ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 567
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Патогенетическая психотерапия
113
подхода к исследованию человека в связи с окружающей его по большей части социальной средой.
Теория личности
В. Н. Мясищев характеризует личность прежде всего как систему от
ношений человека к окружающей действительности. Самое главное и определяющее личность — ее отношения к людям, являющиеся одно
временно взаимоотношениями. Субъективное отношение, отчетливо проявляясь в реакциях и действиях, обнаруживает свою объективность,
а индивидуальнопсихологическое становится социальнопсихологиче
ским. Поскольку отношения определяют действия, реакции и пережи
вания человека, они являются движущей силой личности.
Психологи неоднократно отмечали, что у личности могут преобла
дать органические, личные или общественные цели, мотивы или по
требности. В связи с этим, характеризуя личность, обычно говорят о ее направленности. В. Н. Мясищев считает этот термин не вполне удов
летворительным. По В. Н. Мясищеву, в сущности речь идет о домини
рующих отношениях, то есть о большей или меньшей активности, ре
активности, аффективности в отношении к тем или иным объектам.
Так, доминировать могут «животные», конкретно личные или идейные интересы. Подобно тому как объекты окружающей действительности имеют разную важность для человека, в системе его отношений имеет
ся иерархия господствующих и подчиненных отношений. Эта система постоянно меняется, развивается, но всегда определяющую роль игра
ют отношения между людьми, в целом обусловленные структурой об
щества.
В. Н. Мясищев выделяет четыре компонента характеристики лич
ности.
1. Доминирующие отношения личности. С вопросом о доминирую
щих отношениях связаны вопросы о том, для чего живет данный чело
век, что для него является смыслом жизни: руководят ли им соци
альный идеал блага или цели личного преуспеяния, либо человек не ставит перед собой отдаленных задач и целей, еле справляясь с повсе
дневными заботами. Тесным образом связана с проблемой личности,
ее целей, отношений, проблема счастья.
2. Психический уровень человека. Это не только уровень его жела
ний, но и уровень его достижений. Определить данный уровень — зна
чит ответить на вопросы: чего достиг человек, каковы его возможно
Глава 4 114
сти, какой след он оставил в жизни общества? Иначе говоря, каково историческое значение личности. Богатство личности определяется богатством ее опыта, прежде всего общественнотрудового, культур
ного опыта, основанного на богатстве общественных связей в широ
ком смысле слова.
Богатство личности, выражая уровень ее развития, неразрывно свя
зано с ее сознательностью и самосознанием, под которым подразуме
вается способность личности правильно отражать действительность в ее настоящем и прошлом, а также предвидеть будущее, правильно оце
нивать себя самого и свое место в действительности.
Уровень развития личности одновременно является уровнем раз
вития ее функциональных возможностей, ее интеллектуальных, воле
вых и эмоциональных свойств.
Аспекты общественного и культурного развития личности полнос
тью не совпадают. Общественное развитие человека выражается той ролью, которую играют в его поведении общественные интересы по сравнению с личными. Культурный же уровень личности выражается соотношением идейных элементов индивидуального опыта и органи
ческих (витальных) импульсов поведения.
3. Динамика реакций личности. Она соответствует тому, что в пси
хологии называется темпераментом, а в физиологии И. П. Павлова —
типом высшей нервной деятельности.
В. Н. Мясищев подчеркивает, что, вопервых, темперамент проявля
ется во всех сторонах личности, в том числе в ее интеллектуальной и идейной жизни; вовторых, темперамент обнаруживается лишь в обла
сти активных отношений личности; втретьих, темперамент также мо
жет меняться под влиянием жизненных условий.
4. Взаимосвязь основных компонентов, или общая структура лич
ности. Сюда относятся пропорциональность, гармоничность, цель
ность личности, ее широта и глубина, ее функциональный профиль,
то есть соотношение различных свойств психики или то, что по пре
имуществу называют характером личности.
Эта сторона важна для понимания таких волевых и моральных свойств, как устойчивость, настойчивость, выдержка, самообладание,
отзывчивость, внимание к человеку, принципиальность, честность и противоположные им отрицательные качества. В названных свойствах,
как в едином узле, связываются доминирующие отношения человека с уровнем его развития в целом, в отдельных сторонах и в динамике тем
перамента.
