ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 546
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Интеграция когнитивных методов
301
Пациентка,45. Потому что это нарушает долженствование.
Это нарушает правило, которое они считают важным.
Терапевт,46. Да, и это относится не только к настоящему.
Люди могут легко потерять двадцать центов. И это будет их трево
жить. Потому что «должен» значит «все время я должен...».
Пациентка,46. Кажется, я понимаю теперь, что вы имеете в виду! Они могли бы потерять часть денег и поэтому постоянно чув
ствуют неуверенность.
Терапевт,47. Вот! Тревога возникает из долженствования.
Пациентка,47. (Долгое молчание) Почему вы создаете такое напряжение в самом начале?
Терапевт,48. Я думаю, что я этого не делаю. Я вижу сотни лю
дей, и вы одна из немногих, кто сами провоцируют в себе тревогу.
Вы вносите свои долженствования во все, включая эту ситуацию.
Каждый раз, когда вы испытываете тревогу, вы заменяете «было бы лучше» на «должен». В этом суть эмоционального нарушения!
Очень просто. И теперь, почему я должен тратить ваше время и говорить о вещах, не относящихся к делу?
Пациентка,48. Возможно, я лучше бы поняла ваши объясне
ния, если бы не была так напряжена в начале.
Терапевт,49. Но тогда, если я начну гладить вас по голове, вы до конца своей жизни будете считать, что вас должны гладить по голове. В этом еще одно долженствование. «Он должен поддер
живать меня и объяснять не торопясь, чтобы такое дерьмо, как я,
успевала понимать. Но если он будет спешить и заставлять меня думать, то, о ужас, я сделаю ошибку!» Не верьте в это дерьмо! Вы в состоянии понимать то, о чем я говорю, если перестанете думать о совершенном выполнении. «Я все должна выполнять совершен
но» — вот о чем вы постоянно думаете, сидя здесь. С какой стати вы должны любое дело выполнять в совершенстве?
Пациентка,49. Я не люблю казаться бестолковой!
Терапевт,50. Нет, дело не в этом. Сейчас вы обманываете себя. Потому что опять вы сказали одну здоровую мысль и одну нездоровую. Здоровая: «Я не люблю казаться бестолковой, по
тому что лучше быть сообразительной». Но затем вы сразу пере
прыгнули к нездоровой мысли: «Ужасно, если я оказываюсь бес
толковой, — я должна быть сообразительной».
Пациентка,50. Да.
Терапевт,51. Тот же самый вздор! Всегда одно и то же! Если вы заметите в себе этот вздор и перестанете твердить: «О, какая же я бестолковая! Он презирает меня! Лучше мне умереть!» — тог
да вам сразу станет лучше.
Пациентка,51. (Смеясь) Вы как будто бы слышите эти глупые мысли в моей голове.
Глава 8 302
Терапевт,52. Совершенно верно! У вас должны быть эти мысли,
потому что у меня есть хорошая теория. И согласно моей теории, эти сумасшедшие мысли предшествуют эмоциональным расстройствам.
Пациентка,52. У меня не было ни малейшего представления о том, чем вызвано мое расстройство.
Терапевт,53. Нет, у вас было представление. Я только что го
ворил вам.
Пациентка,53. Да, да, я знаю!
Терапевт,54. Так в чем же причина вашего расстройства?
Скажите мне.
Пациентка,54. Я расстроена, потому что... Роль, в которой я себя представляла, когда пришла сюда (Смеется почти весело)
и что я должна буду делать... И благодаря вам все это рухнуло.
И мне это не нравится.
Терапевт,55. «И разве не ужасно, что я не смогла показать себя!
Если бы я давала ему быстрые и правильные ответы, он бы просиял от счастья и сказал: “Какая сообразительная женщина!” — и тогда все было бы хорошо».
Пациентка,55. (Смеется с пониманием юмора) Конечно!
