ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 265
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1. Основные этапы развития социальной психологии как науки. Теоретические и прикладные
задачи социальной психологии, основные парадигмы социальной психологии.
1. Основные этапы развития социальной психологии как науки
Основные этапы развития социальной психологии как науки
Первый этап -становление социальной психологии как науки (с середины XIX в. по 1908 г.). Определяются предмет изучения и основные проблемы. Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии. На этом этапе решение и теоретический анализ социально-психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т. д. большинство работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.
Второй этап (до середины 40-х гг. XX в.) характеризуется появлением научных социально-психологиче ских школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты сследования. Один из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода - 1С. Левин, создатель теории групповой динамики. Исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых групп, лидерства, личности в группе и т. д. Было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разрабатывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.
Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней). Он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает свое развитие, фундаментальные еоретические разработки отступают на второй план. Социальная психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузовские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей. Такое пристальное внимание к социально-психологическим вопросам вызвано потребностями овершенствования и стабилизации общественных отношений на всех уровнях социальной стратификации. Разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др
2. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии
Теоретические задачи:
- поиск и нахождение точных определений изучаемых явлений;
- классификация социально-психологических явлений с уточнением их особенностей;
- изучение генезиса соответствующих явлений;
- исследование развития социально-психологических феноменов;
- научное объяснение природы соответствующих явлений;
- выяснение связей, существующих между различными социально-психологическими и другими явлениями.
Прикладные задачи:
- выявление проблем, с которыми сталкиваются люди в их повседневной жизни;
- разработка методов социально-психологической диагностики;
- создание и апробация методов социально - психологического воздействия;
- поиск, научное обоснование и разработка практических способов решения реальных жизненных проблем людей;
- оценка успешности их решения;
- подготовка практических социальных психологов в высших учебных заведениях;
- взаимодействие социальных психологов с другими специалистами в решении практических проблем.
3. Основные парадигмы социальной психологии.
Парадигма – совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе.
Естественно-научная парадигма в социальной психологии ориентировалась на идеал строгого объективного физического знания и отрицала специфику исследования человека.
Позитивистская парадигма придерживается убеждения в принципиальной познаваемости внутренних каузальных механизмов, управляющих социальным поведением.
Неопозитивистская парадигма - социальная психология понимается как ветвь психологии, которая изучает процесс взаимодействия людей. Главная цель социальной психологии состоит в установлении общих законов для описания и объяснения социального взаимодействия.
Парадигма преобразования – ведущая парадигма отечественной социальной психологии. В её основе лежит идея Маркса, согласно которой, для того, чтобы объяснить (понять) объект или явление, необходимо попытаться его изменить, преобразовать, подчинить. Основным методом познания признаётся метод преобразования и конструирования реальности.
Парадигма социального конструкционизма. Приверженцы этой парадигмы утверждают, что в индивиде от рождения заложены некоторые тенденции, побуждающие его мыслить, оперировать категориями и обрабатывать информацию.
Основные парадигмы социальной психологии:
1. Парадигма объяснения
- направлена на объяснение причин возникновения социально-психологических явлений, главная модель — человек «реагирующий»
Предметом современной американской социальной психологии является общественное поведение человека и то влияние, которое он оказывает на других в процессе взаимодействия с ними.
2. Парадигма понимания
- основу этой парадигмы составляют социальная философия и этика, принципы социологической и кросс-культурной социальной психологии.
Главное отличие парадигмы «понимания» от парадигмы «объяснения» состоит в признании специфики человека и общества как разных, но взаимосвязанных объектов познания.
Основная модель человека -
человек образующий и интерпретирующий смыслы с помощью символов.
Человек формируется обществом через культуру и одновременно является ее активным творцом.
3. Парадигма преобразования.
- для того, чтобы объяснить какое-либо социально-психологическое явление, а соответственно и понять его, надо попытаться его изменить, преобразовать. Основной метод познания – это метод преобразования, мысленного или практического конструирования социальной реальности, главная модель — человек «действующий»
Тема 2. Психология общения.
1. Психология общения
Психология общения представляет собой науку, изучающую и решающую проблемы, которые возникают при установлении контакта между людьми.
При общении одного человека с другим, каждый из них должен четко понимать какую
цель он преследует, какой в этом смысл и дальнейшие перспективы.
Зачастую в процессе самого общения и по его окончанию возникают
проблемы, так как человек не контролирует данный процесс, для него он является спонтанным и неорганизованным, а значит непредсказуемым и не удовлетворяющим интересы и потребности контактирующих людей и отдельного человека в целом.
При общении с кем-то с целью получить психологическую разгрузку, как зачастую делают женщины, необходимо быть бдительным и не дать возможность вытащить из вас какие-либо важные сведения, которые могут быть использованы против вас, а также не позволять внушать вам плохие мысли.
Следовательно, важно всегда задавать себе вопрос – для чего вы общаетесь с тем или иным человеком, какого результата вы ждете от данного общения, какие цели преследуете, и как необходимо устанавливать контакт с человеком, чтобы их достичь. Крайне важен внутренний диалог в процессе общения – нужно уметь вести два диалога одновременно.
2. Содержание, цели и средства общения.
Обще́ние — «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)
Содержание общения - информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде.
По содержанию общение может быть представлено как:
-
материальное (обмен предметами и продуктами деятельности) -
когнитивное (обмен знаниями) -
кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями) -
мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями) -
деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)
Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.
Они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических и пр. Цель общения состоит в следующем:
- передача информации;
- обмен информацией;
- понимание и гармонизация себя;
- самоорганизация в мире людей (самоутверждение);
- понимание других
По целям общение делится на биологическое и социальное.
Биологическое - это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.
Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
Средства общения — это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения