Файл: Ббк 53. 57 Удк 615. 851 А46.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 585

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интеграция групповой динамики




169
возраста, внешности, особенностей характера, поведения или вообще на всех женщин), либо на всех людей («никому нельзя верить»).
Если речь идет о перенесении эмоциональных переживаний из од
ной ситуации в другую, используется термин «перенос». В психоанали
зе это понятие выражает повторение инфантильных чувств к отцу и матери в отношении пациентов к своему терапевту, а также чувств, име
ющих инстинктивную, сексуальную направленность. Более часто этим термином пользуются в широком смысле для объяснения переноса эмо
ционального опыта одной интерперсональной ситуации в другую. Для межличностных отношений характерно повторение старого, прошлого опыта. Это может быть повторение недавних переживаний или воспо
минаний давно минувших дней, хотя бы раннего детства. Повторение не считается с реальностью, реакция на нее не соответствует настоящей ситуации и не дифференцирована. В этом смысле С. Кратохвил пони
мает перенос как особый случай межличностного общения, во время которого наблюдается неправильное обобщение и повторение пережи
тых когдато впечатлений, не адекватных новой ситуации.
Психотерапевтическая или учебная группа служит своеобразной ма
ленькой моделью общества, моделью первичных человеческих групп,
в которых пациенты живут в реальной жизни. Каждый из них перено
сит в нее свои чувства и переживания, свойственные им в их естествен
ных группах, каждый может повторять свои способы поведения. Этот процесс протекает автоматически у большинства невротиков, чье пове
дение приобрело стереотипный характер, которые бессознательно «пе
ребирают» свои привычные роли и постоянно повторяют свои старые
«нереальные» отношения. Модельная группа может сделать такое по
ведение для всех ясным и зримым, особенно если она составлена таким образом, чтобы предоставить возможность для разнообразного проеци
рования благодаря разному возрасту, полу, общественному положению членов группы. Проекция, которая наглядно воспроизводит интерпер
сональные проблемы пациентов, предоставляет обширный материал для понимания собственных проблем с помощью обратной связи, ком
ментариев и толкования. Групповая ситуация вместе с тем обеспечива
ет проверку наиболее адекватных форм интерперсонального взаимо
действия.
Создание подгрупп
В группах, особенно многочисленных, часто возникают подгруппы.
Объединяются обычно симпатичные друг другу люди с приблизитель


Глава 5 170





но общими интересами. В группе они стараются постоянно поддержи
вать друг друга, занимают сходные позиции и избегают взаимной конф
ронтации. Подгруппы могут создаваться по возрастному принципу.
Например, быстро сходятся пожилые члены или несколько молодых
«нонконформистов» могут создать подгруппу «бунтарей». Иногда под
группы возникают на основе половых признаков, например: коалиция женщин против мужчин; свое сообщество организуют интеллектуалы,
проявляя пренебрежение к менее интеллигентным членам группы. Не
редко подгруппы возникают вследствие чисто внешних причин, напри
мер под влиянием частых встреч в курительной комнате создается под
группа курильщиков.
Между подгруппой и остальной частью группы могут проявляться отношения соперничества либо возникать ссоры. Причиной такой по
ляризации может стать объявление в группе нескольких доминирую
щих членов, претендующих на роль лидера и постоянно соперничаю
щих друг с другом, собирая вокруг себя своих сторонников. Ссора и борьба между подгруппами нарушает сплочение группы и уменьшает ее продуктивность.
Обычно в подгруппах обсуждаются многие проблемы пациентов и все происходящее в группе. До тех пор, пока активность подгрупп на
ходит в той или иной степени отражение в деятельности целой груп
пы, пока о внегрупповых отношениях известно всем остальным чле
нам группы и этой проблеме посвящено специальное обсуждение в группе, существование подгрупп не представляет никакой опасности для группы и может являться источником необходимой информации и нужного для психотерапии материала. Более того, групповое обсуж
дение принципов отношений, на которых основана подгруппа, приво
дит к пониманию поведения ее членов и способствует групповой ди
намике. Остальные члены группы могут обсуждать собственную реакцию на отношения в подгруппе, будь то ревность, зависть, отри
цание или сочувствие и удовлетворение. Точно так же и ссора между подгруппами, а значит, и связанный с ней внутригрупповой конфликт могут стать предметом полезной дискуссии.
Если, однако, возникновение подгрупп приводит к появлению тайн и секретов от группы, то их существование может стать мешающим и даже разрушительным фактором. Общение вне группы, которое не становится предметом для терапии в группе, можно считать своеоб
разной формой протеста. Нормы подгруппы, требующие сохранения тайны, вступают в противоречие с нормами группы, которые под


