Файл: Ббк 53. 57 Удк 615. 851 А46.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 584

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интеграция групповой динамики




163
гативного группового опыта, возможных травматических пережива
ний. К этим принципам относятся следующие.
1. Откровенность и искренность. В группе надо быть искренним и не скрывать своих чувств, даже если они кажутся «неприличны
ми». Если вы испытываете симпатию или, напротив, неприязнен
ные чувства к какомунибудь участнику группы, надо говорить об этом. Нельзя говорить неправду. Если вы не хотите о чемто говорить, то следует просто отказаться.
2. Отказ от использования «ярлыков». Участники группы должны стремиться к пониманию, а не к оценке. Оценки — это «ярлыки»,
которыми мы обозначаем человека в целом. Вместо того чтобы гло
бально оценивать личность человека, лучше говорить об отдельных аспектах, о поведении. Тогда мы избежим оскорблений и униже
ний достоинства другого человека. Согласитесь, что не одно и то же: назвать человека «дураком» или сказать, что он поступил нера
зумно. «Эгоист», «маменькин сынок», «деспот», «подкаблучник»,
«размазня», «истеричка», «кисейная барышня» — все эти опреде
ленияярлыки не способствуют лучшему самопониманию, но вы
зывают у члена группы чувства обиды, оскорбленного самолюбия и желание дистанцироваться от группы. Конструктивная обратная связь выражается в передаче своих чувств, пусть даже негативных.
Например: «Я увидел тебя в новом свете, мне это было очень не
приятно», «Я испытываю сильное раздражение, когда ты с таким пренебрежением говоришь о своем отце».
3. Контроль поведения. Этот принцип выражается формулой: «Обо всем можно говорить, но не все можно делать». Нельзя бесконт
рольно проявлять свои эмоции, прежде всего агрессивные и сек
суальные. Во время специальных групповых занятий иногда по
зволяется или поощряется реализация своих чувств, но только при условии контроля. Например, отреагирование аффекта в пси
ходраматической сцене, пантомимическое выражение желаний и чувств в психогимнастике, выражение подавляемых чувств с по
мощью приемов, практикуемых в энкаунтергруппах: нанесение ударов кулаками по подушке, заменяющей человека, спровоциро
вавшего агрессию; поглаживание и укачивание члена группы, ко
торый нуждается в жалости и утешении, и т. п.
4. Ответственность. Каждый участник группы берет на себя ответ
ственность за других членов группы. Он принимает обязательство

Глава 5 164





не пропускать занятия и не бросать группу. Но если напряжение станет невыносимым и желание покинуть группу перевесит жела
ние освободиться от своих проблем, то участник группы должен сообщить о своем решении, а не исчезать без предупреждения.
5. Правило «стоп». Каждый участник имеет право без какихлибо объяснений остановить любой разговор, касающийся его лично
сти. Остальные члены группы обязаны уважительно отнестись к его просьбе. Это право дает участникам уверенность и чувство са
мозащиты против давления группы. Обладание этим правом при
водит к тому, что к нему прибегают очень редко.
6. Соблюдение конфиденциальности. Это требование невынесения за пределы группы информации интимного характера. В аналитиче
скиориентированных группах это правило формулируется еще более определенно: вопервых, члены группы обязаны молчать обо всем, что происходит в группе, вовторых, не должны обсуждать за пределами группы то, что происходит внутри.
7. Толерантность. Пациенты должны с терпимостью относиться ко всем откровенным суждениям других участников группы,
хотя содержание этих суждений может не соответствовать их собственным убеждениям и морали.
Каждая группа может вырабатывать и другие, специфичные нормы.
Здесь могут возникать и непсихотерапевтические нормы: утаивание нега
тивных чувств, реакций, избегание конфликтов, конфронтаций, острых ситуаций («вежливость») или наигранное преувеличение позитивных чувств; табу на некоторые темы, например сексуальные, или, напротив,
стремление усматривать сексуальные мотивы в любой обсуждаемой про
блеме; «сокрытие» подгрупп (сексуальных, родственных, профессиональ
ных связей), что формирует фальшивую атмосферу в группе. В группе вся известная участникам информация должна быть обсуждена.
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   38

Роли в группе
Создатель социометрии Якоб Леви Морено различал в группе две роли лидера: по способности к руководству и популярности — роль,
называемая также «звездой», и роль козла отпущения. Получила известность классификация ролей Р. Шиндлера (R. Schindler), которые он обозначил буквами греческого алфавита: «альфа» — лидер, «бета» —
эксперт (человек, обладающий знаниями, навыками или способностя
ми, необходимыми группе), «гамма» — конформистское большинство группы, «омега» — отстающий член группы, аутсайдер.

