ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 587
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 5 174
ных чувств по отношению к другим участникам. Каждый смутно ощу
щает какоето неясное предательство со стороны терапевта.
И. Ялом отмечает, что лидеры этой фазы — то есть участники, самые
«горластые» и нападающие на ведущего первыми — личности серьезно конфликтные в области зависимости. Желание стать зависимыми в них настолько сильно, что они реагируют на него реактивным образовани
ем. Такие индивидуумы, иногда называемые контрзависимыми, склон
ны отвергать все высказывания терапевта и лелеять фантазию сместить ведущего и занять его место.
Хотя разочарование ведущим и гнев на него присутствует в группах повсеместно, форма проявления этих чувств и степень их неодинаковы.
Своим поведением терапевт может как усилить, так и смягчить субъек
тивное переживание и выражение участниками мятежных чувств. Бо
лее острую негативную реакцию навлекают на себя те ведущие, которые держатся двусмысленно или загадочно, которые авторитарны, но в то же время не снабжают пациентов необходимой информацией, не руководят ими и которые на ранних этапах терапии скрытым образом дают группе невыполнимые обещания.
Эта стадия зачастую трудна и для терапевтов лично неприятна. Од
нако необходимо, чтобы группа не опасалась вступать в конфронтацию с терапевтом, он должен не только одобрять, но и поощрять такую кон
фронтацию. В противном случае подавление важных, направленных на терапевта противоречивых чувств приводит к формированию непро
дуктивного табу, идущего вразрез с желаемыми нормами искренности и эмоциональной экспрессии. Кроме того, упускается возможность ус
тановить модель желаемого поведения. Терапевт, который выдержива
ет атаку, не разрушая себя и не пытаясь отомстить нападающим, а стре
мясь разобраться в источниках и последствиях атаки, демонстрирует группе, что агрессия не обязательно чревата трагическими последстви
ями и что она может быть выражена и понята в группе.
Третья стадия: развитие сплоченности. В этой стадии снижается напряжение, возрастает сплоченность, потребность в чувстве своей принадлежности к группе. Возникают общие нормы и ценности. Теря
ет свое значение проблема авторитета и лидера, повышается ответ
ственность и активность членов группы, способность к групповой де
ятельности и совместной работе.
Центральной темой является разговор о себе и остальных членах груп
пы с открытым выражением чувств. Группа вселяет в индивида чувство безопасности, предоставляет защиту, чтобы он смог открыться.
Интеграция групповой динамики
175
Хотя в этой фазе пациенты чувствуют себя более раскрепощенными и легче раскрываются, тем не менее возникают ограничения коммуни
кации иного качества: часто группа подавляет всякое выражение нега
тивного аффекта, опасаясь, что он повредит сплоченности. В какомто смысле участники объединяются против всего остального мира. Они поддерживают друг друга, гордятся своей группой, а если у когото из пациентов обнаруживаются противники во внешнем мире, вся группа горячо осуждает их. Однако через некоторое время «объятия группы»
приобретут ритуальный характер. Чтобы этого не случилось, необхо
дима свобода дифференциации и конфликта. Только когда все аффек
ты выражаются и конструктивно прорабатываются в сплоченной груп
пе, она превращается в зрелую рабочую группу — состояние, длящееся всю оставшуюся жизнь группы, с периодической регрессией к предше
ствующим фазам. Это позволило И. Ялому выделить две фазы в ста
дии возрастающей сплоченности: раннюю, характеризующуюся боль
шой степенью взаимной поддержки (группа против внешнего мира),
и более позднюю, когда группа работает действительно командой и когда напряжение возникает не изза борьбы за доминирование, а изза работы каждого участника над своим собственным внутренним сопро
тивлением.
