ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 617
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2 46
ренциации Я, усложнении его внутренней структуры; саму идентифи
кацию они предлагают рассматривать в качестве одного из механиз
мов построения личности.
Базальные потребности (Ид), рассудок (Эго), мораль (Суперэго)
часто вступают в противоречие с требованиями окружающей среды,
что приводит к образованию интрапсихических, или психодинами
ческих, конфликтов. Фрейд считал, что число, природа и способ раз
решения интрапсихических конфликтов придают форму личности и определяют многие аспекты поведения. В норме адаптивное поведе
ние связывается с малым числом конфликтов или с эффективным их решением. Многочисленные, тяжелые или плохо управляемые конф
ликты приводят к отклоняющимся чертам личности или к психиче
ским расстройствам. Некоторые из этих конфликтов могут быть полно
стью или частично осознаваемы, но большинство из них не осознаются.
В табл. 2.1 приведены примеры интрапсихических конфликтов.
Конфликт Пример
Ид против Эго
Выбрать между малым немедленным вознаграждением и большим, но отсроченным
Ид против Суперэго
Вам переплатили, и вы решаете, вернуть ли разницу
Эго против Суперэго
Выбрать между реалистичным поведением (например, ложь во спасение, что морально оправдано) и привержен- ностью к потенциально ценным или нереалистичным нормам (например, всегда говорить правду)
Ид и Эго против Суперэго
Решить, отплатить ли за нападение слабого оппонента или сдержаться
(«подставить другую щеку»)
Ид и Суперэго против Эго
Решить, действовать ли реалистично, если это противоречит и вашим желани- ям, и вашим моральным убеждениям; например, решение католиков использо- вать контрацептивные средства
Эго и Суперэго против Ид
Выбрать между желанием действовать согласно импульсу (например, украсть что-нибудь) и невозможностью позволить себе это
Òàáëèöà 2.1. Ïðèìåðû èíòðàïñèõè÷åñêèõ êîíôëèêòîâ
Классический психоанализ
47
Катексис
Психоанализ рассматривается как динамический психологиче
ский подход. Это значит, что ядро психоанализа составляют пред
ставления о психической энергии и распределении этой энергии между Ид, Эго и Суперэго. Ид — это источник имеющейся в теле психической энергии: в свою очередь, Ид получает энергию от ин
стинктов. Сексуальное возбуждение — пример движения инстинк
тивной психической энергии. По мере того как формируются Эго и
Суперэго, они также заряжаются энергией. Либидо — это энергия,
присущая инстинктам жизни; деструктивным инстинктам присуща агрессивная энергия.
Катексис — это процесс помещения либидозной (или противополож
ной ей) энергии в различные сферы психической жизни, в идею или в действие. Катектированное либидо перестает быть подвижным и уже не может перемещаться к новым объектам: оно укрепляется в той обла
сти психической сферы, которая привлекала и удерживает его.
Катексисы — это заряды инстинктивной энергии, стремящиеся к разрядке. В то время как антикатексисы — это заряды энергии, кото
рые делают невозможной такую разрядку. Ид имеет только инстинк
тивные «катексисы первичного процесса», стремящиеся к разрядке.
Эго же и Суперэго имеют и побудительные катексисы, и сдерживаю
щие антикатексисы. Две характерные черты либидинозных катекси
сов — это подвижность, легкость, с которой они переходят от одного объекта к другому, и, в противовес этому, склонность к фиксации, или привязанность к специфическим объектам.
Психоаналитик всегда пытается понять непропорциональность катектирования либидо и старается перераспределить его.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 38
Сексуальное развитие
В начале сексуальной жизни выделяют две фазы. Первая, или пре
генитальная, фаза сексуального развития представляет собой процесс,
кульминационный момент которого приходится на конец пятого года жизни ребенка. Затем следует затишье, или латентный период. Вто
рая, или генитальная, фаза начинается с возрождения сексуального импульса в период менархе или в период половой зрелости.