Интеграция групповой динамики




171
разумевают открытость и искренность, и становятся поэтому антите
рапевтическими.
Особого внимания требует возникновение так называемых эроти
ческих пар. Эротические чувства, как и все иные, возникающие в психотерапевтической группе, могут быть реальными и нереальны
ми, вызванными переносом, могут быть формой компенсации чув
ственного неудовлетворения от актуальной супружеской ситуации.
Само по себе это проявление может быть очень действенным и эф
фективным, если дает повод для анализа подобных чувств группе с особенным вниманием к механизму повторения неврозов. Если же группа покрывает эротическую пару и оставляет их отношения без внимания в групповых сеансах, то это может быть свидетельством протеста группы против психотерапевта и проявлением сопротивле
ния. В таких обстоятельствах существование эротических пар имеет отрицательное значение для нормального функционирования группы.
Как можно быстрее должен произойти разбор подобных отношений во время группового сеанса. При этом необходимо не осуждение,
а простое понимание того, какую роль играет подобное чувство и поведение в жизни обоих членов эротической пары, ради чего они встречаются и общаются, к каким последствиям это может привести в дальнейшем. При стационарном лечении действует правило, согласно которому запрещается восполнение эротических чувств сексуальны
ми отношениями. Там, где до этого всетаки дойдет, «провинившие
ся» изгоняются из группы.
Стадии развития группы
Психотерапевтическая группа проходит в своем развитии несколь
ко стадий, описанных Ирвином Яломом (J. Yalom).
Первая стадия: ориентация и зависимость. На первых сеансах уча
стники ищут рациональные основания для терапии; они чувствуют себя сбитыми с толку и не вполне понимают, какое отношение имеет деятельность группы к их личным терапевтическим целям. Дискус
сия на первых сеансах зачастую насыщена вопросами, отражающими их непонимание. Вместе с тем участники примеряются друг к другу и к группе в целом. Каждый ищет для себя такую роль, которая обеспе
чит ему благополучное существование в группе, и задается вопросом:
будут его любить и уважать или игнорировать и отвергать? Хотя офи
циально пациенты приходят в терапевтическую группу, чтобы лечить
ся, социальные силы заставляют их вкладывать основную часть энер


