Файл: Ббк 53. 57 Удк 615. 851 А46.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 577

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интеграция гештальт
терапии




211
и умения принимать решения и делать выбор. В терапевтической груп
пе, например, никого не принуждают и не склоняют к тем или иным действиям. Терапевт только вносит предложения, приглашает к совер
шению определенных действий, но одновременно следит, чтобы паци
ент не ощущал принуждения под давлением другого человека или ситу
ации и осознавал возможности самостоятельного выбора в своей деятельности.
Технические процедуры
Основным методом психотерапевтической работы в большинстве терапевтических подходов является проведение индивидуальных или групповых бесед, в которых пациенты рассказывают о своих проблемах,
недомоганиях, о прошлых событиях, о себе, о других людях. В гештальт
терапии много внимания и усилий уделяется преобразованию рассказа в действие.
Особенности такой формы работы состоят в следующем. Вопервых,
данный прием позволяет расширить диапазон конкретного поведения в терапевтической ситуации за счет привлечения многих элементов,
отсутствующих при рассказе. Вовторых, это приводит к изменению объекта концентрации внимания и способа переживания своей дея
тельности. Рассказывая о чемлибо, человек сосредоточен на своих проблемах, на прошлых ситуациях и событиях. В гештальттерапии пациент сосредоточивается на себе как на субъекте, на том, что он де
лает и как это переживает в конкретной терапевтической ситуации.
Это направление концентрации внимания представляется самым важ
ным, поскольку процесс психотерапии направлен на изменение в организации функционирования человека, а вероятным результатом этого изменения будет уже изменение состояния «дел» и «проблем»
пациента. Терапевт предлагает и стимулирует такие действия пациен
та, которые принимают форму активного его экспериментирования с самим собой. Пациент, являясь субъектом экспериментов, имеет воз
можность открывать существенные элементы организации собствен
ного функционирования, испытывать действия, вносящие изменения в эту сферу, и находить опору в самом себе.
Таким образом, каузальному подходу к пониманию опыта Перлз противопоставляет функциональный подход. Иными словами, важ
но, не «почему» происходит то или иное действие, а «как» оно проис
ходит.

Глава 6 212





Технические процедуры, используемые в гештальттерапии, группи
руются вокруг двух главных направлений работы. Их называют прин
ципами и играми. Принципы вводятся в начальной фазе терапии, и их не слишком много, число же игр не ограничено. Принципы не представ
ляют собой собрания жестких указаний, которым должен подчиняться пациент. Они указывают предпочтительные направления поведения и условия, которые благоприятствуют расширению осознания и наибо
лее полному контакту с окружением и самим собой.
Принципы гештальт
%терапии
1. Принцип «сейчас», или идея концентрации на настоящем момен
те, является самым важным принципом в гештальттерапии. Терапевт часто обращается к пациенту с просьбой определить то, что он в насто
ящее время делает, чувствует, что с ним и вокруг него происходит в данную минуту. Если в процессе работы появляется материал, связан
ный с какимилибо важными аспектами личности, усилия направля
ются на максимально возможный перенос этого материала в настоя
щее. Если пациент рассказывает о какихто событиях прошлого, то его можно попросить перенести с помощью фантазии действие в настоя
щее и излагать события так, как если бы они разыгрывались в данный момент. В таких случаях нетрудно заметить, как много людей избегает контакта со своим настоящим и склонно углубляться в воспоминания о прошлом и в фантазии о будущем.
2. Принцип «я и ты» отражает стремление к открытому и непосред
ственному контакту между людьми. Пациенты (и не только пациенты)
свои высказывания, касающиеся других людей, зачастую направляют не по адресу, а «в сторону» или «в воздух», выявляя свои опасения и нежелание говорить прямо и искренне, избегая непосредственного кон
такта с другими людьми.
Боязливое избегание контакта, поверхностная и искаженная ком
муникация с окружающими поддерживают чувство изоляции и оди
ночества пациента. Поэтому терапевт побуждает участников психоте
рапевтической группы предпринимать попытки к непосредственному контакту и общению, часто просит адресовать конкретные высказыва
ния к конкретным лицам, которых они касаются, обращаться по имени.
В первой фазе работы психотерапевтической группы терапевт орга
низует для участников ситуации, направленные на установление кон
такта между отдельными лицами посредством серии коротких вер
бальных и невербальных упражнений в двойках и тройках.