Некоторые терапевты акцентируют в своей работе все фазы разви
тия группы. Так, в первой фазе, когда пациенты ждут от терапевта со
вета и помощи в решении своих проблем, терапевт никак не реагирует на их ожидания, сводит на нет их потребность в руководстве и наме
ренно повышает напряжение в группе. Во второй фазе терапевт про
воцирует группу на открытую конфронтацию с ним путем «раскалы
вания» постепенно возникающего единства и сплоченности группы,
в результате чего группа, окончательно разочаровавшись в нем, начи
нает обвинять его во всех своих бедах. В третьей фазе, когда формиру
ются групповые нормы и возникает чувство сплоченности, группа уже не зависит от терапевта и может плодотворно работать самостоятель
но. Таким образом, групповой терапевт в процессе созревания группы последовательно переходит из позиции «альфа» через позицию «про
тивника» в позицию «бета».
Может быть и другая точка зрения. Например, С. Кратохвил сомне
вается в том, что группа ради конструктивной работы должна пройти через стадию агрессивности. Возможен альтернативный путь: тера
певт, пользуясь своим авторитетом, организует и направляет актив
ность группы, помогает выработать ей собственные нормы и стиль ра
Глава 5 176
боты, а затем постепенно из активного руководителя (лидера) перехо
дит на позицию наблюдателя. Можно с самого начала стимулировать и групповую сплоченность с помощью различных технических при
емов, устранять изначальную неуверенность группы предоставлени
ем ясной и точной информации.
Роли группового психотерапевта
Поведение группового психотерапевта, стиль его общения и манера реагирования играют важную роль в процессе психотерапии. При си
стематизации возможных типов поведения групповых психотерапев
тов используют такие категории, как «роль», «ориентация», «терапев
тический стиль».
И. Ялом выделяет две основные роли группового психотерапевта —
технического эксперта и эталонного участника. Выступая в качестве эксперта, психотерапевт планомерно и целенаправленно использует свои знания и профессиональные навыки для достижения терапевти
ческих целей и в нужный момент применяет соответствующие мето
ды. В качестве эталонного участника он может преследовать двоякую цель: либо демонстрировать желательные образцы поведения (напри
мер, модель открытого выражения чувств или разумной сдержаннос
ти в проявлении эмоций), либо ускорять процесс социального науче
ния путем децентрализации своего положения в группе, что ускоряет достижение группой независимости и сплоченности.
С. Кратохвил описывает пять основных ролей группового психоте
рапевта.
Роль лидера. В роли лидера терапевт открыто проявляет свою власть, оказывая постоянное воздействие на членов группы: побужда
ет их, оберегает, поддерживает, критикует и т. д. В руководимой таким способом группе пациенты часто обращаются к терапевту за указания
ми, поддержкой и советом и сильно от него зависят.
Особое внимание активной роли терапевта уделяет школа трансак
ционного анализа; ее представители считают группу, в которой психо
терапевт отказывается от руководства и становится как бы одним из членов группы, не психотерапевтической, а «встречей милых друзей».
Активная руководящая роль терапевта находит свое применение также во время работы над психодрамой и в гештальттерапии.
Роль аналитика. В группах с психоаналитической ориентацией те
рапевт должен быть в распоряжении пациентов для осуществления
Интеграция групповой динамики
177
ими переноса на него инфантильных чувств к отцу и матери. Поэтому он должен представлять собой нечто вроде неисписанного белого лис
та. Он ведет себя абсолютно индифферентно, пассивно, никак себя не проявляет, не дает советов, никого не осуждает, не выражает никаких чувств и оценок.
Терапевт внешне все пускает на самотек, предоставляет членам груп
пы возможность свободно ассоциировать и свободно проявлять свои интеракции. Вскоре группа сама поймет, что обсуждать полезно, а что —
пустая трата времени. Психотерапевт постепенно начинает интерпрети
ровать поведение и поступки пациентов, чтобы открыть им подсозна
тельные их мотивы. В дальнейшем группа сама начинает принимать уча
стие в толкованиях и обсуждениях.
Роль комментатора. Комментатор не руководит группой и не на
правляет ее деятельность. Время от времени он обобщает и комменти
рует все, что произошло в группе. Он полностью нацелен на группо
вой процесс и служит группе своеобразным зеркалом. Поэтому роль комментатора имеет особое значение в сеансах, ориентированных на интеракцию. Свои комментарии терапевт преподносит как бы не от себя лично, а в виде резюмированного описания деятельности группы без выражения собственных чувств и оценочных суждений.