Терапевт,56. Дерьмо все это! Вы были бы также расстроены,
как и сейчас. Это бы нисколько не помогло вам! Фактически вы стали бы еще более рехнувшейся. Потому что вы ушли бы отсюда с той же самой философией, с которой и пришли сюда: «Что, когда я делаю чтонибудь хорошо и люди гладят меня по голове и говорят, какая я замечательная женщина, тогда все прекрасно!» Это глупая филосо
фия! Потому что, если, допустим, я безумно полюбил вас, следую
щий человек, с которым вы будете разговаривать, может возненави
деть вас. Хотя бы потому, что я люблю карие глаза, а он голубые.
И тогда вам конец. Потому что вы думаете: «Меня должны прини
мать! Я должна быть сообразительной!» С какой стати?
Пациентка,56. (Спокойно и рассудительно) Верно.
Терапевт,57. Теперь понятно?
Пациентка,57. Да.
Терапевт,58. Если вы запомните этот урок, наша встреча бу
дет весьма полезна для вас. Потому что вы не должны расстраи
вать себя. Как я сказал прежде, если я думаю, что вы последнее дерьмо на свете, то это мое мнение и я имею право на него. Но превращает ли это вас в кусок дерьма?
Пациентка,58. (Молчание с раздумьем)
Терапевт,59. Превращает?
Пациентка,59. Нет.
Терапевт,60. А что же превращает вас в дерьмо?
Пациентка,60. Мысли о том, что вы так думаете обо мне.
Терапевт,61. Вот именно! Ваше убеждение, что вы дерьмо.
Но вам не нужно верить в это. Я контролирую мои мысли — мое
Интеграция когнитивных методов
303
убеждение относительно вас. Но это не должно отражаться на вас.
Вы всегда контролируете то, что вы думаете. Но вы полагаете, что это не так. Давайте вернемся к депрессии. Депрессия, как я уже говорил, происходит из самобичевания. За что вы бичуете себя?
Пациентка,61. Потому что я не могу жить в согласии... есть конфликт в том, что люди, повидимому, думают обо мне, и тем,
что я думаю о себе.
Терапевт,62. Правильно.
Пациентка,62. И видимо, не стоит винить в этом других людей.
Возможно, я претендую на роль лидера. Но между прочим, я чув
ствую как раз сейчас, что всю жизнь я принуждала себя быть не тем,
кто я есть, и чем старше я становлюсь, тем труднее мне сохранять этот фасад, эту внешность... облицовка становится все тоньше и тоньше, и я уже больше не справляюсь с этим.
Терапевт,63. Да, но... Боюсь, что вы не совсем правы. Потому что, как это ни странно, происходит как раз обратное. Вы верите в то, что роль лидера — это ваша роль. Правильно?
Пациентка,63. Да.
Терапевт,64. И они думают, что вы выполняете ее?
Пациентка,64. Обычно да.
Терапевт,65. Выходит, что они правы.
Пациентка,65. Да, но мне приходится все больше тратить сил.
Терапевт,66. Потому что вы ничем другим не занимаетесь. Ведь вы отвечаете их ожиданиям в отношении себя. Иначе они не считали бы вас лидером, если бы вы не вели себя как лидер. Следовательно,
вы отвечаете их ожиданиям, но вы не отвечаете вашим идеалисти
ческим и непрактическим ожиданиям в отношении лидерства.
Пациентка,66. (Близка к слезам) Думаю, что нет.
Терапевт,67. Видите ли, это спорный вопрос. С их точки зрения,
у вас с работой все в порядке. Но вы ведь не ангел, вы не совершен
ство. Но вы должны им быть, чтобы стать настоящим лидером. Сле
довательно, вы не настоящий лидер, а бутафория. Понимаете? Те
перь, если вы откажитесь от ваших безумных ожиданий и вернетесь к ожиданиям других, вам не придется беспокоиться. Потому что, с их точки зрения, вы делаете все как надо и отвечаете их ожиданиям. Вы думаете про себя: «Я должна быть настоящим лидером в моих гла
зах, быть совершенной. Если я и удовлетворяю других, но знаю при этом, что выполнила какоето дело хуже, чем я обязана, тогда я дрянь. Потому что я только притворяюсь перед ними, что я не дрянь,
а на самом деле — дрянь!»
Пациентка,67. (Смеется, затем серьезно) Верно!
