ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 271
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Личность определяется через триединство :
• что человек хочет (направленность как мотивационно-потребностная сфера);
• что он может (способности, дарования);
• что он есть (характер).
Структура личности в работах К.К.Платонова
Подход К.К.Платонова понимает под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру. Выделил следующие подструктуры: направленность, опыт{знание, умение, навыки}; индивидуальные особенности различных форм отражения {ощущение, восприятие, память}, и, наконец, объединенные свойства поведения.
I. Знания, умения, навыки – являются основополагающими звеньями определяющими трудовую деятельность человека. В процессе труда не только рождается продукт труда I, но и он сам формируется в труде. В трудовой деятельности – взаимосвязь II и III.
II. Восприятие – осознание чувственно данного предмета и явления.
Ощущение – отражение отдельного чувстенного качества.
Память – психический процесс это запись, сохранение и последующее воспроизведение прошлого опыта.
Мышление – процесс познавательной деятельности, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением действительности.
III. Темперамент – индивидуально своеобразное свойство психики определяющее динамику психической деятельности человека, которые везде проявляются в одинаковой мере.
Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся в деятельности и общении.
К. Платонов считал, что структура личности включает четыре уровня
-
социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества); -
биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности); -
опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек); -
индивидуальные особенности различных психических процессов .
Структура личности в работах А.Н. Леонтьева
Личность, согласно А.Н.Леонтьеву, характеризует, во-первых, «богатство, многообразие действительных отношений субъекта, составляющих его жизнь. Это и есть основание, реальный базис личности»[9,c.15]. Леонтьев, правда, делает оговорку: не всякая фактически осуществляющаяся деятельность человека есть часть его жизни. Отдельные деятельности могут отчуждаться от человека. Мы делаем целый ряд вещей, которые к нашей жизни могут не иметь отношения, быть чем–то внешним для нее.
Вторая характеристика – «степень развития «вторичных», высших связей действий (мотивов) между собой – их иерархизации. (Это именно степень развития личности», ее генетическая характеристика. Таким образом, вектор развития личности — это одновременно вектор ее иерархизации, упорядочивания.
И третья характеристика – это тип строения личности: моновершинный, поливершинный и т.д., тот есть имеется в виду общий структурный профиль. Не всякий мотив или жизненная цель способна стать вершиной, вынести всю нагрузку вершины личности.
6. Формирование и развитие личности.
В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Поскольку человек – существо социальное, то не удивительно, что с первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия.
Являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Этот процесс, а также последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта называется социализацией.
Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт, что является основой другого процесса – индивидуализации.
Процесс социализации, а следовательно и процесс формирования личности, может осуществляться как в рамках специальных социальных институтов, например в школе, так и в различных неформальных объединениях. Важнейшим институтом социализации личности является семья. Именно в семье, в окружении близких людей, закладываются основы личности человека.
В психологии принято подразделять социализацию на первичнуюивторичную. Обычно вторичную социализацию связывают с разделением труда и соответствующим ему социальным распределением знаний. Иначе говоря, вторичная социализация представляет собой приобретение специфического ролевого знания, когда социальные роли прямо или косвенно связаны с разделением труда.
Социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности.
Тема 19. Самоактуализация личности
1.Проблема самосознания личности в изложении С.Л.Рубинштейна.
Наиболее проработанной категорией в концепции С.Л. Рубинштейна является понятие сознания, описанное им с точки зрения филогенеза, социогенеза и онтогенеза. Для разведения понятий фило- и социогенеза сознания С.Л. Рубинштейн проводит критический анализ различных психологических и физиологических теорий эволюции психики, и приходит к выводу, что животное формирует психику в процессе жизнедеятельности, человеческое же общество, изменяя природную среду, меняет и собственную психическую природу .
Формирование индивидуального сознания современного человека строится по принципу освоения накопленного культурного опыта, но в отличие от других отечественных школ, субъектно-деятельностный подход рассматривает развитие как череду «открытий», иначе освоение будет поверхностным и формальным .
Сознание С.Л. Рубинштейн рассматривает в двух взаимосвязанных аспектах: переживание и знание (высших ступеней объективности знание достигает только как общественное познание, как система научных знаний; индивидуальное знание отправляется от общественного и потом к нему же возвращается, обогащая культурное наследие). Таким образом, в сознании объединяются реальное и идеальное. Функцией сознания является регуляция поведения, то есть «приведение его в соответствие с потребностями людей и объективными условиями, в которых оно совершается»
2.Формирование Я-концепции личности.
