Файл: Ббк 53. 57 Удк 615. 851 А46.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 550

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интеграция когнитивных методов




289
Основную цель психотерапии, следовательно, можно сформули
ровать как отказ от требований. В какойто степени невротическая личность, следуя логике Эллиса, является инфантильной. Нормаль
ные дети в процессе созревания становятся более разумными, они менее настаивают на том, чтобы их желания немедленно удовлетво
рялись. Рациональный терапевт пытается побудить пациентов к тому, чтобы они ограничивали до минимума свои требования и стре
мились к максимуму терпимости. Итак, рациональноэмотивная те
рапия стремится к радикальному редуцированию долженствования,
перфекционизма (стремления к совершенству), грандиозности и не
терпимости у пациентов.
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   38

Выявление иррациональных установок. Приступая к работе над системой убеждений пациента, психотерапевт прежде всего стремит
ся к выявлению его иррациональных установок.
Как мы уже знаем, наличие иррациональных установок означает су
ществование жесткой связи между дескриптивной и оценочной ког
нициями — связи, предполагающей одновариантное развитие собы
тий. Поэтому выявлению жестких эмоциональнокогнитивных схем помогает употребление пациентами слов «надо», «должен», «необхо
димо». Именно эти слова («тирания долженствования») являются объектом «терапевтических атак». Часто терапевт подводит пациента в беседе к употреблению этих слов, высказывает гипотетические пред
ложения, содержащие эти слова, для того чтобы заставить пациента признать их власть над собой.
Пример
Пациент. Я хочу завершить работу в срок, и поэтому я посто
янно напряжен.
Терапевт. У меня впечатление, что вы говорите: «Я должен за
вершить работу в срок», — не так ли?
Для выявления иррациональных установок используется тех
ника «что если».
Терапевт. Предположим, что в результате всего этого случи
лось худшее и вы разведетесь, и что же тогда произойдет?
Пациент. Я останусь один.
Терапевт. Ну и что в этом плохого?
Пациент. Ничего себе!
Терапевт. А всетаки?
Пациент. А кто же мне поможет, если со мной чтонибудь слу
чится? Это же ужасно оказаться зависимым бог знает от кого (ка
тастрофическая установка).

Глава 8 290





После выявления иррациональных установок терапевт приступает к
реконструкции системы убеждений; воздействие при этом осуществ
ляется на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.
1. Воздействие на когнитивном уровне. При использовании РЭТ те
рапевт пытается показать пациентам, что лучше отказаться от перфек
ционизма, если они хотят прожить более счастливую и менее тревож
ную жизнь. Необходимо научить пациентов осознавать свои «должен»,
«надо», «следует»; отделять рациональные убеждения от иррациональ
ных (абсолютистских); применять логикоэмпирический метод науки к себе и своим проблемам; принимать действительность, даже если она мрачна. РЭТ учит пациентов оспаривать иррациональные убеждения,
заменять их на рациональные.
Основной когнитивной техникой оспаривания является техника
научного опроса, цель которого — объяснение пациентам, почему их иррациональные убеждения не выдерживают критики. Ниже перечис
лены вопросы для обсуждения, которые терапевт задает пациентам,
а пациенты — сами себе:
• Какое иррациональное убеждение я хочу обсудить и от какого иррационального убеждения я хочу отказаться?
• Могу ли я рационально защищать это убеждение?
• Какие существуют доказательства истинности этого убеждения?
• Какие существуют доказательства ошибочности этого убеждения?
• Почему это ужасно?
• Почему я не могу этого вынести?
• Каким образом это делает меня слабым, никчемным человеком?
• Почему я считаю, что я буду всегда все делать плохо?
• Каким эффективным новым убеждением я могу заменить мое ир
рациональное убеждение?
В работе с когнициями пациентов диагностическая формула А–В–С
дополняется новыми элементами, трансформируясь в терапевтическую формулу А–В–С–Д–Е, где Д — дискуссия (оспаривание иррациональ
ных убеждений), Е — эффективные рациональные убеждения, сменив
шие прежние, иррациональные.
Эллис приводит следующий пример этой последовательности:
А (событие): Я иду на собеседование и не получаю работу.
В (иррациональные убеждения): «Мне не должны отказывать»,
«Как ужасно получить отказ!», «Я не перенесу этого!», «Этот отказ


