Файл: Ббк 53. 57 Удк 615. 851 А46.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 579

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Патогенетическая психотерапия




151
категорически отрицают свой личный «вклад» в развитие патогенной конфликтной ситуации. Те же, которые настроены более самокритич
но, проявляют эту критику «в общих чертах», но уходят от признания конкретных недостатков или же соглашаются со второстепенными, но отнюдь не главными. Даже пациенты с заниженной самооценкой (на
пример, страдающие психастенией), бичуя себя за нерешительность,
мнительность, практическую беспомощность и т. д., в то же время от
казываются от эгоистической направленности ряда своих целей и же
ланий. Когда же терапевт пытается доказать им это «наскоком», без достаточной предварительной подготовки, то он сразу же наталкива
ется на обвинение в их непонимании, обиду, и в итоге на негативное отношение к продолжению психотерапии.
Анализ требований и желаний пациента и его окружения. Пациента,
следовательно, надо постепенно подводить к осознанию своего вклада в возникновение конфликтной ситуации, изучая вместе с ним компо
ненты его конфликта. Терапевт пытается объективно и беспристраст
но анализировать позиции и интересы всех участвующих в развитии конфликта лиц.
Прежде всего пациенту предлагается в произвольной последователь
ности сформулировать все свои недовольства теми или иными сторона
ми жизни и все свои претензии к лицам, с которыми он находится в конфликтных отношениях. Далее следует систематизировать его пре
тензии и недовольства по степени их субъективной значимости: какие из предъявленных претензий пациент считает самыми главными, то есть такими, неудовлетворенность которых в наибольшей мере мешает ему жить и трудиться в соответствии со своими желаниями; какие он полагает менее важными, но все же их невыполнение заметно досажда
ет ему и какие он относит к третьестепенным — отсутствие их реализа
ции неприятно, но он все же может мириться с ними.
После этого пациента просят перечислить по степени субъектив
ной важности все то, чем он удовлетворен и доволен в своей судьбе и,
в частности, попытаться определить, обладают ли какимилибо по
ложительными качествами и достоинствами те лица, с которыми он находится в конфликтных отношениях.
Завершив уточнение отрицательных и положительных отношений пациента к основным сторонам жизни и к тем лицам, которые оказа
лись втянутыми в конфликтные отношения с ним (и одновременно отведя от себя возможные обвинения в односторонности и необъек
тивности), терапевт предлагает ему еще более сложную задачу —


Глава 4 152





самокритично сформулировать и представить в виде аналогичного пе
речня отрицательные и положительные качества своей собственной личности и оценить их роль в развитии патогенного конфликта.
В заключение требуется сравнить все высказанные пациентом пре
тензии и положительные оценки в адрес своего социального окруже
ния с претензиями и положительными оценками этого окружения в его адрес и, кроме того, с результатами объективного наблюдения за особенностями его поведения в клинике.
Осознание конфликта. Собрав все эти материалы и объединив их с ранее сообщенными пациентом данными об истории формирования своей личности и развитии патогенной жизненной ситуации, терапевт переходит к процессу непосредственного доведения до сознания па
циента подлинного содержания его конфликта с внешним окружени
ем и (или) с самим собой и мотивов, которые лежат в его основе. При этом, выбирая тактику, надо иметь в виду два варианта.
Первый вариант используется в том случае, если пациент активно сотрудничает с терапевтом. Тогда уже по ходу сбора перечисленных выше сведений он, самостоятельно сопоставляя их друг с другом, на
чинает улавливать те или иные несоответствия между ними и, само
критично обдумывая последние, постепенно приходит к правильному выводу о положительных и отрицательных качествах собственной личности и о соотносительной роли ее тенденций и внешних влияний в развитии патогенного конфликта. Здесь активность терапевта мо
жет быть минимальной. Она заключается лишь в просьбах, обращен
ных к пациенту, избегать общих и уклончивых фраз и как можно бо
лее конкретно формулировать все свои претензии и оценки, а также в постановке перед ним дополнительных детализирующих и уточняю
щих вопросов.
Второй вариант тактики применяется, когда пациент активно со
противляется проведению психотерапии и отказывается от самостоя
тельного сопоставления и самокритичного обсуждения собранных данных. В таком случае можно прибегнуть к приему так называемой конфронтации.
Прежде всего здесь нужно подчеркнуть доброжелательное и внима
тельное отношение терапевта к пациенту, но одновременно и его полную беспристрастность. Для этого, в частности, терапевт излагает свое пони
мание сильных сторон личности пациента и всех его справедливых требо
ваний к окружающему. Однако затем терапевт мягко, но решительно ста
вит пациента перед фактом, что целый ряд сообщенных им сведений


