Файл: Ббк 53. 57 Удк 615. 851 А46.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 552

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные концепции
Эллис разделяет когници на холодные, теплые» и горячие. Холодные когниции являются дескриптивными и предполагают наличие относи
тельно слабого чувства или его отсутствие. Теплые и горячие кониции являются оценочными. Теплые когниции — это предпочтительные мыс
ли или рациональные установки. Они включают в себя оценку холод
ных когниций, влияют на чувства, как слабые, так и сильные, и порожда
ют такие чувства. Горячие когниции содержат резкие, или высокие,
оценочные мысли и обычно предполагают наличие сильных или очень сильных чувств. Например, муж, жена которого очень вспыльчива, име
ет три следующих варианта выбора. Холодная когниция: «Я вижу, что моя жена вспыльчива». Теплые чувствакогниции: «Мне не нравится ее вспыльчивость, мне не хотелось бы, чтобы она так вела себя. Как меня раздражают ее поступки!» Горячие чувствакогниции: «Я совершенно не выношу ее нападки! Она не должна оскорблять меня! К черту ее, если она так поступает! Я убью ее!» В рациональноэмотивной терапии пред
полагается, что дескриптивные когниции обязательно связаны с оценоч
ными когнициями в разной степени. С точки зрения РЭТ не объектив
ные события сами по себе вызывают у нас позитивные или негативные эмоции, а наше внутреннее восприятие их, их оценка. Мы чувствуем то,
что думаем по поводу воспринятого.

Глава 8 282





Расстройства в эмоциональной сфере является результатом наруше
ний в когнитивной сфере. Эти нарушения в когнитивной сфере Эллис назвал иррациональными установками. Он выделяет четыре группы установок, которые наиболее часто создают проблемы у пациентов.
1. Установки долженствования. Некоторые люди убеждены в том, что в мире существуют некие универсальные установки (принципы),
которые, несмотря ни на что, должны быть реализованы. Например,
«мир должен быть справедливым», «люди должны быть честными».
Такие установки часто выявляются в подростковом возрасте.
2. Установки преувеличения (драматизация, катастрофизация).
При этих установках отдельные события, происходящие в жиз
ни, оцениваются как катастрофические вне какойлибо системы отсчета. Катастрофические установки проявляются в высказыва
ниях пациентов в виде оценок, выраженных в самой крайней сте
пени: «ужасно», «невыносимо» и т. п. Например: «Ужасно остать
ся одному на старости лет».
3. Установка обязательной реализации своих потребностей. В ос
нове этой установки лежит иррациональное убеждение, что, для того чтобы стать счастливым, человек должен обладать опреде
ленными качествами. Например: «Я должен быть на высоте в моей профессии, иначе я ничего не стою».
4. Оценочная установка. При этой установке оценивается личность человека в целом, а не отдельные его черты, качества, поступки и т. д. Другими словами, здесь отдельный аспект человека отожде
ствляется с человеком в целом.
Помимо этих четырех установок Эллис в разное время идентифици
ровал общие «сердцевинные» иррациональные идеи, которые, по его мнению, лежат в основе большинства эмоциональных расстройств. Мар
зиллер (Marzillier) отмечает, что теперь число идей выросло до 27. Ниже приводятся 12 основных иррациональных идей.
1. Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.
2. Есть поступки порочные, скверные. И повинных в них следует строго наказывать.
3. Это катастрофа, когда все идет не так, как хотелось бы.
4. Все беды навязаны нам извне — людьми или обстоятельствами.
5. Если чтото пугает или вызывает опасение — постоянно будь начеку.
6. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.


