Файл: Социальная помощь как объект правового регулирования теоретический и практический аспекты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 608

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
26.

Таблица 3

Перечень показателей для оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта

Наименование показателя

Порядок расчета показателя

Доля граждан, охваченных социальной помощью на основании социального контракта

Численность граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта в течение отчетного периода/к общей численности малоимущих граждан

Доля граждан, получающих социальную помощь на основании социального контракта, среднедушевой доход которых увеличился по окончании срока действия социального контракта

Численность граждан данной категории/общая численность граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта (в процентах)

Доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых превысил величину прожиточного минимума по региону

Численность граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта/общая численность граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта(в процентах)

Доля граждан, проживающих в семьях с детьми, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта

Численность граждан, проживающих в семьях с детьми, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта/общая численность граждан, проживающих в семьях с детьми(в процентах)

-по данным Всероссийской переписи населения

Доля трудоустроенных граждан трудоспособного возраста, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта

Численность трудоустроенных граждан трудоспособного возраста, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта/общая численность граждан трудоспособного возраста, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта (в процентах)

Доля граждан, зарегистрировавшихся в качестве индивидуальных предпринимателей, реализующих мероприятия социального контракта по осуществлению ИПД

Численность граждан, зарегистрировавшихся в качестве ИП, реализующих мероприятия социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности/общая численность получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта(в процентах)



Основными причинами для отказа в предоставлении социальной помощи являются следующие:

- несоответствие той категории населения, которой законом гарантируется оказание социальной помощи,

- несоответствие условиям предоставления социальной помощи, установленным приказом на уровне региона,

- предоставление неполной или не соответствующей действительности информации об имущественном положении, доходе, составе семьи и т.д.,

- отсутствие или нехватка бюджетных средств на финансирование конкретного вида помощи, если обращения заявителя подано на основании социального контракта.

Однако, если по последней причине было отказано, а впоследствии были выделены дополнительные средства на финансирование социальной помощи по социальному контракту, то в течение 5 рабочих дней с даты уведомления о выделении дополнительных лимитов органы соцзащиты информируют заявителя, которому было ранее отказано27.

Очередность информирования заявителей определяется в порядке очередности подачи ими документов на предоставление социальной помощи на основании социального контракта.

Если был обнаружен факта предоставления заявителем ложной информации, и это в свою очередь привело к получению им социальной помощи, то исполнительный орган уведомляет о выявлении факта нарушения, и выставляет требование возврата полученной в течении 5 рабочих дней с момента обнаружения нарушения. Если нарушитель не исполняет требование добровольно, то это будет сделано в судебном порядке.

Но и в свою очередь отказ в предоставлении социальной помощи может быть обжалован им в судебном порядке заявителем. Отказ в предоставлении социальной помощи не является препятствием для того, чтобы подать заявление на ее получение в другой раз.

Ранее уже говорилось, что оказание социальной помощи производится не на постоянной основе. Нет прямого указания в Законе на максимальный период оказания помощи, это означает, что получать ее можно до тех пор, пока есть основания и причины на данную поддержку.

Бывают, однако, случаи, что гражданин и сам отказывается от получения помощи. Для этого достаточно обратиться в ПФР по месту жительства. Допускается как полный, так и частичный отказ от получения социальной помощи – от дополнительной медицинской помощи, от бесплатного проезда на пригородном ж/д транспорте

28.

Заявление об отказе от социальной помощи принимаются до 01 октября лично или в электронном виде. Если в последствии льготник решает поменять свое решение, он должен написать новое заявление, автоматически восстановление льгот не предусмотрено с 2010 года.

Выводы по главе 2.

Итак, адресность – это главная особенность системы государственной социальной помощи. Это означает, что оказание помощи нацелено на определенного человека в соответствии с условиями его проживания, уровнем дохода и т.д. Несоответствие определенной категории населения или условиям предоставления социальной помощи, а также представление неполной или недостоверной информации являются основанием для отказа в предоставлении государственной социальной помощи.

Правовая база социальной защиты граждан — это взаимосвязанная система нормативных правовых актов и стандартов, которые регулируют организацию и функционирование учреждений социальной защиты и административных органов, регулируют порядок их создания. Нормативными источниками социальной защиты являются нормативные акты и соглашения, содержащие нормы, определяющие порядок, условия и гарантии реализации социальной защиты граждан. В эту систему входят международные договоры России, конвенции и рекомендации международных организаций, Конституция Российской Федерации, конституции республик и уставы других субъектов, законы и постановления, коллективные конвенции и соглашения, трудовые договоры (контракты).


Глава 3. Практические проблемы и пути совершенствования государственной социальной помощи в России.
Правовое регулирование социальной помощи нуждающимся определено в первую очередь Конституцией РФ, которая провозглашает РФ социальным государством. Кроме того, поправки к Конституции РФ, введенные в 2020 году закрепляют данный принцип в статьях 71, 72, 75 др. В современном мире борьба с бедностью осуществляется в правовых рамках, регламентируется законодательством. Именно поэтому важно обращать внимание на правоприменительные проблемы. Особенно в последнее время на всех уровнях власти произошли существенные изменения, связанные с регулированием вопросов социальной помощи и обеспечения. Однако, в то же время следует учитывать ограниченность средств региональных и местных бюджетов, что в свою очередь не позволяет в полной мере организовать меры социальной помощи. Как результат кризисных экономических явлений – необходимость постоянного совершенствования и внесения поправок в систему социального законодательства. Сегодня можно смело сказать, что проводимая монетизация льгот, отход от централизованной системы оказания социальной помощи к многоуровневой системе привели к противоречиям принципов равенства и социальной справедливости. Так то, что разных льготников отнесли к разным уровням бюджетной системы, нарушило возможность справедливого оказания социальной поддержки29.

Среди некоторых юристов появилось предложение о разработке специального кодекса по примеру ряда европейских государств – Социального кодекса. С одной стороны, это позволит упорядочить весь накопленный правовой опыт в сфере социальной государственной помощи, с другой стороны есть опасения, что это приведет к тому, что право социального обеспечения растворится в массе разного рода социально-правовых норм, а также это приведет к усилению коллизионности парового регулирования социальной помощи. Именно поэтому сейчас скорее важно систематизировать максимально эффективно действующую кодификацию.

Одной из проблем правового регулирования является терминологические несостыковки. Зачастую в различных нормативно-правовых актах нарушена терминологическая взаимосвязь – используются разные понятия, означающие одни и те же явления или процессы.

В качестве примера можно привести областное законодательство Ленинградской области. Так, в Социальном кодексе Ленинградской области (с изм. от 10.02.2022) по отношению к государственной социальной помощи используется термин «вид», а в другом НПА - Постановлении Правительства Ленинградской области от 04.04.2018 № 117 (с изм. от 30.12.2021) используется термин «форма».


Другой, возможно даже более серьезной правовой проблемой, является отсутствие четких стандартов оказания социальной помощи. К общему перечню можно отнести следующие проблемы:

- отсутствие государственных стандартов оказания социальных услуг;

- недостаточная информированность населения по вопросу предоставления социальной помощи;

- определение границ между федеральными и региональными органами власти в части реализации социальной политики.

Исходя из этого, а также учитывая, что в последние годы постоянно меняются критерии, виды, способы оказания социальной помощи населению, главной проблемой остается создание эффективной правовой модели оказания государственной социальной помощи. При этом важно учесть, что правовая работа должна затронуть как сферу оказания социальной помощи вообще, так и конкретные виды социальной помощи с учетом региональной и видовой специфики.

Социальная помощь малообеспеченным категориям населения сегодня одна из приоритетных государственных задач. По данным Росстата за 9 месяцев 2021 года 17,6 млн человек или 12,1% - граждане с доходами ниже границы бедности30. За этот же период размер социальных выплат составил 10,5 трлн руб. Численность населения страны с доходами ниже границы бедности по сравнению с аналогичным периодом 2020 года в 2021 года снизилась на 2,8 млн человек. Однако, в связи с последними событиями в Украине и санкциями, наложенными на РФ, этот показатель неизменно вырастит. А значит увеличится число людей, нуждающихся в социальной поддержке. Условия новые, причины роста безработицы и бедности, масштабы возможных потерь не сопоставимы с теми, что были несколько лет назад. А значит необходимо вводить новые правовые формы, акты, гарантирующие поддержку нуждающимся категориям населения. Пока для оценки количества нуждающихся граждан Правительство РФ намерено использовать значение границы бедности, основанное на стоимости потребительской корзины, учитывая уровень инфляции.

Для выявления проблем правового регулирования оказания социальной помощи и изучения проблемы оценки малообеспеченности в г. Челябинск было проведено анкетирование на базе Отдела социальной защиты населения. Цель исследования – получение информации о видах получаемой помощи и о действиях, предпринимаемых для улучшения своего положения получателями социальной помощи. Было опрошено 60 человек, трудоспособные в возрасте от 25 до 55 лет, 30 мужчин и 30 женщин.