Патогенетическая психотерапия




153
о личных качествах и особенностях своих отношений к окружающему или окружающего к нему не соответствует действительности, поскольку эти сведения: а) опровергаются прямо противоположными данными, полу
ченными от близких, сослуживцев, из характеристик и т. д.; б) находятся в очевидном противоречии с результатами наблюдения за его поведением в клинике (приводятся конкретные наблюдения); в) исключаются им са
мим же ранее рассказанными эпизодами из своей жизни, свидетельствую
щими о возможности совершенно другого поведения.
Столкнув столь решительным образом мнение пациента с несоот
ветствующими этому мнению аргументами, терапевт просит пациента откровенно объяснить, чем же обусловливаются такие расхождения.
Если пациент продолжает настаивать на своей правоте, врач приводит новые контраргументы, а затем задает такую серию вопросов, ответы на которые неизбежно обнажают не только ошибочность мнения па
циента, но и скрытые мотивы этой ошибочности.
Больная Г. Диагноз истерия с кардиалгическим синдромом и кар
диофобией в форме навязчивых идей. Признав, что причиной невро
за у нее является сложная семейная ситуация, основную вину за ее создание возложила на мужа. При систематизации своих многочис
ленных претензий в его адрес по степени их субъективной значимо
сти к наиболее раздражающим ее качествам отнесла: ограниченность интересов мужа, его эгоистичность, грубость и бестактность, отсут
ствие у него «культурного лоска» и «интеллегентности в поведении».
При такой же группировке положительных условий ее жизни на первом месте отметила хорошее материальное положение (высо
кую заработную плату мужа и хорошую квартиру), а затем «в общем неплохой характер» мужа (он хороший семьянин, очень ей предан,
не пьет и не имеет других интересов на стороне).
При оценке различных сторон собственной личности пациентка в числе отрицательных черт указала на недостаточную силу воли и трусливость, приводящую к нерешительности во взаимоотношени
ях с мужем, и на завистливость, заставляющую ее все время му
читься сравнениями своей неудачной семьи с удачными. В ряду же своих положительных качеств она упомянула честность и сдержан
ность, позволяющие ей объективно относиться к мужу и не только не говорить о его недостатках окружающим, но даже стараться «по
дать» его в лучшем виде.
В результате беседы с мужем выяснилось, что он никак не мо
жет быть отнесен к разряду людей с ограниченными интересами.
В поведении же его действительно сквозила прямодушная грубо
ватость, но в сочетании с мягкой доброжелательностью. Он сооб
щил, что его очень волнует холодность жены: она никогда не при


Глава 4 154





ласкается к нему; когда же он пытается это делать, она отстраняет его. Кроме того, он рассказал, что супруга категорически не хочет иметь ребенка, а это его очень обижает.
Наблюдение за поведением пациентки в клинике показало, что она весьма эгоистична, ни с кем не делится, ленива — с неохотой участвует в работах по самообслуживанию, в то же время активно участвует в различных развлечениях, любит бывать в обществе мужчин и симпатизирует наиболее интеллигентным из них.
Во время бесед, направленных на выяснение оценок отрицатель
ных и положительных сторон ее жизни и собственной личности, па
циентка стремилась избегать точных и конкретных формулировок,
обо всем говорила туманно и расплывчато, не замечала ни малей
шей заинтересованности в их самокритическом сопоставлении и обсуждении. Она неустанно повторяла лишь одно, что причиной всех ее болезненных переживаний является грубый и бестактный муж.
В этой обстановке было принято решение использовать прием кон
фронтации. Здесь приводится лишь конечная часть беседы.
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   38

