Файл: Ббк 53. 57 Удк 615. 851 А46.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 616

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интеграция когнитивных методов




295
ных на то, чтобы они сблизились, шли на риск, делились наиболее бо
лезненными и «постыдными» переживаниями, испытывали интен
сивные чувства. В течение этих первых часов решение проблем умыш
ленно избегается. Затем, когда участники марафонской группы достаточно сближаются и отказываются от значительного количества психологических защит, они в течение многих часов занимаются ана
лизом эмоциональных проблем, постигая их философские источники и то, как можно изменить себя, изменяя свои когниции.
Краткосрочная терапия. При краткосрочной терапии пациента за
1–10 занятий обучают А–В–Сметоду понимания эмоциональной проблемы и ее философских источников и показывают, как надо ра
ботать над изменением фундаментальных позиций, лежащих в осно
ве нарушений.
Краткосрочная терапия предназначена прежде всего для пациента,
имеющего специфическую проблему, такую как враждебное отноше
ние к начальнику или импотенция. В таких случаях можно полностью
«излечиться» за несколько занятий.
Для ускорения терапевтического процесса в РЭТ применяется два приема. Первый прием — запись на магнитофон всего занятия. Эти записи потом прослушиваются пациентами несколько раз дома, по дороге домой, на работе, с тем чтобы более глубоко осознать свои проблемы и рациональноэмотивный способ их решения. Многие па
циенты, у которых возникают трудности в восприятии происходя
щего во время занятия изза того, что они слишком погружены в себя, легко отвлекаемы или чрезмерно тревожны, получают больше при прослушивании этих записей, чем во время непосредственной встречи с терапевтом. Второй прием — использование формы само
помощи, которая способствует эффективному применению РЭТме
тода при столкновении с эмоциональными проблемами между заня
тиями или после окончания терапии.
Супружеская и семейная терапия. С начала своего возникновения
РЭТ широко использовалась при супружеском и семейном консуль
тировании. Обычно супружеские пары проходят терапию вместе. Те
рапевт выслушивает жалобы супругов друг на друга, затем пытается показать, что если даже претензии справедливы, то это не является поводом для возникновения эмоциональных расстройств. Работа на
правлена на то, чтобы уменьшить тревогу, депрессию, чувство вины и особенно — враждебность супругов. Когда пациенты научаются при
менять принципы РЭТ, они начинают меньше расстраиваться по


Глава 8 296





поводу своих разногласий, и их совместимость повышается. Иногда,
правда, они решают, что им лучше развестись, но обычно решают ра
ботать над своими проблемами, чтобы добиться более счастливого супружеского союза. Терапевты обучают их компромиссам, соглаше
ниям, коммуникации и другим видам искусства общения.
При семейной терапии врачи встречаются либо сразу со всеми чле
нами семьи, либо отдельно с детьми или родителями, либо с каждым в отдельности. Родителям показывают, как можно принимать своих де
тей и не осуждать их, каким бы неприглядным ни казалось их поведе
ние. Детям же показывают, как можно принимать своих родителей и братьев, сестер, какими бы несносными чертами характера они ни об
ладали и какие бы неблаговидные поступки ни совершали. Пациен
там постепенно прививаются принципы терпимости к самому себе и другим, и, когда эти принципы ассимилируются и начинают приме
няться, семейные отношения улучшаются.
Эллис и его сотрудники написали множество популярных книг и брошюр, предлагаемых пациентам в качестве дополнительной тера
пии. Вот некоторые названия: «Новый путеводитель по рациональной жизни», «Рациональное консультирование для начинающих», «Как жить со страхом и без него», «Как жить с невротиком», «Путеводитель по успешной супружеской жизни», «Путеводитель по личному счас
тью», «Как решительно отказаться от того, чтобы делать себя несчаст
ным по поводу всего — да, всего!»
Случай из практики
Приводимый случай заимствован у Эллиса; помимо описания анамнестических данных и сведений о проведенном лечении вклю
чаем также протокол первой беседы терапевта с пациенткой. Этот протокол, снабженный комментариями Эллиса, представляет зна
чительный интерес, поскольку отражает процесс рациональноэмо
тивной терапии, некоторые ее механизмы, а также стиль работы ра
ционального терапевта.
В целом поведение терапевта характеризуется следующими чертами. Между пациентом и терапевтом не существует большой дистанции, терапевт одет неформально и использует свободный язык. Терапевт не озабочен тем, что думают о нем пациенты и во
обще другие люди, он более открыт, аутентичен и менее «профес
сионален», чем среднестатистический терапевт. Основное специ
фическое оборудование — кассетный магнитофон.
Отношение между пациентом и терапевтом в РЭТ отличает
ся от такового при других видах терапии. Рациональноэмотив


