Файл: Социальная помощь как объект правового регулирования теоретический и практический аспекты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 602

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Было выявлено, что 64% находятся в поиске работы, то есть в настоящее время не трудоустроены. Более 70% не знают величину прожиточного минимума и МРОТ, установленного в области. Свое настоящее материальной положение все 100% считают тяжелым, из них 30% - крайне тяжелым.

Наиболее эффективной помощью опрошенные назвали субсидии на оплату ЖКХ и денежные пособия, 80% высказались против оказания помощи в виде натуральной. 74% опрошенных высказались, что получаемая в настоящее время социальная помощь составляет более 70% от их совокупного дохода. Основные расходы, названные опрошенными, - это питание, плата ЖКХ, расходы на детей.

Таким образом, проведённое исследование показало, что система социальной помощи, оказываемая населению на примере Челябинской области несовершенна и требует доработанного правового оформления.

В настоящее время социальная помощь – это объект не только национального регулирования, но и международно – правового. Международное регулирование вопросов социальной помощи осуществляется на нескольких уровнях в рамках борьбы с бедностью.

Среди основных международных документов можно назвать акты ООН, Международной организации труда и другие. Именно в них, в первую очередь, установлены универсальные международные правовые нормы, регламентирующие оказание социальной помощи малоимущим. На региональном уровне для Российской Федерации основными являются акты СНГ. Кроме того, существуют общенациональные правовые акты, а так же региональные, учитывающие особенности и возможности каждого субъекта РФ.

Прибегая к анализу правового регулирования, следует отметить, что есть необходимость обобщения зарубежного опыта оказания социальной помощи. Но кроме глобальных задач, необходимо выполнить и более конкретные: детально проанализировать опыт и технологии социальной работы с малообеспеченными категориями населения в каждом конкретном регионе. Это позволит совершенствовать общую систему законодательства в данной сфере. Так, сравнив систему оказания социальной помощи в г. Челябинск с другими городами-миллионниками – Москвой и Санкт-Петербургом – было выявлено, что ряд направлений оказания социальной помощи имеют недостатки.

Во-первых, вопрос выплаты социальных пособий. В различных субъектах РФ разработаны и действуют различные программы социальной поддержки. Финансируются они из бюджетов регионов. Так, в Москве и Санкт-Петербурге есть социальные выплаты малообеспеченным семьям с детьми, и особо щедрые выплаты идут семьям с детьми от полутора до трех лет. Это связано с тем, что после достижения ребенком полутора лет прекращается выплата пособия по уходу за ним. При том, что многие матери продолжают не работать из-за проблем со здоровьем ребенка или из-за нехватки мест в детских садах. В Челябинске такая практика отсутствует.


Во-вторых, вопрос предоставления субсидий на оплату ЖКХ. По Жилищному кодексу РФ жильцы не должны тратить на оплату услуг ЖКХ более 20% от своего дохода. Субсидия предоставляется, если расходы оказались выше нормы. В Московской области данный порог установлен ниже решением региональных властей, кроме того, такая субсидия предоставляется не только собственникам жилья, но и снимающим жилье в аренду.

В-третьих, в Москве, например, за счет бюджета города можно воспользоваться помощью для оздоровления детей из малообеспеченных семей. Дети от трех до семи лет могут выехать на оздоровительный отдых в сопровождении одного из родителей – законных представителей.

Так, анализируя опыт других регионов, можно сделать вывод, что некоторые направления социальной помощи в Челябинской области малоэффективны, требуют законодательного изменения на региональном уровне.

Анализируя закрепленные технологии, которые применяются в регионе для работы с малообеспеченными категориями населения, можно сделать следующий вывод. В основном применяются только технология социальной диагностики и адресной и экстренной социальной помощи. Здесь, считаю возможным применение опыта зарубежных стран31.

Так, в США активно используется такая технология, как дополнительные выплаты для малообеспеченных категорий, выражающаяся в оплате отпусков и больничных листов, предоставлении субсидий на образование и юридические услуги. Кроме финансовой предоставляется социальная помощь в виде обеспечения присмотра за детьми малообеспеченных семей, если родители работают в вечернее время, помощь в ведении домашнего хозяйства, оказание помощи в трудоустройстве с параллельным устройством детей в специальные группы пребывания.

