ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 323
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Интенсивность социальной мобильности зависит от проницаемости границ между стратами. В открытом обществе высоко ценится достигнутый статус и существуют относительно широкие возможности для перехода из одной социальной группы в другую.
Закрытое общество оказывает предпочтение предписанному статусу и всячески затрудняет переходы из одного социального слоя в другой. Однако не существует абсолютно открытых и абсолютно закрытых систем. Даже современное общество не предоставляет равных возможностей для социального роста.
Ясно, что шансы роста выше у сына богатых родителей, у выпускника престижного университета и т.д. Это говорит о том, что одним людям легче изменить свой социальный статус, чем другим. Таким образом, даже современное общество равных возможностей также не является полностью открытым. Каналы социальной мобильности Возможности социальной мобильности зависят как от социальнополитической и экономической организации общества, так и от самого индивида, его способностей и личностных качеств.
Способы преодоления барьеров в процессе социальных перемещений называют каналами социальной мобильности. Основные из них – получение образования, повышение квалификации, политическая карьера, предпринимательская деятельность, воинская служба, социально-территориальные перемещения (миграция), изменение социального окружения, брак с представителями более высокой статусной группы и др.
В современном обществе особое значение приобретает образование, институты которого выполняют роль «социального лифта», обеспечивающего вертикальную мобильность. Необходимо отметить, что П. Сорокин указывал еще один канал социальной мобильности – фаворитизм, т.е. близость к тем, кто имеет власть и влияние. По его мнению, такой канал характерен для патриархальных обществ.
Процессы, связанные с высокой мобильностью в обществе, могут порождать определенные проблемы. Проблемы и противоречия социальной мобильности
1. Переход на более высокую социальную позицию приводит не только к получению благ и привилегий, но и к росту ответственности. Не все люди морально готовы к повышению социального статуса, поскольку это предполагает новые обязанности и дополнительные нагрузки.
2. Довольно проблематичен и сам процесс освоения новых манер, принятых в данной социальной группе, этикета и типов взаимоотношений.
3. Не все могут приспособиться к новой ситуации, а это приводит к стрессам и снижению качества исполнения социальной роли.
4. Кроме того, индивид, добившийся высокого статуса в обществе, испытывает страх перед возможностью социального падения, утраты достигнутых социальных позиций. Статусное беспокойство наиболее характерно для представителей среднего класса, ряды которого пополняют преимущественно выходцы из низших слоев общества.
5. Особенно негативные последствия для индивида имеет нисходящая вертикальная мобильность. Социальное падение разрывает первичные связи с друзьями, многими родственниками, может разбивать семьи, возводить барьеры между родителями и детьми
-
Маргинальность: понятие, виды, связь с социальной мобильностью.
Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью. Маргинальность – это «пограничное», промежуточное, структурно неопределенное состояние социального субъекта. К маргиналам (от лат. marginalis – находящийся на краю) относятся индивиды и группы, исключенные из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур.
Понятия социальной мобильности и маргинальности тесно связаны, так как любое перемещение в социальном пространстве ведет к временному состоянию маргинальности. Переход в иную социальную позицию ставит индивида перед необходимостью изменения привычных образцов поведения, адаптации к новому ролевому набору.
Перемещение в социальном пространстве (социальная мобильность) дополняется кризисом идентификации, нормативной и ролевой неопределенностью, нарушением социальных связей, то есть маргинальностью. Степень маргинальности зависит от социальной дистанции между позициями перемещения. Чем больше дистанция, тем больше ценностно-нормативный комплекс отличается от прежнего, тем больше усилий надо потратить для адаптации.
Виды маргинальности
1. Социомаргиналы, т.е. собственно социальные маргиналы, появившиеся в результате незавершенности социального перемещения, т.е. порвали связь с прежним соц.слоем, но еще не включились в новый.
2. Этномаргиналы, появившиеся в результате миграции в чужую этническую среду.
3. Биомаргиналы, чье здоровье перестает быть предметом заботы со стороны государства
4. Экономические маргиналы, порожденные потерей работы и материального благополучия.
5. Политические маргиналы, которых не устраивают существующие формы политической жизни и управляющие ею законы. В целом маргиналы испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеобразный кризис самосознания, связанный с утратой социальной идентичности.
У них могут проявляться такие черты, как повышенное беспокойство, возбудимость, агрессивность, стремление обойти закон и т. д. Процессы маргинализации получили заметное распространение в современном российском обществе, что способно привести к его дестабилизации.
Как показал М.Вебер, маргиналы играют крайне важную роль в образовании новых социальных общностей (религиозных, профессиональных и др.) По его мнению, между возникновением больших масс людей, оказавшихся по каким-то причинам за пределами привычного уклада жизни, и появлением новых социальных образований существует тесная связь.
-
Социальные организации и социальные институты: свойства, признаки, типы, функции, дисфункции
Организация – одна из наиболее развитых социальных систем. Понятие «организация» употребляют в различных науках и сферах деятельности, везде где есть социальные группы и упорядочивается их деятельность.
Н. Смелзер определяет организацию как «большую группу, сформированную для достижения определенных целей». К. Барнард считает, что организация представляет собой вид кооперации людей, отличающийся от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью. Д. Марч и Г. Саймон считают, что организация – это самое распространенное в обществе сообщество взаимодействующих человеческих существ, имеющее центральную координирующую систему. П. Блау и У. Скотт представляют организацию как группу, создаваемую для достижения специфических целей и имеющую определенную структуру.
Для большинства определений социальной организации общим является то, она представляет собой социальную систему (объединение людей), созданную для достижения определенных целей, реализации определенной программы и действующую на основе определенных процедур и правил. Ее важнейшим признаком является синергия, суть которой заключена в приросте дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий.
Объединение участников социальной организации служит дополнительным источником энергии и эффективности их деятельности. Именно это побуждает общество создавать организации в качестве особых инструментов для решения различных социальных проблем.
Эффективностью социальной организации является одновременность и однонаправленность действий, комбинирование и разделение труда, кооперация и управление. Благодаря организациям из социальных групп формируется коллектив. Важнейшими признаками социальной организации является наличие цели, иерархичность ее структуры и необходимость управления.
Социальные организации различаются по сложности, специализации задач и формализации ролей. Наиболее распространенной является классификация на основе членства людей в какой-либо организации.
Выделяют формальные и неформальные организации. Формальные организации создаются для достижения различных задач, конкретных целей организации. Это могут быть государственные структуры, университеты, корпорации и т.д.
По мнению социолога А. Етциони, люди вступают в такие организации по ряду причин, в соответствии с которыми он выделяет три типа организаций: добровольные, принудительные, или тоталитарные, и утилитарные. В добровольные организации или ассоциации люди вступают свободно и также свободно могут их покидать. Они создаются для достижения морально значимых целей, получения личного удовлетворения, повышения социального престижа, возможности самореализации, но не для материального вознаграждения. Эти организации обычно образуются для реализации общих интересов их членов. К таким организациям можно отнести религиозные, благотворительные, общественно-политические организации, клубы, ассоциации по интересам и пр. Отличительной чертой тоталитарных организаций является недобровольное членство, когда людей принуждают вступать в эти организации, а жизнь в них строго подчинена определенным правилам, имеется контроль над ее участниками, ограничения в общении с внешним миром и т. д. К таким организациям относят тюрьмы, армию и пр. В утилитарные организации люди вступают для получения материального вознаграждения, заработной платы. В таких организациях членство не является полностью добровольным или принудительным. В реальной жизни чаще всего встречается именно сочетание признаков разных типов.
Неформальные организации представляют собой сеть межличностных связей, которые возникают в формальной организации в результате общих интересов и взаимоотношений ее сотрудников, но не предписаны в качестве обязательных.
По степени рациональности в достижении целей и степени эффективности выделяют традиционные и рациональные организации. Можно также выделить следующие виды организаций:
1) деловые организации – фирмы и учреждения, возникающие для коммерческих целей или для решения конкретных задач. Подобные организации основаны на принципах единоначалия, коммерческой целесообразности, административного распорядка;
2) общественные союзы являются обобщением индивидуальных целей участников. Союзы основываются на принципах выборности, имеют устав и создаются для удовлетворения разнообразных потребностей;
3) промежуточные формы организаций сочетают признаки союзов и предпринимательские функции (артели, кооперативы и т. п.).
Организации состоят из следующих элементов: социальной структуры, целей, участников, технологий, внешнего окружения. Социальная структура организации различается по степени формализации. В формальной социальной структуре социальные позиции и связи между ее участниками четко специализированы и определены независимо от личностных характеристик членов организации, занимающих эти позиции. Например, существуют социальные позиции директора, его заместителей, начальников отделов и рядовых исполнителей. Взаимосвязи между позициями формальной структуры основаны на жестких правилах, регламентах, положениях и закреплены в официальных документах, например, в штатном расписании, где указывается количество должностей, их функции, обязанности и права.
Формальная структура включает в себя:
1) распределение функций между отделами организации;
2) субординацию должностей – объем и меру ответственности в принятии решений на разных уровнях;
3) систему коммуникаций – средства и каналы передачи информации;
4) руководство – организацию процесса управления.
Термин «социальный институт» как в социологии, так и в других гуманитарных науках может выступать в нескольких значениях, совокупность которых можно свести к четырем основным:
1) наличие определенной группы лиц, выполняющей значимую деятельность для совместной жизни;
2) наличие определенных организационных форм и функций, выполняемых некоторыми членами от имени всей группы;
3) совокупность материальных учреждений и средств деятельности, позволяющих уполномоченным лицам выполнять общественные функции для удовлетворения потребностей или регулирования поведения членов групп;
4) социальные роли, важные для определенной группы.
Таким образом, социальные институты (от лат. institutum – устройство, учреждение) – ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения), а также организации, обеспечивающие их реализацию в жизни общества.
Социальные институты являются стабильными формами организации и регулирования общественной жизни. Все свои положительные качества социальные институты реализуют лишь при условии их легитимности, т.е. признания целесообразности их действий большинством населения.