Файл: Ббк 53. 57 Удк 615. 851 А46.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 586

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интеграция групповой динамики




181
рапевты должны постоянно контролировать свое поведение и не до
пускать, чтобы их соперничество использовалось членами группы в нетерапевтических целях.
Ориентация группового сеанса
Биографическая ориентация. Это ориентация на отдельного паци
ента, который находится в центре внимания группы. Основные инте
ракции связаны с ним. Пациент говорит о своей проблеме, а группа дает ему обратную связь, участники выражают свои чувства, демонст
рируют отношения.
Хотя ориентация на отдельного члена группы и называется «биогра
фической», это название недостаточно точно передает ее содержание.
Биография представляет собой только один из возможных вариантов такого сеанса. Сеанс может быть посвящен текущему поведению паци
ента в группе, его конфликтам за рамками группы без биографического разбора.
Если речь идет об актуальном конфликте пациента вне группы,
то такой сеанс именуется «фокальноориентированным» П. Петер
сен (Р. Petersen). При этом ставится основной вопрос: какой видит группа внутреннюю проблему данного человека и как бы все осталь
ные вели себя в подобном случае? Обсуждение вопроса способствует коррекции поведения обсуждаемого пациента.
При изложении своей биографии пациент не связан никакими огра
ничениями как относительно формы, так и содержания. По окончании он отвечает на вопросы и предоставляет дополнительную информацию.
Задача психотерапевта здесь состоит в том, чтобы стимулировать груп
пу к сбору информации. Если возникает молчание, терапевт может за
дать группе вопрос о впечатлениях и эмоциях, вызванных рассказом па
циента о себе. Обсуждение одной биографии может занимать от одного до трех занятий. Отдельные члены группы могут идентифицироваться с обсуждаемым пациентом, проецировать собственную проблематику,
иногда проявлять агрессивность или демонстративное поведение. Если эти механизмы проявляются достаточно выразительно, то психотера
певт или ктолибо из членов группы обращает внимание на поведение пациента и группа анализирует его в ходе дискуссии. Психотерапевт должен стремиться к постоянному сопоставлению проблематики обсуж
даемого пациента с проблематикой других пациентов, уже известной группе. Отношения, установки и поведение пациента в прошлом (о ко
тором он рассказывает) сравниваются с его поведением во время лече


Глава 5 182





ния, которое группа имеет возможность наблюдать. Таким образом, об
суждение биографии одного из пациентов переплетается с обсуждением актуального поведения и проблематики остальных пациентов.
При обсуждении проблем и психотравмирующих ситуаций отдель
ного пациента психотерапевт ориентирует группу в направлении по
лучения ответов на вопросы: каковы особенности его отношений; по
чему они именно таковы; почему у него возник невроз? Сходный характер имеет обсуждение поведения пациента в отделении и его конфликтов в группе, с той особенностью, что это обсуждение прово
дится в контексте групповых явлений, таких как лидерство в группе,
соперничество, принятие или отвержение группой, атмосфера в ней на сегодняшний день и т. д.
В открытой группе проблематика пациента обсуждается повторно перед его уходом из группы в связи с окончанием лечения. Выписыва
ющийся пациент сначала сам делится своими впечатлениями и сооб
ражениями относительно отношения к себе и окружению. Затем груп
па обсуждает участие пациента в терапии, его отношения с группой,
установки, проявившиеся в ходе терапии, а также изменения в его по
ведении за время психотерапевтического лечения. Если пациент ухо
дит из группы лишь с незначительным улучшением либо вообще без улучшения, группа обсуждает причины этого.
Следует учесть, что приводимое описание является схематизиро
ванным; на практике психотерапевт должен стремиться к тому, что
бы занятия раз от раза не были монотематическими. Далеко не во всех случаях терапевтически эффективна концентрация внимания всей группы в течение длительного времени только на одном паци
енте, не говоря уже о том, что монотематическая дискуссия стано
вится для группы утомительной.
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   38

Тематическая ориентация. Сеанс ориентирован на вопросы и про
блемы, решение которых имеет большое значение для всех членов груп
пы. Участники высказывают свои мнения, выражают чувства, настрое
ния. Тематические сеансы позволяют соотнести собственные проблемы с данной темой, сопоставить свой опыт с опытом других людей. Темы дискуссий могут возникать спонтанно или быть заранее запланированы.
Особенностью тематически ориентированных сеансов является то,
что личные проблемы разбираются здесь не впрямую, а опосредован
но. Пациенты перерабатывают значительную часть своих внутренних проблем. Это выгодно в группе с еще недостаточно развитой откро
венностью. Некоторые пациенты не раскрывают своих проблем изза