Интеграция когнитивных методов




283 7. Каждый нуждается в чемто более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.
8. Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, раз
умным и успешным. (Нужно все знать, все уметь, все понимать и во всем добиваться успеха.)
9. То, что сильно повлияло на жизнь один раз, всегда будет влиять на нее.
10. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.
11. Плыть по течению и ничего не предпринимать — вот путь к сча
стью.
12. Мы не властны над своими эмоциями и не можем не испытывать их.
С точки зрения Эллиса, иррациональные установки — это жесткие
эмоциональнокогнитивные связи. Они имеют характер предписания,
требования, приказа, имеют, как говорит Эллис, абсолютистский ха
рактер. Поэтому обычно иррациональные установки не соответству
ют реальности. Отсутствие реализации иррациональных установок приводит к длительным, неадекватным ситуации эмоциям.
У нормально функционирующего человека имеется рациональная си
стема установок, которую можно определить как систему гибких эмоцио
нальнокогнитивных связей. Эта система имеет вероятностный характер,
выражает скорее пожелание, предпочтение определенного развития со
бытий. Рациональной системе установок соответствует умеренная сила эмоций. Хотя они иногда могут иметь интенсивный характер, однако не захватывают индивида надолго и поэтому не блокируют его деятель
ность, не мешают достижению целей.
РЭТ не интересует генез иррациональных установок, ее интересу
ет, что подкрепляет их в настоящем. Эллис утверждает, что осознание связи эмоционального расстройства с событиями раннего детства (ин
сайт № 1) не имеет терапевтического значения, поскольку пациенты редко освобождаются от своих симптомов и сохраняют тенденцию к образованию новых. Согласно теории РЭТ, инсайт № 1 вводит в за
блуждение: суть не в возбуждающих событиях (А) жизни людей, ко
торые якобы вызывают эмоциональные последствия (С), а в том, что люди интерпретируют эти события нереалистично и поэтому у них складываются иррациональные убеждения (В) о них. Настоящая при
чина расстройств, стало быть, сами люди, а не то, что случается с ними,

Глава 8 284





хотя и жизненный опыт, безусловно, оказывает некоторое влияние на то, что они думают и чувствуют. Инсайт № 1 должным образом под
черкивается, но пациенту помогают увидеть его эмоциональные про
блемы с точки зрения его собственных убеждений, а не с точки зрения прошлых или настоящих возбуждающих событий. Терапевт добива
ется дополнительного осознания — инсайтов № 2 и № 3.
Эллис поясняет это следующим примером. Пациент испытывает тре
вогу во время терапевтического сеанса. Терапевт может сосредоточиться на возбуждающих событиях в жизни пациента, которые, повидимому,
вызывают тревогу. Например, пациенту можно показать, что мать посто
янно указывала ему на недостатки, он всегда боялся, что учителя будут ругать его за плохие ответы, что он боится разговаривать с авторитетными фигурами, которые могут не одобрить его, и что, следовательно, изза всех его прежних и настоящих страхов в ситуациях А1, А2, А3, ..., Аn, он
сейчас испытывает тревогу во время беседы с терапевтом. После такого анализа пациент может убедить себя: «Да, теперь я понимаю, что испыты
ваю тревогу тогда, когда сталкиваюсь с авторитетными фигурами. Неуди
вительно, что я тревожен даже с собственным терапевтом!». После этого пациент может почувствовать себя значительно лучше и временно изба
виться от тревоги.
Однако было бы значительно лучше, если бы терапевт показал па
циенту, что тот испытывал тревогу в детстве и продолжает испыты
вать ее при столкновении с различными авторитетными фигурами не потому, что они авторитетны или имеют какуюто власть над ним,
а потому, что он всегда был убежден в том, что его должны одобрять и ужасно, если какаянибудь авторитетная фигура не одобряет его,
и он будет уязвлен, если его будут критиковать.
При таком подходе тревожный пациент склонится к двум вещам: во
первых, он перейдет от рассмотрения событий А к рассмотрению В —
своей иррациональной системы убеждений, вовторых, он начнет ак
тивно разубеждать себя в своих иррациональных установках, вызываю
щих тревогу. И тогда в следующий раз он станет менее предан этим на
носящим ущерб его личности («самопоражающим») убеждениям, когда он столкнется с какойнибудь авторитетной фигурой.
Следовательно, инсайт № 2 состоит в понимании того, что, хотя эмо
циональное расстройство возникает в прошлом, пациент испытывает его сейчас, потому что он имеет догматические, иррациональные, эмпи
рически необоснованные убеждения. Он обладает, как говорит Эллис,
магическим мышлением. Эти его иррациональные убеждения сохраня


