Файл: Ббк 53. 57 Удк 615. 851 А46.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 581

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 6 200





держаниям. Райх просил пациентов усиливать определенный зажим,
чтобы лучше осознать его и выявить заблокированную эмоцию. Пси
хотерапевтическая работа Райха постепенно переместилась в направ
лении освобождения эмоций (удовольствия, гнева, волнения) посред
ством работы с телом. Работы Райха оказали большое влияние на представления Перлза о взаимосвязи тела и психики.
Другим важным источником гештальттерапии является гештальт
психология. Гештальт (или «целостная структура», «паттерн») — это специфическая организация частей, которая составляет определенное целое. Основной принцип подхода гештальтпсихологии состоит в том, что анализ частей не может обеспечить понимание целого, по
скольку целое определяется взаимодействием частей. Гештальтпси
хология выдвинула ряд предположений относительно того, как орга
низм адаптируется, достигая оптимальной организации и равновесия.
Один из аспектов этой адаптации состоит в том, что организм в дан
ном поле делает свое восприятие значимым, различая фигуру и фон.
Это поясняется известным гештальтрисунком (рис. 6.1).
Если рассматривать белую фигуру на темном фоне, мы видим бе
лую вазу; если рассматривать черную фигуру на белом фоне — две повернутые друг к другу головы в профиль. Этот феномен показыва
ет, как организм выбирает то, что ему интересно и важно в каждый данный момент. Например, если человек испытывает жажду, то ста
кан воды, даже если его поместить среди его любимых яств, будет восприниматься как фигура на фоне еды. Таким образом восприятие
Ðèñ. 6.1. Âîñïðèÿòèå ôèãóðû-ôîíà

Интеграция гештальт
терапии




201
приспосабливается к удовлетворению потребностей. Когда жажда будет удовлетворена, восприятие фигурыфона может измениться в соответствии со сменой доминирующей потребности. Заслуга Перлза состояла в том, что он впервые применил принципы гештальтпсихо
логии в психотерапии.
Перлз называл свой подход экзистенциальной терапией. Он согла
шался с главным положением экзистенциальнофеноменологическо
го подхода, что индивидуальный опыт может быть понят только из непосредственного описания уникальной ситуации человека. Перлз утверждал далее, что встреча пациента с терапевтом — это экзистен
циальная встреча двух человеческих существ, а не разновидность тра
диционного отношения врач—пациент.
Как и большинство экзистенциалистов, Перлз отвергал идею раз
деления ума и тела как двух различных аспектов существования.
Гештальтистская точка зрения привела Перлза к отрицанию не толь
ко этого разделения, но и разделения субъекта и объекта и даже орга
низма и среды. Отказываясь рассматривать человека как существо,
противостоящее миру, переживаемому в отдельности от него самого,
Перлз утверждал, что люди творят и создают свои миры: для каждо
го мир существует как его раскрытие.
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   38

Основные теоретические положения
1. Каждый организм стремится к достижению состояния полного
функционирования, что означает дополнение (или завершение) внут
ренней организации. Гештальтпсихологи показали, что человек в про
цессе восприятия внешнего мира не воспринимает отдельные элементы действительности как изолированные и невзаимосвязанные, а органи
зуют их в целое или в гештальты, имеющие для него значение. По мне
нию Перлза, этот принцип создания гештальтов, или фигур, воплощаю
щий стремление к дополнению, является не только основой процесса восприятия, но и универсальным принципом организации функциони
рования всех живых организмов. Все, что препятствует или прерывает создание или завершение этих фигур, является вредным для организма и приводит к возникновению так называемых незаконченных ситуаций,
которые требуют завершения. Каждый аспект личности может создать такую фигуру, дополнение и завершение которой означает ассимиля
цию и включение в целое. Если в процессе создания и завершения