Глава 5 172





гии, добиваясь одобрения, принятия, уважения или доминирования.
Некоторым пациентам принятие и одобрение кажутся настолько ма
ловероятными, что они, защищаясь, убеждают себя в малоценности группы, принижая душевные и умственные достоинства ее участни
ков и напоминая себе, что группа представляет собой оторванное от реальности, искусственное образование. Люди гадают: что повлечет за собой участие в группе, каковы условия приема, какую долю себя надо открывать или отдавать, какого рода обязательство придется на себя брать? На сознательном или почти сознательном уровне они ищут от
веты на эти и подобные вопросы, пытаются определить для себя, ка
кие типы поведения являются в группе желаемыми и одобряемыми.
Если группа с самого начала озадачена, колеблется и «зондирует почву», то не в меньшей степени она зависима от «лидера». Скрыто и явно участники смотрят на ведущего, ждут от него распоряжений, от
ветов на вопросы, а также одобрения и принятия. Комментарии веду
щего тщательно исследуются на предмет указаний по поводу жела
тельного и нежелательного поведения. Пациенты ведут себя так, будто спасение придет только или главным образом от ведущего, лишь бы им удалось выяснить, чего именно он от них хочет.
Содержание и коммуникативный стиль начальной фазы относи
тельно стереотипны и ограниченны. Проблемы трактуются рациональ
но, пациент, излагающий проблему, подавляет проявления иррацио
нальных сторон своей личности ради поддержки, соблюдения этикета и мира в группе. Е. Семрад (E. Semrad) предложил для описания обще
ния группы на самом раннем этапе ее работы фразу «коктейльные темы», по аналогии с вечеринками, где поначалу малознакомые или не
знакомые люди имеют возможность рассмотреть друг друга и соста
вить мнение за бокалом легкого алкоголя. Так, поначалу группа может бесконечно обсуждать тему, по сути своей не представляющую интере
са ни для кого из участников. Эти «коктейльные темы», однако, высту
пают в качестве инструмента первых межличностных исследователь
ских вылазок. Например, участница узнает, кто на нее реагирует с симпатией, кто разделяет ее взгляд на вещи, кого надо опасаться, кого уважать; постепенно у нее складывается представление о роли, кото
рую она будет играть в группе. В терапевтических группах излюблен
ной «коктейльной темой» является описание симптомов наряду с пре
жним опытом лечения, лекарствами и пр.
Типичная характеристика молодой группы — предоставление и по
иски советов: пациенты делятся в группе проблемами в отношениях


Интеграция групповой динамики




173
с супругами, детьми, работодателями и т. д., а группа пытается помочь им в практическом разрешении этих проблем. Подобная помощь ред
ко несет в себе чтото функционально ценное. Скорее она выступает как способ выражения взаимного интереса и заботы.
Описанные явления до такой степени характерны для начальной ста
дии курса, что их наличие может быть использовано для определения возраста группы. Если в группе, например, много советуют и часто об
ращаются за советами, без конца переходят на «коктейльные темы»,
описывают симптомы и основные причины обращения за терапевтиче
ской помощью, то неизменно оказывается, что это или очень молодая группа, или группа, созревание которой серьезно заблокировано.
Вторая стадия: конфликты и протест. На второй стадии — стадии
«захвата позиций» по Б. Тукману (B. Tuckman) — интересы участников смещаются к доминированию, контролю и власти. На этой фазе отно
шениям между участниками или между участниками и ведущим прису
ща конфликтность. Каждый старается прийти к такому уровню иници
ативы и власти, который является для него предпочитаемым. Чаще звучат негативные комментарии и взаимная критика участников.
В этой стадии возникает враждебность по отношению к терапевту.
Эта враждебность уходит своими корнями в нереалистические ожидания пациентов: каждый тайно наделяет терапевта воистину магическими свойствами. Постепенно, по мере осознания пациентами ограничений,
которые есть у терапевта, как у любого человеческого существа, реаль
ность принимается такой, какая она есть, и враждебность к ведущему исчезает. Этот процесс не является вполне осознанным. Интеллектуаль
но участники могут ратовать за демократическую группу, черпающую силу из своих собственных ресурсов. Тем не менее это не мешает им на более глубинном уровне жаждать зависимости и пытаться сначала со
здать, а потом разрушить авторитетную фигуру. Ведущие групп отказы
ваются играть традиционную роль представителей авторитета: они не ведут за собой, не отвечают на вопросы и не дают готовых ответов и ре
шений; вместо этого они поощряют группу к исследованию и использо
ванию своих собственных ресурсов. Обычно только после нескольких сеансов участники приходят к осознанию того, что терапевт не удовлет
ворит их потребность в сильном лидере.
Еще одну причину негодования по отношению к ведущему И. Ялом усматривает в постепенном осознании каждым участником того, что он не станет «любимым чадом» ведущего, что терапевт интересуется им не более, чем всеми остальными; сеются семена соперничества и враждеб