Интеграция гештальт
терапии




213 3. Принцип субъективизации высказываний связан с семантическими аспектами ответственности и причастности пациента. Довольно часто люди говорят о собственном теле, чувствах, мыслях и поведении с опре
деленной дистанции, объективизируя их. Например: «Чтото меня да
вит», «Чтото мешает мне это сделать» и т. п. Зачастую такой простой прием, как предложение заменить форму высказывания на более субъек
тивную (например: «Я подавляю себя», «Я мешаю себе сделать это»),
конфронтирует пациента с существенными для него проблемами избега
ния ответственности за себя. Обращение внимания на форму высказыва
ния может помочь пациенту рассматривать себя как активного субъекта,
а не пассивного объекта, с которым «делаются» разные вещи. Конечно,
одного учета семантических аспектов высказываний для изменения этой фундаментальной позиции относительно самого себя недостаточно, тем более что при субъективизации высказываний часто принимается ответ
ственность за деятельность, которую принято считать непроизвольной,
например: мышление, воспоминания, фантазии, характер дыхания, тембр голоса и т. п. Однако применение этого принципа может помочь в начи
нании и проведении более глубоких поисков и экспериментов, направ
ленных на повышение способности управлять собственным функциони
рованием.
4. Непрерывность (континуум) осознания как основа терапевтиче
ской работы означает намеренную концентрацию на спонтанном по
токе содержания переживаний, самоотчет в том, что и как происходит в данную минуту. Континуум осознания является неотъемлемой час
тью всех технических процедур, однако он применяется и автономно,
часто приводит к неожиданным и значительным для пациента резуль
татам. Это метод подведения индивида к собственному опыту и к от
казу от нескончаемых вербализаций, выяснений и интерпретаций.
Осознанность чувств, телесных ощущений и наблюдений представля
ет собой наиболее определенную часть нашего познания и создает ос
нову для ориентации человека в себе и в своих связях с окружением.
Применение континуума осознания хорошо иллюстрирует следую
щий диалог.
Терапевт. Что ты сейчас осознаешь?
Пациент. Я осознаю, что говорю с тобой, вижу других людей в комнате, осознаю, что она вращается, чувствую напряжение в плечах, отдаю себе отчет в том, что меня охватывает беспокой
ство, когда об этом говорю.
Терапевт. Как ты переживаешь свое беспокойство?


Глава 6 214





Пациент. Слышу, что голос мой дрожит, губы пересохли, я го
ворю запинаясь.
Терапевт. Ты осознаешь, что делают твои глаза?
Пациент. Да, сейчас отдаю себе отчет в том, что мои глаза смотрят кудато в сторону.
Терапевт. Можешь ли ответственно это объяснить?
Пациент. ...Я стараюсь не смотреть на тебя.
Использование континуума осознания помогает перенести акцент в терапевтической работе с вопроса «почему?» на познание «что и как» происходит. Это является одним из существенных различий между гештальттерапией и другими психотерапевтическими подхо
дами, в которых поиск причины определенного поведения считается наиболее существенной частью терапевтической работы. Однако бо
лее пристальное наблюдение за многими продолжительными бесе
дами и рефлексиями, направленными на попытку установить, поче
му ктото поступает так, а не иначе, показывает, что даже получение разумных ответов на этот вопрос не приводит к переменам в самом поведении и часто эти беседы представляют собой не более чем бес
плодные интеллектуальные упражнения. Польза, полученная в ре
зультате подобных психотерапевтических бесед, часто является ре
зультатом действия побочных факторов, имеющих второстепенное отношение к главной теме разговора, таких как атмосфера беседы,
влияние терапевта или состояние облегчения после эмоционального отреагирования. Поэтому в гештальттерапии стремятся к сосредото
чению на особенностях и процессе конкретных действий, выполняе
мых пациентом («что и как»), поскольку их осознание и переживание создают более непосредственные предпосылки как для их понимания,
так и для попытки управления ими.
Терапевт. Что ты сейчас чувствуешь?
Пациент. Я боюсь.
Терапевт. Как ты испытываешь свой страх, в чем это проявля
ется сейчас?
Пациент. Не могу отчетливо видеть тебя, мои ладони потеют.
Терапевт. Что еще ты сейчас делаешь?
Пациент. Представляю себе, что ты думаешь обо мне.
Терапевт. Как ты это себе представляешь?
Пациент. Я... ты думаешь, что я трус.
Терапевт. А сейчас?
Пациент. Твой образ совершенно расплывается, вижу как сквозь туман. У меня болит сердце.
Терапевт. Что сейчас себе представляешь?