Интеграция групповой динамики




165
Для описания межличностного поведения в группе в литературе используется большой перечень стереотипных ролей. Многие носят яркие названия: добродетельный моралист, жалобщик, страж демо
кратии, тиран, провокатор, мятежный лидер, соблазнитель, эксгиби
ционист, истерик, сексуальный тип, фаворит, примерный тип и др.
В психотерапевтических группах стремятся распознать роли каж
дого участника, поскольку невротики в естественных группах часто неосознанно повторяют свои роли — их роли являются стереотип
ными, стойкими и малоадаптивными. Распознавание ролей в группе достигается посредством обсуждения, предоставлением обратной связи и принятием противоположных ролей. С этой точки зрения задачу групповой психотерапии С. Кратохвил формулирует как
«расширение репертуара ролей»: необходимо научить индивида раз
личным способам поведения, новым ролям, отличным от тех, к кото
рым он привык. Однако саму возможность нового поведения в жиз
ни, за пределами психотерапевтической среды, нужно оставить на собственное усмотрение пациента. Свобода выбора, следовательно,
возникает у него тогда, когда он уже овладел новой ролью, когда она у него «в репертуаре».
Групповая сплоченность
Групповая сплоченность является необходимым условием эффек
тивности групповой терапии. Она является аналогом психотерапев
тического отношения терапевт—пациент в индивидуальной терапии.
Среди факторов, содействующих сплоченности, наиболее часто от
мечаются следующие:
1) совпадение интересов участников группы (ожидание пользы от лечения);
2) симпатии между участниками группы;
3) дружеская атмосфера;
4) влияние групповой деятельности. С одной стороны — интерес
ные, увлекательные действия, а также совместно переживаемые позитивные эмоции, с другой стороны — использование тера
певтом технических приемов, направленных на усиление спло
ченности (например, образование тесного круга, в котором все участники держатся за плечи и сосредоточиваются на чувстве близости через песни и танцы в этом круге и т. п.);
5) соперничество с другой группой. Сплоченность повышается са
мим фактом существования других групп, отличающихся и сти


Глава 5 166





лем поведения терапевта, и групповой деятельностью, что срав
нивается и обсуждается участниками разных групп;
6) присутствие в группе девианта.
Возникновение сплоченности имеет большое значение для психоте
рапевтического процесса. Между членами группы возникают искрен
ние, доверительные отношения. Очень важным следствием групповой сплоченности является возможность конструктивного проявления не
гативных чувств. Члены сплоченной группы готовы поддерживать от
ношения и продолжать общение, даже когда налицо конфликтная си
туация. Если агрессивность не проявляется открыто, то это мешает интерперсональному обучению. Пациент избегает общения с другим человеком, и поэтому нельзя устранить возникающие враждебные чув
ства. Если же в группе существуют условия, которые позволяют откры
то разобрать конфликт, то эффективность психотерапии повышается.
Сплоченная группа легко выражает негативные чувства по отношению к руководителю. Эти чувства закономерно возникают на первых порах лечения. Если группа не высказывает чувств открыто, то не складыва
ются нормы, обеспечивающие открытость и искренность.
Групповое напряжение
Во время совместной деятельности члены группы могут противостоять друг другу по различным взглядам, отношениям, потребностям. Необхо
димость приспособления к группе ограничивает потребности отдельных членов группы, расстраивает их планы. В результате появляются антипа
тия, неприязнь, агрессивность, конфликты между участниками группы,
между группой и руководителем. Возникающее напряжение может быть и проявлением протеста против авторитетов, если руководитель действу
ет директивно, и проявлением беспомощности и неуверенности, если ру
ководитель уклоняется от роли лидера. Групповое напряжение связано с внутренним напряжением каждого индивида в группе.
В групповой психотерапии агрессию не подавляют, напротив, ее стремятся выявлять — или вербально, в форме рассказа об агрессивных чувствах, или в символической форме, используя при этом дополни
тельные объекты: например, пациент с силой бьет кулаками по подуш
ке, символизирующей человека, к которому он чувствует агрессию.
Если напряжение в группе велико и длительно и если оно не компенси
руется сплоченностью, то это приводит к негативным явлениям: может возникнуть угроза распада группы. Отрицательные последствия имеет,
однако, и слишком слабое напряжение. Если группа достаточно сплочена,


