Файл: Ббк 53. 57 Удк 615. 851 А46.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 555

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г
Г
Г
Г
Глава 3
лава 3
лава 3
лава 3
лава 3
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   38

От ортодоксального психоанализа
к патогенетической психотерапии
В. Н. Мясищева
Фрейд неоднократно признавался в том, что мог свободно постули
ровать любую концепцию, пока наука не опровергла ее или не признала негодной. С течением времени, однако, чисто умозрительное решение
Фрейдом проблемы человеческой психики приходило в вопиющее про
тиворечие с накапливающимися научными фактами, что привело в ре
зультате к ревизии психоанализа. Процесс этот продолжается и по сей день. Но, несмотря на глубокий кризис, в котором психоанализ пребы
вает несколько десятков лет, благодаря отчаянным попыткам его адеп
тов преодолеть этот кризис вполне применим лозунг: «Психоанализ умер, да здравствует психоанализ!» Живучесть психоанализа, вероят
но, связана с позицией «верую, ибо абсурдно». Для тех же, кому «исти
на дороже», мы предлагаем проследить эволюцию идей Фрейда, с тем чтобы отделить «зерна от плевел» и взять от психоанализа все, что не противоречит здравому смыслу и современным научным знаниям.
Впрочем, работа по преодолению фрейдизма и различных его моди
фикаций уже проделана и результатом ее является разработанная еще в 1930е г. патогенетическая психотерапия В. Н. Мясищева и создан
ная на ее основе в 1970е гг. личностноориентированная (реконструк
тивная) психотерапия (Б. Д. Карвасарский, Г. Л. Исурина, В. А. Таш
лыков). Тем не менее многие молодые врачи и психологи, даже не удосужившись ознакомиться с этим направлением отечественной психотерапии, решили пополнить ряды психоаналитиков, чему в не
малой степени способствовала, между прочим, реализация Указа Пре
зидента 1996 г. «О возрождении и развитии психоанализа» в России.
А между тем известный польский психотерапевт профессор С. Ледер —
большой друг и в прошлом частый гость Института им В. М. Бехтерева —

От ортодоксального психоанализа к психотерапии




75
называл патогенетическую психотерапию не иначе, как «советский пси
хоанализ»! В какой степени это заявление соответствует истине, к како
му направлению мировой психотерапии следует отнести патогенетиче
скую психотерапию и каковы перспективы дальнейшего ее развития —
вот те вопросы, на которые мы попытаемся ответить в этой главе.
Критически осмыслить психоанализ — ортодоксальный и реформи
рованный — нам поможет прежде всего обращение к таким замечатель
ным книгам, как «Крах психоанализа» Г. Уэллса и «Теории личности в за
рубежной психологии» Б. В. Зейгарник.
Ортодоксальный психоанализ
С самого начала фрейдизм был тесно связан с антропологией. Фрейд искал биологическую основу своей системы в искусственных антропо
логических теориях британской так называемой эволюционной антро
пологии, особенно в теориях Роберта Смита. В ортодоксальной фрей
довской системе существовало два ряда теорий: один из них касался элементов индивидуального бессознательного, другой — компонентов родового бессознательного. Они сочетались между собой таким обра
зом, что каждый элемент индивидуального бессознательного покоился,
как на фундаменте, на соответствующем компоненте родового бессо
знательного. Считалось, что врожденные влечения и табу, рассматрива
емые как характерные проявления индивидуального бессознательного современного человека, биологически унаследованы от первобытной орды смутно различимого прошлого человеческой эволюции. Напри
мер, стремление к кровосмешению и табу, запрещающее кровосмеше
ние, имеют якобы своим источником восстание сыновей против тира
наотца, во время которого отец был умерщвлен, а сыновья сделали матерей и сестер своим сексуальным объектом. Возникший хаос при
вел к тому, что братья заключили между собой договор, объявляющий кровосмешение противозаконным. Таким образом, оба исходных эле
мента эдипова комплекса теоретически связывались Фрейдом с мифом о первобытной орде, а их неукротимая психическая сила выводилась им из этого далекого источника.
Так же обстояло дело в отношении любого врожденного элемента индивидуального бессознательного. Утверждалось, что все это — ин
дивидуальное воплощение черт родового бессознательного. Родовое бессознательное является якобы хранилищем раннего опыта челове


Глава 3 76





ка, выходящего из животного состояния. Судьба отдельного человека должна повторять историю этой эволюции. Родовое бессознательное,
имманентно присущее каждому индивиду, включает предопределен
ные фазы и проявления в виде врожденных воспоминаний, обуслов
ливающих путь развития, который должен пройти каждый ребенок,
прежде чем стать взрослым.
Эволюционный, филогенетический процесс был процессом подавле
ния влечений первобытной орды. Утверждалось, что цивилизация —
это продукт такого сексуального подавления и сублимации либиди
нозной энергии в производительные и творческие каналы. Онтогене
тический процесс развития происходит таким же образом. Младенцы и дети по данной теории — это маленькие, обладающие неподавлен
ными инстинктами существа первобытной орды с доисторическими стремлениями к кровосмешению и преобладающими оральными и анальными сексуальными фазами. Считалось, что эмоции и поведение их имманентно подвластны первобытному человеку, неизменно живу
щему в каждом ребенке. Взросление достигается только за счет подав
ления того, что фактически слишком сильно, чтобы быть подавленным.
Детские сексуальные стремления к кровосмешению и гомосексуализму должны подавляться ребенком в возрасте от одного до трех лет. Ребе
нок также должен подавить предопределенный первобытной фазой че
ловеческой эволюции страх перед кастрацией от руки своего отца, а так
же ревность к отцу и желание ему смерти. Это труднопреодолимая, если не безнадежная задача для маленького однодвухтрехлетнего ребенка,
ибо ему нужно подавить не что иное, как родовую историю человече
ства, существующую ныне как его собственное маленькое бессознатель
ное «оно».
То, как ребенок совершает такой подвиг, предопределяет, согласно данной теории, течение его взрослой жизни. Задача эта настолько не
реальна, что неизбежным следствием ее является всеобщий невроз.
Человек первобытной орды с подавленными влечениями постоянно стучится в ворота сознания и, пользуясь окольными и замаскирован
ными путями, находит свое выражение в тревожных сновидениях и невротических симптомах.
Главная особенность ортодоксальной фрейдовской системы заклю
чалась в однозначном соответствии между элементами индивидуаль
ного бессознательного и компонентами родового бессознательного. Яр
ким выражением этой особенности являлась теория, согласно которой каждый человек в своем развитии повторяет историю рода.


От ортодоксального психоанализа к психотерапии




77
Ортодоксальная фрейдовская система мысли была совершенно ли
шена внутренних противоречий. Это свидетельство творческой по
следовательности ее автора. Однако внутренняя логика, сила и сим
метричность теории достигались ценой игнорирования многих уже приобретенных человеком знаний. Они были куплены ценой проти
воречия с такими науками, как биология, физиология, медицина, ант
ропология, социология, история и экспериментальная психология.
Наиболее очевидным и ярким проявлением нарушения законов на
уки была доктрина родового бессознательного с ее мифом о перво
бытной орде. Под ударами единодушных нападок ученых, особенно антропологов, теоретики психоанализа были вынуждены поспешно отступить. Они отбросили ту часть фрейдовского учения, которая касалась источников индивидуальных бессознательных влечений,
воспоминаний, фаз и табу. Чтобы преодолеть противоречие с наукой,
в жертву было принесено родовое бессознательное, то есть сдана пер
вая линия обороны. Но, отступая, теоретикианалитики на ходу пере
группировали свои силы позади второй линии обороны. Необходимо было любой ценой защитить врожденные, бессознательные психиче
ские структуры, ибо без них не было бы фрейдизма.
Эгопсихология. Классический
психоанализ
К числу ведущих теоретиков ревизованного психоанализа относятся:
в Америке — Франц Александер, Карл Меннингер, Абрам Кардинер,
а в Европе — дочь Фрейда Анна Фрейд (Англия) и Хайнц Гартман
(Германия). Ограничимся обзором концепций двух последних авторов.
Обе ревизии касаются так называемых вторичных функций Эго. Обе приведут позднее к реформации психоанализа.
Сам Фрейд делал основное ударение на Оно (Ид) и игнорировал Эго.
Однако с 1936 г. в психоаналитической литературе начали уделять большее внимание Эго и последнее стало предметом всестороннего и глубокого изучения. Следствием этого стала ревизия ортодоксального фрейдизма, в результате которой значительно большая роль стала отво
диться Эго, но при этом попрежнему сохраняла силу основанная на инстинкте теория секса и агрессивности. Работа над теорией Эго шла в двух направлениях: одно разрабатывало фрейдовскую идею о защит