Глава 2 48
В прегенитальной фазе выделяются три отдельные стадии — психо
сексуальные стадии. Каждая из них имеет отношение к той части тела,
которая является главной сферой удовольствия в этом периоде жиз
ни. Фрейд говорил, что неудача в решении проблем и конфликтов во время каждой из стадий приводит человека к фиксации.
Оральная стадия. Первый год жизни ребенка называется оральной стадией, потому что рот является центром удовольствия в это время.
Ребенок использует рот не только для еды, но также для исследования мира: он берет в рот все — от игрушек до собственных рук и ног. Лично
стные проблемы возникают главным образом тогда, когда оральные по
требности или не удовлетворяются, или ребенок чрезмерно предается этим удовольствиям. Следовательно, раннее или задержанное отлуче
ние от груди может быть следствием чрезмерной привязанности к бу
тылке (выпивке) и другим формам орального удовлетворения.
У взрослого человека фиксация на оральной стадии может приво
дить к таким «оральным характеристикам», как чрезмерная разговор
чивость, переедание, курение, алкоголизм или даже использование язвительного («кусающего») языка (сарказма).
Чрезмерная зависимость от других (как зависимость ребенка от мате
ри) является другим возможным признаком оральной фиксации. Под влиянием стресса взрослый человек, фиксированный на оральной ста
дии, склонен к преувеличению этих черт.
Анальная стадия. Вторая психосоциальная стадия наблюдается на протяжении второго года жизни, когда требование контроля за де
фекацией сталкивается с инстинктивным удовольствием ребенка ис
пражняться, когда ему захочется. Поскольку фокус удовольствия и конфликт перемещаются изо рта в анус, Фрейд назвал этот период анальной стадией. Если требование регуляции стула слишком стро
го или предъявляется слишком рано или слишком поздно, то возни
кают конфликты.
Нерешенные конфликты этой стадии могут формировать «анальную личность». Взрослые, фиксированные на анальной стадии, символичес
ки задерживают кал в форме повышенного контроля, скупости, упрям
стве, высокой организованности, педантичности и чрезмерной озабо
ченности в чистоте и порядке. Другую крайность проявляют те, кто символически изгоняет кал: они неряшливы, неорганизованны или им
пульсивны.
Фаллическая стадия. К возрасту трех лет и в течение последующих двух лет фокус удовольствия перемещается в генитальную область.
Классический психоанализ
49
Подчеркивая психосексуальное развитие мальчиков, Фрейд назвал этот период фаллической стадией; он говорил, что в течение фалли
ческой стадии импульсы Ид мальчика включают в себя сексуальное влечение к матери и желание уничтожить, даже убить, отца, с которым мальчик должен конкурировать за любовь матери. Фрейд назвал эту констелляцию импульсов эдиповым комплексом, потому что он соот
ветствует сюжету древнегреческой трагедии Софокла «Царь Эдип»,
в которой Эдип, не ведая того, убивает своего отца и женится на своей матери. Враждебные фантазии мальчика и импульсы по отношению к своему отцу создают страх возмездия, называемый кастрационной
тревогой. Страх становится так силен, что Эго подавляет инцестуоз
ные желания. Затем мальчик стремится стать подобным своему отцу
(идентифицироваться с ним), и в этом процессе он обучается мужской сексуальной роли, что позднее помогает ему создать сексуальные от
ношения с женщиной.
Решение этих конфликтов более сложно для девочек. Согласно
Фрейду, девочка начинает с сильной привязанности к матери, но из
за осознания того, что у мальчиков есть пенисы, а у девочек нет, она начинает ненавидеть мать, обвинять ее в этом недостатке и считать себя неполноценной. Она якобы испытывает зависть к пенису и пе
реносит свою любовь на отца, у которого есть этот орган. Но девочка должна все же избегать неодобрения со стороны матери, поэтому она идентифицирует себя с матерью, принимая женскую сексуальную роль, и в последующем выбирает мужчину взамен отца.