Терапевт. Вы утверждаете, что к вам очень плохо относится муж и что в этом заключается главная причина вашей неудачной семейной жизни и возникшего заболевания. Однако в то же время вы рассказали, что он хороший семьянин и очень предан вам. Ска
жите, пожалуйста, как объяснить это противоречие?
Пациентка. Я не помню, чтобы говорила, что он хороший се
мьянин.
Терапевт. Вы рассказали об этом три дня назад, когда я по
просил сформулировать положительные черты его характера. Вот перечень этих черт, записанных мною с ваших слов для памяти.
Пациентка. Значит вы меня не так поняли. Он хороший семь
янин в том смысле, что хороший хозяин... этого от него не отнять.
А предан он мне... ну, как собственник любимой вещи. Это его вещь — и он ее никому не отдаст. Только сам будет пользоваться.
Терапевт. На меня ваш муж впечатления такого собственника не произвел. Он очень симпатичный, доброжелательный и прият
ный человек.
Пациентка. Это только издали, а вблизи он совершенно другой.
Вы обманулись, так же как и я в свое время... Он очень эгоистичен.
Терапевт. В чем же проявляется его эгоистичность?
Пациентка. Да во всем... Он, например, совершенно не счита
ется со мной. Как с женщиной.
Терапевт. Вы имеете в виду близкие отношения?
Пациентка. Хотя бы.
Терапевт. И как же часто он не считается с вами как с женщиной?
Пациентка. Да все время.
Терапевт. Что такое все время? Каждый день?
Пациентка. Может быть, и каждый день.

Патогенетическая психотерапия




155
Терапевт. И вам приходится отказывать ему в близости?
Пациентка. А что же мне остается делать?
Терапевт. Вам не кажется, что в таком случае вы сами совер
шенно не считаетесь с ним как с мужчиной?
Пациентка. Но он же абсолютно не бережет меня! А аборты мне ни к чему!
Терапевт. А почему вы не хотите иметь ребенка?
Пациентка. Я думаю, что нам иметь его еще рано.
Терапевт. То есть вы считаете, что пока преждевременно свя
зывать себя ребенком?
Пациентка. Конечно.
Терапевт. Иными словами, вы предполагаете возможность развода с мужем?
Пациентка. С таким человеком очень трудно жить.
Терапевт. И давно вы его не любите?
Пациентка. Я не говорила вам, что не люблю его.
Терапевт. Но это и так видно. Припомните: вы не хотели выхо
дить за него замуж. С первого дня начали отказывать ему в близо
сти. Не хотите иметь от него ребенка. Отрицательно характеризуе
те его как человека. Предполагаете вероятность развода. В то же время завидуете счастливым семьям, охотно знакомитесь с други
ми мужчинами. Разве все эти действия можно назвать иначе, чем нелюбовь к мужу?
Пациентка. Хорошо, допустим, я его действительно не люб
лю. Но ведь не я же в этом виновата?! Если бы он иначе вел себя, я,
может быть, и любила бы его!
Терапевт. Это очень важный вопрос, но его лучше обсудить позже. Сейчас же вам необходимо прийти к какомуто определен
ному выводу относительно ваших чувств к мужу.
Пациентка. В таком случае считайте, что я разочаровалась в нем.
Терапевт. Тогда я хотел бы спросить вас о следующем. В числе положительных черт своего характера вы упомянули честность. Но если вы честный человек и не любите своего мужа, то почему вы честно не скажите ему об этом?
Пациентка. Это было бы для него психотравмой... Он же, пусть посвоему, но любит меня!
Терапевт. Но вы бы так или иначе нанесли ее, когда бы стали с ним разводиться. Для чего же вы откладываете с ним откровен
ный разговор?
Пациентка. Если я сейчас ему об этом скажу, значит, сразу же нужно рвать с ним отношения, а куда я денусь?
Терапевт. Останетесь на месте, пока не разменяете квартиру мужа, или же переедете к матери.
Пациентка. Но ведь отец умер, а мама на пенсии!
Терапевт. А причем тут пенсия?