Интеграция когнитивных методов




285
ются не потому, что он когдато в прошлом был «обусловлен», то есть эти убеждения закрепились у него по механизму условной связи и те
перь сохраняются автоматически. Нет! Он активно подкрепляет их в настоящем — «здесь и сейчас». И если пациент не примет полной ответ
ственности за сохранение своих иррациональных убеждений, то он не избавится от них.
Инсайт № 3 состоит в осознании того, что только посредством тя
желой работы и практики можно исправить эти иррациональные убеждения. Пациенты осознают, что для освобождения от иррацио
нальных убеждений недостаточно инсайтов № 1 и № 2, — необходимо многократное переосмысление этих убеждений и многократно повто
ряющиеся действия, направленные на их погашение.
Итак, основной догмат РЭТ состоит в том, что эмоциональные на
рушения вызываются иррациональными убеждениями. Эти убежде
ния иррациональны, потому что пациенты не принимают мир таким,
каков он есть. Они обладают магическим мышлением: они настаивают на том, что если в мире нечто существует, то оно должно быть другим,
отличным от того, что есть. Их мысли обычно принимают следующую форму утверждений: «Если я хочу чегото, то это не просто желание или предпочтение, чтобы так было, — так должно быть и если это не так, то это ужасно!»
Так, женщина с выраженными эмоциональными расстройствами,
которую отверг возлюбленный, не просто рассматривает это событие как нежелательное, а считает, что это ужасно, что она не может этого
перенести, что ее не должны отвергать, что ее никогда не полюбит ни один желанный партнер, что она недостойный человек, раз возлюблен
ный отверг ее, и поэтому она заслуживает осуждения.
Как только люди делают себя несчастными, они становятся склон
ны углублять свое страдание, делая себя несчастными изза того, что они несчастны. Другими словами, люди преобразовывают отрицатель
ные последствия первичной жесткой установки (С) в активизирующее событие (А) для вторичного иррационального убеждения (В). Люди часто тревожатся по поводу своей тревоги («Ужасно, если я буду не
рвничать на экзамене!»), испытывают депрессию в связи с депрессией,
ощущают чувство вины изза чувства вины и т. д. Такие когниции бес
смысленны и лишены эмпирических оснований. Они могут быть опро
вергнуты любым исследователем. Рациональноэмотивный терапевт уподобляется ученому, который обнаруживает и опровергает абсурд
ные идеи.


Глава 8 286





Эллис считает, что иррациональные идеи имеют глубокие биологи
ческие корни и людям трудно отказаться от них. Люди не являются ис
ключительно продуктами социального научения. Патологические симп
томы являются результатом биосоциального научения: люди склонны к иррациональным, эмпирически необоснованным идеям не только пото
му, что они особым образом воспитывались в семье, а прежде всего пото
му, что они люди.
В РЭТ считается, что среда, особенно родительская семья в дет
стве, подкрепляет, но не создает тенденцию мыслить иррациональ
но. Родители учат детей отвечать определенным стандартам и при
вивают им ценности, однако они не требуют от них абсолютного соблюдения норм. Люди сами, естественным образом добавляют к социально усвоенным нормам жесткие команды. Иначе они бы ред
ко становились невротиками.
Люди по природе своей как разумны, так и неразумны. С одной стороны, они предрасположены к самосохранению, к размышлению,
к креативности; они учатся на ошибках и способны к личностному рос
ту. С другой стороны, они склонны к саморазрушению, к немедленному удовлетворению удовольствий, к откладыванию дел, к повторению одних и тех же ошибок, к суеверию, нетерпимости, перфекционизму и максимализму; они избегают глубоких размышлений и не актуализи
руют свой потенциал роста.
Поэтому людям трудно отказываться от своих иррациональных идей. Многие психотерапевтические техники оказываются неэффек
тивными, по мнению Эллиса, по следующим соображениям. Психоана
литическая психотерапия, как уже говорилось, вводит в заблуждение:
она придает чрезмерное значение «травматическим событиям» вместо того, чтобы подчеркивать значение отношения пациентов к этим собы
тиям. Большинство других терапевтических подходов также концент
рируется на А — на возбуждающих событиях в жизни индивида, или на
С — на эмоциональных последствиях этих событий, и редко рассмат
ривают В — систему убеждений, которая является важнейшим факто
ром в возникновении расстройства.
В клиентцентрированной терапии считается, что теплое отношение между терапевтом и пациентом является достаточным условием для эф
фективного личностного изменения. Сторонники РЭТ считают, что надо безусловно принимать пациентов, но при этом критиковать их и указы
вать на недостатки в их поведении. Теплота и поддержка часто помогают пациентам жить более «счастливо» с нереалистическими понятиями.