Фрейд полагал, что преобладание интерперсональных проблем ука
зывает на то, что большинство людей в некоторой степени фиксирова
но на фаллической стадии. Человек, который испытывает страх или проявляет агрессию по отношению к учителю, начальнику или другой авторитетной личности, демонстрирует нерешенные конфликты с ро
дителем одного с ним пола. Вот некоторые из проблем, которые также могут быть связанными с плохо решенными конфликтами фалличе
ской стадии: трудности с сексуальной идентификацией, неспособ
ность к поддержанию стабильных любовных отношений, проявление нарушенного или социально неодобряемого сексуального поведения.
Латентный период. Период, начинающийся примерно в шестилет
нем возрасте и заканчивающийся к началу периода менархе и половой зрелости, — это период сексуальной латентности. Латентность может быть полной или частичной. В латентном периоде развиваются сексу
альные запреты. Один из механизмов, с помощью которых сексуаль
Глава 2 50
ная энергия направляется в другое русло, называется сублимацией,
или переключением либидо на достижение новых целей и на различ
ные культурные занятия. Более того, по мере развития индивида ли
бидинозные импульсы могут индуцировать противоположные анти
катексисы, или реакции, например отвращение, стыд, моральные переживания.
Вторая фаза сексуального развития называется генитальной. Она начинается в период менархе или в период половой зрелости и пред
полагает подчинение всех источников сексуального чувства домини
рующим генитальным зонам. Возникшие ранее либидинозные катек
сисы могут быть сохранены посредством включения их в сексуальную деятельность либо посредством их подавления или направления в другое русло. В этой фазе преодолевается стремление к кровосмеси
тельному выбору объекта, а также происходит уход изпод влияния родительского авторитета. Если предшествующее сексуальное разви
тие индивида было адекватным, он становится готов к установлению гетеросексуальных половых отношений.
Защитные механизмы
Механизмы защиты — это бессознательная психологическая такти
ка, которая помогает защитить человека от неприятных эмоций (от тревоги и чувства вины). Каждый человек использует механизмы за
щиты в то или иное время, но чрезмерная опора на них создает про
блемы.
Выделяют три вида тревоги: 1) реалистическая тревога, то есть вы
званная реальностью (например, тревога, которая возникает при столк
новении со злой собакой); 2) невротическая тревога, имеющая источ
ником инстинктивные импульсы Ид; 3) моральная тревога, вызванная конфликтом с Суперэго. Снизить тревогу можно, либо изменив ситу
ацию, либо исказив восприятие. Этот второй путь связан с формиро
ванием механизмов психологической защиты. Они являются специ
фическими способами взаимодействия с реальностью, позволяющими игнорировать ее, избегать, либо искажать.
Наиболее эффективным, по мнению Фрейда, способом функцио
нирования человека в условиях подавления влечений является субли
мация. Энергия вытесненного желания может найти выход в социаль
но одобряемой деятельности, не вступая в противоречие с Суперэго.
Классический психоанализ
51
Например, агрессивные импульсы найдут выражение в спорте, сексу
альные — в литературе, искусстве, других видах деятельности. Субли
мированная энергия, по мнению Фрейда, создает цивилизацию.
Вытеснение — один из наиболее простых механизмов, направлен
ных на удаление из сознания неприемлемого содержания чувств,
мыслей и намерений к действию, потенциально вызывающих Супер
эго. Однако вытесненные в бессознательное, эти «комплексы» про
должают действовать на душевную жизнь и поведение человека и постоянно ищут выхода наружу. Поэтому для удерживания их в бес
сознательном требуется постоянный расход энергии. Например, че
ловек может полностью подавить свои агрессивные импульсы, и они дадут о себе знать лишь в описках, оговорках. Человеку предстоит неприятная миссия, и он как бы нечаянно забывает номер телефона,
по которому должен позвонить.
