Файл: Ббк 53. 57 Удк 615. 851 А46.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 551

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Классический психоанализ




67
даже если они не соответствуют здравому смыслу и его понятиям о при
личии.
Приводим пример анализа сновидения, проведенного Фрейдом.
• Сновидение: он уезжает; его багаж доставляется в экипаже на вокзал; много чемоданов, один на другом; среди них два больших черных «образцовых» чемодана; в утешение он комуто говорит:
«Так ведь эти едут только до вокзала».
• Анализ: он иностранец, путешествует с очень большим багажом;
во время лечения рассказывает много историй о женщинах; два черных чемодана соответствуют двум брюнеткам, которые в на
стоящее время играют в его жизни главную роль; одна из них хо
тела приехать вслед за ним в Вену, но по совету психоаналитика он отказал ей по телеграфу.
Рабочий альянс
Рабочий, или терапевтический, альянс предполагает рациональное взаимоотношение пациента и аналитика, дающее возможность паци
енту целеустремленно работать в аналитической ситуации, а аналити
ку добиваться терапевтического успеха.
На формирование рабочего альянса в равной мере влияют пациент,
аналитик и аналитическая среда. Аналитик способствует формирова
нию рабочего альянса всем своим поведением, в котором делает ак
центы на эмпатии, понимании и недирективности. От пациента требу
ются искреннее желание подвергнуться анализу и определенные способности.
Только тот пациент, у которого установки на психоанализ глубоко мотивированы, может вынести лечение, требующее времени, терпе
ния, а главное, тесно связанное с раскрытием интимных переживаний.
Не могут рассчитывать на успех пациенты, которые ждут от психоана
лиза быстрых положительных результатов, или пациенты, заинтере
сованные в своем болезненном состоянии.
В процессе лечения пациенту предлагается быть активным и пас
сивным, полностью отдаваться свободным ассоциациям или, наобо
рот, быть логичным и соблюдать последовательность в мышлении.
Пациент должен уметь выслушать и понять аналитика, а также выра
зить словами свои переживания и чувства. Для этого требуется, чтобы он имел достаточно пластичное Эго, другими словами, он должен об

Глава 2 68





ладать определенными способностями работать в психоаналитичес
кой ситуации.
У психоаналитиков существует понятие об анализируемости паци
ента, так же как у психотерапевтов, ориентированных на суггестивную терапию, понятие о внушаемости. Анализируемость зависит в основ
ном от личностных особенностей пациента, от его способности снять контроль над своими мыслями и чувствами. Одним из факторов, спо
собствующим успеху анализа, является способность к эмпатии, способ
ность временно идентифицироваться с другими людьми. Замкнутые,
эмоционально ригидные, импульсивные люди плохо поддаются психо
аналитической терапии.
Психоанализ, как и любой метод психотерапии, не может быть па
нацеей от всех заболеваний. Он может быть только «предметом выбора»,
и показания его весьма ограничены. Следует напомнить слова Фрей
да, который в конце жизни на основании огромного опыта отмечал,
что «область применения психоаналитической терапии составляют неврозы перенесения — фобии, истерия, неврозы навязчивостей, кро
ме того, нарушения характера, появляющиеся в результате этих не
врозов. Все отличающееся от этого… в большей или меньшей степени непригодно».
Разновидности психоанализа
Некоторые из разновидностей психоанализа в отличие от фрейдиз
ма менее фокусированы на Ид, бессознательном и инфантильных конф
ликтах. Они уделяют больше внимания актуальным проблемам и тому, как можно использовать силу Эго для их решения. В этих тера
пиях пациентам помогают осознать не эдипов комплекс, а то, как глу
бинные чувства тревоги, неуверенности, неполноценности приводят к расстройствам мыслей и проблемам в отношениях с другими людьми.
Сюда входит прежде всего аналитическая психология Карла Юнга.
Юнг считал, что психическая энергия, названная Фрейдом либидо, не основывается только на сексуальных и агрессивных инстинктах. Он рассматривал ее как более общую жизненную силу, включающую в себя врожденное побуждение не только к инстинктивному удовлетво
рению, но также к продуктивному слиянию базальных влечений с тре
бованиями реального мира. Юнг называл эту тенденцию трансцен
дентной функцией.


