ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 582
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Интеграция групповой динамики
193
мотивацию для активного и осознанного участия пациента в психоте
рапевтическом процессе.
2. Эмоциональная сфера. Процесс психотерапии должен помочь па
циенту:
• получать эмоциональную поддержку со стороны психотерапев
та или группы, пережить положительные эмоции, связанные с принятием, поддержкой и взаимопомощью;
• пережить в рамках психотерапевтического процесса те чувства,
которые он часто испытывает в реальной жизни, воспроизвести те эмоциональные ситуации, которые были у него в реальной жизни и с которыми он не мог справиться;
• пережить неадекватность некоторых своих эмоциональных ре
акций;
• научиться искренности в чувствах к себе и другим людям;
• стать более свободным в выражении собственных позитивных и негативных эмоций;
• научиться более точно вербализовать и понимать собственные чувства;
• раскрыть свои проблемы с сопутствующими им переживаниями
(зачастую ранее скрытыми от самого себя или искаженными);
• модифицировать способ переживаний, эмоционального реагиро
вания, восприятия себя самого и своих отношений с другими;
• произвести эмоциональную коррекцию своих отношений.
В целом задачи личностноориентированной (реконструктивной)
психотерапии в эмоциональной сфере охватывают четыре основных аспекта: точное распознавание и вербализацию собственных эмоций,
а также их принятие; переживание заново и осознание прошлого эмо
ционального опыта; непосредственное переживание и осознание опы
та психотерапевтического процесса и своего собственного; формиро
вание более эмоционально благоприятного отношения к себе.
3. Поведенческая сфера. Процесс психотерапии должен помочь па
циенту:
• увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы;
• приобрести навыки более искреннего, глубокого и свободного об
щения;
• преодолеть неадекватные формы поведения, проявляющиеся в про
цессе психотерапии, в том числе связанные с избеганием субъектив
но сложных ситуаций;
Глава 5 194
• развить формы поведения, связанные сотрудничеством, ответ
ственностью и самостоятельностью;
• закрепить новые формы поведения, в частности те, которые бу
дут способствовать адекватной адаптации и функционированию в реальной жизни;
• выработать и закрепить адекватные формы поведения и реагиро
вания на основе достижений в познавательной и эмоциональной сферах.
В самом общем виде направленность личностноориентированной
(реконструктивной) психотерапии применительно к поведенческой сфере может быть сформулирована как задача формирования эф
фективной саморегуляции на основе адекватного, точного самопо
нимания и более эмоционально благоприятного отношения к себе.
Таким образом, задачи личностноориентированной (реконструк
тивной) психотерапии фокусируются на трех составляющих самосо
знания: самопонимании, отношении к себе и саморегуляции, а общая цель может быть определена как формирование адекватного самосо
знания и расширение его сферы (Г. Л. Исурина).
Механизмы лечебного действия
личностно
%ориентированной
(реконструктивной) психотерапии
В качестве основных механизмов лечебного действия личностно
ориентированной (реконструктивной) психотерапии могут рассмат
риваться: корригирующий эмоциональный опыт, конфронтация и на
учение (Г. Л. Исурина).
Коррективный эмоциональный опыт. Это понятие включает не
сколько аспектов, и прежде всего эмоциональную поддержку. Эмоцио
нальная поддержка означает для пациента принятие его психотерапев
том (или психотерапевтом и группой), признание его человеческой ценности и значимости, уникальности его внутреннего мира, готовно
сти понимать его, исходя из его отношений, установок и ценностей.
Конструктивная переработка содержания обратной связи, становле
ние адекватного самопонимания предполагает принятие пациентом новой информации о себе, которая часто не соответствует собственным представлениям. Низкая самооценка, эмоционально неблагоприятное
Интеграция групповой динамики
195
отношение к себе препятствуют восприятию пациентом новой инфор
мации, обостряя действие защитных механизмов. Более позитивная самооценка, напротив, снижает уровень психологической угрозы,
уменьшает сопротивление, делает пациента более открытым для при
нятия новой информации и нового опыта. Эмоциональная поддержка оказывает стабилизирующее положительное воздействие на самооцен
ку, повышает степень самоуважения и таким образом производит кор
ригирующее эмоциональное воздействие на такой важнейший элемент системы отношений, каким является отношение к себе, практически всегда неадекватное в структуре отношений невротической личности.
Принятие пациента психотерапевтом (или группой) способствует развитию сотрудничества, облегчает усвоение пациентом психотера
певтических норм, повышает его активность и ответственность в пси
хотерапевтическом процессе, создает условия для самораскрытия.
Коррективный эмоциональный опыт связан также с переживанием пациентом своего прошлого и актуальной ситуации. Воспроизведение в ходе психотерапии различных эмоциональных ситуаций, с которыми пациент не мог справиться в жизни, позволяет в особых психотерапев
тических условиях вычленить эти переживания, проанализировать их,
пережить и переработать, а также выработать более адекватные формы эмоционального реагирования. При этом вовсе не обязательно, чтобы эти ситуации были абсолютно идентичны по содержанию, в данном слу
чае речь идет о совпадении эмоций, их сопровождающих.