Регрессия — возвращение человека на более ранние стадии психо
сексуального развития. В эмоционально трудных ситуациях взрослый может вести себя, как ребенок, например верить в таинственных ду
хов, ждать от них помощи. Возвращение на оральную стадию будет связано с оральным удовлетворением, например употреблением алко
голя. Защитной реакцией может быть засыпание днем. Регрессия мо
жет проявиться в широком спектре форм детского поведения: порче вещей, импульсивных реакциях, безосновательном риске, агрессив
ных действиях против авторитетов и т. д.
Отрицание — это попытка не принимать за реальность события, не
желательные для Эго. Примечательна способность в таких случаях
«пропускать» в своих воспоминаниях неприятные события, заменяя их вымыслом. В качестве характерного примера Фрейд приводит воспо
минания Чарльза Дарвина: «В течение многих лет, — писал Дарвин, —
я следовал золотому правилу, а именно, когда я сталкивался с опубли
кованным фактом, наблюдением или идеей, которые противоречили моим основным результатам, я незамедлительно записывал это; я обна
ружил, по опыту, что такие факты и идеи гораздо легче ускользают из памяти, чем благоприятные». Другой пример — алкогольная анозогно
зия — отрицание своей зависимости от алкоголя.
Реактивное образование есть защита, при которой поведение челове
ка является противоположным его истинным чувствам. Это инверсия желания. Например, сексуальные импульсы могут отвергаться посред
ством чрезмерной стыдливости, отвращения и ненависти к сексуально
сти. Мать может полностью подавлять раздражение, которое вызывает
Глава 2 52
у нее ребенок, недовольство его поведением, и проявлять повышенную заботу о его воспитании, образовании, здоровье. От естественной забо
ты матери о ребенке такое поведение отличается навязчивостью, а чув
ства — большей интенсивностью. Или зависимый человек демонстри
рует несогласие, негативизм, ссорится с родителями. При этом мнение родителей будет для него решающим, но он постоянно действует вопре
ки их советам и требованиям. Защитный характер такого поведения обнаруживается в его эмоциональной насыщенности и ригидности (та
кой человек не следует ни одному совету).
Проекция — подсознательное приписывание собственных предосу
дительных качеств, чувств и желаний другому человеку. «Нельзя до
верять партнеру», — говорит деловой человек, который сам ведет не
честную игру. «Все мужчины хотят одного», — можно услышать от женщины, испытывающей сильное сексуальное влечение. Ребенок наделяет своими чувствами игрушку.
Замещение — смена объекта, на который направлены чувства. Этот механизм включается, когда выражение чувств в отношении данного объекта чревато опасностью и вызывает тревогу. Подобную ситуацию можно часто наблюдать в жизни, когда на случайно подвернувшегося человека выплескивается гнев, изначально направленный, например,
на начальника.
При действии описанных защитных механизмов конфликтное со
держание совсем не попадает в сознание. Формируются и более слож
ные «маневры» Эго, в результате которых травмирующее содержание частично попадает в сознание, но подвергается искажению.
Изоляция — это отделение психотравмирующей ситуации от связан
ных с ней душевных переживаний. Разрывается связь между мыслью и эмоцией. Иногда при сильной травме, например смерти близкого, чело
век понимает, как велика утрата, но перестает на нее реагировать эмоцио
нально. Происходит как бы одеревенение, снижение чувствительности в отношении травмирующего фактора. Все происходит как будто с кемто другим. Изоляция ситуации от собственного Эго особенно ярко прояв
ляется у детей. Играя с куклой, ребенок может «позволить» ей делать и говорить все, что ему самому запрещается: быть безрассудной, жестокой,
ругаться, высмеивать других и т. п.
Рационализация — это оправдание неприемлемых для личности же
ланий, чувств, мотивов. Не признавая действительных движущих сил поступков, человек стремится подыскать им социально одобряемое оправдание. Таким образом Суперэго справляется с Ид.