, что дошкольный период – период от 0 до 6 (7) лет. Вместе с тем, дошкольное детство подразделяется на ряд возрастных этапов, характеризующихся относительной самостоятельностью и специфичностью. Принадлежность к каждому этапу определяется анатомическими, физиологическими, физическими, психическими показателями. Следуя возрастной периодизации Эльконина Д.Б., обозначим эти этапы.

Младенческий возраст (от рождения до 1-го года) – включает в себя этап новорожденности (от рождения до 1, 2 месяцев).

Ранний возраст (от 1 до 3 лет).

Преддошкольный возраст (от 3 до 5 лет).

Собственно дошкольный возраст (от 5 лет до поступления в школу).

Вопрос о точных хронологических границах дошкольного возраста остается дискуссионным. В разных странах мира дети приступают к школьному обучению от 5 до 7 лет. В РФ, как вы знаете, школьный возраст начинается с 6, 7 лет. Определяя собственную позицию в этом вопросе, необходимо помнить, что переход на школьную ступень должен быть физиологически и психологически обусловленным. Это значит, что ребенок по состоянию здоровья, уровню развития психических процессов должен соответствовать необходимому для младшего школьника уровню. При этом не всегда хронологический возраст ребенка совпадает с необходимыми требованиями к этому периоду развития. И специалистам дошкольного образования, и родителям важно это учитывать, своевременно осуществляя подготовку ребенка к школьному обучению.