Глава 6 202





слишком много таких гештальтов оказывается заблокированными, то личность подвергается дезинтеграции.
Сохранение равновесия в этой сфере является основой психического здоровья. Если человек испытывает нарушение данного равновесия,
возникает мотивация к изменению в собственном функционировании.
Следовательно, в отличие от утверждений психоанализа человек моти
вируется не влечениями, а незаконченными ситуациями, или незавер
шенными гештальтами.
2. Функционирование индивида осуществляется посредством про
цесса саморегуляции, благодаря которому организм удовлетворяет свои потребности (или незавершенные гештальты) и поддерживает равновесие в постоянно меняющихся условиях. Этот процесс явля
ется беспрерывным, поскольку очередные ситуации и интеракции с окружением ведут к возникновению новых потребностей (открытых,
незавершенных гештальтов) и нарушают временное состояние рав
новесия. Для эффективного удовлетворения этих потребностей (для завершения гештальтов) необходимо формирование внутренней иерархии их важности. Когда это происходит, доминирующая в дан
ный момент потребность может оказывать влияние на ход мышления и поведения, приводящих к ее удовлетворению (то есть к ликвидации завершенного гештальта). Тогда следующая потребность, получившая доминирующую позицию, приобретает влияние на организацию дея
тельности.
1
Таким образом, если потребность, стимулирующая дея
тельность, возникает из целостной внутренней организации, то суще
ствует возможность мобилизации всей энергии, которой располагает организм, и полной концентрации на предпринимаемых действиях.
Однако очень часто дело не доходит до создания четкой иерархии потребностей и многие из них стимулируют одновременно разные действия, часто противоположные, и значительная часть энергии рассеивается.
3. Индивид может существовать только в границах среды, являю
щейся целостным полем, включающим его и окружение, а его поведе
ние является функцией всего поля. Основой существования индиви
да является выделение себя из окружения и установления границы
1
Когда потребность актуальна, говорят «гештальт открыт», когда же по
требность удовлетворена — «гештальт закрыт». Точно так же говорят о «неза
вершенном гештальте» (неудовлетворенной потребности) или «завершенном гештальте» (удовлетворенной потребности).


Интеграция гештальт
терапии




203
контакта, через которую происходит обмен с окружением и которая обеспечивает внутреннюю интегральность.
В области контакта индивид сохраняет свое отличие от окружения,
производит отбор и ассимиляцию тех субстанций, которые являются подходящими, и отвергает те, которые не нужны и опасны. Умение проводить различие между этими двумя видами субстанций является условием здорового функционирования и развития индивида. Опре
деление «субстанции» следует здесь понимать в широком значении,
охватывающем все то, что может получить личность из окружения,
а именно — пища, информация, суждения, оценки, ценности, образцы поведения, мышления и т. д. Различие между тем, что подходит и что не подходит, производится в ходе попыток ассимиляции и основыва
ется на актуальном состоянии способности усвоения данного элемента таким образом, чтобы он стал интегральной частью целого. Поэтому то, что не может быть в данный момент ассимилировано индивидом,
оказывается для него неподходящим. В связи с этим особое значение приобретает сам процесс ассимиляции, модель которого, созданная
Перлзом, содержит аналогию с едой и пищеварением. Содержания, ко
торые оказались в сфере контакта, должны быть деструктурированы,
раздроблены и поглощены в том объеме, который представлен потреб
ностями и актуальными возможностями усвоения. В этом случае они становятся собственностью индивида и он может идентифицировать
ся с ними. Понимаемая таким образом ассимиляция порождает изме
нение целостности и является основой развития.
Элементы, которые не подверглись ассимиляции, претерпевают
отчуждение и удаление (ликвидацию). В этом процессе существенную роль выполняют агрессивные формы активности, которые являются эквивалентом разгрызания и разрывания пищи и необходимы для де
структурализации элементов, воспринимаемых из окружения. Такая здоровая агрессивность означает мобилизацию организма относи
тельно появляющихся новых, еще не усвоенных содержаний, а также ликвидацию завершенных гештальтов, с тем чтобы создать возмож
ность постоянной ассимиляции и возникновения новых гештальтов.
Основными способами функционирования индивида в его связи с окружением являются контакт и отступление (отказ). Если функ
ционирование протекает без нарушений, то человек стремится к объектам или ситуациям, избирательно выделенным в качестве жела
тельных для организма в целом, и отказывается от ситуаций или дел,
воспринимаемых как бесполезные, опасные или утратившие интерес.


