ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 549
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2 60
«Вы чувствуете, что начальник, жена и обстоятельства — все против вас.
Вы злитесь, но сдерживаете себя». Горизонтальная интерпретация по
зволяет установить содержание, обрисовать проблему, понять ее смысл.
Обычно она готовит появление вертикальной интерпретации. Верти
кальная интерпретация проникает в источник психологического конф
ликта, возвращая к точке фиксации. Например: «Вы боитесь говорить об этом, потому что думали, что я буду смеяться над вами, как делал это отец».
Путь от интерпретации к пониманию обозначается как этап тща
тельной проработки. Это путь от инсайта к пониманию пациентом са
мого себя. Из всех процедур анализа тщательная проработка — самая длительная по времени. Иногда она затягивается на полгода и более.
Анализ сопротивления
Сопротивление выражается разными способами: оно может выра
жаться в молчании; маскироваться под скуку; пациент может много го
ворить, избегая определенных тем, описывая мелочи и незначительные детали, но умалчивая о чувствах; проявляться в абстрактных, баналь
ных рассуждениях по поводу содержания конфликтных переживаний;
в рассказах о событиях без эмоционального включения в рассказ; в от
сутствии сновидений; в воспроизведении только событий прошлого или фокусировке на настоящем без уяснения их связи; в опоздании на сеанс или прерывании лечения.
Может встретиться и менее явное сопротивление, когда пациент создает иллюзию работы над переживанием, обсуждает предлагаемый материал, соглашается с интерпретациями, но не достигает инсайта по проблеме. На наличие сопротивления могут указывать противоречия между вербальным и невербальным поведением. Например, пациент говорит: «Я очень любил отца» — и при этом сжатыми кулаками сту
чит по колену.
В русле психодинамической терапии сформулированы нормы построения терапевтического процесса, анализ начинается с поверх
ности.
Необходимо проанализировать наличие сопротивления, прежде чем подходить к содержанию. Сопротивление — это бастион, кото
рый нельзя обойти. Если попытаться это сделать, враждебные ана
лизу силы окажутся в тылу и будут саботировать терапевтический процесс. Отсутствие проработки сопротивления ведет к повторению закрепившихся у пациента защит. Если же оно проанализировано,
Классический психоанализ
61
Эго укрепляется и становится способным освоить новую порцию Ид.
Например, пациент говорит «мертвым» языком о своих чувствах,
смущается. Сначала прорабатывается, что вызывает смущение, ина
че пациент в дальнейшем окажется неспособным передать свои пе
реживания. Работа с сопротивлением приводит к выявлению конф
ликта и таким образом анализ содержания становится логичным и неизбежным. Если психоаналитик затрагивает слишком глубокие пласты, то он рискует не получить отклика изза глухой стены со
противления. Поэтому анализ проводится, начиная с поверхности.
Пациент сам определяет тему сеанса, поскольку он отталкивается от поверхности и замечает то, что уже готово для осознания. Психоана
литик управляет ходом сеанса в соответствии с пониманием пробле
мы и логики ее разрешения.
Работа с сопротивлением проходит следующие этапы:
1. Распознание. Когда сопротивление только проявляется, его заме
чает лишь психотерапевт. На этом этапе анализ преждевремен, паци
ент легко может отрицать сопротивление. Когда же оно становится заметным, психотерапевт демонстрирует его пациенту.
2. Демонстрация. Вначале психотерапевт указывает на наличие со
противления, не интерпретируя его содержания и источника. Наилуч
шим методом для демонстрации является конфронтация. Психоанали
тик может сказать: «Мне кажется, вам трудно говорить о сексе» или
«Вы, кажется, чегото избегаете» и т. п. На этом этапе психоаналитик не интерпретирует источник и мотив сопротивления. Ему важно пока
зать, что сопротивление — естественная реакция, феномен, с необходи
мостью возникающий в психоанализе. Критика, неодобрение со сторо
ны психотерапевта могут стать серьезным испытанием для рабочего альянса.