Интеграция гештальт
терапии




215
Пациент. Не знаю... сейчас вижу своего отца. Да, он смотрит на меня и говорит. Он всегда так говорил: «Ты трус и останешься им».
Терапевт. Что ты сейчас чувствуешь?
Пациент. Какаято путаница внутри, чтото мне мешает.
Терапевт. Попробуй отнестись ответственно к тому, что ты де
лаешь теперь.
Пациент. Это я сам мешаю себе сейчас, воздерживаюсь... не позволяю себе...
Терапевт. В чем ты пытаешься теперь мешать себе?
Пациент. Не знаю...
Терапевт. Уже несколько минут ты сжимаешь и разжимаешь пальцы.
Пациент. Не позволяю себе... сказать ему, что ненавижу его и боюсь.
Терапевт. А теперь?
Пациент. Я немного меньше напряжен, дышу легче. Сильно бьется сердце, как будто я к чемуто готовлюсь.
Терапевт. Что сейчас ты хотел бы сделать, сказать?
Пациент. Я хотел бы наконец чтото сказать ему, не быть трусом.
Терапевт. Что ты сознаешь теперь?
Пациент. Что говорю про себя эти слова.
Терапевт. Хочешь ли ты сказать это громко, так, как если бы твой отец сидел здесь и слушал, что ты ему говоришь?
Пациент. Да... отец... ты не имел права считать меня таким,
это было не почеловечески, ужасно, я не могу тебе это простить,
я ненавидел тебя (в глазах его появляются слезы, продолжает го
ворить с детским всхлипыванием) ...столько зла ты мне сделал,
но я... не переставал любить тебя.
Терапевт. Что теперь происходит?
Пациент. Я чувствую поток тепла, я весь горячий, растроган,
больше не боюсь... То, что я сейчас делаю, это чтото важное, я хо
тел бы пойти дальше.
Нетрудно заметить, что основные шаги, предпринятые пациентом в драматически развивающейся терапевтической ситуации, являлись,
главным образом следствием концентрации на поочередно осознавае
мых содержательных элементах и действиях.
5. Кроме вышеизложенных основных принципов А. Левицкий
(A. Levitski) и Ф. Перлз дают описание более конкретных принци
пов, точнее говоря предпочтительных форм поведения в терапев
тической группе:
1) пациенты побуждаются к таким формам взаимоотношений, ко
торые исключают сплетни или обсуждение когото из присут
ствующих без его участия;


Глава 6 216





2) часто используется прием привлечения внимания к пациенту,
который манипулирует вопросами, желая скрытым путем спрово
цировать определенные реакции окружающих под видом поиска информации. В этих случаях терапевт может предложить такому пациенту сказать прямо, что он конкретно хочет сообщить;
3) еще одной формой коммуникации, к которой иногда поощряются пациенты, является аутоэкспрессия — высказывание определен
ного содержания главным образом или исключительно с целью получения удовлетворения, вызванного самим фактом высказы
вания. Для многих пациентов это совершенно новый опыт, спо
собствующий повышению уважения к себе и уменьшению зави
симости от реакции окружения.
Игры гештальт
%терапии
Эти процедуры называются также гештальтэкспериментами и пред
ставляют собой разнообразные упражнения, основанные на выполнении пациентом некоторых действий, предлагаемых терапевтом. Игры спо
собствуют более непосредственной конфронтации со значимыми содер
жаниями и переживаниями, а также предоставляют пациенту возмож
ность попыток экспериментирования с самим собой и другими людьми.
Однако следует помнить, что игра содержит только идею действия, в котором заложено начало более развитого процесса работы с пациентом.
Сама по себе она не является автономным и ценным элементом терапии.
Е. Меллибруда (J. Mellibruda) предупреждает против того, чтобы такие упражнения применялись случайным образом, как это, к сожалению,
часто бывает, без прослеживания интегральности их участия в процессе терапии в целом, а также без учета ситуативного контекста и характера контакта между терапевтом и пациентом.
Ниже приводятся наиболее известные игры, применяемые гештальт
терапевтами.
«Диалог». Это упражнение связано с вопросом существования внут
ри личности различных расщеплений, фрагментов, противоположно
стей. Одной из целей терапии является повышение интеграции функ
ционирования индивида, что требует идентификации расщепленных или противоборствующих фрагментов личности, преодоления внутрен
них барьеров и установление связи между этими фрагментами.
Когда у пациента наблюдается расщепление, гештальттерапевт предлагает пациенту провести эксперимент: отождествиться с каждой частью конфликта по очереди и провести диалог между ними. Внут


Интеграция гештальт
терапии




217
ренний конфликт часто наблюдается при расщеплении личности на две части, так называемые topdog и underdog, что в свободном пе
реводе может означать «командующий» и «подчиненный». Topdog приближенно является эквивалентом психоаналитического понятия
Суперэго, олицетворяет обязанности, требования, оценки. Under
dog олицетворяет пассивнооборонительные установки, ищет улов
ки, отговорки, оправдания, обосновывающие уклонения от обязан
ностей. Довольно часто между этими частями происходит борьба за полный контроль над личностью.
Тоpdog пытается оказать давление угрозой наказания или предска
занием отрицательных последствий поведения, не соответствующего требованиям Эго. Underdog не вступает в прямую борьбу, а исполь
зует уловки — ему не свойственна агрессивность. Фрагменты диалога между этими частями личности возникают иногда в сознании инди
вида в различных ситуациях повседневной жизни, когда, например,
он пытается заставить себя сделать чтото и одновременно манипули
рует разными отговорками и самооправданиями. С помощью система
тизированного и искреннего диалога во время упражнения индивид может более полно осознать бесплодные манипуляции, совершаемые над собственной личностью, стать более искренним и способным бо
лее эффективно управлять собой.
Подобные диалоги могут проводиться между другими значимыми делениями личности — между агрессивным и пассивным, мужским и женским и т. п. Часто диалог проводится между частями тела, напри
мер правой и левой рукой.
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   38