ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 578
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 6 206
представляет собой нагрузку для индивида, не имеющего внутренней опоры. Поскольку эти неассимилированные элементы являются изоли
рованными и часто вступающими в конфликт с чертами его собствен
ной личности, индивид вынужден затрачивать много энергии и внима
ния для обуздания внутренней раздвоенности и для защиты от угрозы,
которую несет в себе дезорганизация личности.
Человек, которому свойственна проекция, отмежевывается от неко
торых аспектов собственной личности и приписывает их окружению.
Это связано с ограниченной и ригидной Яконцепцией. Эмоции, уста
новки или элементы поведения, которые не соответствуют или угро
жают такой Яконцепции, отчуждаются и проецируются вовне, а воз
никающие за счет этого «дыры» заполняются с помощью интроекции.
С этим механизмом связан отказ от ответственности за какието дей
ствия или явления, возникающие в самой личности, которые припи
сываются окружению или безличным факторам путем опредмечива
ния себя («Чтото толкнуло меня на это», «Чтото заставило меня это сделать»). Энергия, которой располагает индивид, направляется оши
бочно или тратится впустую, поскольку ею движет ошибочная ориен
тация в отношении состояния собственной личности и окружения.
Человек, которому свойственна ретрофлексия («обращение на себя»), пытается отделиться от окружения и направить на самого себя действия, первичной целью которых была внешняя среда. Это означа
ет снижение энергии, направляемой на попытки изменить и преобра
зовать среду, что было бы полезно для удовлетворения собственных потребностей, и направление этой энергии вовнутрь. Такими неудов
летворенными потребностями (незавершенными гештальтами) часто являются агрессивные чувства. Ретрофлексия при этом проявляется в мышечных зажимах. Показателем ретрофлексии является использо
вание в речи возвратных местоимений и частиц, например: «Я должен заставить себя сделать это».
Человек, для которого характерна дефлексия, пытается избежать не
посредственного контакта с окружением, другими людьми, проблема
ми и ситуациями. Дефлексия, или уклонение от реального контакта,
может проявляться в форме разговора общими фразами, болтливости,
шутовства, избегания смотреть в глаза собеседнику, ритуальности и ус
ловности поведения, сглаживания конфликтных проблем и т. д. В этом случае энергия рассеивается, поскольку индивид не использует ее в полной мере, когда это необходимо, чтобы предпринять четко направ
ленное действие. Интеракция с окружением имеет случайный харак
Интеграция гештальт
терапии
207
тер, удовлетворение потребностей обусловлено так называемым везе
нием, а индивид прежде всего старается удержаться на поверхности те
чения каждодневных событий и дел, с чем связано ослабление чувства смысла своего существования вообще.
Если границы между индивидом и окружением стираются и исчезает чувство отличия, мы имеем дело с конфлуенцией (слиянием). В таком состоянии пребывает младенец, не способный еще к различению между миром и собой. В моменты экстаза, медитации человек также может ощущать себя слитым воедино с миром. Чувство слияния и растворения с другими людьми иногда создается ритуальным поведением и полной идентификацией с группой. Однако если такое слияние и стирание гра
ниц между собой и окружением становится хроническим, человек утра
чивает способность чувствовать, кто же он есть в самом деле (и даже су
ществует ли он вообще), и не способен к контакту ни с окружением, ни с самим собой. Повидимому, некоторые качества психотических пережи
ваний возникают именно из такого состояния. В несколько иной форме феномен патологической конфлуенции выступает в случаях сильной психологической зависимости от других людей.
В понимании гештальттерапии пациентом является человек, кото
рый хронически препятствует самому себе в удовлетворении соб
ственных потребностей и достижении своих целей, делает то, что не идет ему впрок, и не делает того, что было бы для него ценно. Эта фор
мулировка может вызывать некоторые сомнения, так как создается впечатление, что пациент намеренно производит действия, нарушаю
щие его функционирование. В действительности же речь идет об ак
центировании субъективного характера всех действий человека. Это акцентирование необходимо для создания основы будущего расшире
ния диапазона управления собственным поведением и усиления от
ветственности за себя. Пациент вообще имеет неадекватные представ
ления о своих особенностях и возможностях, а его прежний опыт не развил в нем внутреннего источника опоры, позволяющего эффектив
но преодолевать трудности. Процесс саморегуляции протекает у него неэффективно, поскольку его личность расщеплена на множество изо
лированных частей, а его поведение вытекает из ошибочно направлен
ных усилий и попыток сохранить внутреннее равновесие. Не найдя в себе прочной опоры, возникшей из идентификации с собственным организмом и происходящими в нем процессами, он не в состоянии воспринимать себя в настоящем. Поэтому состояние его таково, что он разрывается между сковывающими воспоминаниями прошлого
Глава 6 208
и пугающими представлениями о будущем. Его сознание наполнено фантазиями в оценке себя и окружающего мира, что препятствует ус
тановлению контакта с действительностью. Он часто находится в со
стоянии экзистенциального кризиса, поскольку чувствует, что его по
требности не удовлетворены, цели не достигнуты, а то, что он делает и как живет, он не воспринимает как значимое и имеющее смысл.
По мнению Перлза, невроз состоит из пяти уровней (слоев), через которые должен проходить процесс терапии на пути к открытию па
циентом своей истинной индивидуальности.
Первый уровень — уровень «фальшивых отношений», уровень игр и ролей. На протяжении жизни большинство людей, по мнению Перлза,
стремится к актуализации своей Яконцепции, вместо того чтобы актуа
лизировать свое подлинное Я. Мы не хотим быть самими собой, мы хо
тим быть кемто другим. В результате — испытываемое чувство неудов
летворенности. Мы не удовлетворены тем, что мы делаем; или родители не удовлетворены тем, что делает их ребенок. Мы с презрением отно
симся к нашим истинным качествам и отчуждаем их от себя, создавая пустоты, которые заполняются фальшивыми артефактами. Мы начина
ем вести себя так, как будто на самом деле обладаем теми качествами,
которых требует от нас окружение и которые в конечном счете начинает требовать от нас наша совесть, или, как называл ее Фрейд, Суперэго.
Перлз называет эту часть личности topdog (условно: «командующий»).
Topdog требует от другой части личности — underdog (условно: «под
чиненный») (прообразом ее является фрейдовское Оно) — жить соглас
но идеалу. Эти две части личности противостоят друг другу и борются за контроль над поведением человека. Таким образом, первый уровень не
вроза включает проигрывание не свойственных человеку ролей, а также контролирующие игры между topdog и underdog.
Второй уровень — фобический, связан с осознанием «фальшивого»
поведения и манипуляций. Но, когда мы представляем себе, какие по
следствия могут быть, если мы начнем вести себя искренне, нас охва
тывает чувство страха. Человек боится быть тем, кем он является. Он боится, что общество подвергнет его остракизму.
Третий уровень — тупик, безвыходное положение. Если в своих по
исках в процессе терапии или в других обстоятельствах человек про
ходит первые два уровня, если он перестает играть не свойственные ему роли, отказывается от притворства перед самим собой, тогда он начинает испытывать чувство пустоты и небытия. Человек оказыва
ется на третьем уровне — в ловушке и с чувством потерянности. Он
Интеграция гештальт
терапии
209
переживает утрату поддержки извне, но еще не готов или не хочет ис
пользовать собственные ресурсы. Хороший пример тупика — брак по расчету. Оба партнера не любят друг друга, но у каждого есть концеп
ция того, каким должен быть другой. Каждый из них почти не знает другого, но, как только поведение одного не соответствует тому, что ожидает от него другой, он начинает испытывать неудовлетворен
ность и упрекать своего партнера. Они упрекают друг друга, вместо того чтобы осознать, что они в тупике, потому что не любят друг друга,
а любят свой имидж, свою фантазию. В результате они сохраняют ста
тускво, потому что слишком боятся пройти через тупик.