Интеграция когнитивных методов




297
ный терапевт очень активен, без колебаний высказывает свою точку зрения, отвечает на прямые вопросы о своей личной жиз
ни, много говорит, особенно на первых занятиях, очень энерги
чен и часто директивен в групповой терапии. В то же время он много объясняет, интерпретирует и «читает лекции». Он может позволить себе быть не слишком теплым по отношению к неко
торым пациентам и может легко работать с пациентами, которые ему не нравятся, потому что он больше заинтересован в помощи решения их эмоциональных проблем, чем в личном отношении.
Так как рациональные терапевты обнаруживают высокую терпи
мость ко всем людям, каким бы неприглядным ни было их пове
дение, то пациенты часто воспринимают их как теплых и забот
ливых.
Итак, речь идет о 25летней одинокой женщине, заведующей отделом компьютерного программирования. Данные из ее меди
цинской карточки: неспособность контролировать эмоции; силь
ное чувство вины, неуверенности и неполноценности; постоянная депрессия; конфликт между внутренним и внешним Я; перееда
ние; употребление спиртного; прием диетических таблеток.
1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   38

Анамнез. Сара Р. из ортодоксальной еврейской семьи. Ее мать умерла, когда девочке было два года; воспитывалась любя
щим, но несколько отстраненным отцом и чрезмерно строгой ба
бушкой со стороны отца. Она хорошо успевала в школе, но у нее было мало друзей. Хотя Сара была довольно привлекательной,
всегда стыдилась своего тела. Редко встречалась с молодыми людьми и в основном была занята своей работой. В 25 лет стала начальником отдела в своей фирме. Отличалась напряженной сексуальностью и несколько раз в неделю занималась мастурба
цией, но половая связь с мужчиной у нее была только один раз и то в состоянии алкогольного опьянения. Со студенческих лет она много ела и выпивала. Три года лечилась у психоаналитика, но это не помогло ей. В результате она разочаровалась в психоте
рапии и пришла на прием к терапевту только по настоянию своего шефа, который очень ценил ее и не хотел больше мириться с ее пьянством.
Первая беседа
Терапевт,1. Итак, с чего вы хотите начать?
Пациентка,1. Я не знаю. Я словно окаменела.
Терапевт,2. Окаменела? От чего?
Пациентка,2. От вас! Вы пугаете меня!
Терапевт,3. Как так? Что я делаю? Очевидно: я не собираюсь взять нож и зарезать вас? Каким же образом я вас пугаю?
Пациентка,3. Наверное, я боюсь того, что могу узнать о са
мой себе.