Патогенетическая психотерапия
115
Разрабатывая теорию личности, В. Н. Мясищев уделяет внимание также вопросу ее развития. Проблему развития личности В. Н. Мя
сищев связывает с характеристикой ее отношений на разных этапах развития. Существенным для определения уровня развития является структура отношения к действительности. В ранней стадии у ребенка,
собственно, нет отношений, его реакции обусловлены импульсами непосредственного удовлетворения своих органических влечений.
В дальнейшем развитии они крайне неустойчивы, импульсивны, не
посредственно обусловлены аффективным состоянием или аффек
тивной реакцией, вызываемой предметами и лицами окружающей действительности. Дальше завязываются определенные отношения с действительностью, имеющие еще непосредственноэмоциональ
ный, конкретноличный характер, определяясь привязанностью или враждой, интересом и т. п. Параллельно с формирующимся сознани
ем объективной действительности у ребенка возникает объективная мотивировка отношений, и он начинает действовать в силу сознания необходимости подчинять непосредственные побуждения, желания и эмоции опосредованным мотивам. На самом высоком уровне раз
вития в связи с ростом его общественных связей, с развитием абст
рактного мышления его отношения расширяются, приобретают осоз
нанно мотивированный, принципиально обоснованный характер,
причем внешние требования осознаются личностью как необходи
мость, и, подчиняясь им, принимая их, личность делает их внутрен
ним принципом своего поведения.
Первые шаги развития ребенка протекают обычно в семейной среде.
Здесь устанавливаются первые общественные связи. В дальнейшем развитие ребенка может пойти путем расширения положительных обще
ственных связей, переключения в более широкую общественную среду,
например школьную. Общественный контакт, его прочность, устойчи
вость или хрупкость, его объем (широкий, ограниченный или избиратель
ный), замкнутость, сосредоточенность на себе, индифферентизм, агрес
сивные установки — все обусловлено опытом общественного развития ребенка. Поведение, исходящее из мотивов личного или общественного интереса, в частности общего интереса детей одной школы, профессио
нальной группы, народа или класса, отражает одновременно и уровень развития отношений, то есть общественного сознания, и их направлен
ность. Это отношение, формируясь в процессе общественнотрудового опыта и в связи с его особенностями, отливается в систему взглядов мате
риалистическиреалистическую или мистическиидеалистическую.
Глава 4 116
Способ включения в общественную деятельность, в частности сте
пень, форма, возраст привлечения к труду, радикально отражаются на всем взаимоотношении личности и действительности, рано формиру
ют рабочие или паразитарные установки, трезвый или мистически
нереальный взгляд на вещи, действенность или пассивность, — сло
вом, всю структуру личности ребенка.
Проблему движущей силы развития человека В. Н. Мясищев рас
сматривал с философскопсихологической точки зрения следующим образом. В процессе развития слепые силы влечения организма пре
вращаются в осознанные потребности, инстинктивное приспособле
ние к природе и социальной среде становится все более сознательным и планомерным, включающим не только приспособление к действи
тельности, но и преобразование ее.
Развитие есть постоянная борьба противоположностей. Одной из сторон развития личности является нарастание и обогащение систе
мы ее возможностей и потребностей (требований к жизни). Вместе с тем предъявляет ряд требований к человеку и предоставляет ему оп
ределенные возможности окружающая действительность. Борьба и единство противоположностей здесь заключаются в том, что жизнь создает меняющиеся условия (общественные требования и возмож
ности), которые сталкиваются с имеющимися у человека потребнос
тями и его внутренними возможностями и побуждают его к освоению нового и переделке самого себя, в результате чего у него возникают новые потребности и новые внутренние возможности. Личность, из
меняясь, развивается, меняется и характер ее отношения к действи
тельности. Но последняя также изменяется. Весь этот спиралевидный процесс развития с наполняющими его борьбой, овладениями и преодо
лениями составляет основное содержание развития личности, в ходе которого она выступает не пассивным объектом, а все более активным и сознательным субъектом.
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 38
Концепция невроза
Невроз — психогенное расстройство
В. Н. Мясищев рассматривал невроз прежде всего как функцио
нальное, психогенное нервнопсихическое заболевание, вытекающее из тяжелых переживаний личности, неразрывно связанных с услови
ями ее жизни. Здесь возникают следующие вопросы.
