Файл: Социальная помощь как объект правового регулирования теоретический и практический аспекты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 607
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Другой составляющей прожиточного минимума являются обязательные платежи и сборы. В соответствии с конституцией РФ каждый гражданин обязан платить законно установленные платежи и сборы. Статус малоимущего не освобождает от обязанности, и наравне с другими гражданами малоимущие обязаны платить обязательные платежи и сборы в бюджет со своих доходов. Однако для малообеспеченных очень часто уплата налогов и сборов является тяжелым бременем. Поэтому обязательные платежи так же являются включенными в минимальный прожиточный минимум.
Кроме граждан Российской Федерации право на социальную государственную помощь могут иметь лица, находящиеся в России на законных основаниях, то есть беженцы, вынужденные переселенцы, иностранные граждане и лица без гражданства, но при соблюдении ими условий на получение такой помощи.
Среднедушевой доход членов семьи рассчитывается исходя из суммы всех доходов семьи, что позволяет сузить количество получателей государственной социальной помощи. Так, если в семье, состоящей из двух и более человек, доходы мужа ниже установленного прожиточного минимума, а общий доход семьи, включая пенсии и доходы жены, выше прожиточного минимума, это не дает супругу оснований для получения социальной помощи. Это право предоставляется только в том случае, если среднедушевой доход на всю семью является ниже установленного прожиточного минимума.
Федеральный закон устанавливает порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе от принадлежащего на праве собственности имущества. Таким законом является Федеральный закон от 5 апреля 2003 года №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» в редакции от 24.04.2020 N 125-ФЗ. Для учета доходов семьи или дохода одиноко проживающего гражданина собираются сведения сведений о составе семьи, о доходах членов семьи, о принадлежащем им имуществе на праве собственности. Все перечисленное указывается в заявлении об оказании государственной социальной помощи.
Среднедушевой доход семьи или доход одиноко проживающего гражданина рассчитывается органом соцзащиты населения. Для расчета берутся суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за 3 последние календарные месяца, которые предшествовали месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.
Для расчета среднедушевого дохода семьи учитывается сумма доходов каждого члена семьи (и в денежной, и в натуральной форме), а также товары/услуги и иное имущество. Определяется стоимость этих товаров/услуг/имущества, исходя из цен, определяемых в порядке, установленном статьей 40 НК РФ. В указанные доходы не включаются плоды и продукция, которые получены на земельном участке и использованы для личного потребления семьи или одиноко проживающего гражданина. Доходы учитываются в полной сумме, то есть до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации устанавливает перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи
23.
В частности, при расчете указанного среднедушевого дохода учитываются следующие виды доходов:
-
средняя заработная плата -
заработная плата, сохраняемая на время отпуска -
пособие по временной нетрудоспособности -
пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях до 12 недель беременности -
все виды пенсий -
стипендии -
доходы от реализации и сдачи в аренду недвижимости, транспортных и иных механических средств -
доходы от реализации плодов продукции личного подсобного хозяйства -
проценты по банковским картам -
алименты -
дивиденды по акциям -
оплата по договорам -
доходы от предпринимательской деятельности -
авторские вознаграждения -
денежные эквиваленты полученных льгот и т.д.
Важная ремарка - заработная плата учитывается в доходах семьи в месяце ее фактического получения. Все суммы доходов от аренды имущества делятся на количество месяцев, за которые они получены, и учитываются в общих доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период для начисления социальной помощи. Суммы непостоянных оплат (сезонных, временных, выполняемых по срочным трудовым договорам работ) делятся на количество месяцев, за которые они начислены.
Таким образом, проанализировав предусмотренный порядок, можно сделать вывод, что законодатель максимально закрепил все возможные виды доходов, чтобы упростить процедуру расчета среднедушевого дохода, для назначения государственной социальной помощи.
Как видно из вышесказанного, в доходе не учитываются оказанная ранее государственная социальная помощь и единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного здоровью человека, либо его имуществу, а также не учитываются ежемесячные суммы - расходы на медицинскую и социальную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы. В состав малоимущей семьи включаются совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство: супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.
Однако есть исключение. Так, при расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются: военнослужащие по призыву, обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования, отбывающие наказание в виде лишения свободы, и находящиеся на принудительном лечении по решению суда. Так как данные категории лиц находятся на государственном обеспечении.
Для решения вопроса о признании семьи малоимущей среднедушевой доход рассчитывается путем деления 1/3 суммы доходов на всех членов семьи за расчетный период на количество членов семьи. Доход малоимущего одиноко проживающего гражданина определяется просто как 1/3 суммы его доходов за расчетный период.