3. Прояснение мотивов и форм сопротивления. Чаще начинают с выяснения мотива, или причины, сопротивления: какого болезненно
го аффекта пациент старается избежать (тревога, вина, стыд, депрес
сия). Подсказкой может служить невербальное поведение. Стиснутые челюсти, сдавленный голос, сжатые кулаки могут указывать на сдер
живание печали. Дрожащий голос, вздрагивания, сухость во рту не
редко сопряжены со страхом, тревогой.
Тут уместна конфронтация: «Вы чегото боитесь». Если же психо
аналитик не уверен, что правильно понял эмоцию, он предпочитает спросить: «Как вы чувствовали себя, когда рассказывали о жене?»
Если пациент затрудняется в прояснении того, чему он сопротивляет
Глава 2 62
ся, то можно предложить ему сосредоточиться на вопросе: «Что меня печалит?»
После прояснения мотива определяется форма сопротивления, —
то, как пациент сопротивляется. Следует отметить, что прояснение нередко начинается с формы сопротивления. Это особенно эффек
тивно, если его проявления не характерны для пациента (например,
пунктуальный пациент опаздывает на сеанс).
4. Интерпретация сопротивления. Цель — дополнить картину со
противления, выявить, на основании какого конфликта возникло пре
пятствие на пути анализа. На этом этапе проясняется, каким образом возник конфликт, как он проявляется в жизни пациента, какие образ
цы поведения и эмоционального реагирования он породил.
5. Проработка. Необходимость этого последнего этапа вызвана тем,
что Фрейд называл «залипанием либидо», а Юнг — «психической инер
цией». Цель — преодоление сопротивления Ид. Проработка является прослеживанием влияния уже осознанного конфликта на разные жиз
ненные события, это повторение, расширение анализа сопротивления.
Проработка позволяет углубить понимание пациента за счет увеличе
ния количества привлекаемого материала. Интерпретация вновь воз
никших сопротивлений проясняет проблему и ведет к более устойчи
вым результатам. Постепенно снимая наслоение защит, преодолевая возникающие препятствия, анализ продвигается в направлении к ис
точнику конфликтных переживаний.
Анализ переноса
Поскольку пациентом владеют сильные бессознательные импуль
сы, через какоето время они начинают направляться на психотера
певта. Возникает трансфер. По отношению к психотерапевту пациент начинает испытывать эмоции, которые определяются не реальной си
туацией их взаимодействия, а образцами эмоционального реагирова
ния из прошлого.
Психотерапевт придерживается следующей манеры поведения. Он не прекращает развитие трансфера, не исправляет искажений в вос
приятии отношений, но и не принимает роли, которую ему навязыва
ет пациент, не провоцирует трансферных реакций. Поведение анали
тика лишено личностной окраски, он выступает в качестве «белого экрана», на который пациент проецирует образцы своего детства.
Пациент может выражать недовольство аналитиком или просить утешить его. Психотерапевт же, не принимая чувств на свой счет,
Классический психоанализ
63
стремится проанализировать их истинную направленность. Фрейд сформулировал правило абстиненции, в соответствии с которым пси
хоаналитик не должен давать замещающих удовлетворений. Напри
мер, если пациент бессознательно хочет получить от аналитика утешение или, наоборот, наказание, психоаналитик фрустрирует эти инфантильные потребности, проясняя их. Депривация невротических желаний ведет к более глубокой регрессии, оживляет старые чувства и отношения. В этой перспективе они становятся видимыми для ра
ционального Эго.
Некоторые пациенты отказываются анализировать свои чувства по отношению к терапевту, считая их либо случайными, либо естествен
ными, вызванными самим терапевтом. Поэтому аналитик объясняет,
что трансфер — важный элемент лечения, что на этой модели может быть представлена вся его жизнь, способ строить взаимоотношения с людьми.
Процесс работы с трансфером проходит этапы, сходные с анализом сопротивления.