Интеграция когнитивных методов




291
свидетельствует о том, что я ничтожный человек», «Я всегда не
правильно держусь во время собеседований, в ходе которых ре
шается вопрос о приеме на работу».
С (нежелательные эмоциональные и поведенческие послед
ствия): Депрессия, тревога, гнев. Отказ идти на другие собеседова
ния, в ходе которых решается вопрос о приеме на работу, плохое функционирование во время собеседования изза сильной тревоги.
Д (дискутирование по поводу иррациональных убеждений):
«Почему мне не должны отказывать?», «Почему ужасно получить отказ?», «Почему я не могу вынести этот отказ?», «Почему этот от
каз свидетельствует о том, что я ничтожество?», «Почему я счи
таю, что я всегда неправильно держусь во время собеседования?»
Е (эффективные рациональные убеждения вместо иррацио
нальных убеждений): «Я предпочел бы иметь эту работу, но нет ни
каких доказательств того, что я во что бы то ни стало должен полу
чить ее», «Ничто не делает отказ ужасным, хотя я считаю его весьма неприятным», «Я могу выдержать отказ, хотя мне и не нравится по
лучение отказа», «Отказ не свидетельствует о том, что я ничтожный человек, просто он указывает на то, что у меня есть некоторые “не
удачные” черты», «Я не должен считать, что я всегда неправильно держусь во время собеседования по приему на работу, тем более что я попробую учиться на своих ошибках».
Показательный эмоциональный эффект: «Я чувствую себя опе
чаленным, но не угнетенным». Показательный поведенческий эф
фект: «Я отправился на другие собеседования по приему на работу».
При использовании РЭТ применяется сократовский диалог между пациентом и врачом, когнитивный диспут. Этот прием включает доказа
тельство справедливости иррациональной установки со стороны паци
ента. Задача психотерапевта состоит в прояснении смысла, в демонстра
ции ее логической несостоятельности. В процессе такого спора может обнаружиться вторичный выигрыш, который дает сохранение иррацио
нальной установки.
В группе РЭТ поощряет ее членов к дискуссии, к объяснению и выяв
лению причин неэффективного мышления.
РЭТ учит семантической точности. Например, если пациента от
вергают, то это не значит, что его всегда будут отвергать; если пациент терпит неудачу, то это не значит, что он не может добиться успеха.
2. Воздействие на эмоциональном уровне. Терапевтом используются различные способы драматизации предпочтений и долженствований, что
бы пациенты могли четко различать эти два феномена (другими словами,
чем отличается «было бы лучше» от «должно»). С этой целью терапевт


Глава 8 292





может использовать рациональную ролевую игру, чтобы показать пациен
там, какие ложные идеи руководят ими и как это влияет на их отношения с другими людьми. Например, Эллис останавливает пациента, испытыва
ющего во время ролевой игры страх, и просит его спросить самого себя:
«Что я говорю сейчас такого, что могло бы заставить меня встревожить
ся?» Терапевт может применять моделирование, чтобы показать пациен
там, как принимать различные идеи. Терапевт использует юмор, чтобы довести до абсурда иррациональные мысли. Терапевт использует без
условное принятие, показывая пациентам, что он их принимает, несмотря на наличие у них негативных черт, что дает пациентам импульс для при
нятия себя. Так как многие иррациональные убеждения подразумевают
«горячие когниции», которые включают в себя сильно выраженный эмо
циональный компонент, требуется убедительное и решительное оспари
вание. Поэтому терапевт использует эмоционально насыщенное разубеж
дение (энергичное оспаривание), приводящее пациентов к отказу от некоторых абсурдных идей и замене их на более разумные понятия.
Терапевт поощряет поведение, связанное с риском: а) предлагает па
циентам психотерапевтической группы сказать откровенно одному из ее участников, что они о нем думают; в результате пациенты убеждают
ся в том, что это на самом деле не так рискованно; б) побуждает пациен
тов к самораскрытию, предлагая, например, рассказать об отклонениях в их сексуальной жизни; этот опыт убеждает их в том, что другие могут принимать их, несмотря на недостатки; в) предлагает пациентам сопри
коснуться со своими «постыдными» чувствами (например, с враждеб
ностью), что дает им возможность раскрыть те мысли, которые предше
ствуют этим чувствам.
Терапевт может также использовать техники, приносящие чув
ственные удовольствия, такие как объятия с другими членами груп
пы. Это делается не для получения сиюминутного удовольствия, а для того, чтобы показать пациентам, что они способны совершать прият
ные действия, на которые прежде никогда бы не решились, ради чис
того удовольствия, не испытывая при этом чувства вины, если даже другие не одобряют их за это.
3. Воздействие на поведенческом уровне. Поведенческие методы в
РЭТ применяются не только для устранения симптомов, но и для из
менения когниций пациентов.
Так, склонность пациентов к перфекционизму может быть умень
шена выполнением следующих заданий терапевта: а) пойти на риск
(например, попытаться назначить свидание участнику группы друго