Патогенетическая психотерапия
117 1. Какие переживания или какие качества переживаний являются патогенными?
2. При каких условиях переживания становятся патогенными?
3. Когда из переживания возникает болезненное состояние?
4. Какова нейрофизиологическая природа переживания?
Какие переживания или какие качества переживаний являются
патогенными? Ответ, что патогенным является тяжелое, потрясающее переживание, является неверным.
Вопервых, тяжелые потрясающие переживания в ряде случаев, как они ни тяжелы, как остро и глубоко ни переживаются личностью, не вызывают невроза, поэтому надо отличать сильное или потрясающее переживание от патогенного. Вовторых, в ряде случаев острое психи
ческое потрясение дает быстро проходящее болезненное состояние, ко
торое следует рассматривать как реакцию и отличать от невроза.
Опыт показывает, что источники патогении весьма многообразны.
Попытка привести их к одному знаменателю обычно искусственна.
То, что не патогенно для одного, патогенно для другого, и наоборот —
то, что для первого патогенно, для второго оказывается безвредным.
В связи с этим в формулу роли переживания В. Н. Мясищев вносит существенную поправку: при более глубоком анализе переживание
оказывается производным от личности переживающего.
Человека связывают с действительностью любовь, дружба, вражда,
обязанности, принципы, привычки и т. д. Некоторые из них более зна
чимы, другие менее.
Достаточно взглянуть на любое глубокое переживание человека,
чтобы убедиться в том, что в основе переживаний лежат взаимоотно
шения человека с различными сторонами окружающего, что болез
ненные переживания являются лишь следствием нарушенных взаи
моотношений.
Потеря работы, клевета, измена супруга, смерть ребенка, неудача в достижении цели, уязвленное самолюбие и т. п. являются источником болезненного переживания лишь в том случае, если они занимают центральное или по крайней мере значимое место в системе отноше
ний личности к действительности. Их значимость является условием аффективного напряжения и аффективной реакции.
При каких условиях переживания становятся патогенными? В ряде работ, еще до Фрейда, в разной формулировке эти условия определя
лись то как конфликт, то как коллизия, то как несоответствие, то как
Глава 4 118
противоречие. Однако вопрос этот освещался слишком абстрактно. На первый взгляд источник патогении заключается прежде всего в том, что требования, потребности, стремления, желания личности не удовлетво
ряются теми или иными моментами действительности.
Однако известное несоответствие (конфликт) между потребностями и возможностями их непосредственного удовлетворения является суще
ственным моментом в развитии личности: несоответствие мобилизует нашу деятельность, заставляет нас напрягаться, активирует нас. Дости
жение поставленной цели упражняет и развивает наши нервнопсихи
ческие функции. Вчерашнее «противоречие» сегодня исчезает, дости
гается поставленная цель, в связи с психическим ростом повышается уровень потребностей, это влечет за собой новые цели и новые задачи.
Таким образом, само противоречие или несоответствие между потреб
ностью и возможностью ее удовлетворения, целью и возможностью ее
достижения приводит к психоневрозу только тогда, когда оно продук
тивно не разрешается: цель не достигается и потребность не удовлетво
ряется.
Когда из переживания возникает болезненное состояние? Далеко не всегда неудачи и потрясения порождают невроз. В. Н. Мясищев пе
речисляет следующие источники патогенности противоречия (конф
ликта):
а) особенности личности, создающие трудности в общении с други
ми людьми, как это бывает у лиц агрессивных, претенциозных,
упрямых, взбалмошных, сенситивных и т. п.;
б) случаи, при которых личность не может найти рационального,
продуктивного решения конфликта в силу известных обстоя
тельств: когда средства активного воздействия на ситуацию для достижения целей оказываются гораздо ниже уровня потребно
стей или притязаний личности;
в) случаи, когда действительность не представляет пассивного объек
та воздействия: она активно препятствует и помогает субъекту, дает ему средства и возможности и в то же время предъявляет к нему требования;
г) случаи, при которых объективные условия делают противоре
чие неразрешимым, например: человек теряет своего близкого или средства достижения цели (певец теряет голос и т. п.).
Возникает уже вопрос не о разрешении задачи и преодолении трудностей, а о признании и подчинении реальной необходи
мости. Здесь опятьтаки требуется известный фонд психиче