Интеграция когнитивных методов




287
Суггестия малоэффективна, поскольку дает возможность пациен
там жить более «успешно» со скрытой негативной самооценкой.
Катарсис, или эмоциональное отреагирование, часто помогает па
циентам почувствовать себя лучше, но скорее подкрепляет, чем устра
няет их требования.
Классическая десенситизация иногда освобождает пациентов от тревоги и фобий, но не подрывает их фундаментальной философии,
которая приводит к тревоге и фобиям.
Эллис считает, что эффективным является активнодирективная,
когнитивноэмотивноповеденческая «атака» на самопоражающие долженствования и приказания пациентов. Сущностью эффективной психотерапии, согласно РЭТ, является сочетание полной терпимости к пациенту (безусловное его принятие) с борьбой против его самопо
ражающих идей, черт и поступков.
РЭТ помогает людям сформировать новое мировоззрение, стать более самоактуализирующимися и счастливыми. Эллис перечисляет основные характерные черты хорошо функционирующих, или само
актуализирующихся, людей.
Личный интерес. Прежде всего ценят собственные интересы, хотя готовы жертвовать ими до некоторой степени ради тех, кто для них не безразличен.
Социальный интерес. Заинтересованы в удовлетворении потреб
ностей других людей и в социальном выживании, поскольку большин
ство людей предпочитают жить в группах или общинах.
Самоуправление. Берут на себя первичную ответственность за свою жизнь.
Толерантность. Предоставляют себе и другим право ошибаться.
Даже если им не нравится поведение какихлибо людей, воздержива
ются от порицания их как личностей.
Гибкость. Мыслят гибко, готовы к изменениям. Не разрабатывают жестких (ригидных) правил для себя и для других людей.
Принятие неуверенности. Признают, что мир нестабилен и в нем мно
го случайностей. Склонны к поддержанию порядка, но не требуют его.
Обязательство. Имеют обязательства перед чемто, находящимся за пределами их самих. Достигают максимальной реализации своих возможностей и счастья, испытывая постоянный всепоглощающий интерес к жизни.
Творческий потенциал и оригинальность. Проявляют склонность к новаторству, творчески подходят к решению как каждодневных, так

Глава 8 288





и профессиональных проблем. Часто имеют по крайней мере один главный творческий интерес.
Научное мышление. Рациональны и объективны. Думая о каком
либо вопросе, придерживаются правил логики, используя научные методы.
Самопринятие. Предпочитают принимать себя безусловно. Не оце
нивают свой внутренний мир с внешней точки зрения, не уделяют чрезмерного внимания тому, что думают о них другие. Стараются по
лучать удовольствие, а не показывать себя.
Принятие животного начала в человеке. Принимают животную природу самих себя и других людей.
Риск.Готовы пойти на рассчитанный риск, чтобы добиться желае
мого. Скорее предприимчивы, чем глупы.
Перспективный гедонизм. Гедонисты в поисках счастья и уклоне
нии от боли, однако поддерживают баланс между перспективой и сию
минутной выгодой. Не одержимы стремлением к немедленному воз
награждению.
Отсутствие утопизма. Считают, что совершенство, возможно, не
достижимо. Отказываются нереалистично стремиться к полному сча
стью или к полному отсутствию отрицательных эмоций.
Высокая фрустрационная толерантность. Изменяют те неприят
ные условия, которые могут изменить, принимают те условия, кото
рые не могут изменить, и видят различия между ними.
Ответственность за нарушение своего душевного равновесия. Бе
рут на себя большую часть ответственности за возникновение своих расстройств, а не занимают оборонительную позицию, обвиняя дру
гих людей или социальные условия.
Психотерапия
Согласно теории РЭТ, эмоциональное расстройство появляется тогда, когда индивиды имеют твердое убеждение в том, что их жела
ния должны быть удовлетворены. Они занимают диктаторскую, дог
матическую и абсолютистскую позицию: они требуют, они настаива
ют, они диктуют. Их требования, их диктат сводятся к тому, что они должны добиться успеха; другие люди должны одобрять их. Они на
стаивают на том, чтобы другие люди относились к ним справедливо.
Они диктуют, каким должен быть мир, и требуют, чтобы он был бо
лее приемлемым.