Глава 6 204





Следовательно, саморегуляция организма охватывает как управление ритмом контакта и отступления, так и управление процессами асси
миляции и отчуждения в моменты контакта.
4. Характерным элементом гештальттерапии является внимание к процессам и явлениям, происходящим в организме как целом, а не в от
дельных элементах его структуры. Весь организм является субъектом деятельности, охватывающей физические и символические действия.
По мнению Перлза, организм как целое реагирует и воздействует на ок
ружение с разной интенсивностью, используя разное количество энер
гии. Умственная деятельность является деятельностью, вовлекающей всего человека, которая протекает на более низком энергетическом уровне, чем физическая деятельность. Человек, пользуясь своей спо
собностью к научению и манипулированию символами и абстрактны
ми понятиями, в своих действиях в некотором смысле замещает одно другим. Он символически делает то, что мог бы делать физически,
а переход деятельности из одной формы в другую направляется еди
ным требованием организма и обстоятельств.
Феноменом целостного функционирования организма также мож
но назвать эмоциональные проявления, в основе которых лежит воз
буждение, отражающее переживание повышения энергетической мо
билизации организма. Эмоции представляют собой ответ организма на переживание контакта с новой или возбуждающей ситуацией. По
явление на фоне этого усиленного возбуждения какихто специфиче
ских телесных ощущений является началом преобразования его в специфические эмоциональные состояния. Конечной фазой этого процесса является познание отношения между организмом и средой.
Из связи этих трех аспектов — общего возбуждения, специфических телесных ощущений и познавательной ориентации — возникает пере
живание определенного эмоционального состояния. Искажение лю
бого из упомянутых трех факторов может послужить источником на
рушений в этой сфере.
Эмоции могут выполнять две существенные функции в жизни че
ловека: они представляют собой источник важных для организма сиг
налов и стимул к действию. Переживание определенного эмоциональ
ного состояния является непосредственной оценкой важности задачи,
стоящей перед человеком в данное время, ее значения для организма как целого. Определение этого значения посредством уяснения для себя актуального переживания помогает в ориентации и направлении собственной деятельности.


Интеграция гештальт
терапии




205 5. Основным процессом, интегрирующим функционирование орга
низма, является осознание. Принцип саморегуляции означает постоян
ную ориентацию относительно явлений и процессов, происходящих в организме, связи между ними и потоком информации. Чтобы распо
знавать состояние равновесия и его нарушение, а также находить то,
что необходимо для восстановления этого равновесия, организм дол
жен осознавать себя. Понятие «осознание» используется здесь в широ
ком значении, охватывающим «знать», «различать», «отдавать себе от
чет». Этот интегрирующий поток информации, составляющий основу саморегуляции, начинается на уровне, когда мысль еще не облечена в слово. Таким образом, о феномене осознания можно говорить в тех слу
чаях, когда определенные сигналы принимаются всеми структурами организма, например когда организм осведомлен о появлении какогото вредного фактора (болезнетворные бактерии) и приводит в движение деятельность, направленную на восстановление равновесия (увеличе
ние фагоцитов). Одной из целей гештальттерапии является расшире
ние осознания, повышение его гибкости и способности к различению разнообразных сигналов организма.
Концепция нарушений
В основе всех нарушений лежит ограничение способности индивида к поддержанию оптимального равновесия со средой, нарушение про
цесса саморегуляции организма. В гештальттерапии описывается пять наиболее часто встречающихся форм нарушения взаимодействия ин
дивида и его окружения, при которых энергия, необходимая для удов
летворения потребностей и для развития, оказалась рассеянной или ошибочно направленной. Ими являются: интроекция, проекция, рет
рофлексия, дефлексия и конфлуенция. Хотя эти формы, в разной сте
пени выраженные, могут наблюдаться у одного и того же человека, об
щие их характеристики можно представить с помощью описания лиц,
у которых доминирует конкретная форма.
Человек, у которого имеется интроекция, блокирует свою энергию путем пассивного восприятия различных элементов среды. Понятия,
суждения, нормы, образцы поведения, поступающие из внешнего мира,
не подвергаются усвоению и ассимиляции, не становятся интегральной частью этого человека, хотя вообще ни он сам, ни окружающие не дают себе в этом отчета. Наличие таких неусвоенных, «чуждых» элементов