Результатом процессов самосознания можно считать Я-концепцию. Понятие Я-концепции появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии, представители которой стремились к рассмотрению целостного, уникального человеческого «Я». Английский психолог Р. Берне в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой». Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека.
В структуре Я-концепции выделяют три составляющих:
-
Когнитивная составляющая, или образ «Я», включает представления индивида о самом себе. -
Оценочная составляющая, или самооценка, включает аффективную оценку представления о себе. -
Потенциальная поведенческая составляющая, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны "образом Я" и самооценкой.
3.Личностная идентификация.
Личностная идентификация — это установление и сохранение в себе постоянного и неизменяемого ядра личности, о котором человек может сказать: «Это я». В противном случае личность потеряется за множеством своих ролей.
Идентифицируя себя с определенными группами и общностями, человек испытывает потребность «атрибутировать» себя, то есть объяснить причины и следствия своей групповой солидарности, ответить на вопросы «почему это моя группа?» «и что из этого вытекает?».
Исследователи подчеркивают разрушительное воздействие на личность неспособности без проблемы идентифицировать себя с группой. Оценивание составленного о себе образа в результате идентификации с низко оцениваемой обществом группой человек воспринимает болезненно, и потому люди вырабатывают разнообразные стратегии, направленные на ослабление этого эффекта.
Болезненно проходит и для человека идентификация с непопулярными в обществе социальными группами. Прежде всего, речь идет о пожилых людях, вышедших из активного возраста.
Отсутствие значимых ценностей вызывает у пожилого человека различные чувства. Во-первых, это ощущение собственного физического обесценивания: он уже не может быть привлекательным, стройным и энергичным, то есть не соответствует стандартам внешности, принятым обществом как ценность. Во-вторых, его умственные возможности также снижаются, поле получаемой им информации сужается и уменьшается способность усвоить и правильно — в духе активного поколения — эту информацию интерпретировать.
4.Самоактуализация и самореализация личности.
По мнению одного из основателей гуманистической психологии А.Маслоу «…суть развития человека (самоактуализация) – стремление реализовать в процессе жизнедеятельности свой врожденный потенциал». А.Маслоу в своих обобщающих исследованиях по гуманистической психологии дал подробную психологическую характеристику самоактуализирующимся людям, отметив следующие их личностные особенности:
-
более эффективное восприятие реальности; -
принятие себя, других и природы; -
непосредственность, простота и естественность; -
центрированность на проблеме; -
независимость и потребность в уединении; -
автономия: независимость от культуры и окружения; -
свежесть восприятия; -
вершинные или мистические переживания; -
общественный интерес; -
глубокие межличностные отношения; -
демократический характер; -
разграничение средств и целей; -
философское чувство юмора; -
креативность; -
сопротивление окультуриванию;
Самоактуализация и самореализация личности сочетаются с ее адаптацией, индивидуализацией и интеграцией в процессе вхождения человека в новую (любую) социальную среду. При этом отмечается гуманистическая направленность индивидуализации.
5.Самопознание и личностный рост.
Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.
Виды самопознания: опосредованное, непосредственное, самоисповедь , рефлексия , познание себя путем познания других, в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности.
По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою сознательную жизнь, но не всегда отдает себе отчет в том, что он осуществляет этот вид деятельности.
Познание себя путем познания других. Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3-8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С этого и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе – он дает ему имя, приучает откликаться на него и т.д.
Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна). Самооценка может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех), нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач).
Факторы, влияющие на самооценку:
-
сопоставление реального «Я» с идеалом, -
оценка других людей и сравнение себя с ними, -
отношение личности к собственным успехам и неудачам.
Процесс самопознания можно представить в виде очередности следующих действий: выявление в себе какого-то личностного качества, фиксация этого качества в сознании, анализ, оценивание и принятие качества. Если человеку свойственна высокая эмоциональность и непринятие себя, у него могут развиться комплексы, а сам процесс превратится в «самокопание».
Процессы самопознания и саморазвития становятся еще более эффективными, если человек обладает знаниями об основах психологии личности и психологии чувств.
Существуют такие способы самопознания личности: самонаблюдение, самоанализ, сравнение, моделирование личности, осознание противоположностей
БЛОК «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»