ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 319

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

185 текущего кадрового состава, обучение сотрудников.
6. Обосновано сделан вывод о том, что в настоящее время важной задачей органов местного самоуправления является создание информационной и телекоммуникационной инфраструктуры города. На основании этого, предложен научно-методический подход к разработке концепции Программы информатизации города Донецка «Цифровой город».
Материалы раздела отражены в публикациях: [144, 151, 155, 157, 160].

186
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В диссертационной работе проведено комплексное решение проблемы реализации теоретических и методологических положений маркетинга территорий как фактора развития социально-экономического развития города. К основным результатам диссертационной работы относятся следующие:
1. Сформулирована, на основе интегрированного подхода, понятие маркетинга территорий как управленческой деятельности, направленной на рыночное позиционирование и дифференциацию, формирование образа территории, улучшение имиджа, роста ее привлекательности, деловой и социальной конкурентоспособности с целью долгосрочного развития территории.
2. Доказано, чтоцель маркетинга территорий для социально- экономического развития города заключается в повышении инвестиционной активности и формировании благоприятного имиджа территории, а задачи, которые ставятся для достижения главной цели маркетинга территории, предполагают три составляющие: социальное развитие города (повышение благосостояния и качества жизни населения ; обеспечение социальных гарантий ; социальное сопровождение семьи и защита прав детей ; обеспечение стабильной работы образовательных, медицинских, социальных, спортивных и развлекательных учреждений), экономическое развитие города (обеспечение стабильной работы промышленных предприятий ; повышение роли малого и среднего бизнеса в экономике города ; содействие активизации инвестиционных процессов в городе), развитие городской инфраструктуры (создание условий для устойчивого функционирования транспортной системы
3. Обосновано, что исторически маркетинг территорий как прошел две стадии развития: стадию инструментов планирования и стадию корпоративного бренда. Исследуя генезис маркетинга и маркетинга

187 территорий, предложено выделение третьей стадии - стадии цифрового маркетинга территорий. Данной стадией предусмотрено два этапа: цифровой брэндинг территорий, целью которого является создание, продвижение локальных продуктов и услуг, а также территории в целом с использованием цифровых технологий, а также формирование и продвижение виртуального потенциала территории с целью повышения конкурентоспособности ее реального потенциала; digital-брэндинга - распространение общей, многоцелевой информации для создания определенного имиджа территории, в расчете на случайное появление спонсоров, инвесторов, туристов и прочие.
4. Раскрыто содержание понятий маркетинга города и дано определение маркетинга города как комплекса инструментов и действий муниципального управления, направленных на создание и поддержание привлекательной репутации территории с целью повышения уровня благосостояния населения.
5. Систематизированы подходы к типологизации маркетинговых стратегий развития территорий и выделено исследование типологизации маркетинговых стратегий на уровне города согласно Д.В. Визгалову, и выделено семь типов маркетинговых стратегий: города – лидеры, города – предприниматели, развлекательные города, города – музеи, умные города, города – посредники, проводники и перекрестки, города уникального имиджа.
На основании проведенного исследования доказано целесообразность дополнения этимологизации маркетинговых стратегий еще одной стратегией - города (государства) де-факто. Место и роль непризнанных государств в современной системе международных отношений весьма противоречивы: во-первых, большинство из них воспринимаются как попытка наций реализовать своё право на самоопределение, право «жить на своей земле» и разговаривать на родном языке; во-вторых, феномен, который возникает в результате кризиса, играет в мировом политическом развитии роль конфликтообразующего и дестабилизирующего.


188 6. Проанализированы инструменты маркетинга территорий в социально-экономическом развитии города, и исходя из современных реалий развития территорий, предложен новый инструмент - современные маркетинговые инструменты, такие как: краудсорсинг, геймификация, сенсорный маркетинг, мобильный интернет, SMM-маркетинг, ГИС – цифровые карты. Выбрать подходящий инструмент маркетинга достаточно трудно. Необходимо учесть множество факторов: маркетинговые цели, стратегию территории, ситуацию на рынке и в экономике в целом, размер бюджета и т.д.
7. Разработан организационно-управленческий подход к формированию устойчивой взаимосвязи между институциональной средой и социально-экономическим развитием города, который в отличие от известных, основан на единстве управленческой цепочки (органы власти – институт – субъект управления – сфера социальных отношений – контрольные индикаторы), с целью выделения позитивных и негативных явлений и тенденций, поиска борьбы с выявленными институциональными барьерами и рисками, а также стимулирования положительных факторов социально-экономического развития территорий.
8. Научно обосновано, что с целью осуществления прорывного научно- технологического и социально-экономического развития, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека, органам государственной власти необходимо ставить перед собой задачу - обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономику и социальную сферу, тем самым образуя цифровую экономику. В ходе исследования,
«цифровой маркетинг территорий» определен как деятельность государственных органов власти и частных структур на основании использования новейших digital-технологий с целью повышения конкурентоспособности реального потенциала территории путем

189 привлечения потенциальных инвесторов и увеличения вовлеченности туристов во всех каналах.
9. Научно аргументировано, что нынешний этап развития маркетинга территорий – это время новых возможностей и перспектив для развития территорий на основе активного использования информационных технологий и инновационных маркетинговых инструментов продвижения территориальных брендов в сети Интернет на основе новейших технологий цифрового маркетинга, На основании этого, разработан концептуальный подход к формированию маркетинга территорий как фактора социально- экономического развития города, который определяет цели, принципы, задачи, подходы, инструменты и стратегические направления развития маркетинга территорий и в отличие от существующих обосновывает важность применения цифровых технологий в современных условиях и их влияние на результативность реализации концепции маркетинга территорий.
10. Обосновано, что в настоящее время маркетинг территорий становится важнейшей составляющей социально-экономической, политической и международной политики органов государственного и территориального управления, особенно для регионов и стран, активно оперирующих на глобальном рынке. В связи с этим, автором предложены 5 этапов проведения анализа социально-экономического развития города: характеристика города, проведение SWOT-анализа уровня развития города, анализ текущего состояния города и установление причинно-следственных связей, определение цели развития города, оценка эффективности достижения главной цели развития города.
11. Проведен анализ уровня развития цифровизации стран ЕАЭС и ЕС, который позволил сделать вывод, что на сегодняшний день важной задачей органов местного самоуправления является создание информационной и телекоммуникационной инфраструктуры города, которая необходима для решения целого комплекса вопросов.


190 12. Доказано, что уровень обеспечения населения города Донецка и
Донецкой Народной Республики в целом информационными услугами является неудовлетворительным, существенно отстающим от городов – мировых центров информатизации. Для преодоления этого разрыва требуется использование в развивающихся отраслях города современных телекоммуникационных и информационных систем, а также вовлечения всех слоев населения города в «цифровой» мир широкого доступа к интегрированным информационным ресурсам.
13. Доказано, что разработка организационного механизма и внедрение цифровых инструментов маркетинга территорий с целью обеспечения социально-экономического развития территории является актуальной научной задачей и предопределяет необходимость разработки концепции Программы информатизации г. Донецка для эффективного использования его потенциала, формирования благоприятного имиджа города и повышения инвестиционной активности.
14. Обоснована целесообразность внедрения в местные органы власти маркетинга территорий посредством создания организационного звена, который будет осуществлять организацию и реализацию маркетинга территорий и выявлять всех субъектов маркетинга на территории с целью их координации.
15. Предложено совершенствование общего организационного механизма администрации г. Донецка управления маркетингом путем создания Координационной комиссии по маркетингу и брендингу города и отдела маркетинга в администрации г. Донецка с целью удовлетворения потребностей по развитию маркетинга территории как фактора социально- экономического развития города Донецка.
16. Обосновано, что решение актуальных проблемных вопросов, стоящих сегодня перед органами государственной и муниципальной власти, возможно путем создания новой модели государственного управления за счет использования современных маркетинговых инструментов, в частности

191 краудсорсинга. С этой целью были разработаны составляющие управления городом Донецком с использованием краудсорсинга и схема применения краудсорсинга в деятельности органов местного самоуправления.
17. Разработаны направления развития и ведения страниц в социальных сетях органами местного самоуправления с целью повышения благоприятного имиджа руководства города и города в целом для дальнейшего повышения инвестиционной активности, которые включают: меры организационного и методического характера.
18. Предложено использовать геймификацию, как один из инновационных маркетинговых инструментов, в органах местного самоуправления в нескольких направлениях: подбор сотрудников, мотивация текущего кадрового состава, обучение сотрудников.
19. Обосновано, что в настоящее время важной задачей органов местного самоуправления является создание информационной и телекоммуникационной инфраструктуры города. На основании этого, предложен научно-методический подход к разработке концепции Программы информатизации города Донецка «Цифровой город».