Терапевт,68. Но это все изза ваших глупых ожиданий, а во
все не изза других людей. И что странно, вы, несмотря на разные препятствия — депрессию, самобичевание, — удивительно хоро
шо справляетесь на работе. Представьте, каких успехов вы могли
Глава 8 304
бы достичь без этих дурацких препятствий! Поймите, вы удовле
творяете их, но тратите много времени и энергии, бичуя себя. Во
образите, сколько бы вы успели сделать без самобичевания! По
нятно это?
Пациентка,68. (С убежденностью) Да!
Комментарий А. Эллиса
Невзирая на то какие чувства выражает пациентка, терапевт пытается подвести ее к иррациональным мыслям, которые лежат в основе этих чувств, прежде всего к ее катастрофическим мыс
лям о том, что будет ужасным, если ктонибудь, включая терапев
та, не будет любить ее.
Терапевт без колебаний противоречит пациентке, приводя до
казательства из ее собственной жизни или из своего знания людей.
Обычно терапевт опережает пациентку на один шаг, например говорит ей, что она самообвинитель, еще до того, как она сама на
звала себя так. Опираясь на теорию РЭТ, согласно которой ее мышлением управляют долженствования, когда она испытывает тревогу, депрессию или чувство вины, он заставляет ее принять эти долженствования, а затем «атакует» их (Т14, Т15).
Терапевт использует философский подход. «Предположим, —
говорит он по своему обыкновению — что произошло самое пло
хое и вы на самом деле поступили плохо и другие презирают вас,
будете ли вы тем не менее плохой?» (Т13). Он полагает, что если убедить пациентку в том, что никакое ее поведение, каким бы от
вратительным оно ни было, не порочит ее, то он поможет ей до
стигнуть глубокого личностного изменения.
Стресс пациентки не смущает терапевта (П15), он едва ли со
чувствует ей, но использует ее чувства, чтобы показать, что и сей
час она продолжает верить в глупые мысли и тем самым расстраи
вает себя. Терапевт не занимается анализом ее «трансферентных»
чувств. Он интерпретирует мысли, которые стоят за ее чувствами,
показывает, почему эти мысли являются самопоражающими. Он показывает также, почему его сочувствие могло бы только подкре
пить, а не изменить ее «философию требований».
Терапевт довольно суров с пациенткой, но он также показыва
ет полное принятие и демонстрирует веру в ее способности, на
стаивая на том, что она может лучше думать и вести себя, если прекратит самобичевание (Т20, Т33).
Он не просто говорит пациентке о том, что ее мысли иррациональ
ны, терапевт стремится к тому, чтобы она сама увидела это. Однако иногда он объясняет некоторые психологические процессы, напри
мер что ее чувства рождаются из ее мышления (Т35, Т62).
Терапевт намеренно пользуется сильными выражениями (Т16,
Т50, Т52, Т57, Т59). Это делается, вопервых, для того, чтобы
Интеграция когнитивных методов
305
раскрепостить пациентку, вовторых, показать, что, хотя он и явля
ется специалистом, он тоже приземленное существо, и, втретьих,
воздействовать на нее эмоциональным шоком, чтобы его слова произвели более драматичный эффект. Заметьте, что в этом слу
чае пациентка первая называет себя «дерьмом» (П7).
Хотя он не сочувственно относится к мыслям пациентки, на са
мом деле он эмпатичен, внимательно прислушивается к тому, что она говорит про себя. Терапевт сосредоточивается на невербали
зованных понятиях пациентки (ее негативных мыслях о себе и о мире), а не на внешних чувствах (на ее восприятии, что она плохо выполняет чтолибо или что другие обижают ее).
Терапевт постоянно проверяет, правильно ли пациентка пони
мает то, чему он ее учит (Т59, Т61), и может ли она повторить это своими словами.
Хотя очевидно, что речь идет о значительном диалоге, однако те
рапевт (и это характерно для первых занятий) в основном говорит и объясняет. Он предоставляет ей много возможностей выразить себя,
но использует ее ответы в качестве отправных пунктов для дальней
шего обучения. Временами терапевт почти что читает лекции своей пациентке. Но он пытается сделать каждую такую лекцию короткой и острой, адресует ее к конкретным проблемам и чувствам.
1 ... 30 31 32 33 34 35 36 37 38