ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 583
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 5 186
сищева. Специфическая ориентация на период детства типична для аналитически ориентированной групповой психотерапии, которая за актуальным конфликтом ищет глубинный, основной конфликт.
Третье направление ориентируется исключительно на ситуацию
«здесь и сейчас». Эта ориентация применяется в лабораторных Тгруп
пах и в некоторых типах групп «встреча». В этих группах стремятся к повышению чувствительности пациентов к людям, человеческим отно
шениям, к развитию способности эффективно общаться с людьми, то есть к стимуляции актуальных коррективных переживаний без привле
чения прошлого опыта и настоящего внегруппового опыта общения.
Работа идет на основе интеракционного принципа только с тем матери
алом, который появляется непосредственно во время сеанса групповой терапии.
Теоретические основы групповой
личностно
%ориентированной
(реконструктивной) психотерапии
В. Н. Мясищев указывал, что понятие «отношение» приоткрывает дверь в мир синтетических категорий, среди которых одним из наибо
лее важных он считал общение — процесс взаимодействия людей, явля
ющийся необходимой предпосылкой формирования и развития лично
сти. Поскольку процесс этот всегда протекает в условиях той или иной группы, мы не можем не учитывать всей важности роли группы в фор
мировании индивидуальной системы отношений.
Согласно взглядам выдающегося русского психолога Л. С. Выгод
ского, высшие психические функции складываются первоначально между людьми как интерпсихическая категория, а только затем в лич
ности как интрапсихическая. С первых же дней своей жизни, являясь участником самых различных социальных групп (начиная с нуклеар
ной семьи и последовательно включаясь во все более широкие и диф
ференцированные группы, такие как дошкольные, школьные, профес
сиональные, дружеские и т. д.), человек усваивает нормы этих групп,
учится занимать в них определенные позиции, выполнять определен
ные роли, соотносить собственные тенденции с требованиями группы и т. д. Интериоризация этих норм, ролей, позиций и ведет к развитию и формированию личности как индивидуальной системы обществен
Интеграция групповой динамики
187
но значимых отношений. Если же развитие это протекает в небла
гоприятных условиях, то диапазон социального поведения человека,
а следовательно, и его система отношений окажутся суженными, не
адекватными и в субъективно трудной ситуации не смогут обеспе
чить ему полноценного функционирования и развития.
Корни невроза, как и особенности личности, закладываются в ран
нем детстве. Семья, таким образом, является первичной моделью со
циальной группы, в которой ребенок начинает формироваться как личность, приобретает первые навыки межличностного общения, пер
вый опыт эмоционального восприятия и переживания. Если же этот опыт окажется неблагоприятным (а это бывает следствием наруше
ния отношений в семье), у ребенка начинают вырабатываться неадек
ватные отношения и формы эмоционального реагирования. В зависи
мости от степени и силы выраженности эти первичные нарушения могут значительно затруднять возможности последующей коррекции через участие в новых для индивида социальных группах, а зачастую по принципу «порочного круга» могут даже усиливаться, приводя в конце концов к выраженному невротическому конфликту, который всегда проявляется не только в индивидуальных, личных проблемах больного неврозом, но и в его нарушенных межличностных отноше
ниях — отношениях с другими людьми.
С этой точки зрения особое значение приобретает возможность направленного использования группы для воздействия на отдель
ных ее участников, причем особо ценной для психотерапевтической практики является возможность достижения изменений не только внешних, поведенческих реакций, но и особенностей эмоционально
го восприятия и реагирования, ценностных ориентаций и в конеч
ном счете — системы отношений больного. Психотерапевтический потенциал групповых методов не ограничивается возможностью ис
пользования воздействия группы на отдельного ее участника. Если бы психотерапевтическое воздействие группы ограничивалось лишь этим феноменом, то групповые методы не имели бы никаких допол
нительных механизмов коррекции по сравнению с индивидуальной психотерапией (в одном случае инструментом воздействия выступа
ет психотерапевт, в другом — группа) и это было бы единственное различие. Групповая психотерапия представляет собой иное воздей
ствие на внутриличностные структуры.
В психотерапевтической группе каждый пациент моделирует свою реальную жизненную ситуацию, использует привычные для него сте
Глава 5 188
реотипы поведения, реализует характерные отношения и установки.
Здесь он получает возможность посмотреть на себя со стороны, по
нять непродуктивный характер своего поведения и общения, в психо
терапевтической обстановке прийти к изменению нарушенных отно
шений, приобретая навыки полноценного общения, отказываясь от невротических защитных механизмов, осваивая иные, более адекват
ные формы эмоционального реагирования и поведения.
Таким образом, групповой психотерапевтический процесс охваты
вает не только индивидуальную проблематику пациента в ее непосред
ственном выражении, но и преломление индивидуальных проблем в реальных отношениях, складывающихся в группе: с другими членами группы, с группой как целым, с психотерапевтом (Б. Д. Карвасарский,
В. А. Мурзенко). Специфичность групповой психотерапии заключает
ся в осознанном и целенаправленном использовании всей совокупно
сти взаимоотношений и взаимодействий, возникающих у участников группы (включая психотерапевта), то есть происходит целенаправлен
ное использование групповой динамики в лечебных целях.