Конфронтация. По мнению большинства исследователей, она яв
ляется ведущим механизмом лечебного действия психотерапии,
ориентированной на личностные изменения. Конфронтация понима
ется как «столкновение» пациента с самим собой, со своими пробле
мами, конфликтами, установками, характерными эмоциональными и поведенческими стереотипами и осуществляется в основном за счет обратной связи между участниками психотерапевтического процесса.
В ходе индивидуальной психотерапии основным инструментом об
ратной связи выступает психотерапевт, который не столько привносит в нее свое содержание, сколько «отражает» различные аспекты психоло
гической реальности пациента, фокусируя внимание на сложностях и противоречиях. Обратная связь в групповой психотерапии является бо
лее многоплановой, поскольку осуществляется между каждым из чле
нов группы и группой как целым.
Благодаря наличию обратной связи каждый из участников группы получает информацию о том, какие эмоциональные реакции у окру
Глава 5 196
жающих вызывает его поведение, как он воспринимается другими,
в каких случаях его интерпретация эмоционального содержания меж
личностной ситуации оказывается неадекватной и влечет за собой столь же неадекватную реакцию, каковы цели и мотивы его поведе
ния, насколько его актуальное поведение способствует достижению этих целей, какие эмоциональные и поведенческие стереотипы харак
терны для него, какую связь видят другие между его прошлым и акту
альным опытом и поведением.
Обратная связь дает возможность участнику группы понять и оце
нить значение собственной роли в типичных для него межличностных конфликтах и через это глубже понять свои невротические проблемы и особенности своих отношений в прошлом и настоящем. Пациент видит себя как бы в разных зеркалах, которыми являются участники психоте
рапевтической группы. Информация часто противоречит или не согла
суется с существующим образом Я, и задача психотерапии заключается в расширении его путем интеграции полученной информации.
Научение. Научение в рамках личностноориентированной (рекон
структивной) психотерапии осуществляется как прямо, так и косвенно.
Групповая психотерапия представляет для реализации этого механизма более благоприятные условия. Группа выступает как модель реального поведения пациента, в которой он проявляет типичные для него пове
денческие стереотипы, и таким образом создает условия для исследова
ния пациентом собственного межличностного взаимодействия, поведе
ния, позволяет вычленить в нем конструктивные и неконструктивные элементы, приносящие удовлетворение или вызывающие негативные переживания.
Групповая ситуация является ситуацией многопланового, реального,
эмоционального межличностного взаимодействия, что в значительной степени облегчает отказ от неадекватных поведенческих стереотипов и выработку навыков полноценного общения. Эти изменения позитивно подкрепляются в группе, пациент начинает ощущать свою способность к изменениям, которые приносят удовлетворение ему самому и позитивно воспринимаются окружающими.
Г
Г
Г
Г
Глава 6
лава 6
лава 6
лава 6
лава 6
Интеграция гештальт
%терапии
Гештальттерапия, созданная Фредериком Перлзом в начале 1950х гг.,
получила распространение в Соединенных Штатах и Канаде в 1960–
1970х гг. в связи с ростом «движения за актуализацию человеческого потенциала», где она становится в один ряд с такими традиционными в лечении эмоциональных расстройств направлениями психотерапии, как психоанализ и бихевиоральная терапия. Что касается Западной Евро
пы, то еще в 1984 г. Р. Тиллет (R. Tillet) указывал на то, что в Англии с теорией и методами этой терапии знакомы всего несколько психиатров.
По мнению этого автора, в этом повинны «заокеанская репутация» и ра
дикальный характер гештальттерапии. Перлз был убежден, что подлин
но холистический (целостный) взгляд на человека и психотерапию требует существенной деинтеллектуализации. Западный интеллект, по словам Перлза, становится бледной и немощной подменой непосред
ственного чувствования и переживания. Перлз полагал, что интеллект в западной культуре переоценивается и используется чрезмерно, особен
но в попытке понять человеческую природу. Он в большей мере верил в то, что называл «мудростью организма», и эту мудрость он понимал как своего рода интуицию, основанную скорее на эмоциях, чем на интеллек
те. Интеллект Перлз часто сравнивал с компьютером. Постоянное стремление выяснить, почему происходит нечто, мешающее людям пе
режить, как это происходит: подлинное эмоциональное осознание бло
кируется изобретенными объяснениями. Объяснение же, по Перлзу, —
особенность интеллекта, не имеющая отношения к пониманию. Анти
интеллектуальная позиция Перлза отражена в его известном афориз
ме: «Забудь о своем уме и доверься чувствам».