1. Вначале трансфер демонстрируется. Например, психоаналитик использует конфронтацию: «Вы, кажется, злитесь на меня?» или
«Вы боитесь говорить о своих чувствах ко мне».
2. Затем он проясняет ситуацию, рассматривая детали, отыскивая те слова, действия, которые послужили пусковым механизмом для запуска трансферной реакции.
3. На этапе интерпретации исследуются чувства, фантазии пациен
та в отношении аналитика.
4. Проработка предполагает отыскивание тех людей и ситуаций, в от
ношении которых воскрешаются анализируемые чувства. Рас
сматривается их влияние на жизнь пациента, принятые им реше
ния и т. п. При этом важно найти первоначальный объект, который определил данный способ реагирования.
Следует учитывать, что не все аспекты отношения пациента к ана
литику являются трансферными. Например, испытываемая в начале терапии тревога не обязательно трансферная, хотя и может повторять тревогу по поводу другого важного события в жизни пациента.
В противоположность трансферным отношениям в психоанализе развивается терапевтический альянс. Ослабленное в результате рег
рессии Эго пациента для контакта с реальностью опирается на Эго аналитика. Идентифицируясь с ним, пациент сохраняет способность
Глава 2 64
к самонаблюдению и желание продолжать анализ, несмотря на возни
кающие трудности.
Для создания хорошего терапевтического альянса необходимо сильное Эго психоаналитика. Работа может быть успешной, только если терапевт действует объективно, осознавая неадекватность реак
ций пациента. Поэтому важным условием ясности переноса является элиминирование (устранение) эмоциональных проявлений аналити
ка. Фрейд писал, что аналитик не должен быть для пациента прозрач
ным как стекло. Наоборот, подобно зеркалу, он должен отражать чув
ства пациента, делать их для него видимыми.
У терапевта, как и у всех людей, есть неосознанные чувства. Эти переживания влияют на отношения с пациентом. Неосознанные же
лания и чувства, «слепые пятна», могут исказить, затуманить вос
приятие, и тогда трансфер не будет обнаружен и проанализирован.
Например, если у терапевта затруднена самореализация, он пережи
вает себя как малоценную личность, то он не заметит позитивного переноса и будет принимать восторги и зависимость пациента как естественное и необходимое выражение оценки своего труда. После
дующее проявление противоположных чувств застанет его врасплох и приведет к прекращению терапии.
Потребность терапевта доминировать, властвовать проявится в том, что он станет играть роль авторитарного отца, которую ему с го
товностью предложит ктото из пациентов. В подобных случаях про
цесс потеряет свой смысл как терапевтический и будет воспроизведе
нием старых клише.
Если проблемы психоаналитика какимто образом связаны с про
блемами пациента, то свои бессознательные конфликты он может про
ецировать на пациента. Пациент становится как бы значимым лицом из окружения аналитика в детстве либо играет роль его самого.
Если у терапевта проблемы в сексуальной сфере, то он станет рас
сматривать пациентов сквозь призму сексуальных проблем. Это может стать серьезной преградой для понимания пациентов. Данную пробле
му заметил еще Фрейд в своей собственной работе и поэтому рекомен
довал аналитикам прохождение психоанализа каждые пять лет.
Безусловно, терапевт не может быть совершенно беспристрастным,
и в отношении пациента у него возникают эмоциональные реакции —
контртрансфер. Однако помехой анализу являются не сами по себе эмоции, а неосознанность реакции. Неосознанные чувства становятся все более интенсивными в ходе терапии, начинают препятствовать
Классический психоанализ
65
адекватному восприятию пациента и вредить анализу. Если же тера
певт стремится осознать свои чувства, то контрперенос способствует продвижению в терапии.