Интеграция групповой динамики




167
ее члены довольны и удовлетворены, то они не стремятся к работе над избавлением от своих невротических комплексов, они стараются их не замечать. Группа тогда не выполняет свою основную лечебную функцию и представляет собой лишь некую социальную организацию. Психотера
певтическая группа нуждается в постоянных конфликтах, взаимной кри
тике и конфронтации своих членов.
В психотерапевтической группе большое значение имеет баланс между сплоченностью и напряжением. Сплоченность является стаби
лизирующим фактором: под ее влиянием члены группы чувствуют поддержку и относительную безопасность. Напряжение, наоборот, яв
ляется фактором побуждающим: оно ведет к неудовлетворенности и стремлению чтото в себе изменить. Важно, чтобы эти силы находи
лись в динамическом равновесии. Этот баланс находится под контро
лем терапевта. Он повышает или снижает напряжение.
Напряжение повышается молчанием терапевта, его холодностью или индифферентностью, провоцированием дискуссий с конфликт
ной тематикой, критическими замечаниями в адрес отдельных членов группы, отказом от ответа на вопрос, неясными двусмысленными фра
зами и намеками.
Сплоченности же способствуют сердечность, сочувствие, искрен
ность терапевта, юмор и смех.
Некоторые психотерапевты работают со сплоченностью и напряже
нием в нескольких фазах. Например, в начальных фазах специально фрустрируют группу, расстраивают ее планы, намеренно поддержива
ют нарастание напряжения в расчете на то, что это напряжение и раз
очарование участников группы приведут к нужному конструктивно
му и самостоятельному функционированию группы.
Другие психотерапевты работают с напряжением только после со
здания в группе достаточно сплоченных отношений.
Наконец, многие терапевты отдают предпочтение динамическому равновесию между сплоченностью и напряжением: неприятные чув
ства, вызванные напряжением, компенсируются удовлетворением,
получаемым в результате сплоченности. Это делает напряжение при
емлемым и сносным.
Актуализация прежнего опыта (проекция)
Каждый участник приходит в группу со своим определенным про
шлым опытом, который воздействует на его эмоциональные и пове
денческие реакции в отношении товарищей по группе. Он восприни


Глава 5 168





мает других членов группы и реагирует на них не только на основании их собственного по отношению к нему поведения, но и с учетом по
добных поступков и ситуаций из прежней жизни, — он реагирует так,
как реагировал ранее. Этот прошлый его опыт заново отображается в новой ситуации. Например, молодому человеку более старший по воз
расту участник группы напоминает отца, он переносит на него отцов
скую строгость и авторитет, которыми тот не обладает, и реагирует на него, как на своего отца. Интерперсональная реакция осуществляется,
значит, не только под влиянием реального человека, но и под воздей
ствием воображаемого образа, возникающего в результате переноса собственного отношения к какомулибо человеку из прошлого.
Член группы кроме особенностей отдельных людей из своего про
шлого переносит на членов группы и свои собственные явные или скрытые мотивы. Группа становится для пациента «неопределенным стимульным материалом», когда еще не совсем определились роли и много неясных и неоднозначных ситуаций.
Понимаемая таким образом проекция частично перекрещивается с такими понятиями, как «паратактическое искажение», «неправильное обобщение» («генерализация»), «перенос» и «повторение». Под пара
тактическим искажением подразумевается изменение, переосмысление образа современной действительности на основе аналогии с прошлым.
Подобную связь по внешнему сходству принято считать каузальной.
Часто встречается и неправильное социальное обобщение. Типичным примером является на первый взгляд непонятное, враждебное отноше
ние молодой пациентки к более пожилой, которая, напротив, питает к ней дружеские чувства, держится сердечно и покровительственно, одна
ко чемто напоминает девушке свекровь, с которой у последней конф
ликтные отношения. Здесь имеется в виду и неправильное обобщение травматического опыта, и порочный круг невротической интеракции:
поскольку индивидуум предполагает и ожидает определенного поведе
ния и поступков окружающих, он сам ведет себя в соответствии со свои
ми ожиданиями и тем самым вызывает у людей ответные реакции, под
тверждающие его ожидания. Например, недоверчивость пациента участники группы воспринимают недружелюбно, что только утверж
дает его в неправильно обобщенном мнении, будто все люди злые, им нельзя верить и т. п. Уровень обобщений при этом может быть различ
ный. Обобщение распространяется только на определенных людей, ко
торые осознанно или неосознанно напоминают пациенту какоето трав
мировавшее его переживание (например, на женщин определенного