За счет средств федерального бюджета право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и/или ежемесячных денежных выплат имеют следующие категории граждан:
- инвалиды войны;
- участники Великой Отечественной войны;
- ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»;
- военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и других учреждениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года;
- военнослужащие, награжденные орденами и медалями за службу в указанный период;
- лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
- лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и так далее;
- члены семей погибших инвалидов и участники войны, ветеранов боевых действий;
- инвалиды всех групп, включая детей-инвалидов.
За счет средств регионального бюджета право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и/или ежемесячных денежных выплат имеют следующие категории граждан:
- ветераны труда;
- труженики тыла;
- пострадавшие от политических репрессий.
Право на пользование любыми социальными услугами возникает у гражданина только когда его включают в Федеральный регистр как льготника. В связи с этим иногда возникает проблема, на которую нельзя не обратить внимание, связанная с правом пользования социальным пакетом - по лекарственному обеспечению и бесплатному проезду на пригородном железнодорожном транспорте у инвалидов - в период переосвидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы. В силу определенных бюрократических нюансов, перерыв между окончанием срока установленной ранее группы инвалидности и ее подтверждением может занимать от одного до нескольких месяцев. На этот период инвалид исключается из Федерального регистра и не может пользоваться набором социальных услуг.
Таким образом, важнейшим условием для предоставления государственной социальной помощи нуждающимся лицам является получение статуса малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Либо необходимо принадлежать к одной из категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг24.
Получение малоимущими помощи является их субъективным правом, которым они могут воспользоваться. Согласно Федеральному закону «О государственной социальной помощи», государственная социальная помощь назначается по решению органа социальной защиты населения по месту жительства или пребывания малоимущих, на основании заявления в письменной форме от себя лично или от имени своей семьи, а также заявления любого законного представителя гражданина опекун, попечитель) в органы социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания. Государство предоставляет право на получение данной помощи, а вот реализация данного права имеет добровольный характер25.
Действия, определенные законом для получения социальной помощи:
- Обратиться с письменным заявлением о предоставлении государственной социальной помощи в органы социальной защиты населения. В заявлении указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи, о принадлежащем ему или его семье имуществе на праве собственности;
-Собрать необходимые документы, сведения о доходах. Представленные сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки. Организации, дающие справки о доходах, несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах. Тем, кто предоставил недостоверные сведения, отказано в оказании помощи государства. Данное положение очень важно, так как данная помощь - адресное рациональное использование бюджетных средств. Увеличение числа получателей социальной помощи привело бы к тому, что денежных средств не достаточно, так как социальная помощь оказывалась бы не только малоимущим, но и другим лицам, что прямо противоречило бы закону.
- Получение уведомление о назначении государственной социальной помощи. Такое уведомление должно быть направлено заявителю не позднее, чем через 10 дней после обращения и предоставления полного комплекта документов. Либо, если есть необходимость проведения проверки сведений о доходах, условиях проживания и т.д., орган социальной защиты должен дать в указанный срок ответ с уведомлением о ее проведении. И тогда окончательный ответ заявителю должен быть дан не позднее, чем через 30 дней после подачи заявления. В случаях, когда гражданин, имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, она устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер выплаты. Данная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Часть суммы ежемесячной денежной выплаты, как указывалось выше, может направляться на финансирование предоставления набора социальных услуг в соответствии с законом «О государственной социальной помощи». Граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган ПФР по месту жительства.
Граждане, получающие пенсию в территориальном органе ПФР, подают соответствующее заявление в территориальный орган ПФР, по месту выплатного дела. Там же им выдаются справки, подтверждающие их право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В справке указывается категория льготника, срок назначения ежемесячной денежной выплаты, а также социальные услуги (социальная услуга), на которые гражданин имеет право.
Граждане могут обратиться за данной выплатой в любое время после возникновения права на нее путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Перечень документов, рассматриваемых территориальным органом ПФР при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой, предусмотрен Приложением №3 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации. Ежемесячная денежная выплата начисляется с учетом волеизъявления гражданина об отказе от получения набора социальных услуг.
Итак, чтобы получить государственную социальную помощь, малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане должны обратиться с заявлением в органы социальной защиты населения по месту жительства. Если же граждане, имеют право на получение целого набора социальных услуг, они должны подать письменное заявление в территориальный орган ПФР.
Предоставление или отказ в предоставлении государственной социальной помощи принимается на уровне субъекта специальным органом – органом социальной защиты населения. По закону решение должно быть принято в течение 10 дней со дня обращения нуждающегося. В случае отказа, уведомление должно содержать основания, по которым вынесено отрицательное решение.
Как уже упоминалось в исследовании, в рамках принятия решения о предоставлении или отказе в помощи, осуществляется процедура обследования материально-бытовых условий, в которых проживает заявитель и его семья.
Для оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта разработана методика для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции в сфере социальной защиты населения