ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 233

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7. Светское общение – общение беспредметное, при котором говорят то, что принято, а не то, что думают.
Тема 14. Мотивы и потребности.
1. Определение понятий мотивы и потребности.
Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость.
Потребность - исходная форма активности индивида, состояние нужды в чем-либо, что необходимо для его нормального функционирования. Потребность может быть осознанной и неосознанной. Когда она осознанна, у чела возникает побуждение к деятельности.
Мотивы формируются на основе потребностей
2. Потребностно-мотивационная основа поведения человека.
В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регулятивная. Побуждение обеспечивает активность и направленность поведения, а регуляция обеспечивает гибкость и устойчивость поведения в различных условиях. Психические процессы, свойства и состояния обеспечивают в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с мотивацией и мотивами.
Формирование, развитие и становление личности – это в определенном смысле слова процесс формирования и развития потребностей человека, прежде всего социальных: процесс развития потребностно-мотивационной сферы личности. В отличие от потребностей животных, носящих более или менее стабильный характер и ограниченных в основном биологическими нуждами, потребности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни.
Именно потребности вызывают у человека стремление принимать меры, действовать по устранению возникшего негативного состояния дискомфорта.
В потребностях человека выражаются характер и степень его зависимости от конкретных условий существования. Кроме того, сама обстановка может актуализировать различные потребности в человеческой жизнедеятельности.
Потребности не существуют в виде физиологических или психических устойчивых образований. Они проявляются в форме состояний организма и психики человека. По мере удовлетворения та или иная потребность перестает существовать, функционировать (и действовать) как реальное состояние дискомфорта.


3. Структура человеческих потребностей по А.Маслоу.


По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью.Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме.
4. Структура мотивационной сферы человека.
В структуру мотивационной сферы деятельности человека обычно входят потребности, мотивы и цели. Потребности - это нужда человека в чем-то. В свою очередь, мотивами называются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той или другой деятельностью. Цель же деятельности - это образ того результата, к которому человек стремится, осуществляя ее.
Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по широте, гибкости и иерархической организации.
Широта мотивационной сферы - это качественное разнообразие мотивационных факторов, мотивов, потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.
Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются книги, периодическая печать, общение с людьми.
Широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта - это разнообразие потенциального круга предметов, способных служить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость - подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.


Иерархическая организация - это характеристика строения каждого из уровней мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивации. Один мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различии в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархичность мотивационной сферы.
5. Мотивации избегания неудач и достижения успеха.
В психологии выделяют два вида мотивации: мотивацию избегания неудач и мотивацию достижения успеха.

Мотивация избегания неудач:
Мотивация избегания неудач побуждает человека выстраивать своё поведение и свою жизнь таким образом, чтобы в ней было как можно меньше провалов, ошибок, неуспеха. Такой человек осторожен, боязлив и тревожен, не любит рисковать, старается «подстелить соломку» в любом деле.
Мотивация достижения успеха
Мотивация достижения успеха способствует тому, что человек в своём поведении и жизни в целом направлен на достижение целей, на преодоление препятствий, на получение желаемого. Такой человек более смел и решителен, не боится рисковать, старается ставить цели и идти к их достижению.
Как видно из описаний и примеров, эти два вида мотивации противоположны друг другу: мотивация избегания побуждает человека удаляться от нежелательного, а мотивация достижения — двигаться к желаемому.
Руководствуясь в своём поведении мотивацией избегания, человек, часто сам того не понимая, расставляет определенные акценты: мозг занят мыслями о нежеланном, и по этой причине именно с нежеланным человеку приходится иметь дело. Забывая поставить себе цель, человек сам бежит, не зная куда.
Если руководствоваться исключительно мотивацией достижения успеха, то можно также придти к нежелательным последствиям. Осознавать трудности и опасности, с которыми можно столкнуться на пути к достижению своих целей, необходимо. И по возможности даже избегать их

Тема 15. Способности
1. Общие понятия о способностях. Природа человеческих способностей.
Три подхода к толкованию понятия «способности»:
- это совокупность всевозможных психических процессов и состояний.

- это высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.
- это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
От способностей зависят легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков. Приобретение же этих знаний и умений, в свою очередь, содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие соответствующих навыков и знаний является тормозом для развития способностей.
Классификация способностей:
1. Природные (естественные) способности
- общие для человека и животных (восприятие, память, способность к элементарной коммуникации)
2. Специфически человеческие способности
а) Общие способности
-определяют успехи человека в самых различных видах деятельности (мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь)
б) Специальные
- пределяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы возможности особого рода и их развитие (музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные)
3. Теоретические и практичекие
- Теоретические и практические способности отличаются друг от друга тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к конкретным практическим действиям.
4. Учебные и творческие
- отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов

Природа способностей:
Современные представления о природе способностей заключаются в том, что природа эта многогранна, на каждую отдельную способность влияет и наследственность, и условия физиологического созревания и роста, и разного рода психогенные факторы, опыт человека и другое.
Самой распространённой ошибкой при рассмотрении природы способностей является отождествление задатков и способностей. Задатки это врождённая "склонность к способностям". Например, если у ребёнка идеально развит слух и в целом слуховой анализатор, то уже в раннем детстве задатки могут превратиться в способности, обучение музыке может сделать из ребёнка талантливого музыканта или композитора. Однако ребёнок не рождается музыкантом или композитором. Строго говоря, нельзя даже сказать, что у него есть задатки к музыке.


2. Врожденные и приобретенные способности.
Природно обусловленные способности - это способности, для развития которых необходимы хорошие, врожденные задатки и которые в основном формируются и развиваются на основе таких задатков. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например — у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других. В остальном по своим способностям, по их набору и механизмам формирования человек и животные принципиально отличаются друг от друга.
Кроме биологически обусловленных, у человека есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде.
Так, социально обусловленными или приобретенными способностями называются такие способности, формирование и развитие которых гораздо больше зависит от обучения и воспитания человека, чем от имеющихся у него врожденных задатков. Приобретенными или социально обусловленными являются высшие способности человека, связанные с выполнением различных, довольно сложных видов профессиональной деятельности.

3. Взаимосвязь задатков и способностей.
Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности, еще их называют задатками, которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития.
Таким образом, задатки - некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.
Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей.
Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.