Глава 8 298





Терапевт,4. Ну хорошо, предположим, что вы открываете что
то страшное в себе, — что вы поглупому ведете себя или чтони
будь другое. Почему это будет ужасным?
Пациентка,4. Потому что я самое главное для себя сейчас.
Терапевт,5. Нет, я не думаю, что это так. Как раз наоборот:
вы на самом деле самое ничтожное для себя. Вы готовы отта
скать себя за волосы, если я скажу, что вы поступаете глупо. Если бы вы не были самообвинителем, вас бы не заботило то, что я скажу. А так, если я скажу чтонибудь негативное о вас, вы начне
те бить себя немилосердно, не так ли?
Пациентка,5. Да, я так делаю.
Терапевт,6. Хорошо. Вы боитесь на самом деле не меня — вы боитесь собственной критики.
Пациентка,6. (Вздыхает) Хорошо.
Терапевт,7. Итак, зачем вам нужно критиковать себя? Допус
тим, я считаю, что вы — самый плохой человек, которого я когда
либо встречал. Тогда почему вы должны критиковать себя?
Пациентка,7. (Пауза) Так надо. Я всегда так делаю. Мне ка
жется, что я просто дерьмо.
Терапевт,8. Но ведь это не так! Если вы умеете ходить на лы
жах или плавать, значит, вы смогли научиться; так же можно на
учиться не обвинять себя независимо от того, что вы делаете.
Пациентка,8. Я не знаю.
Терапевт,9. Вы не знаете, как.
Пациентка,9. Возможно.
Терапевт,10. У меня впечатление, что вы говорите: «Я должна
ругать себя, если я чтото делаю не так». Не от этого ли возникает ваша депрессия?
Пациентка,10. Да, я думаю, что это так. (Молчание)
Терапевт,11. Что угнетает вас сейчас больше всего?
Пациентка,11. Я не могу точно сказать. Я хочу все изменить.
Меня все угнетает.
Терапевт,12. Приведите несколько примеров.
Пациентка,12. Изза чего у меня депрессия? У меня нет цели в жизни. Я не знаю, кто я. Не знаю, куда я иду.
Терапевт,13. Тогда это означает, что вы не в курсе! (Пациент
ка кивает) Ну а что же страшного в этом? Было бы лучше, если бы вы были в курсе — если бы у вас была цель и вы бы знали, куда идете. Но давайте предположим худшее: до конца жизни у вас нет цели. Почему же вы от этого будете плохой?
Пациентка,13. Потому что каждый должен иметь цель.
Терапевт,14. Кто вам сказал, что «должен»?
Пациентка,14. Потому что я верю в это. (Молчание)
Терапевт,15. Я знаю. Но подумайте немного об этом. Вы же смышленая женщина. Откуда явилось это «должен»?


Интеграция когнитивных методов




299
Пациентка,15. Я не знаю. Мне сейчас трудно соображать.
Я очень нервничаю! Извините.
Терапевт,16. Да, но вы можете соображать. Разве сейчас вы не говорите про себя: «О, это безнадежно! Я не могу сообразить.
Какое я дерьмо, раз я не могу сообразить!» Видите: вы вините себя за это.
Пациентка,16–26. Расстраивается изза того, что она реаги
рует недостаточно хорошо, но терапевт показывает ей, что это не столь важно, и успокаивает ее.
Пациентка,27. Я не могу представить, что можно жить без цели!
Терапевт,28. Но люди в большинстве живут без цели!
Пациентка,28. (Зло) Ну и отлично! Значит, и я смогу обойтись без этого!
Терапевт,29. Нет, минуточку! Вы шарахнулись из одной край
ности в другую. Вы высказали одну здоровую мысль и одну нездо
ровую. Теперь, если бы вы смогли различить эти две мысли — а вы в состоянии это сделать, — то вы решили бы проблему. То, что вы на самом деле имеете в виду, звучит так: «Было бы лучше, если бы у меня была цель, потому что я была бы счастливее». Не так ли?
Пациентка,29. Да.
Терапевт,30. Но затем вы магически перепрыгнули к «следо
вательно, я должна!» Теперь вы видите разницу между «было бы лучше, если бы у меня была цель» и «я должна, я обязана, мне сле
дует»?
Пациентка,30. Да, я вижу.
Терапевт,31. В чем же тогда разница?
Пациентка,31. (Смеется) Я это сказала просто для того, что
бы согласиться с вами.
Терапевт,32. Так будет мало пользы. Если вы будете согла
шаться со мной, то вы уйдете от меня с тем, с чем пришли!
Пациентка,32. (Смеется с пониманием)
Терапевт,33. Вы способны думать. Пора прекратить отступать,
отказываться думать — это то, что вы делали на протяжении жизни,
поэтому вы и больны. Давайте снова вернемся к этому: «было бы лучше, если бы у меня была цель в жизни». Можно обосновать, по
чему это было бы лучше. Это слишком очевидно. А теперь, почему заявление «я должна делать то, что было бы лучше» является маги
ческим?
Пациентка,33. Вы имеете в виду, почему я так чувствую?
Терапевт,34. Нет, нет. Это убеждение. Вы чувствуете так, по
тому что вы убеждены в этом.
Пациентка,34. Да.
Терапевт,35. Если бы вы были убеждены в том, что вы — кен
гуру, то вы прыгали бы вокруг и чувствовали себя, как кенгуру. Чув
ства приходят от ваших убеждений. Теперь я временно забываю

