ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 614
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Классический психоанализ
53
Интеллектуализация проявляется в том, что человек знает о нали
чии подавленных импульсов, знание о них присутствует в сознании,
но сами эти импульсы вытесняются. Например, можно предполагать наличие гнева по отношению к отцу, но при этом вытеснять агрессив
ные импульсы, направленные на отца и другие авторитетные фигуры.
Таким образом, механизмы защиты — это способы, с помощью ко
торых Эго защищает себя от внутренних и внешних напряжений.
В психодинамической терапии предполагается, что защитные меха
низмы искажают реальность, но они функциональны и необходимы,
поскольку временно устраняют из сознания действие травмирующего фактора. Однако если они становятся слишком ригидными, то затруд
няют адаптацию и развитие человека.
Защиты Эго мешают разрядить энергию влечения и предотвраща
ют осознание. Эго ослабевает и оказывается подавленным. В этой борьбе далеко не второстепенную роль играет Суперэго. Суперэго за
прещает Эго любую попытку, даже символическую, разрядить ин
стинктивную энергию, вселяя чувство вины. Эго тратит энергию не на удовлетворение потребности, а на ее подавление, стремясь не допус
тить запретные импульсы в сознание и не проявить их в действии.
В процессе психотерапии защиты снимаются при одновременном укреплении Эго для того, чтобы оно могло управлять поведением, не искажая реальности, и высвободившиеся импульсы не разрушили функционирование личности. Сильное Эго возможно при достиже
нии его независимости от Ид и Суперэго. Поэтому принципиальная цель психоанализа состоит в том, утверждает Фрейд, «чтобы усилить
Эго, сделать его более независимым от Суперэго, расширить поле его восприятия и усовершенствовать его организацию, чтобы оно могло освоить новую порцию Ид».
Избавление от невроза — это преодоление конфликта Ид и Эго, рас
ширение сферы Эго, достижение его независимости от Суперэго. «Там,
где было Ид, должно стать Эго», — писал Фрейд.
Концепция невроза
Невроз развивается в результате раннего (до шестилетнего возрас
та) вытеснения сексуальных и агрессивных влечений, хотя симптомы могут проявиться гораздо позднее — вследствие активизации фруст
рированных либидинальных импульсов под воздействием сексуаль
Глава 2 54
ного стресса или кризиса. Вытесненное содержание оживает и пыта
ется проникнуть в сознание, поэтому возникают симптомы. Фрейд говорил: «Отцом человека является ребенок».
При истерии вытеснение происходит в форме исключения пережи
ваний и воспоминаний о них из сознания. Вытесненные воспомина
ния находятся вне осознания до тех пор, пока конкретное событие или жизненная ситуация их не потревожат. С точки зрения ортодоксаль
ного психоанализа содержанием вытесненного является эдипов конф
ликт, при котором сексуальные желания направлены на материнскую или отцовскую фигуру. Изза страха кастрации эти переживания сна
чала вытесняются из сознания, а затем перемещаются на любой орган,
преобразуясь в симптом. Симптом в символической форме выражает забытое и вытесненное воспоминание. Этот процесс получил назва
ние конверсии. Конверсионные симптомы очень многообразны: боли,
параличи, афазии, истерические амнезии и провалы в памяти, ком в горле и т. п.
При неврозе навязчивых состояний сексуальные переживания так
же вытесняются, но при этом воспоминания остаются в сознании, од
нако к ним не присоединены чувства. Неприемлемые идеи связыва
ются с другими безвредными или нейтральными идеями; навязчивые действия выступают в качестве суррогата неприемлемых сексуальных идей, занимают их место в сознании. С аналитической точки зрения в качестве этиологических факторов обычно отмечают негативный эди
пов комплекс, при котором сексуальное желание мальчика перверсно направляется на отца, а мать не выступает в своей эмоционально под
держивающей роли; к этому прибавляется страх кастрации со сторо
ны чрезмерно строгих родителей, пуританство, ханжество или рели
гиозные нормы морали. Регрессия при неврозе навязчивых состояний восходит к анальной стадии развития.
Цели психоанализа
Вслед за Р. НельсонДжоунсом (2000) мы сформулируем цели психоанализа следующим образом. Невротик — это человек, не спо
собный получать удовольствие и действовать эффективно. Для по
лучения возможности испытывать удовольствие невротик должен суметь направить свое либидо на реальные объекты, вместо того чтобы преобразовывать его в симптомы. Для того чтобы действо
Классический психоанализ
55
вать эффективно, Эго должно иметь энергию либидо в своем распо
ряжении, а не растрачивать ее на отражение атак либидинальных импульсов посредством подавления. Кроме того, Суперэго челове
ка должно давать ему возможность либидинальной экспрессии и эффективного использования своего Эго. Таким образом, можно выделить три основные цели психоанализа: 1) освобождение им
пульса; 2) усиление основанного на реальности функционирования
Эго, в том числе такое расширение восприятия Эго, которое позво
лило бы ему присвоить большую часть Ид; 3) изменение содержа
ния Суперэго таким образом, чтобы Суперэго представляло чело
веческие, а не жесткие моральные стандарты.