Во Франции есть несколько технологий социальной работы, которые могли бы применяться в наших условиях. Первая – ежемесячные выплаты для поддержки семей с одним родителем. Сумма составляет 100 евро, но уникальность технологии в том, что выплаты продолжаются до наступления 20 лет. Связано это с обучением ребенка и невозможностью работать в полной мере.

Вторая технология заключается в поддержке родителей. Финансовая помощь для самостоятельного ухода за ребенком, оплаты услуг няни или сокращения рабочих часов для ухода за ребенком.



И третья технология – целевая помощь семьям с детьми-инвалидами, направленная на дополнительное образование такого ребенка.

Все виды помощи закреплены законодательно. Соответственно в российском законодательстве возможно так же введение ряда новых технологий. При этом, например, то, что касается детей-инвалидов, должно содержаться в национальном, а не региональном законодательстве, что позволит обеспечить социальное равенство граждан.

В качестве еще одного возможного опыта можно рассмотреть модель Скандинавских стран. Родители в малообеспеченных семьях могут выбирать форму пособия на детей до трех лет – денежное пособие либо услуги детского сада.

Изучая опыт зарубежных стран в вопросах оказания государственной социальной помощи, можно сделать вывод, что в нашей системе используются далеко не все способы, возможные для эффективной работы в данном направление.

Рассматривая и анализируя перспективы развития оказания социальной помощи, необходимо отметить недостаточное использование потенциала благотворительной помощи. Действующие организации, волонтерские движения моли бы значительно шире применяться для решения данной проблемы при соответствующем правовом закреплении.

Кроме того, что касается нематериальной поддержки – это тоже перспективный и открытый вопрос. Особенно, если речь идет о семьях с маленькими детьми, и для которых нематериальная поддержка могла бы стать выходом из сложной жизненной ситуации.

Таким образом можно сделать ряд следующих выводов по главе 3:

  1. Государственная социальная политика в РФ является действительно приоритетной и направлена на решение проблем, связанных с социальным неравенством. Однако, количество одиноко проживающих граждан и семей, находящихся у/за чертой бедности неуклонно растет. Особенно с учетом сегодняшней внешнеполитической ситуации.

  2. Основным законодательным актом, регулирующим социальную сферу, является ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 года. Закон постоянно меняется и дополняется. Последние изменения были внесены совсем недавно –28.12.2022,что говорит о динамичности ситуации и готовности государства на нее реагировать. Основными целями оказания социальной помощи являются: поддержка уровня жизни нуждающихся граждан, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума.

  3. Исследование показало, что некоторые механизмы оказания социальной помощи являются недоработанными или наоборот уже устаревшими. Это требует нового взгляда на реализацию данных технологий, возможно, с учетом зарубежного опыта.

  4. На сегодняшний день законодательно предусмотрены в основном материальные направления социальной помощи. По-прежнему мало внимания уделяется нематериальным формам. В связи с этим необходимо вводить на региональных уровнях закрепленные законодательными актами нематериальные направления социальной поддержки: бесплатные консультации родителей, бесплатная психологическая помощь, бесплатная помощь матери по уходу за ребенком, помощь нянь работающим матерям с детьми до полутора лет и т.д.

  5. Необходимо координировать работу не только специальных государственных социальных служб, но и организации волонтеров и добровольных помощников.

  6. На данный момент социальные выплаты, не обеспечивают в полной мере необходимые потребности малоимущих. Конечно, необходимо увеличивать размеры выплат, а возможно и менять порядок их расчёта и начислений. Тем более, что перевод данной работы на регионы значительно увеличило разрыв между нуждающимися, которые живут в разных регионах.

  7. Необходимо продолжать развитие и разработки региональных программ, что позволит охватить помощью те социальные группы, которым она необходима в первую очередь.

  8. Особое внимание оказывать инвалидам – в вопросах обеспечения им условий обучения и дальнейшего трудоустройства.