Глава 8 300





о ваших чувствах, потому что мы не можем изменить чувства, не изменив сначала ваши убеждения. Итак, я стараюсь показать вам:
у вас два убеждения; одно — «было бы лучше, если бы у меня была цель в жизни». Вы согласны?
Пациентка,35. (Кивает)
Терапевт,36. И это совершенно разумно. Мы можем доказать это. Второе — «следовательно, я должна делать то, что было бы лучше». Итак, мы имеем два различных заявления. Первое, как я сказал, — здоровое, потому что мы можем доказать это. Оно имеет отношение к действительности. Мы можем перечислить преиму
щества от обладания целью — для любого человека, не только для вас. Но второе утверждение — безумное. Почему оно безумно?
Пациентка,36. Я не считаю его безумным.
Терапевт,37. Кто вам сказал, что вы должны?
Пациентка,37. Я не знаю, откуда это пошло! Ктото сказал.
Терапевт,38. Кто бы это ни сказал, он был пьян!
Пациентка,38. (Смеется) Отлично.
Терапевт,39. Я вам скажу сейчас, что такое эмоциональное нару
шение: вера в «должен» вместо «было бы лучше». Представьте, вы го
ворите: «Я хотела бы, чтобы у меня сейчас в кармане лежал доллар»,
а у вас было бы только девяносто центов. Что бы вы чувствовали?
Пациентка,39. Я бы не слишком расстроилась.
Терапевт,40. Да, вы были бы только чуточку разочарованы.
Было бы лучше иметь доллар. А теперь представьте, что вы гово
рите: «Я должна всегда иметь в кармане доллар», и обнаружива
ете, что у вас только девяносто центов. Как вы теперь будете чув
ствовать себя?
Пациентка,40. Я была бы страшно расстроена согласно ва
шей логике.
Терапевт,41. Но не потому, что у вас только девяносто центов.
Пациентка,41. А потому, что я думаю, что я должна иметь доллар.
Терапевт,42. Правильно! Должна. Более того, давайте продви
немся еще на один шаг. Представьте, что вы говорите: «Я должна иметь всегда доллар в кармане» и обнаруживаете, что у вас доллар и десять центов. Как вы теперь будете чувствовать себя?
Пациентка,42. Думаю, что превосходно!
Терапевт,43. Нет, вы почувствуете тревогу!
Пациентка,43. (Смеясь) Вы имеете в виду, что у меня возник
нет чувство вины: «Что мне делать с лишними деньгами»?
Терапевт,44. Нет.
Пациентка,44. Извините, я не улавливаю.
Терапевт,45. Потому что вы не думаете! Подумайте, если вы говорите: «Я должна иметь доллар», а у вас доллар и десять цен
тов, будете ли вы тревожны? Любой будет тревожен. А почему?