Безличностный характер комментариев и отсутствие указаний час
то вызывают агрессивную реакцию у группы, недовольство таким по
ведением терапевта. Группа может начать просто игнорировать тера
певта, и он остается со своими комментариями словно в тени, как посторонний человек. Повторными комментариями терапевт все же направит внимание пациентов по определенному пути, и тогда члены группы поймут, что происходит.
Роль эксперта. Эксперт особого участия в обсуждении не принима
ет, о своих чувствах не говорит, но иногда советует, что следовало бы сделать, может подсказать содержание того или иного мероприятия либо в удобную минуту воспользоваться какимнибудь психотерапев
тическим приемом, например может предложить сыграть психодрама
тическую сценку или бессловесно выразить собственные чувства. Он координирует обсуждение: если ктото не может проявить себя или даже просто получить слова, он может вынудить группу дать возмож
ность этому человеку высказаться. Эксперт не навязывает определен
ных решений, собственного мнения, но не отказывается содействовать.
Своими замечаниями он помогает группе подойти к какомулибо во
просу с разных сторон. Он не фрустрирует группу, не держит ее в напря
Глава 5 178
жении изза недостатка информации. Он объясняет все, чего пациенты не знают, и обучает тому, чего они не умеют.
Роль аутентичной личности. Терапевт ведет себя как один из чле
нов группы, выражает свои подлинные чувства. Он становится моде
лью для подражания. Психотерапевт делает абсолютно все вместе со своей группой, без колебания делится личными проблемами. Благо
даря аутентичному поведению и будучи примером для других, тера
певт помогает создать в группе необходимые психотерапевтические нормы.
Вопрос об аутентичности терапевта является спорным. Подробно останавливаясь на этом вопросе, Кратохвил вводит определенные ограничения аутентичности, связывая их с личными качествами тера
певта, с целями группы и с ее сиюминутными потребностями.
1. Ограничения, связанные с личными качествами терапевта. Ис
кренность терапевта предполагает наличие у него таких качеств,
как сочувствие, теплота, мягкость. Если же терапевт будет ис
кренне проявлять свою раздражительность, упрямство и другие негативные качества, то ему лучше отказаться от роли аутентич
ной личности и выбрать для себя другую роль. Это, конечно, не значит, что терапевт не имеет права проявлять агрессию, упрям
ство, недовольство. Однако в целом пациент должен почувство
вать, что терапевт добрый человек, который любит его.
2. Ограничения, связанные с целями группы. Чрезмерная откровен
ность терапевта может привести к тому, что группа начнет обсуж
дать его личные проблемы, а это не входит в задачи групповой те
рапии. Аутентичность терапевта должна быть избирательной: хотя терапевт и выражает свои чувства, он не касается своих внутрен
них проблем. Нецелесообразно также, чтобы терапевт подробно знакомил группу со своей биографией.
3. Ограничения, связанные с сиюминутными потребностями группы.
Иногда аутентичное поведение терапевта может прийти в противо
речие с тем, что в данный момент наиболее желательно с терапев
тической точки зрения. Например, терапевт, как и другие участни
ки группы, чувствует антипатию к девианту, но при этом осознает,
что выражением своих подлинных чувств он только ухудшает положение девианта, усиливает его сопротивление и способствует уходу его из группы. Поэтому терапевт заступается за него, предо
ставляет частичную поддержку, чтобы хоть както уравновесить отрицательное отношение к нему всей группы.
Интеграция групповой динамики
179
Заслуживает внимания классификация стилей руководства М. Ли
бермана (M. Lieberman), И. Ялома и М. Майлза (М. Miles), разработан
ная группой авторов на основании наблюдения за работой групповых терапевтов. Из 27 переменных, описывающих поведение руководите
лей групп, исследователи выделили четыре основных стиля руковод
ства: эмоциональная стимуляция, опека, познавательная ориентация,
исполнительная функция.