Интеграция групповой динамики




183
чувства страха или стыда. Для раскрытия этих проблем предлагается обсуждение двух тематик: проблемы секса и агрессивности.
Интеракционная ориентация. Интеракционный сеанс ориентиро
ван больше на сам процесс, чем на его содержание. Он ориентирован на групповую динамику, на то, что происходит между членами груп
пы, на отношения и взаимные реакции, их изменение и развитие.
Интеракционную ориентацию можно также называть центрирован
ной на группе, поскольку в центре внимания находится не какойнибудь конкретный пациент или тема, а вся группа в целом, интерперсональные отношения между участниками группы. Психотерапевтическая группа является моделью естественных малых социальных групп, она представ
ляет собой маленькую лабораторию, в которой люди учатся понимать закономерности человеческих отношений на основании собственных реакций. Члены группы, с одной стороны, включены в интеракции и переживают их, а с другой стороны, эти самые интеракции наблюдают,
комментируют, обобщают, объясняют и т. д. Психотерапевты, или тре
неры, помогают им в этом.
Интеракционная ориентация чаще всего реализовывается с помо
щью неструктурированного сеанса, двухуровневого сеанса и сеанса с использованием интеракционных техник.
1. Неструктурированные интеракционные сеансы. Терапевт не управ
ляет группой. У группы нет запланированной программы. При опреде
ленном поведении терапевта в группе наблюдается развитие характерных фаз. Терапевт выступает в роли комментатора: он обращает внимание на происходящее в группе редкими комментариями, обобщениями, гипоте
тическими интерпретациями групповой деятельности.
Конструктивно работающая интеракционная группа не нуждается для возникновения интеракций ни в теме, ни в биографическом мате
риале — сеанс может протекать без специфического содержания. Уже одно обыкновенное молчание и реакция участников группы при этом —
мимика, смущенные шутки, нашептывание соседу и, конечно же, воз
никающие чувства — представляют богатый материал для пережива
ния и анализа групповой интеракции.
2. Двухуровневые сеансы. На первом уровне протекает биографиче
ский или тематический сеанс, когда обсуждается индивид или какой
нибудь вопрос, представляющий определенное значение для членов группы. На втором уровне психотерапевт наблюдает за теми интеракци
ями, которые заключены в контексте вербального или невербального по
ведения пациентов. Терапевт обращает внимание группы своими ком


Глава 5 184





ментариями именно на эти проявления, и группа начинает обсуждать этот второй — интеракционный, или процессуальный — уровень груп
пового действия.
Постепенно можно создать в группе специфическую направлен
ность, обучить вниманию и воспитать чувствительность всех членов группы к данным интеракционным аспектам, обсуждение которых че
редуется в дальнейшем с обсуждением внешних, содержательных ас
пектов взаимодействия.
Это можно пояснить следующим примером, который приводит
Кратохвил. Группа обсуждает неудовлетворенность Милана своей жизнью. Мария высказывает мнение, что ему надо бы больше зани
маться своим любимым делом, на что Светлана возражает: «Невоз
можно заниматься только своим любимым делом, если необходимо копить деньги на квартиру». На биографическом уровне оба выска
зывания можно воспринимать как дифференцированную обратную связь для Милана — как критику и совет со стороны одной девушки и сочувствие со стороны другой. На уровне же групповой динамики можно обратить внимание на то, что Светлана реагировала на слова
Марии очень быстро и при том диаметрально противоположным за
мечанием, что, скорее всего, учитывая отношения девушек в группе,
можно объяснить проявлением соперничества. Интеракция в таком случае может быть прокомментирована следующим образом: «Свет
лана стремится обесценить суждение Марии». Таким образом сти
мулируется восприятие подтекста этой интеракции.
3. Сеансы с применением интеракционных техник. Для усиления эмоционального переживания и получения материала для интеллек
туальной переработки интеракции используются некоторые техники.
Психотерапевт играет при этом роль безучастного комментатора, ис
пользующего данные техники, или роль аутентичной личности, делясь с группой своими собственными переживаниями. Наиболее известные интеракционные техники приводятся ниже при описании методики проведения групповой патогенетической психотерапии.
Итак, мы рассмотрели различные ориентации группового сеанса:
биографическую, тематическую и интеракционную. Однако такое разделение групповых сеансов является в известной степени искус
ственным. На практике все эти три ориентации часто комбинируют
ся в одном сеансе. Подобное деление имеет прежде всего дидакти
ческое значение, так как мы хотим уяснить себе, о каких, собственно,
процессах внутри группы идет речь.


Интеграция групповой динамики




185
Каждая групповая интеракция имеет три аспекта: Я (индивид), Мы
(группа) и Оно (тема). В задачу руководителя группы входит удержа
ние всех аспектов в динамическом равновесии. Это осуществляется следующим образом: если группа реагирует слишком эмоционально,
руководитель прибегает к рассуждению; если группа слишком рацио
нальна, он говорит о своих чувствах, а если в центре внимания долгое время оказывается какойнибудь пациент, то руководитель ориенти
рует группу на определенную тему.
С точки зрения места и времени, к которым адресуется дискуссия,
различают ориентацию на «здесь и сейчас», то есть на все происходя
щее в группе, и на «там и тогда», то есть на обсуждение анамнеза,
прошлых проблем, изучение развития личности и патогенеза невро
за. Часто между этими двумя ориентациями ищутся соответствия,
например, как в ситуации «здесь и сейчас» отражается и повторяется то, что было «там и тогда».
В современной практике встречаются три основных направления.
Первое направление ориентировано на современность, на «здесь»
(то, что является актуальным в терапевтической группе) и на «там»
(то, что актуально за пределами терапевтической группы, дома). Си
туация «здесь» используется с целью интерперсонального осознания актуальных проблем без стремления к генетическому осознанию их источников в прошлом. С помощью интерперсонального осознания пациенты решают свои внутренние проблемы, кризисные ситуации.
Терапия ориентирована на внегрупповую проблематику, например супружеский или производственный конфликт. Эта проблематика является для пациента в его настоящей жизни наиболее важной и зна
чительной. Данный подход основывается на том, что интерперсональ
ные проблемы пациента остаются актуальными до тех пор, пока они удерживаются его собственным поведением и поведением других,
с кем он взаимодействует. Решение конфликтов, следовательно, зак
лючается в замене старого способа поведения новым. Ничего больше не требуется. Исследования Ялома свидетельствуют о том, что вскры
тие корней актуального поведения в детстве не является более эффек
тивным для изменения поведения, чем простая конфронтация с этим поведением «здесь и сейчас».
Второе направление устанавливает связи актуального поведения с прошлым и считает генетическое осознание более существенным для терапевтического изменения. Это направление, в частности, представ
лено нашей отечественной патогенетической психотерапией В. Н. Мя