ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 553
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 3 80
денные психические влечения и воспоминания, оторванные от их ис
точника в первобытном человеке. В Соединенных Штатах ревизован
ный психоанализ — это классический психоанализ.
Индивидуальная психология
Следующим закономерным этапом эволюции психоанализа явился отказ от врожденных бессознательных психических структур со смеще
нием акцента на роль социальных и культурных факторов в их развитии.
Основоположник индивидуальной психологии Альфред Адлер при
шел к заключению, что не ущемление инфантильного сексуального комплекса лежит в основе невроза, а конфликт между стремлением к власти и чувством собственной неполноценности, который решается невротиком путем «бегства в болезнь». Он утверждал, что всякий не
вроз есть не что иное, как попытка освободиться от чувства неполно
ценности и обрести чувство превосходства. Чувство неполноценности является универсальным, это идет из детских переживаний собствен
ной слабости, уязвимости и зависимости. Адлер исходил из известной биологической закономерности, заключающейся в компенсации не
полноценности органа путем его избыточного функционирования или усиленного функционирования парного органа, например гипертро
фия сердечной мышцы при пороке сердца, избыточное функциониро
вание почки при нарушении функции другой почки. Чувство непол
ноценности — полностью социально мотивированное чувство, это
«стимул к здоровому, нормальному стремлению и развитию». В более поздних работах Адлер различает чувство неполноценности и комп
лекс неполноценности. Последний он рассматривает как патологичес
кий результат развития чувства неполноценности, своеобразную бо
лезнь личности, где неполноценность приобретает хронический гипертрофированный характер. Чувство неполноценности возникает изза врожденных дефектов в развитии телесных органов, а также из
за неправильного воспитания в детстве: избалованности, отвержения,
сурового отношения и т. п. Комплекс неполноценности лежит в осно
ве невроза. Тесно связан с патологическим комплексом неполноцен
ности комплекс превосходства. Вследствие выраженного чувства не
полноценности возникают поведенческие, аффективные и связанные с мышлением проявления превосходства. Сюда относятся презрение,
тщеславие, тирания, унижение других, гнев, высокомерие, снобизм,
От ортодоксального психоанализа к психотерапии
81
невнимание к окружающим. Все это входит в симптомокомплекс не
врозов. Адлер смотрит на невроз не как на болезнь, а как на своеобраз
ный характер. Уже в детстве у ребенка, нелюбимого, униженного, не получающего необходимой ему заботы и ласки, возникает чувство не
полноценности, которое проявляется в определенном, по Адлеру,
«жизненном стиле», составляющем основу «невротического характе
ра». Эта невротическая диспозиция, которая лежит в основе не только невротического характера, но и всех психических расстройств, выра
жается в следующем. Индивид с ложными представлениями о себе и окружающем мире, то есть ошибочными целями и ошибочным жиз
ненным стилем, при столкновении с трудными ситуациями будет склонен к различным формам аномального поведения, нацеленного на поддержание своего мнения о себе. Ошибочным является центриро
вание на себе без учета взаимодействия людей. Индивид не осознает этих процессов. Невротические симптомы, часть невротической дис
позиции, выполняют охранительную функцию — поддерживают са
мооценку, а также служат оправданием неудач (например, «Я не могу этого сделать изза сильной тревоги»). Чтобы излечить невротика,
надо вскрыть источник его невроза и разоблачить основу и сущность его «жизненного стиля», его ложные, «фиктивные» жизненные цели.
Чтобы понять сущность синдрома и поведения невротика, терапевт должен выяснить, какой фиктивной цели больного служат синдром,
манера поведения, характерная ситуация в сновидениях.
Таким образом, невроз, по Адлеру, развивается тогда, когда субъект, не способный добиться превосходства, безотчетно создает свой клиниче
ский синдром либо с целью избежать ситуации, при которой обнаружи
вается его неполноценность, либо с целью подчинить себе окружающих,
как бы шантажируя их, и таким образом добиться признания своего Я,
добиться самоутверждения. В то время как нормальный человек ставит себе более или менее реальные, достижимые цели, невротик ставит перед собой «фиктивные» цели, основанные на заведомо нереальных требова
ниях, осуществлению которых мешает якобы его болезнь.
Все описанные Фрейдом сексуальные «комплексы» Адлер трак
тует как неполноценности. Вот как, например, он критикует эдипов комплекс Фрейда. Тема ненависти, ревности к отцу и инцестуозного влечения к матери, несомненно, может присутствовать в сознании и бессознательном некоторых индивидов как результат деформации семейных отношений, невротизма и агрессивности коголибо из ро
дителей, но очень трудно доказать, что эдипова «конфигурация» вле
Глава 3 82
чений универсальна. Скорее можно утверждать, что в своих стрем
лениях к идентификации с отцом и матерью дети обоих полов стре
мятся както согласовать, примирить образы своих родителей и выд
вигаемые ими требования. Они бывают травмированы, когда им предлагают идентифицировать себя с одним из родителей и отречь
ся от другого. Если какаянибудь болезненная, неуверенная в себе девушка хочет находиться рядом с отцом, это просто стремление на
ходить поддержку там, где она находила ее раньше, — у отца, кото
рый всегда будет ее любить и защищать. Эта девушка может укло
няться от рискованных любовных отношений с молодыми людьми и предпочитает общество отца. Но в этом совсем необязательно усмат
ривать стремление к инцесту.
Теория Адлера страдает, как и теория Фрейда, неоправданной претен
зией на всеобщее значение. Признавая «объяснительную силу» адлеров
ского принципа неполноценности, следует видеть и его ограниченность.
Фрейд, возражая Адлеру, отмечал, что многие дети не только не чувству
ют своей неполноценности, но, напротив, развивают нарциссизм, видят себя в «центре мира», в фокусе внимания окружающих. Многие уродли
вые, больные, лишенные зрения, с ампутированными ногами или руками люди, как это ни странно, не чувствуют себя ущербными. Вообще, легче встретить человека излишне самоуверенного, чем страдающего комплек
сом неполноценности.
Неустанный пропагандист и популяризатор своей «индивидуальной психологии», Адлер, хотя и не добился такого широкого и устойчивого признания, как Фрейд, оказал все же большое влияние на психологиче
скую и педагогическую мысль. Печать влияния Адлера лежит на концеп
циях неофрейдизма в США. Врачей и педагогов привлекала близость к жизни и практическая установка адлеровских идей, отрицание им фрей
довского пансексуализма и того чрезмерного значения, какое Фрейд при
давал бессознательному началу. Прочно укоренилась в теории и практике психотерапии адлеровская идея о сверхкомпенсации чувства неполно
ценности как черты, характерной для многих случаев невроза.
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 38
Неофрейдизм
Американские реформаторы психоанализа Карен Хорни, Эрих
Фромм и Гарри Салливен продолжили путь Адлера. Они отказались от врожденных воспоминаний, структур и предопределений и пред
От ортодоксального психоанализа к психотерапии
83
приняли попытку переформулировать фрейдовскую теорию в терми
нах социологии. Предметом интереса Хорни и Фромма являлись свя
зи между личностью, индивидуальным развитием и социальной структурой. Салливен занимался изучением роли интерперсональных отношений в формировании поведения и личности.
В целях настоящего обзора наибольший интерес представляет ана
лиз системы Карен Хорни. Хорни родилась в Германии и сначала была строгой последовательницей Фрейда; после перезда в 1930х гг. в США
она обратила внимание на то, что неврозы и сам склад людей в этой стране во многом отличаются от того, что она наблюдала в европейских странах. Это различие она объяснила различиями цивилизаций. Кроме того, у нее возникли сомнения по поводу постулатов Фрейда в отноше
нии женской психологии, что заставило ее задуматься над ролью куль
турных факторов. В результате она пришла к заключению, что неврозы вызываются культурными факторами.
С этой «культурной» позиции Хорни критикует Фрейда по двум связанным между собой вопросам. Вопервых, она критикует его за
«чрезмерное подчеркивание биологического происхождения психиче
ских явлений» и, вовторых, за «игнорирование культурных факторов».
Хорни призывает аналитиков «отбросить некоторые исторически об
условленные теоретические предпосылки и отказаться от теорий, воз
никших на этой основе». К предпосылкам, которые следует отбросить,
она относит предпосылки, сделавшие психоанализ инстинктивной и
генетической психологией. Кроме того, считает она, следует отказать
ся от структурного деления психики на Ид, Эго и Суперэго. Отказ от этих основных предпосылок влечет за собой отказ от всех тех теорий,
которые были сформулированы на их основе. К ним относятся: тео
рия либидо со всеми вытекающими из нее теориями сексуальных ин
стинктов; теории инстинктов смерти и агрессии; теория предопреде
ляющей роли детства с его инфантильносексуальными фазами
(оральной, анальной и генитальной), а также c фиксациями, регрес
сиями и навязчивым повторением; концепция нарциссизма; эдипов комплекс и его многочисленные ответвления; вся область разработан
ной Фрейдом женской психологии и сексуальная этиология неврозов.
Хорни не считает нужным упоминать о таких архаических теориях,
как миф о первобытной орде, теории о врожденном изначальном язы
ке, филогенетических воспоминаниях и родовом бессознательном,
поскольку ревизионисты психоанализа уже давно отказались от этих теорий. Относительно теорий, опирающихся на три отвергнутые пред
Глава 3 84
посылки, она говорит, что все эти теории требуют критики и должны рассматриваться скорее как историческое бремя, которое несет психо
анализ, чем как его сущность. В книге «Новые пути в психоанализе»
(1939) Хорни посвящает каждой отвергнутой теории по главе, крити
куя и указывая причины отказа от этих теорий.
Как Хорни реформировала психоанализ? Она сохраняет такие ос
новополагающие фрейдовские понятия, как бессознательная моти
вация, вытеснение и сопротивление, а также методы, становящиеся более эффективными, когда они освобождаются от биологических рамок, в какие они были первоначально заключены, а именно: толко
вание сновидений, свободные ассоциации и анализ феномена пере
несения, наблюдаемого в отношениях между врачом и пациентом.
Понимание природы побуждений у Хорни отличается от фрейдов
ского. Вместо фрейдовского либидо и агрессивных инстинктивных стремлений она выдвигает два побуждения, которые считает отчасти врожденными, а отчасти приобретенными, то есть сочетанием био
логического и социологического, или культурного, факторов. Она называет эти два побуждения «стремлением к безопасности и удов
летворению».
Стремление к безопасности возникает из врожденного чувства беспо
койства — основной (базальной) тревоги. Младенец рождается с этим чувством. Выходя из чрева матери, он начинает чувствовать себя неуют
но. Это чувство переживается с самых первых минут жизни на органи
ческом уровне; оно окрашивает всю его дальнейшую жизнь, фиксирует
ся и становится внутренним свойством психической деятельности.
С первых минут существования ребенок переживает чувство враждеб
ности мира. Беспокойство порождает желание избавиться от него. Все,
что человек делает, — это трансформация чувства беспокойства. Оно яв
ляется основой мотивации его поступков.
Бессознательные эмоциональные стремления — к безопасности и удовлетворению — несовместимы друг с другом. Нельзя добиться пол
ного удовлетворения желаний, потребностей и страстей, не столкнув
шись с юридическими, социальными, этическими запретами и нормами и сопутствующими им наказанием, осуждением и остракизмом. Конф
ликт между этими стремлениями и основанными на них импульсами,
потребностями, страхом, желаниями и страстями приводит к необходи
мости подавления. Если Фрейд в качестве подавляющей силы постули
ровал Суперэго, или совесть, то Хорни не видит ни практической, ни теоретической необходимости в таком механизме. Хорни реконструи