Психоанализ — это процесс перевоспитания Эго. Подавление было институировано, когда Эго клиентов были слабыми. Однако теперь
Эго клиентов не только стали сильнее, но и получили союзников в лице аналитиков. Методы, с помощью которых аналитики помогают ослабленным Эго снять подавление, добиться инсайта (понимания)
и научиться принимать реалистические решения, обсуждаются далее.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 38
Технические процедуры
Общие принципы психоанализа мы излагаем по Р. Гринсону (1994),
который выделяет следующие основные технические процедуры: про
дуцирование материала, его анализ и формирование рабочего альянса.
Продуцирование материала
Основными способами продуцирования материала являются: сво
бодная ассоциация, реакция переноса и сопротивление.
Свободная ассоциация
Фрейд все усилия направлял на создание процедуры, при которой сам пациент активно воспроизводил бы события из прошлого. Им была найдена новая стратегия, новый метод психоаналитической ра
боты — метод свободных ассоциаций. В свободных ассоциациях чело
век не повторяет конфликтное содержание; он регрессирует, переме
щаясь по следу актуального переживания. Опускаясь в инфантильные конфликты, пациент вместе с психоаналитиком наблюдает, куда при
водит его нить свободных ассоциаций.
Глава 2 56
Процедура, практикуемая Фрейдом, выглядела следующим обра
зом. Пациент укладывался на кушетке, врач садился у изголовья так,
чтобы не попадать в поле зрения пациента. Пациенту предлагалось войти в состояние спокойного самонаблюдения, не углубляясь в раздумья, и сообщать все, что приходит ему в голову, без сознатель
ного отбора, не придерживаясь какойлибо логики. Важна не логика,
а полнота. Пациента предостерегали от тенденции поддаться како
мулибо мотиву, желанию чтолибо выбрать или отбросить, даже если какието мысли кажутся тривиальными, иррациональными, не относящимися к делу, неважными или болезненными, унизительны
ми, нескромными, смущающими. Необходимо следовать по поверх
ности сознания, удерживаясь от критики.
Содержание свободных ассоциаций — прошлое и будущее, мысли и чувства, фантазии и сны. В них вырывается на поверхность сознания вытесненное бессознательное. В ходе свободных ассоциаций пациент учится воспроизводить травматический опыт. Фрейд полагал, что в поведении человека нет случайности и ариаднина нить свободных ас
социаций приведет пациента к входу в темную пещеру бессознатель
ного. Сниженная сенсорная активность, когда даже психоаналитик не попадает в поле зрения пациента, дает ему свободу для выражения подавленных мыслей и чувств.
Перенос
Механизм феномена переноса (трансфера) заключается в том, что па
циент подсознательно идентифицирует врача с объектами своих преге
нитальных сексуальных влечений. Другими словами, больной «перено
сит» на врача чувства, которые ранее испытывал по отношению к другим людям, прежде всего к родителям. Различают позитивный и негативный
переносы. Позитивный перенос проявляется чувствами симпатии, уваже
ния, любви к аналитику, негативный — в форме антипатии, гнева, нена
висти, презрения и т. п.
Чувства, словно призраки, возникают из прошлого, но пациенту они кажутся живыми. Он как бы играет одну и ту же пьесу, с теми же действующими лицами. Меняются лишь исполнители. Причем окру
жение человека нередко поддерживает трансферные отношения, с го
товностью играет предлагаемые роли, закрепляя невротическое пове
дение. В жизни человека могут возникать симбиотические отношения,
если, например, доминирующая жена принимает на себя роль матери.
Однако такие отношения ведут не к идиллии совместимости, а к вос
Классический психоанализ
57
произведению внутриличностных конфликтов и порождению меж
личностных.
В ходе психоанализа на одну из вакантных ролей пациент пригла
шает аналитика, переживая во взаимоотношениях с ним основную фабулу пьесы своей жизни. Сюжет пьесы возник еще в детстве, но по
стоянно воспроизводится в жизни пациента. Принимая на себя роль в этой пьесе, психоаналитик должен переписать заново и отрежиссиро
вать новую пьесу.
Фрейд использовал также термин трансферентный невроз — «со
вокупность реакций переноса, в которой анализ и аналитик стано
вятся центром эмоциональной жизни пациента, и невротический конфликт пациента вновь оживает в аналитической ситуации». Ме
ханизм трансферентного невроза таков: энергия либидо переносится с важного лица в жизни пациента на психоаналитика, и когда при разрешении конфликта она высвобождается, то уже не возвращается объекту из прошлого. Поэтому трансфер рассматривается как важ
ный фактор лечения. Невроз переноса служит как бы переходом от болезни к выздоровлению. Психоаналитическая техника направлена
на то, чтобы обеспечить максимальное развитие невроза переноса,
а затем использовать его в лечебных целях. Здесь применяются такие технические приемы психоанализа, как относительная анонимность аналитика, его ненавязчивость, «правило абстиненции» и «анали
тикзеркало».
Невроз переноса может быть купирован только аналитическим пу
тем; другие методы лечения могут лишь изменить его форму.