Глава 3 78





ных механизмах как функции Эго (его возглавила Анна Фрейд); другое занималось вторичными функциями Эго — рациональным мышлением и действиями, восприятием, вниманием, познанием, памятью и т. п.
(Х. Гартман, а также Э. Криз, Р. Левенштейн и Д. Рапапорт).
Фрейд утверждал, что единственной защитой против неприемлемых сексуальных и агрессивных влечений является их вытеснение из созна
ния. Однако в последние годы он пришел к выводу, что Эго располагает многими механизмами самозащиты от угрозы со стороны Ид и что вы
теснение выступает лишь как один из них. Фрейд не развил эту концеп
цию и не определил различные механизмы. Таким образом, с точки зре
ния ортодоксального психоанализа терапия оставалась средством обнаружения и освобождения вытесненных инстинктивных влечений.
Однако в 1937 г. Анна Фрейд опубликовала маленькую книжку под на
званием «Эго и механизмы защиты». В этой книге она рассматривает
Эго скорее как структуру, развивающуюся в ходе жизни, чем как ре
зультат биологической наследственности. Таким образом, Эго ребенка формируется в ранние годы, и в течение этого периода Эго сталкивает
ся с опасностями, идущими изнутри и извне, от инстинктивных влече
ний и из внешнего мира, и вырабатывает свои собственные особые ме
ханизмы защиты от них. Среди этих механизмов наряду с классическим механизмом вытеснения существуют: формирование реакции, изоляция,
уничтожение, отрицание реальности, компромисс и смещение.
Учение о защитных механизмах повлекло за собой возникновение дополнения к фрейдовской терапии обнаружения и освобождения вы
тесненных влечений. Собственные защитные механизмы отдельного пациента также должны опознаваться и анализироваться. Так, в допол
нение к импульсам Ид Анна Фрейд включила в психоаналитическую схему защитные механизмы Я. Таким образом, всякое данное поведе
ние может быть частью механизма Я или проявлением инстинктивного
Ид. Далее, если классическое вытеснение рассматривалось как защита исключительно от болезненных инстинктивных проявлений секса и аг
рессии, то механизмы Эго рассматриваются двояко: направленные как вовнутрь, против инстинктов, так и вовне, против окружающего мира.
Причем угрозу со стороны инстинкта Анна Фрейд считала главной.
Это был лишь следующий шаг, хотя и большой, в направлении от
каза от теории инстинктивных сексуальноагрессивных влечений, од
нако теоретической основой ревизионистов любой школы попрежнему
остается скорее инстинкт, чем окружающая среда или культурные
факторы.


От ортодоксального психоанализа к психотерапии




79
Другим шагом в преодолении теоретических трудностей было уси
ление акцента на вторичных процессах Я. Фрейд с пренебрежением относился к тому, что составляет классический предмет психологии:
к мышлению, памяти, восприятию, сенсомоторной деятельности и по
ведению в целом. В силу необходимости некоторые результаты акаде
мической экспериментальной психологии рано или поздно должны были войти во фрейдовскую систему, и в свое время вторичные про
цессы Я действительно оказались основным объектом исследования.
Хайнц Гартман провел первые исследования в этой области и опубли
ковал их в 1939 г. в статье «Эгопсихология и проблема адаптации».
Гартман стремился восполнить относительное игнорирование Фрей
дом вторичных процессов Я. Фрейд рассматривал такие функции, как чувственное восприятие, моторную деятельность и мысль, как в основ
ном подчиненные инстинктивным сексуальным и агрессивным влече
ниям. Таким образом, Фрейд отводил психологическим функциям роль,
подчиненную принципу удовольствия Ид. Он говорил о принципе ре
альности Эго, отражении внешнего мира в сознании через посредство ощущений и мысли, но рассматривал его только в связи с сексуальными и агрессивными действиями и влечениями.
С другой стороны, Гартман настаивал на первостепенной важно
сти адаптивной функции чувственного опыта, мышления и поведе
ния. Он говорит, что маленький ребенок получает большое удоволь
ствие от того, что двигает ручками и ножками, наблюдает предметы,
делает открытия в непосредственно окружающем его объективном мире, ползает и ходит, заучивает слова и язык вообще, запоминает,
подражает и т. д., а также манипулирует своими гениталиями или утаивает позывы кишечника от заботливой матери. Такие «удоволь
ствия» не являются «обусловленными инстинктами», а скорее не
посредственно связаны с адаптацией к окружающей среде, которую
Гартман считает основной функцией организма. Тем не менее Гарт
ман считает, что если у маленького ребенка психические адаптивные функции чувственного опыта и мышления, по существу, не зависят от инстинктивных сексуальных и агрессивных влечений, то, когда ребенок достигает зрелости, они становятся связанными с инстинк
том, если не подчиняются ему. Таким образом, он не отрицает фрей
довского либидо и инстинкта смерти. Он скорее дополняет класси
ческую систему психоанализа вторичными функциями Я.
Ревизованный психоанализ — это психоанализ без родового бессо
знательного. Это половина оригинальной фрейдовской теории — врож