192
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеева, И.Л. Развитие цифровых технологий в экономике и управлении: российский и зарубежный опыт / И.Л. Авдеева, Т.А. Головина,
Л.В. Парахина // Научно-информационный журнал «Вопросы управления». –
Выпуск №6(49). –2017. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2017/06/6/.
2. Агаларова, Е. Г. Потенциал территории и его роль в развитии экономики региона: теоретический аспект / Е.Г. Агаларова, Л.А. Банникова //
Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 211-213.
3. Алехина, Е.С. Формирование понятия и содержания маркетинговых технологий / Е.С. Алехина, И.А. Скрынникова // Современные проблемы экономики и управления. – 2016. – №1 (03). – С. 45 – 49.
4. Андраде,
Э. Основные маркетинговые инструменты для предпринимателей / Э. Андраде. – Exame журнал. . – [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://exame.abril.com.br/pme/ noticias/8-ferramentas-de- marketing-essenciais-para-empreendedores.
5.
Андреев, А.В. Региональная экономика [Текст]: учеб. Для вузов.
Стандарт третьего поколения / А.В. Андреев, Л.М. Борисова,
Э.В. Плучевская. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 464 с.
6.
Анимица, Е.Г. Стратегия развития крупнейшего города: взгляд в будущее (научно-методологический подход) / Е.Г. Анимица, В.С. Бочко,
А.М. Чернецкий. — Екатеринбург: Уральский рабочий, 2003. — 455 с.
7. Аношкин, А.А. Маркетинг территории в интернет-пространстве /
А.А. Аношкин // Проблемы современной экономики. – 2014. – № 2. – С. 273-
275.
8.
Арженовский, И. В. Маркетинг регионов: учебное пособие /
И.В. Арженовский. – Москва. : Юнити-Дана, 2012. – 136 с.
9.
Атаманова, Е. А. Организационно-экономические аспекты формирования системы территориального маркетинга для развития

193 промышленного сектора экономики региона [Текст] / Е. А. Атаманова,
М. Д. Ощепкова. – Пермь : Изд-во НИИУМС, 2007. – 206 с.
10. Аузан,
А.А.
Институциональная экономика.
Новая институциональная экономическая теория: учеб. пособие / А.А. Аузан. – М.:
Инфра-М, 2006. – 333 с.
11. Багиев, Г. Л. Маркетинг [Текст] / Г. Л. Багиев. – Москва :
Экономика, 2010. – 718 с.
12. Бачило, И.Л. Информационное обеспечение государственного регулирования в области экономики. Правовые проблемы / И.Л. Бачило //
Информационное общество. – 2009. – № 2. – С. 19-31.
13. Бекяшев, К.А. Международное право и государства / К.А. Бекяшев
// Евразийский юридический журнал. – М., 2013. – № 6 (61). – С. 12-18.
14. Бельских, И. Е. Территориальные стратегии имиджа туристского бизнеса в мировой экономике / И. Е. Бельских // Региональная экономика. -
2009. - № 8. - С. 62-67.
15. Беляев, В.И. Маркетинг территорий: методология и методы обоснования стратегических решений развития регионов [Текст]: монография / В.И. Беляев, С.Н. Бочаров, О.А. Горянинская, Р.Г. Малахов. –
Барнаул: Изд- во Алтайск. унта, 2015. – 244 с.
16. Беляев, В.И. Маркетинг территорий и преодоление депрессивного состояния регионов России / В.И. Беляев // Вестник Томского государственного университета. 2008. – № 3 (4). – С. 69-82.
17. Бондаренко, В.А. Маркетинг территорий: аспекты финансовой привлекательности инвестирования в территориальную инфраструктуру /
В.А. Бондаренко // Практический маркетинг. – 2007. – № 3. – С. 38–44.
18. Бестолкова, Г.В. Государственные электронные услуги: виды и особенности / Г.В. Бестолкова // Государственное управление. Электронный вестник. – 2017. – № 65. – С. 23-44.
19. Вельяминов, Г. М. Признание «непризнанных» и международное право / Г. М. Вельяминов // Россия в глобальной политике. – 2007. –


194
[Электронный ресурс].

Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/numbers/24/7050.html.
20. Визгалов, Д. В. Брендинг города [Текст] / Денис Визгалов ;
[предисл. Л. В. Смирнягина]. – Москва : Фонд «Ин-т экономики города»,
2011. – 160 с.
21. Визгалов, Д. В. Маркетинг города [Текст] / Д. В. Визгалов. –
Москва : Фонд «Ин-т экономики города», 2008. – 110 с.
22. Власова, Н.Ю. Маркетинг территории в условиях становления цифровой экономики / Н. Ю. Власова, Е.С. Куликова // Цифровизация экономики: Технология VS Человек. – Том 19. – № 3. 2018. – С. 5-18.
23. Воронина, Л.И. Функции и услуги в системе государственного и муниципального управления: монография Л.И. Воронина, С.Н. Костина,
А.В. Томильцев / М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федерал. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, – 2017. – 139 с.
24. Гаврилов, А. И. Региональная экономика и управление [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. И. Гаврилов. – Москва : Юнити-ДАНА, 2002. –
179 с.
25. Гарипов, Р.И. Устойчивое развитие экономических систем: теоретико-методологические подходы / Р.И. Гарипов, Е.Н. Гарипова. —
Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2009. — 195 с.
26. Гасанов, Г.А. Цифровая экономика как новое направление экономической теории / Г.А. Гасанов, Т.А. Гасанов // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2017. – №. 6. – С. 26-39.
27. Гелисханов, И.З. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития / И.З. Гелисханов И.З., Т.Н. Юдина, А.В. Бабкин
// Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. – 2018. –
Том 11. № 6. – С. 22–36.
28. Гидденс, Э. Устроение общества: очерк теории структурации /
Э. Гидденс; перевод с англ. И. Тюрина. – М.: Академический Проект, 2003.
– 528 с.

195 29. Глазков,
Б.М.
Цифровые корпорации:
Опыт цифровой трансформации ПАО «Ростелеком» / Б.М. Глазков // – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docplayer.ru/124197048-Cifrovye-korporacii- opyt-cifrovoy-transformacii-pao-rostelekom-boris-glazkov-vice-prezident-po- strategicheskim-iniciativam.html.
30. Гоббс, Т. Избр. Произведения: В 2 т. – Т. 2. – М.: Мысль, 1964. –
748 с.
31. Гребенников,
В.Г.
Великая
Монополия
(записки государственника) / В.Г. Гребенников // Экономическая наука современной
России. – 1999.– №3. – С. 64-78.
32. Грицай, О. В. Центр и периферия в региональном развитии [Текст]
/ О. В. Грицай. – Москва : Наука, 1991. – 176 с.
33. Гусева,
К.
Ранжирование субъектов
РФ по степени благоприятности инвестиционного климата [Текст] / К. Гусева // Вопросы экономики. – 1996. – № 6. – С. 90-99.
34. Данилин,
А.В.
Электронные государственные услуги и административные регламенты. От политической задачи к архитектуре
«электронного правительства» / А.В. Данилин – М.: Инфра-М, 2011. – 336 с.
35. Данченок, Л. А. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах [Текст] / Л. А. Данченок. – Москва : Маркет ДС
Корпорейшн, 2010. – 758 с.
36. Долженко, Р.А. Краудсорсинг как инструмент совершенствования организации, государства и общества: монография / Р.А. Долженко //
Барнаул: Изд-во Алтайскогоун-та. — 2014. — 133 с.
37. Дупленко,
Н.Г. Использование инструментов маркетинга территорий в региональных программах социально-экономического развития
/ Н.Г. Дупленко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.
– 2011. – № 1. – С. 59–64.
38. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. –
М.: Канон, 1995. – 352 с.