Другим теоретическим основанием для разработок проблем группо
вой патогенетической психотерапии наряду с концепцией интериориза
ции Л. С. Выгодского служит стратометрическая концепция групповой активности А. В. Петровского (теория деятельностного опосредования межличностных отношений в группе).
Эта концепция преодолевает ограниченность зарубежных теорий групповой динамики, в рамках которых группа рассматривается лишь как совокупность интеракционистских и коммуникативных актов без учета содержательной стороны деятельности группы. В этих теориях параметры групповой активности относятся лишь к самому низкому уровню развития группы — к диффузной группе.
В диффузной группе определяющими являются непосредственные отношения и непосредственное взаимодействие (интеракции) индиви
дов: эмоциональные контакты, податливость или сопротивление груп
повому взаимодействию и т. п. Эти взаимодействия и отношения не опосредованы содержательной стороной совместной коллективной де
ятельности. Здесь оказывается правомерным подразделение индивидов на конформистов и нонконформистов, на «звезд» и «отверженных».
Развитая группа, или коллектив, в отличие от диффузной группы характеризуется иными параметрами: здесь взаимодействие и взаимо
отношения опосредованы целями, задачами и ценностями совместной деятельности, ее реальным содержанием.
Интеграция групповой динамики
189
Согласно А. В. Петровскому, структуру малой группы можно пред
ставить как состоящую из трех слоев (страт).
1. Внешний уровень — уровень эмоциональных межличностных от
ношений. Отношения на этом уровне строятся на основе привя
занностей или антипатий, имеют непосредственно эмоциональ
ную основу.
2. Ценностноориентационное единство. Этот страт характеризует
ся тем, что отношения здесь опосредованы совместной деятельно
стью. Другой член группы «принимается» каждым на том основа
нии, что мир его ценностных ориентаций схож с его собственным миром ценностей.
3. На третьем уровне отмечается еще большее включение индивида в совместную групповую деятельность. Члены группы разделя
ют цели групповой деятельности. Это «ядерный» слой внутри
групповых отношений.
Три страта групповых структур, по А. В. Петровскому, могут одновре
менно быть рассмотрены и как три уровня развития группы, в частности три уровня групповой сплоченности. На первом уровне сплоченность выражается развитием эмоциональных контактов. На втором уровне
(что соответствует ценностноориентационному единству) происходит дальнейшее сплочение группы, и теперь это выражается в совпадении основной системы ценностей, связанных с процессом совместной дея
тельности. На третьем уровне (что соответствует «ядерному» слою внут
ригрупповых отношений) интеграция группы, а значит, и ее сплочен
ность проявляются в том, что все ее члены начинают разделять общие цели групповой деятельности.
Использование стратометрической концепции позволяет глубже по
нять специфику групповой динамики. Открываются новые перспекти
вы повышения эффективности групповой психотерапии путем целе
направленного воздействия на процессы формирования и развития психотерапевтической группы.
Целью группового психотерапевта является превращение диффуз
ной группы в психотерапевтический коллектив. Коллектив — это общ
ность людей, в которой межличностные отношения опосредуются об
щественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Поэтому задача психотерапевта заключается не только в том, чтобы создать «психотерапевтическую атмосферу», способству
ющую разрешению проблематики отдельных участников (на чем обычно делается акцент), а также и в том, чтобы в процессе группово
Глава 5 190
го общения сформировать некоторые опосредующие его общегруппо
вые ценности, которые, интериоризуясь, могли бы стать «новыми»
свойствами личности, обеспечивающими процесс последующей реа
билитации.
Предметом совместной деятельности всех членов психотерапевтиче
ского коллектива является система отношений каждого из его членов.
Коррекция неадекватных отношений, формирование социальноприем
лемой системы отношений у каждого члена группы и является социаль
но и личностнозначимым в предмете совместной деятельности всех.
Пациент, пришедший в группу, изначально мотивирован лишь сво
ими личными проблемами и не обнаруживает заинтересованности в излечении каждого члена группы. В результате направленной работы психотерапевта члены психотерапевтической группы начинают осо
знавать необходимость кооперации усилий, необходимость активного участия во внутригрупповом взаимодействии. Пациент на первых же этапах групповой психотерапии несколько меняет свою позицию и на
чинает рассматривать группу в целом и каждого ее члена в качестве
«инструмента» психотерапевтического воздействия. Иными словами,
он осознает пользу группы для самого себя. Члены группы начинают понимать, что метод групповой психотерапии предполагает такое вза
имодействие, при котором каждый будет проявлять заботу о других,
вникать в переживания, проблемы других. В сознании каждого утверж
дается понимание того факта, что сосредоточение на себе, безразличие к переживаниям, проблемам другого блокируют лечебные возможности метода групповой психотерапии. Таким образом, достигается осознание необходимости совместной деятельности, понимание невозможности достижения поставленной цели без включения в совместную групповую деятельность, без подчинения ее законам.