Классический психоанализ




69
Юнг полагал, что каждый человек имеет не только личное бессозна
тельное, но также и коллективное бессознательное, нечто вроде банка памяти, в котором хранятся все образы и идеи, которые человеческая раса накопила со времени ее эволюции от низших форм жизни. Неко
торые из этих образцов называются архетипами, потому что они со
стоят из классических образов или концепций. Идея матери, напри
мер, стала архетипом; каждый рождается с предрасположением к восприятию и реагированию на определенных людей как на фигуру ма
тери. Более зловещий архетип — тень (подобный фрейдовскому пред
ставлению об Ид); он включает самые древние инстинкты, идущие от предчеловеческих веков. Юнг считал, что тень ответственна за такие понятия, как «грех» и «дьявол».
Вместо идентификации специфических стадий в развитии личности
Юнг предполагал, что люди обнаруживают различную степень интро
версии (тенденцию к фокусированию на внутреннем мире) или экстра
версии (тенденцию к фокусированию на социальном мире). Кроме того,
люди различаются по степени акцентирования специфических психо
логических функций, таких как мышление и чувства. Комбинация этих тенденций создает личности, которые обнаруживают индивидуальные и предсказуемые паттерны поведения.
Далее, к разновидностям психоанализа относится индивидуальная
психология Альфреда Адлера, который подчеркивал роль врожденных социальных побуждений в формировании личности. Адлер отталки
вался от предположения, что каждый человек рождается в беспомощ
ном, всецело зависимом состоянии, которое создает чувства неполно
ценности. Эти негативные чувства, соединенные с природным желанием стать полноправным членом общества, являются стимулом для разви
тия личности. Он называл этот процесс стремлением к превосходству,
под которым понимал стремление к самоосуществлению, а не только же
лание быть лучше других. Если чувства неполноценности очень сильны,
то они могут мотивировать человека к компенсации, даже к сверхком
пенсации своей неполноценности. Это он назвал комплексом неполно
ценности.
Согласно Адлеру, способы, с помощью которых человек пытается до
стичь личного и социального осуществления, определяют стиль жизни.
Адлер утверждал, что этот стиль жизни направляется сознательными идеями, целями и убеждениями (а не бессознательными, как говорил
Фрейд) и что эти идеи приходят через опыт. Например, у избалованного ребенка может возникнуть убеждение в том, что он «особый» и свободен


Глава 2 70





от правил общества. Эта ведущая фикция «я особый», скорее всего, при
ведет к эгоистическому стилю жизни, при котором личностное осуще
ствление происходит за счет других. Напротив, такие ведущие фикции,
как «в каждом есть чтото хорошее» или «завтра будет лучше, чем сегод
ня», создают позитивные стили жизни.
Другой разновидностью психоанализа является эгопсихология
(Анна Фрейд, Гартман, Кляйн). Эгопсихологи рассматривали Эго не просто как посредника в конфликтах между Ид, Суперэго и средой, но как творческую, адаптивную силу. Эго ответственно за развитие язы
ка, восприятие, внимание, планирование, обучение и другие психоло
гические функции.
Теоретики неофрейдизма, такие как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гар
ри Салливен, следовали путем Адлера, сосредоточившись на том, как другие люди участвуют в формировании индивидуальной личности.
Они считали, что, как только биологические потребности удовлетворя
ются, наиболее влиятельными для формирования личности становятся попытки в удовлетворении социальных потребностей — защите, без
опасности, принятии. Когда эти потребности не удовлетворяются, люди чувствуют сильный дискомфорт и стремятся решить проблему, исполь
зуя других людей, которые могут им дать то, в чем они нуждаются в социальном аспекте. Стратегии, используемые людьми для этого, такие как стремление к преобладанию над другими или чрезмерная зависи
мость от других, формируют личность. (Заметьте сходство с концепцией стиля жизни Адлера.) Салливен пошел еще дальше, заявив, что концеп
ция личности — это просто иллюзия, название для паттерна интерпер
сонального поведения каждого отдельного человека.
Другим примером расширения роли социальных потребностей и от
ношений в современном психодинамическом подходе являются работы теоретиков объектных отношений, таких как Мелани Кляйн, Отто Кер
нберг, Хайнц Кохут. Теории объектных отношений подчеркивают важ
ность для личностного развития очень ранних отношений между детьми и их объектами любви, обычно матерью и первичными фигурами, обес
печивающими ребенку уход. Особенно критическим в жизни человека является то, как первичные фигуры обеспечивают поддержку, защиту,
принятие и одобрение и, другими словами, удовлетворяют физические и психологические потребности ребенка. Природа этих объектных отно
шений имеет важный импульс для развития личности, включая надеж
ную раннюю привязанность к матери или ее заменителям, постепенное отделение от объекта привязанности и, наконец, способность относить