  9. Отдельно необходимо вынести на обсуждение вопрос о разработке методики определения целевого использования социальной помощи детям и инвалидам. При нарушении законными представителями условий, выявлении нецелевого использования социальной помощи ими, ужесточить наказание родителей, опекунов или законных представителей вплоть до лишения их такового статуса.

  10. И последнее, необходимо уделить особое место ювенальной юстиции. Организация бесплатной психологической помои как родителям, так и детям – это тоже борьба с бедностью. Так как ранняя диагностика психологических проблем позволит избежать увеличения численности маргинальных слоев, что в свою очередь так же является социальной проблемой.


Опираясь на все вышесказанное, следует сказать, что государственная социальная помощь – важнейшее и приоритетное направление политики правового государства. Так как реализация прав человека – функция государства, которую на него возлагает общество. Само государство перераспределяет средства, выделяемые на эти цели, устанавливает законодательные нормы, техники, стандарты оказания помощи нуждающимся гражданам. Однако и само общество не должно и не может оставаться в стороне, так как «право на социальную помощь - это признанная международным сообществом и гарантированная государством возможность человека иметь средства существования в объеме установленного прожиточного минимума независимо от занятия какой-либо профессиональной деятельностью и участия в финансировании выплат и услуг32».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, проведенное исследование по теме «Правовое регулирование государственной социальной помощи» позволило сделать ряд выводов по каждому разделу.

Понятие государственной социальной помощи гласит, что это форма социального обеспечения граждан с целью поддержки уровня жизни населения, оказание различных социальных услуг незащищенным слоям населения. Данная помощь опирается на реализацию государственных социальных программ, улучшающих жизнь определенных слоев населения.

К основным понятиям в сфере государственной социальной помощи можно отнести так же такие понятия, как набор социальных услуг, субсидия, социальный контракт и другие. Все эти понятия четко в законодательстве и современной научно-юридической литературе.

Из анализа правовых актов ясно, что под видами государственной социальной помощи понимается денежная форма и натуральная форма.

Социальная помощь - это сложный правотворческий и правоприменительный процесс. Он опирается на нормы международного и российского права. Все условия, возможности, формы, виды, объемы оказания государственной социальной помощи скрупулёзно регулируется нормативно-правовыми актами. Особенно важно назвать следующие источники права:

- Конституция РФ, определяющая Россию как социальное государство.

- Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в редакции от 05.12.2022 N 470-ФЗ.

- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" .


- Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ в редакции от 28.12.2022 N 569-ФЗ.

- Федеральный закон "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" от 05.04.2003 N 44-ФЗ в редакции от 24.04.2020 N 125-ФЗ.

- Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 28.07.2020) "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021) и другие.

Сам правотворческий процесс включает в себя не только издание законов и подзаконных правовых актов, но и исполнение всей совокупности актов, норм и мер.

Во втором разделе был проанализирован и описан порядок предоставления социальной помощи населению с момента подачи заявления и до того момента, когда помощь может быть прекращена. Законодательство четко определяет круг лиц, которые могут претендовать на получение государственной социальной помощи. Однако, исследование показало, что перевод части законодательства на региональный уровень привело к тому, что в разных субъектах страны одни и те же категории граждан оказываются по-разному обеспечены такого рода помощью, что вносит элементы социального неравенства. При этом необходимо понимать, что реализация концепции социального государства предполагает отлаженную и эффективную систему осуществления государственной социальной помощи каждому, кто в ней нуждается в равной мере.

Третья глава исследования позволила выявить ряд существующих правовых проблем в сфере оказания государственной социальной помощи. Остановимся на них подробнее.

  1. Эффективное оказание социальной помощи и поддержки населению невозможно без совершенствования соответствующей нормативно-правовой базы, отвечающей современным реалиям и вызовам. Нормативно-правовая база РФ в области оказания государственной социальной помощи населению многообразна, однако, существует проблема отставания законодательства от реальной ситуации, что влечет в свою очередь недостаточное обеспечение нуждающихся.

  2. Изучение зарубежного опыта показал, что существует достаточно много различных специфических техник оказания социальной помощи населению. В том числе альтернативных, позволяющих потребителю самому избрать подходящую для него меру поддержки.