Профессиональная позиция психоаналитика состоит в том, что он не принимает на свой счет чувства пациента, он не отреагирует контртран
сфер. Анализируя свои бессознательные эмоциональные реакции, тера
певт стремится проработать скрытые конфликты. Нельзя стать хоро
шим психотерапевтом, при этом плохо понимая себя. Аналитик также использует контрперенос для более глубокого проникновения в чувства пациента. Наличие контртрансфера указывает на необходимость само
анализа и супервизии для терапевта.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 38
Анализ сновидений
Особенно значительное место в психоанализе занимает техника ра
боты со сновидениями. В соответствии с представленими Фрейда сно
видение направляется бессознательными импульсами, в которых че
ловек не хочет признаться в сознательном состоянии. Во время сна контроль сознания ослабевает и запретные импульсы выходят нару
жу. Сильными побуждениями сон может быть нарушен, поэтому сно
видение их маскирует, облекая в символы.
Фрейд рассматривал сновидение как перевод скрытого (латентного)
содержания бессознательного на язык символов. Под скрытым содержа
нием понимались вытесненные желания. Явное содержание получается в результате процессов сгущения, смещения и вторичной обработки.
Под сгущением понимается комбинация различных элементов,
даже их наложение друг на друга в одном элементе сновидения. Эти элементы объединяются сходством в переживании. Так, человеку при
снился начальник, но действие происходило в его родном городе, от
куда он давно уехал. При анализе сна пациент вспомнил, что в детстве его побили одноклассники именно в том месте, которое появилось во сне. Оба элемента были связаны с обидой.
Смещение проявляется в том, что в сновидении возникает случай
ный элемент, мало связанный с главным содержанием ситуации, в ко
торой проявилось неосознанное переживание. Например, накануне человек почувствовал неловкость, когда обнаружилась его некомпе
тентность в беседе с деловым партнером. Во сне из этой ситуации при
сутствовал письменный прибор партнера. Переживание неловкости,
будучи травмирующим, могло разрушить сон, и «цензура» его не про
пустила, незамеченной проскользнула лишь одна деталь.
Глава 2 66
Вторичная обработка — это процесс, в результате которого снови
дение приобретает цельность и связанность, заполняются пробелы,
исправляются несоответствия.
Образы сна Фрейд рассматривал как знаки, которые психоаналитик должен расшифровать, как ребус. Он считал, что большинство образов —
универсальные, общие для всех людей символы, имеющие сексуальную природу и отражающие инфантильные побуждения. Символы ассоциа
тивно связаны со скрытым содержанием и напоминают его элементы или по функции, или по форме.
Один и тот же символ для разных людей может приобретать разный смысл. Так, образ огня может быть и символом чувственности, и симво
лом Бога. Огонь может означать и тепло, уют, и опасность. Таким обра
зом, он может быть связан и с удовольствием, и со страхом, и с агрессией.
Сон о наготе может означать и сексуальное влечение, и эксгибиционизм,
и желание быть искренним, и страх перед разоблачением.
Главным методом исследования сновидений является метод сво
бодного ассоциирования. При анализе сновидений необходимо соблю
дать три основных правила.
1. Не обращать внимания на внешнее содержание сновидения неза
висимо от того, понятно оно больному или кажется абсурдным,
так как оно все равно ни в коем случае не соответствует искомо
му бессознательному.
2. Сновидения следует разбивать на элементы, каждый из которых исследуется в отдельности. При этом пациента просят «объяснять»
каждый элемент сновидения первыми пришедшими в голову сло
вами, то есть свободно ассоциировать. Получается нечто подобное
«ассоциативному эксперименту» с той лишь разницей, что в снови
дении «словораздражитель» заменено чемто, что само исходит из душевной жизни видевшего сон, из того, что само может быть «про
изводным от комплексов».
3. При анализе сновидений исследователь должен набраться терпе
ния и подождать, пока «скрытое, исконно бессознательное не воз
никнет само».
При анализе сновидений врач наталкивается на сопротивление. Как раз те мысли, которые пациент пытается подавить, оказываются наибо
лее важными для вскрытия бессознательного. Из сказанного следует еще одно условие, которое непременно следует разъяснять анализируе
мому: не замалчивать ни одной из пришедших ему в голову мыслей,