Интеграция когнитивных методов




293
го пола); б) нарочно провалиться при решении какойлибо задачи (на
пример, нарочито плохо выступить перед публикой); в) воображать себя в ситуациях неудачи; г) с энтузиазмом браться за деятельность,
которую пациент считает особенно опасной.
Добиться отказа от требований пациентов, чтобы другие обращались с ними справедливо, чтобы миром правили добро и справедливость,
можно, предлагая пациентам следующие задания: а) какоето время пре
бывать в плохих обстоятельствах и учиться принимать их; б) выполнять трудные задачи (например, поступление в колледж); в) воображать себя в ситуации лишения чеголибо и при этом не чувствовать себя расстро
енным; г) позволить себе какуюнибудь приятную деятельность (пойти в кино, встретиться с друзьями) только после выполнения неприятной,
но необходимой задачи (урок иностранного языка или завершение отче
та для своего шефа).
РЭТ часто использует оперантное обусловливание для отвыкания от дурных привычек (курение, переедание) или изменения иррационально
го мышления (например, осуждение себя за курение или переедание).
Применение рационально
%эмотивной терапии
Назовем сначала проблемы, которые не поддаются лечению в рацио
нальноэмотивной терапии. К таким проблемам относятся следующие:
отсутствие контакта с реальностью, выраженное маниакальное состоя
ние, глубокий аутизм, повреждения мозга и выраженные степени ум
ственной отсталости. Больным с этими расстройствами показаны фи
зические методы лечения, уход или поведенческая терапия, основанная на принципах оперантного обусловливания.
РЭТ применяется в следующих случаях: 1) пациенты с плохой при
способляемостью, умеренной тревожностью и с супружескими пробле
мами; 2) сексуальные нарушения; 3) неврозы; 4) расстройства характе
ра; 5) прогульщики школы, подросткиправонарушители и взрослые преступники; 6) синдром пограничного расстройства личности; 7) пси
хотические пациенты, включая больных с галлюцинациями, когда они в контакте с реальностью; 8) индивиды с легкими формами умственной отсталости; 9) пациенты с психосоматическими проблемами.
Однако не все перечисленные категории больных лечатся с одина
ковой эффективностью. Как и при других видах психотерапии, РЭТ
наиболее эффективна при мягких расстройствах или в случаях с мо
носимптомом (например, сексуальная неадекватность).

Глава 8 294





РЭТ используется также в превентивных целях. Она широко прак
тикуется для решения проблем, связанных с образованием и для про
филактики эмоциональных расстройств.
Рациональноэмотивная терапия проводится как в индивидуаль
ной, так и в групповой форме, включая «рациональный энкаунтер»,
в виде краткосрочного лечения, а также в форме супружеской и се
мейной терапии.
Индивидуальная терапия. Проводится от 5 до 50 занятий один раз в неделю. Занятие обычно начинается с рассказа пациента о своих рас
строенных чувствах (С) на протяжении недели. Терапевт раскрывает,
какие возбуждающие события (А) имели место до того, как возникли эти чувства, и помогает пациенту идентифицировать те иррациональ
ные убеждения (В), которые появились у него в связи с возбуждающи
ми событиями. Терапевт учит пациента опровергать свои иррациональ
ные убеждения и часто дает ему домашнее задание, целью которого является приобретение навыков в их опровержении. На следующем за
нятии терапевт проверяет (иногда с помощью формыотчета о самопо
мощи), как пациент на протяжении недели использовал подход РЭТ.
Такая работа продолжается до тех пор, пока пациент не только начнет избавляться от симптомов, но и обретет более здоровое, терпимое отно
шение к жизни.
В частности, РЭТтерапевт пытается научить пациента: 1) как изба
виться от тревоги, чувства вины и депрессии, приняв самого себя как человеческое существо; 2) как уменьшить агрессивность и враждеб
ность, став более терпимым к другим людям, даже если их поведение достойно осуждения; 3) как уменьшить инерцию, прилагая усилия к изменению неприемлемой ситуации, и как повысить низкую фрустра
ционную толерантность, учась переносить ситуации, которые нельзя изменить.
Групповая терапия. Наблюдая поведение друг друга, участники группы изучают принципы РЭТ и применяют их на практике под на
блюдением терапевта. Группа дает возможность проводить тренинг утвердительного поведения. Пациенты участвуют в ролевых играх,
учатся взаимодействию с другими людьми, идут на вербальный и не
вербальный риск, учатся на опыте других.
Одной из разновидностей групповой рациональноэмотивной тера
пии является разработанный Эллисом так называемый рациональный энкаунтэр. Это марафон, при котором первые несколько часов отво
дится на выполнение членами группы серии упражнений, направлен