Классический психоанализ




71
ся к другим как независимый индивид. Нарушенные объектные отноше
ния создают проблемы, связанные с процессом личностного развития и приводят к формированию неадекватной самооценки, трудностям в об
щении с другими людьми и более серьезным психическим расстрой
ствам.
Другие разновидности психоанализа сохранили большинство идей Фрейда. Ф. Александер (F. Alexander), С. Ференци (S. Ferenczi),
О. Ранк (O. Rank) на первый план выдвигали эмоциональный компо
нент взаимодействия врача и пациента. С 1930х гг. среди ведущих психоаналитиков стало распространяться мнение, что восстановление в памяти прошлых событий является не единственным фактором ле
чения. Еще Фрейд отмечал, что само по себе истолкование в психо
анализе неэффективно. Понимания смысла симптомов и их связи с прошлыми событиями недостаточно для излечения. Более того, воз
вращение в сознание вытесненного материала стало толковаться не столько как причина, сколько как результат определенного типа тера
певтического взаимодействия врача и пациента. Наиболее важным ви
дом этого взаимодействия является трансфер. Главный момент в лече
нии — не воспоминание, а возможность принять его, работать с ним.
Так, если в детстве авторитарный отец блокировал проявление агрес
сивности, эмоциональной экспансивности, то в дальнейшем взрослый будет испытывать трудности при взаимодействии с людьми с высоким статусом. Важно не только понять истоки подобных реакций, но и по
чувствовать достаточную силу и уверенность в себе, чтобы противосто
ять попыткам подавления в настоящем. Способность принять рекон
струированный бессознательный опыт зависит от силы Эго, которая укрепляется в терапевтическом взаимодействии. Пациенту важно пе
режить новый эмоциональный опыт в работе с врачом. Психотерапевт обеспечивает благотворность этого опыта и эффективность лечения,
управляя трансферными отношениями. В то же время для возникнове
ния трансфера важно вызвать, восстановить в памяти прошлые собы
тия. Таким образом, для лечения необходимо оптимальное сочетание интеллектуального и эмоционального компонентов.
Другие разновидности психоанализа изменили лечение, сделав его менее интенсивным, менее дорогим и применимым к более широкому кругу пациентов. Например, в психоаналитически ориентированной психотерапии (Александер) или краткосрочной динамической психо
терапии используются основные психоаналитические методы, но бо
лее гибко. Цель может ранжироваться от психологической поддержки


Глава 2 72





до базальных изменений личности, а терапия может состоять из 30 се
ансов или меньше. Вместо лежания на кушетке пациент может сидеть в кресле лицом к терапевту и тратить больше времени в разговоре с ним, чем свободно ассоциируя. Терапевт более активен в привлече
нии внимания пациента к актуальным конфликтам.
Критика психоанализа
Критики психоанализа указывали, что Фрейд основывал свою тео
рию на наблюдениях за очень непрезентативной группой людей — это были преимущественно женщины из высшего класса Вены. Они были воспитаны в обществе, в котором обсуждение сексуальных проблем считалось неприличным. Более того, сосредоточенность Фрейда на мужском психосексуальном развитии и его убеждение в том, что жен
щины завидуют мужской анатомии, закрепило за ним ярлык сексиста и привело к отрицанию его идей феминистами.
Некоторые исследователи показали, что конфликты, основанные,
с точки зрения Фрейда, на сексуальном влечении к родителям, могут быть связаны с воспоминанием о сексуальном совращении. Действи
тельно, когда выяснилось, что сексуальное совращение ребенка — яв
ление не столь уж редкое, Фрейда обвинили в отказе поверить расска
зам его пациентов о совращении родителями или другими взрослыми.
Фрейд приписывал эти рассказы пациентов их сексуальным фантази
ям и желаниям.
Также были поставлены под сомнение такие основные психоанали
тические концепции, как Ид, Эго, бессознательные конфликты, меха
низмы защиты. Эти конструкции слишком неопределенны для научно
го диагностирования. Например, психолог предполагает наличие сильных бессознательных агрессивных импульсов. Подозрение будет подтверждено, если человек часто бывает злым и враждебным. Но, если он обычно уравновешен, его спокойствие может быть расценено как за
щита против агрессивных импульсов. Случающиеся время от времени вспышки гнева могут быть расценены как временная потеря эгоконтро
ля. Короче, почти все, что делает человек, может быть интерпретирова
но как отражение бессознательной агрессии. Предполагается, что про
ективные тесты выявляют подавленный гнев. Но ценность таких тестов для точного прогнозирования поведения не была подтверждена психо
логическими исследованиями. В шутку говорят, что позиция психоана

Классический психоанализ




73
литика беспроигрышна, потому что если пациент приходит на сеанс раньше времени, то он расценивается как зависимый; если опазды
вает — то это показатель наличия у него сопротивления; и наконец, если он приходит вовремя, то это значит, что он страдает навязчивыми дей
ствиями.
Получил критику взгляд Фрейда на человека как существо, движи
мое главным образом инстинктами и бессознательным. Многое в пове
дении человека выходит за рамки инстинктивного удовлетворения.
Сознательное побуждение достичь высоких личных, социальных и ду
ховных целей также является важной детерминантой поведения. Эго
психологами были модифицированы некоторые концепции Фрейда,
что помогло отклонить часть критических возражений. Действитель
но, психоанализ, хотя он теперь и менее популярен, чем прежде, еще достаточно привлекателен. Все же убеждение в том, что психодинами
ческая теория недооценивает важность принципов научения или со
знательного намерения, усилило популярность альтернативных под
ходов.