К. Рудестам, оценивая гештальттерапию, пишет о том, что Перлз был терапевтом с уникальной интуицией и чувствительностью, его яр
кая, незаурядная личность, а также вызывающий стиль в глазах многих людей носили отпечаток большой самонадеянности. В настоящее вре
мя последователи Перлза, занимаются ли они только гештальттерапи
Глава 6 198
ей или заимствуют некоторые ее приемы, принимают те теоретические понятия гештальттерапии и используют те ее техники, которые в наи
большей степени соответствуют их стилю.
Предыстория гештальт
%терапии
Фредерик (Фриц) Перлз (1893–1970) родился в Берлине в мелкобур
жуазной еврейской семье. Получив медицинское образование, он специа
лизировался по психиатрии. В 1926 г. работал в Институте военных моз
говых травм в Берлине под руководством Курта Гольдштейна — одного из пионеров гештальтпсихологии. Благодаря этому сотрудничеству он про
никся пониманием того, что человеческий организм нужно рассматривать как целое, а не как конгломерат отдельно функционирующих частей.
В 1927 г. Перлз переехал в Вену и начал психоаналитическое обучение.
Его анализировал Вильгельм Райх, с ним работали выдающиеся предста
вители раннего психоаналитического движения — Карен Хорни, Отто
Фенихель, Элен Дойч и др. В 1933 г., с приходом к власти Гитлера, Перлз бежал в Голландию, а затем в Южную Африку, где основал Южноафри
канский институт психоанализа. Несколькими годами позже Перлз от
крыто порвал с психоаналитическим движением, а в 1946 г. эмигрировал в
Соединенные Штаты. В 1952 г. он основывает в НьюЙорке Институт гештальттерапии. В начале 1960х гг. Перлз переезжает в Калифорнию,
где преподает, ведет группы и семинары в Исаленском институте.
На формирование взглядов Перлза оказали влияние психоанализ,
идеи Вильгельма Райха, гештальтпсихология, феноменология и эк
зистенциализм. Кроме того, заметно влияние идей создателя психо
драмы Морено и философии дзенбуддизма.
Получив из гештальтпсихологии представление об организме че
ловека как целом, Перлз почувствовал, что психоанализу как раз не хватает холистического подхода, при котором индивид и его среда рас
сматриваются как постоянно взаимодействующие части поля. Это привело Перлза к акцентированию в отличие от Фрейда очевидного,
а не вытесненного материала в понимании и к проработке внутренних конфликтов. Перлз подчеркивает важность рассмотрения ситуации в настоящем, а не исследования причин в прошлом. Перлз полагал, что осознание человеком того, как он ведет себя в каждое мгновение, важ
нее для понимания себя и для способности измениться, чем понима
ние того, почему он ведет себя таким образом.
Интеграция гештальт
терапии
199
Перлз расходился с Фрейдом также и в теории инстинктов. По Перл
зу, поведение человека детерминировано не инстинктами, а так назы
ваемыми незаконченными ситуациями, то есть неудовлетворенными потребностями. Ни один из инстинктов не является основным (на
пример, сексуальный или агрессивный, как у Фрейда), все потребнос
ти — это прямое выражение инстинктов организма.
Перлз полагает, что психоаналитический метод интерпретации сво
бодных ассоциаций создает избегание прямого переживания ассоци
ируемого материала и поэтому является недостаточно эффективным в исследовании себя.
Фрейдовский акцент на «сопротивлении» слегка смещен Перл
зом. Перлз говорит об избеганиях осознания разного рода, подчерки
вая форму самого этого избегания, а не его содержание (в частности,
правильнее вопрос «Как я избегаю осознания?», а не «Что я не хочу осознавать?»).
Фрейд считает перенесение основой терапевтического процесса.
Перлз рассматривает феномен перенесения как важный аспект проек
ции невротического механизма, которому он придает большое значе
ние. Однако в терапии он не работает так много с перенесением, как
Фрейд.
Перлз не принимает фрейдовскую предпосылку о том, что главным в терапии является осознание вытесненного материала, после чего сама собой происходит проработка и ассимиляция этого материала. Перлз считает, что ассимиляция ранее интроецированного опыта (черт харак
тера, привычек, отношений, стереотипов поведения и т. д.) является трудной и важной задачей терапии.
Развивая свой подход, Перлз пришел к мировоззрению, весьма от
личному от психоаналитического, но вместе с тем можно заметить много соответствий между психоанализом и гештельттерапией. Вот некоторые из концептуальных соответствий: фрейдовские свободные ассоциации и перлзовский континуум осознания; фрейдовское сопро
тивление и перлзовское избегание осознания; фрейдовские навязчи
вые действия и перлзовские незаконченные ситуации; проекции у Фрейда и у Перлза и т. д.
Сильное влияние на Перлза оказал также Вильгельм Райх с его уче
нием о характере и «мышечном панцире». Райх предполагал, что пси
хологическая защита выражается на физиологическом уровне в виде мышечных зажимов (клинчей). Если удается пробиться через этот панцирь, то открывается доступ к вытесненным психологическим со