В группе, не достигшей стадии коллектива, мотивом деятельности каждого из ее членов является его собственное выздоровление. Но поскольку выздоровление достигается в процессе группового взаимо
действия, то участие в этом взаимодействии выступает целью, отвеча
ющей мотиву деятельности каждого. Именно такого рода ценностные представления членов группы и опосредуют межличностные отноше
ния в ней. Отсюда и определенный интерес к делам другого, к его пе
реживаниям и т. п.
В группе, достигшей стадии коллектива, нормой является положе
ние, при котором здоровье другого, восстановление им полноценных контактов с социальным окружением, сознательное и достойное учас
тие в жизни общества, вся его дальнейшая судьба выступают самосто
Интеграция групповой динамики
191
ятельной ценностью. Именно на это направлена совместная деятель
ность психотерапевтического коллектива.
Таким образом, не следует забывать, что мотив, с которым приходит в психотерапевтическую группу пациент, и мотив, которым руководству
ется в работе с группой психотерапевт, не совпадают. В этом нет ничего удивительного. Психотерапевт заинтересован в выздоровлении каждо
го члена группы, всей группы в целом. Пациент изначально мотивиро
ван лишь своими личными проблемами и не обнаруживает подобной заинтересованности в излечении каждого члена психотерапевтической группы, в котором он пока видит случайного (может быть, симпатично
го, а возможно и антипатичного) попутчика.
На первых же этапах групповой психотерапии пациент несколько ме
няет свою позицию и начинает рассматривать группу в целом и каждого ее члена в качестве своего рода инструмента психотерапевтического воз
действия. Иными словами, он осознает пользу психотерапевтической группы для себя самого. Переход от диффузной психотерапевтической группы к сообществу, где отношения опосредованы задачей деятельно
сти, таким образом, уже оказывается намечен. Но это еще не переход к психотерапевтическому коллективу.
Коллективом психотерапевтическая группа становится, когда моти
вы психотерапевта и каждого члена группы начинают совмещаться, со
впадать, когда в группе обнаруживается система отношений, которая реализует принцип «здоровье каждого — богатство всех». Деятельность группы здесь направлена на решение проблем каждого ее члена, и тем самым межличностные отношения и личные проблемы каждого оказы
ваются трансформированными в направлении, желательном для пси
хотерапевта и успеха лечения.
1 ... 15 16 17 18 19 20 21 22 ... 38
Задачи личностно
%ориентированной
(реконструктивной) психотерапии
Цели и задачи личностноориентированной (реконструктивной)
психотерапии формулируются в общем виде как для индивидуальной,
так и для групповой психотерапии, но решаются с помощью средств,
применяемых в каждой из этих форм. Учитывая три плоскости ожи
даемых изменений, задачи личностноориентированной (реконструк
тивной) психотерапии могут быть сформулированы следующим об
разом (Г. Л. Исурина).
Глава 5 192
1. Познавательная сфера (когнитивный аспект, интеллектуальное осознание). Процесс психотерапии должен помочь пациенту осознать:
• связь между психогенными факторами и возникновением, раз
витием и сохранением невротических расстройств;
• какие ситуации вызывают напряжение, тревогу, страх и другие негативные эмоции, провоцирующие появление, фиксацию и усиление симптоматики;
• связь между негативными эмоциями и появлением, фиксацией и усилением симптоматики;
• особенности своего поведения и эмоционального реагирования;
• как воспринимается его поведение другими, как оценивают ок
ружающие те или иные особенности поведения и эмоционально
го реагирования и как реагируют на них, какие последствия это поведение имеет;
• существующее рассогласование между собственным образом Я
и восприятием другими;
• собственные мотивы, потребности, стремления, установки, осо
бенности поведения и эмоционального реагирования, а также степень их адекватности, реалистичности и конструктивности;
• характерные защитные механизмы;
• внутренние психологические проблемы и конфликты;
• более глубокие причины переживаний, способов поведения и эмоционального реагирования начиная с детства, а также усло
вия и особенности формирования своей системы отношений;
• собственную роль, меру своего участия в возникновении, разви
тии и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуаций,
а также того, каким путем можно было бы избежать их повторе
ния в будущем.
В целом задачи интеллектуального осознания в рамках личностно
ориентированной (реконструктивной) психотерапии сводятся к трем следующим аспектам: осознание связей ситуация—личность—болезнь;
осознание интерперсонального плана собственной личности; осознание генетического (исторического) плана. Сходные задачи или стадии осо
знания выделяются и в рамках других психотерапевтических концеп
ций (прежде всего психодинамических). При этом подчеркивается, что первая стадия осознания, которая условно обозначается как ситуация—
личность—болезнь, не имеет определяющего значения для собственно психотерапевтической эффективности. Она скорее создает устойчивую