Четвертый уровень — имплозия, на котором мы можем с горем, отча
янием, отвращением к себе прийти к полному пониманию того, как мы ограничили и подавили себя. Имплозия появляется после перехода че
рез тупик. На этом уровне человек может испытывать страх смерти или даже такое ощущение, что он умирает. Это моменты, когда огромное количество энергии вовлечено в столкновение противоборствующих сил внутри человека, а возникающее вследствие этого давление, как ему кажется, грозит его уничтожить: человек испытывает чувство парали
зованности, омертвения, из которого вырастает убеждение, что через минуту должно произойти чтото страшное.
Пятый уровень — эксплозия. Достижение этого уровня означает сфор
мирование аутентичной личности, которая обретает способность к пере
живанию и выражению своих эмоций. Эксплозию следует понимать здесь как глубокое и интенсивное эмоциональное переживание, которое прино
сит облегчение и возвращает эмоциональное равновесие. Перлз наблюдал четыре типа эксплозий. Эксплозия истинной скорби зачастую является результатом работы, связанной с утратой или смертью важного для па
циента лица. Результатом работы с лицами, сексуально заблокированны
ми, является переживание оргазма. Два других вида эксплозии касаются гнева и радости и связаны с раскрытием аутентичной личности и подлин
ной индивидуальности. Переживание этих глубоких и интенсивных эмо
ций полностью вовлекает организм в процесс отбора и завершения важ
ных гештальтов (потребностей).
1 ... 17 18 19 20 21 22 23 24 ... 38
Концепция терапии
По мнению Перлза, основной целью гештальттерапии является рост потенциала человека, или повышение его силы и возможностей путем
Глава 6 210
процесса интеграции и развития. Генез эмоциональных нарушений и ог
раничений возможностей он видит в связи между индивидом и средой.
Социальнокультуральная среда создает разные концепции и модели желаемого поведения, а индивид, чтобы быть принятым, воспринимает различные элементы этих моделей и требований. Делая это, человек учится отказываться от своих чувств, желаний и потребностей, утрачива
ет связь с природой и руководствуется главным образом расчетом. Он играет перед собой и другими роли, не продиктованные истинными же
ланиями и переживаниями. Его раздирают внутренние противоречивые требования и ожидания. Он не умеет устанавливать контакт с самим со
бой и окружением и значительную часть своей активности направляет на поиск какойлибо опоры вне самого себя, поскольку не верит в способ
ность самостоятельно справиться со своей жизнью.
В процессе терапии важной задачей является мобилизация собствен
ных ресурсов — нужно учиться «стоять на собственных ногах», нахо
дить правильные формы связи с окружением. Основную идею концеп
ции изменения индивида можно выразить в следующей формулировке:
«Изменение наступает тогда, когда становишься тем, кто ты есть,
а не тогда, когда пытаешься стать тем, кем не являешься». Это — глав
ная идея гештальттерапии.
Целью терапевтической работы является снятие блокировок и сти
мулирование процесса развития, реализация возможностей и целей
(прежде всего создание внутреннего источника опоры и оптимизация процесса саморегуляции). Основой терапевтического процесса явля
ется осознание и переживание контакта с самим собой и с окружени
ем. Внимание и активность терапевта сконцентрированы на помощи пациенту в расширении и обогащении осознания и способности пере
живания контакта с тем, что происходит в самом пациенте и вокруг него. Много внимания уделяется повышению осознания различных установок, способов поведения и мышления, которые закрепились в прошлом, а также проверке их значений и функций в настоящее время.
Терапевт не руководствуется при этом определенными установками и не формулирует целей терапии. Вместо этого он создает ситуации для проведения пациентом поиска и экспериментов, в ходе которых после
дний сам находит, что является для него подходящим и ценным, а что —
неподходящим и вредным.
Главным принципом является убеждение, что способность индивида к саморегуляции ничем не может быть адекватно заменена. Это означа
ет, что особое внимание уделяется развитию у пациента готовности