Понятие трансфера рассматривается в многообразных контек
стах. Наиболее употребляемо понимание, идущее от ранних работ
Фрейда: аналитик замещает какоето важное лицо (родителя, дру
га, обидчика) из детства пациента. В психоанализе воспроизводят
ся особенности этих отношений, но объектом становится психоана
литик. Распространено также мнение, что переносом являются все отношения, поскольку человек повторяет одни и те же желания и чувства. М. Кляйн считала, что эти отношения сформировались еще на доэдиповых (оральной и анальной) стадиях психосексуаль
ного развития. Одни авторы считают, что трансфер возникает из неосознанной надежды получить удовлетворение; другие рассмат
ривают его прежде всего как сопротивление, поскольку он позволя
ет избежать болезненных воспоминаний, заменяет осознание отыг
рыванием в действии.
Глава 2 58
Сопротивление
Сопротивление — это внутренние силы пациента, находящиеся в оппозиции к психотерапевтической работе и защищающие невроз от терапевтического воздействия. По форме сопротивление представ
ляет собой повторение тех же защитных реакций, которые пациент использовал в своей повседневной жизни. Сопротивление действует через Эго пациента, и хотя некоторые аспекты сопротивления могут быть осознаны, значительная их часть остается бессознательной.
Задача психоаналитика состоит в том, чтобы раскрыть, как паци
ент сопротивляется, чему и почему. Непосредственной причиной со
противления является несознательное избегание таких болезненных явлений, как тревога, вина, стыд и т. п. За этими универсальными реакциями в ответ на вторжение во внутренний мир пациента обычно стоят инстинктивные побуждения, которые и вызывают болезнен
ный эффект.
Фрейд различал следующие пять типов сопротивления:
1. Одно из наиболее мощных сопротивлений — сопротивление Ид,
которое может противиться изменению в направлении его удов
летворения и нуждается в «проработке», которая поможет най
ти новый способ удовлетворения Эго.
2. Сопротивлениеподавление.
3. Сопротивление отказу от выгодных последствий болезни.
4. Сопротивлениеперенос, которое возникает в результате подав
ления чувств в отношении аналитика.
5. Сопротивление Суперэго, которое возникает из бессознательно
го чувства вины и необходимости наказания. Например, зрелая женщина не может позволить себе признать сексуальное влече
ние, запрет на которое наложен родительским воспитанием.
С практической точки зрения, по мнению Р. Гринсона, целесообраз
но различать эгосинтоничные и эгоотчужденные сопротивления. В пер
вом случае пациент отрицает сам факт существования сопротивления и сопротивляется его анализу; во втором пациент чувствует, что сопро
тивление чуждо ему, и готов работать над ним аналитически. Одним из важных этапов психоанализа является перевод сопротивления из эго
синтонического в эгоотчужденное. Как только это достигается, пациент формирует рабочий альянс с аналитиком и у него появляется готов
ность работать над своим сопротивлением.
Классический психоанализ
59
Анализ материала пациента
Техника анализа включает в себя четыре процедуры: конфронта
цию, прояснение, интерпретацию и тщательную проработку.
Анализируемое явление должно стать очевидным для пациента — кон
фронтация. Например, прежде чем анализировать сопротивление, нуж
но показать пациенту, что этот феномен у него существует. Если пациент понимает это, можно переходить к следующему этапу — прояснению.
Прояснение имеет целью сфокусировать внимание на анализируе
мом феномене, тщательно отделить его от других явлений, четко обо
значить его границы.
Следующий, основной этап анализа — интерпретация. Интерпре
тировать означает делать неосознанные феномены осознанными. Для интерпретации аналитик использует не только свои теоретические знания, но и свое бессознательное, свои эмпатию и интуицию.
На первых этапах развития психоанализа Фрейд предлагал свои ин
терпретации непосредственно, но позже считал необходимым вводить интерпретацию при определенных условиях (наличии сопротивления).
Очень важно, чтобы введение интерпретации было своевременным. Ин
терпретация — это предположение психоаналитика, которое нуждается в проверке опытом пациента. Поэтому она предоставляется, когда паци
ент сам приблизился к осознанию связи событий прошлого с актуаль
ной проблемой. Причем связь эта должна быть не интеллектуальной до
гадкой, позволяющей сомневаться в ее истинности, а основываться на сходстве особенностей переживания. Пациент должен обнаружить по
вторение самой структуры конфликта, заново пережить столкновение противоречивых импульсов и запретов, как они были прочувствованы в детстве. Интерпретация достигнет цели, если обнаруживается не только интеллектуальное понимание, но и переживание старого конфликта.
Содержание для интерпретации тщательно готовится, иначе интер
претация может травмировать и создать новую систему защит. Паци
ент не должен почувствовать в результате свою ущербность, слабость.
Если он обнаружит оценку в реакции терапевта, то снова вытеснит это переживание и интерпретация не достигнет цели.
Слишком глубокая, быстрая интерпретация также оказывается вредной, поскольку вызывает тревогу и дезинтеграцию Эго.
Различают два вида интерпретаций: горизонтальную и вертикальную.
Горизонтальная интерпретация позволяет выделить сходные темы в аспектах опыта пациента, которые казались не связанными. Например: