ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 564
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 3 106
ния — Хайнц Гартман. Ревизованный психоанализ — шаг в на
правлении отказа от теории инстинктивных сексуальноагрес
сивных влечений.
2. Отказ от врожденных бессознательных психических структур. Ре
формация психоанализа неофрейдистами. Карен Хорни, Гарри
Салливен и Эрих Фромм принесли в жертву то, что ортодоксаль
ные аналитики и аналитикиревизионисты считали основой фрей
дизма: врожденные воспоминания, структуры и предопределения.
Отказ от чрезмерного подчеркивания биологического происхожде
ния психических явлений. Признание культурных и социальных факторов в происхождении неврозов. Отказ от предпосылок, сде
лавших психоанализ инстинктивной и генетической психологией:
от теории либидо; теории инстинкта смерти; теории предопределя
ющей роли детства с его инфантильносексуальными фазами; кон
цепции нарциссизма; эдипова комплекса и т. п.
3. Отказ от универсализации бессознательных комплексов. В этом принципиальное отличие патогенетической психотерапии от неофрейдизма как предшествующего этапа преодоления фрей
дизма. Концепция В. Н. Мясищева: патогенной основой невро
за является конфликт, который возникает в тех случаях, когда жизненные обстоятельства затрагивают особо значимые, эмо
ционально насыщенные отношения личности. Индивидуаль
ные особенности таких отношений обусловливают ее невынос
ливость в той или иной ситуации. В каждом конкретном случае
конфликт имеет индивидуальное, конкретное содержание, вы
явление которого очень важно для психотерапии.
Патогенетическая психотерапия пришла на смену психоанализу, о ее родстве с ним напоминают некоторые общие позиции: признание роли бессознательных психических процессов в детерминации мыслей,
чувств и поведения человека; признание ряда психологических явлений,
открытых Фрейдом, — вытеснения, сублимации, сопротивления, пере
носа и др.; использование в практике психотерапии некоторых элемен
тов психоаналитического метода. В практическом отношении сходство,
как показал Зиферштейн, заметно невооруженным глазом, однако тео
ретические основы психоанализа и патогенетической психотерапии на
столько различаются методологически, что отнесение патогенетической психотерапии к разновидности психоанализа вызывает сомнение. Дело в том, что сам вопрос об отнесении патогенетической психотерапии к психоанализу не совсем корректен, поэтому и ответ вызывает затрудне
От ортодоксального психоанализа к психотерапии
107
ние. Как мы отмечали, такие же трудности испытывала и Хорни, когда пыталась ответить на вопрос, является ли ее система психоанализом.
На самом деле ответ содержится в названии этой главы: «от… к». Психо
анализ развивался в направлении преодоления «фрейдизма». Уэллс пи
шет что к концу жизни Фрейд, радуясь популярности своей системы в
Соединенных Штатах, горько сетовал на то, что ее серьезно «выхолости
ли». Последовательность этапов «выхолащивания», или «преодоления фрейдизма», предстает в следующем виде: ортодоксальный психоанализ
(фрейдизм)—ревизованный психоанализ (классический)—реформиро
ванный психоанализ (неофрейдизм)—патогенетическая психотерапия.
В этой цепи система Хорни, например, является промежуточным эта
пом преодоления, патогенетическая же психотерапия — завершающим.
Таким образом, патогенетическую психотерапию надо воспринимать
как «преодоленный психоанализ». Патогенетическая психотерапия не только преодолела заблуждения классического психоанализа, но и вскрыла «основной дефект», характерный для всех динамических сис
тем, будь то индивидуальная психология Адлера, анализ Хорни, интер
персональная психотерапия Салливена, динамическая психиатрия Ам
мона и др.
Патогенетическая психотерапия — это развивающаяся система, откры
тая для интеграции с другими методами на основе ее теоретических основ,
целей и задач. Интегрировав групповую динамику, что позволило ей рас
ширить терапевтический потенциал для реконструкции нарушенной си
стемы отношений, она преобразилась в личностноориентированную (ре
конструктивную) психотерапию Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова.
Современный этап характеризуется движением в направлении создания интегративной модели личностноориентированной (реконструктивной)
психотерапии.
Г
Г
Г
Г
Глава 4
лава 4
лава 4
лава 4
лава 4
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 38
Патогенетическая психотерапия
Создателем патогенетической психотерапии является выдающийся русский психиатр и психолог Владимир Николаевич Мясищев (1893–
1973). Свой метод он развил на основе разработанной им концепции психологии личности. В государственном архиве сохранился фунда
ментальный доклад В. Н. Мясищева «Проблема личности в психоло
гии и психопатологии», с которым он выступил в июне 1935 г. Автор подчеркивал: «Личность человека рассматривается и характеризуется нами в первую очередь с точки зрения ее сознательных отношений к окружающей действительности, в отличие от обычного понимания, рас
сматривающего ее как систему функций». Таким образом, к середине
1930х гг. В. Н. Мясищевым была сформулирована собственная кон
цепция психологии личности и методов ее изучения и воздействия на нее в целях лечения или воспитания. Концепция невроза и патогенети
ческой психотерапии были изложены В. Н. Мясищевым в двух статьях того же времени: «О патогенезе и структуре невроза» и «О генетиче
ском понимании психоневрозов».
Владимир Николаевич Мясищев родился в городе Фридрихштадте
(Лифляндская губерния России) в семье юриста, выпускника Импе
раторского Харьковского университета, долгое время работавшего в
Лифляндии мировым судьей. Мать В. Н. Мясищева была дочерью врача. В. Н. Мясищев рано потерял отца, и семье пришлось переехать в г. Николаев, где он окончил Александровское реальное училище в
1912 г. Разносторонне одаренный юноша поначалу стремился к музы
кальной карьере, но травма руки, полученная при падении с лошади,
помешала осуществить желаемое. В 1912 г. он поступает на медицинс
кий факультет СанктПетербургского психоневрологического инсти
тута, на первом курсе которого увлекается лекциями и семинарами профессора психологии, доктора медицины, выдающегося русского психолога А. Ф. Лазурского. В 1914 г. появилась первая научная работа
Патогенетическая психотерапия
109
В. Н. Мясищева — «Научнохарактерологический анализ литературных типов» (по трилогии Л. Н. Толстого «Детство, отрочество, юность»).
Психоневрологический институт В. Н. Мясищев закончил в 1919 г.,
ибо ему ввиду денежных затруднений приходилось работать, преры
вая учебу. В. Н. Мясищев не без гордости писал, что в 1919 г. по пред
ложению академика В. М. Бехтерева, который его знал по студенче
ской работе, он приехал в Петроград и был зачислен по окончании института исполняющим обязанности ординатора на кафедру психи
атрии. Работая на этой кафедре, В. Н. Мясищев одновременно являл
ся врачоминтерном Воспитательноклинического института для не
рвнобольных детей, которым руководил В. М. Бехтерев.
В 1921 г. В. Н. Мясищев одновременно стал работать в Институте мозга, организованном В. М. Бехтеревым, вначале в качестве научного сотрудника, затем действительного члена, профессора и заведующего сектором психиатрии. В те же годы В. Н. Мясищев начал самостоятель
ную преподавательскую деятельность, читая курсы индивидуальной и общей психологии в Педагогическом институте им. А. И. Герцена, а с
1945 г. он состоял бессменным профессором Ленинградского универ
ситета, где читал курс психопатологии и психологии. На протяжении всей своей трудовой деятельности В. Н. Мясищев являлся сотрудни
ком Психоневрологического института, а с 1939 г. и на протяжении около 20 лет был директором этого учреждения, носящего теперь имя
В. М. Бехтерева. Клиническая практика В. Н. Мясищева протекала здесь же, в созданном им еще в 1920е гг. отделении неврозов и психотерапии.
Коллектив этого отделения, возглавляемый учеником В. Н. Мясищева
Б. Д. Карвасарским, продолжает развивать учение В. Н. Мясищева, раз
рабатывая различные аспекты патогенетической психотерапии.
Ранние работы В. Н. Мясищева посвящены исследованию трудовой деятельности человека и трудовому воспитанию детей. Он обосновы
вал необходимость особой научной дисциплины — эргологии, призван
ной комплексно изучать процессы труда на основе данных психологии,
физиологии, педагогики и других наук.
Затем последовал целый ряд его разработок в области нейрофизио
логии: работы по типологии сочетательнорефлекторной деятельности человека, работы по изучению кожногальванических показателей нерв
нопсихического состояния человека. Известны также его исследова
ния типов личности и характера. Однако непреходящее значение для психологии, медицины и педагогики имеет разработанная В. Н. Мяси
щевым концепция отношений личности в норме и патологии.
Глава 4 110
В. Н. Мясищев опубликовал свыше 250 работ, в том числе 3 моно
графии. Особую известность получил его труд «Личность и невро
зы», представляющий собой собрание избранных статей, удостоен
ный в 1960 г. премии им. В. М. Бехтерева.
Признанием заслуг В. Н. Мясищева государством было избрание его в 1964 г. членомкорреспондентом Академии педагогических наук СССР, а также присвоение ему в том же году почетного звания
«Заслуженный деятель науки РСФСР».
Основные концепции
Психология отношений
При изложении своей концепции В. Н. Мясищев придерживается методического принципа изучения природы — изучения ее объектов в процессе их взаимоотношения с окружающим миром. Естественно, что и человек в его свойствах и возможностях познается в соотношении с объективной действительностью. В отличие от животных в соотноше
нии с окружающим человек выступает в роли субъекта — деятеля, со
знательно преобразующего действительность. Изучение человека в его соотношении с окружающим выявляет его особые качества и позволяет раскрывать его внутренний мир.
Необходимо различать понятия соотношение и отношение. Говоря о соотношении, следует иметь в виду такую связь, в которой не высту
пает различие роли двух объектов связи. Понятие же отношения воз
никает там, где есть субъект и объект отношения. Именно у человека такой характер связи выступает с полной отчетливостью, животное же
(здесь В. Н. Мясищев цитирует К. Маркса и Ф. Энгельса) не относит
ся ни к чему и вообще не «относится» — для животного его отношение к другим не существует как отношение.
Отношения человека представляют, по В. Н. Мясищеву, сознатель
ную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выража
ющуюся в его действиях, реакциях и переживаниях.
Виды отношений. Отношение как связь субъекта с объектом едино,
но в многообразии отношений выступают более или менее отчетливо отдельные компоненты, которые В. Н. Мясищев называет также час
Патогенетическая психотерапия
111
тичными отношениями, сторонами отношения или видами его. Эти стороны тесно связаны с характером жизненного взаимодействия,
включающего самые различные моменты от обмена веществ до идей
ного общения. В. Н. Мясищев различает две основные стороны еди
ного предметного отношения, которые глубоко коренятся в филогене
тическом и историческом прошлом человека.
Одну сторону основного отношения представляют потребности.
Потребностиодними авторами рассматривались как самостоятельная психологическая категория, другими — относились к волевым прояв
лениям, третьими — включались в систему характеристики личности.
Хотя все эти точки зрения имеют частичное основание, но наиболее правильно, по мнению В. Н. Мясищева, рассматривать потребности в системе отношений к действительности. Потребности, по В. Н. Мяси
щеву, представляют собой конативную (волевую) тенденцию индиви
да к овладению объектом. Потребности входят в сферу отношений по
тому, что составляющими компонентами этого понятия являются:
а) субъект, испытывающий потребность; б) объект потребности; в) свое
образная связь между субъектом и объектом. В основе этой связи (от
ношения) лежит определенная функциональная нейродинамическая структура, проявляющаяся в тяготении к объекту и в активной уст
ремленности к овладению им.
Вторую сторону основного отношения представляет эмоциональное
отношение. На ранних (примитивных) стадиях эволюции отношения имеют недифференцированный характер. В процессе развития на уров
не еще не сознаваемых отношений высокоорганизованного животного
(собака, обезьяна) вычленяется вторая сторона первоначального дву
единого (эмоциональноволевого) отношения — эмоциональное отно
шение. У человека оно проявляется в привязанности, любви, симпатии и их противоположностях — неприязни, вражде, антипатии.
Эмоциональная сторона отношений рассматривалась в психоло
гии в рамках категории чувств. По мнению В. Н. Мясищева, область чувств (эмоций) охватывает три разнородные группы явлений —
эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональ
ные отношения. Дружба, любовь или неприязнь и ненависть не мо
гут быть отнесены ни к эмоциональным реакциям (таким, как гнев,
страх, тоска), ни к эмоциональным реакциям (таким, как удоволь
ствие или неудовольствие).
В каждом психологическом факте в той или иной степени включе
ны три аспекта, или три компонента, душевной деятельности — позна
Глава 4 112
вательный, волевой и эмоциональный, а в различных видах процессов психической деятельности, состояний и отношений они выступают различно. В. Н. Мясищев одной из важных проблем психологии счи
тал разработку вопросов структуры в области психических образова
ний, в частности в области отношений.
Некоторые отношения могут выступать как относительно самосто
ятельные образования; это интересы, оценки, убеждения. В. Н. Мяси
щев ссылается на исследования, в которых интерес рассматривается как особый вид отношения, в частности отношения к образованию,
работе и т. д.
Ответственное отношение к своим обязанностям является выраже
нием моральноправовых отношений человека: оно, вырастая из тре
бований родителей, учителей, начальников, становится долгом, совес
тью. Моральное формирование личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов, на процессе сопоставления сво
их действий и поступков с образцами, с оценкой. Этот внутренний процесс приводит к образованию оценочных отношений, формирую
щихся в связи с этическими, эстетическими, юридическими и други
ми критериями поступков и переживаний человека.
Система требований в сочетании со знанием действительности,
особенно общественной, формируют убеждения человека, которые не только являются представлением о том, какова фактически существу
ющая действительность, но и выражают представление о том, какой она должна быть. В соответствии с убеждениями формируются эмо
циональные реакции и активная (волевая) готовность бороться за осу
ществление сложившихся убеждений в жизни.
В. Н. Мясищев неоднократно обращал внимание на недостаточную разработанность проблемы отношения, а также на ее отграничение и связь с близкими, но не тождественными понятиями. Сюда относится
направленность, которая представляет собой доминирующее, то есть господствующее и определяющее отношение. В. Н. Мясищев пользовал
ся также термином значимость. Преимущественно в социальной психо
логии встречается термин ценностная ориентация, соответствующий понятию оценочных отношений. Достаточно широкое распространение получил термин позиция, которым иногда пользовался и В. Н. Мясищев.
Понятие установки Д. Н. Узнадзе, то есть готовности человека к опреде
ленной реакции — бессознательной и основанной на потребности, также является близким. Во всех этих понятиях, указывает В. Н. Мясищев, нет полной согласованности, но видны поиски целостного и обобщающего