1. Эмоциональная стимуляция: руководитель группы стимулирует проявление различных чувств, конфронтацию отдельных членов группы. Он участвует в происходящем как равноправный член группы. Возбуждает остальных, проявляет нетерпение, раздра
жительность или теплоту и любовь. Его поведение говорит: «По
смотрите на меня и делайте, как я!»
2. Опека: терапевт окружает членов группы заботой и вниманием,
обеспечивает эмоциональную поддержку. Он открыто проявля
ет свою теплоту, вступает в специфические личные отношения с отдельными участниками группы.
3. Познавательная ориентация: терапевт вербализует чувства, кото
рые испытывают пациенты, объясняет смысл поведения конкрет
ного человека или всей группы, интерпретируют переживания. Он
«переводит» чувства и поведение на обыкновенный язык.
4. Исполнительная функция: руководитель группы устанавливает пра
вила, определяет нормы, направляет деятельность, следит за време
нем, расспрашивает, предлагает, советует, решает. Он действует как режиссер, который по необходимости останавливает действие и со
средоточивает внимание на определенном поведении члена группы или группы в целом. Терапевт держит группу в полном повиновении и использует собственное положение для достижения цели.
В связи с тем что стили поведения у разных терапевтов поразному комбинируются и в разной степени проявляются, исследователи со
здали следующую типологию руководителей групп.
1. Опекуны: заботятся о пациентах, обеспечивают познавательную ориентацию и советуют, как себя изменить.
2. Стимуляторы: имеют высокий уровень эмоционального стимули
рования и средний или высокий уровень исполнительной функции.
3. Социальные инженеры: ориентированы на группу и занимаются отношением членов группы к ней самой. В своем поведении ма
лоиндивидуальны, проявляют умеренный уровень заботы и под
держки. Интересуются скорее группой, чем индивидом.
Глава 5 180
4. Личностнонейтральные руководители: постоянно сохраняют дистанцию, возбуждают агрессивным способом. Для них харак
терны эмоциональное стимулирование средней силы и слабая забота.
5. Либеральные руководители: преобладает познавательная ори
ентация; достаточно низкий уровень проявления остальных трех стилей.
6. Командиры: высшая степень проявления исполнительной функции,
авторитарность, частое использование различных упражнений.
Описанные типы руководителей групп приведены в порядке их эф
фективности для терапии. Первые три типа считаются эффективны
ми, последние три — малоэффективными.
Иногда руководитель группы постоянно придерживается выбранной им роли, иногда он меняет ее в процессе эволюции группы. Например,
на начальном этапе терапевт занимает позицию комментатора или ана
литика, а в дальнейшем, по мере созревания группы, переходит в пози
цию эксперта или аутентичной личности.
Котерапевт
Часто группой руководят два терапевта, или тренера. В некоторых случаях в роли котерапевта выступает начинающий врач или психолог,
приобретающий опыт руководства группой. В других случаях профес
сиональный уровень терапевта и котерапевта одинаков.
Для терапевта присутствие коллеги дает ему прежде всего воз
можность получить обратную связь относительно своего поведения в группе.
Предпочтительнее, чтобы одним из руководителей был мужчина,
а другим — женщина. В аналитическиориентированных группах они служат «мишенями» для переноса чувств к родителям. Один терапевт может выступать более авторитарно, другой больше заниматься «опе
кунскими» делами, один повышает, а другой снижает групповое напря
жение и т. п.
Должны ли руководители группы быть всегда в согласии друг с дру
гом или они могут выражать разные взгляды? Должны ли они утаи
вать от группы реальный конфликт, который может возникнуть меж
ду ними, или обсудить его публично на одном из сеансов? Если они выбрали позицию аутентичных личностей, то они должны выражать взаимную неудовлетворенность и несогласие. Если ктото из них при
знает свою ошибку или заблуждение, то такая откровенность может стать моделью действительных человеческих отношений. Однако те