Файл: Введение актуальность данного исследования включает в себя, по меньшей мере, два аспекта.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В начале 20-х годов XIII века в Страсбург пригласили скульпторов из Шартра, которые были носителями совершенно нового, готического, стиля. Так что собор, как, собственно, и весь Эльзас, стал сплавом немецкого и французского стилей. Это проявилось, в частности, в том, что в витражах использовались как красный и синий (типично французские), так и зелёный (характерный для немецких соборов) цвета.

Сразу же после завершения хора и трансепта в позднероманском стиле началось строительство нового готического центрального нефа. Это свидетельствует о пристальном внимании к последним достижениям французской архитектуры. От старого романского нефа на тот момент остался только фундамент. Центральный неф, строившийся в эва этапа (1235-1245 и 1253–1275 гг.), представляет собой чистый образец французской готики. Стилистически переход между различными частями собора был оформлен довольно тонко. Неф воздвигнут на фундаменте прежнего здания, выстроенного в XI веке. Планируя высоту центрального нефа, архитектор учел сооруженное ранее средокрестие (место пересечения главного нефа и трансепта), превысить размеры которого было невозможно. В итоге центральный неф приобрел пропорции, совершенно необычные для готического собора: ширина центрального нефа в Реймсе — 30 м, а в Страсбурге — 36 м; высота же центрального нефа в Реймсе — 38 м, а в Страсбурге — 32 м. Однако при этом страсбургскому архитектору удалось создать самую современную для Германии той эпохи постройку. Причем он не просто заимствовал формы французской готики, но и развивал их.

Строительство фасада собора в Страсбурге началось вскоре после завершения центрального нефа, в 1275 году. Фасад заметно превосходит по своим масштабам более ранние части здания, из-за чего представляется наблюдателю главным элементом всей конструкции собора. Не случайно сооружение его началось в тот период, когда Страсбург добился экономического процветания, а жители города освободились из-под власти епископа (работами стал руководить магистрат). В хрониках того времени строящийся собор воспевался как примета наступающего золотого века.

Оригинальный план фасада, разработанный Эрвином фон Штейнбахом (Эрвином из Штейнбаха) (Erwin von Steinbach) (так называемый «План B», Projet B),
предполагал два яруса (второй — с очень сложной центральной розеткой), три портала и две башни. Искусствоведы признают этот проект как весьма неординарный, отдельно стоящий и очень талантливый. По мере того как строительство продвигалось вперед, Эрвин вносил коррективы и добавлял новые детали, разработав сначала План C, а затем и План D. Однако в 1298 году, из-за пожара, работы были приостановлены и продолжены только в 1318 году, уже после смерти мастера Эрвина. К этому моменту второй ярус был уже частично завершен. До 1339 году работами руководил сын мастера Эрвина Иоганн. Затем строительство продолжил мастер Герлах (Gerlach). В 1355-1365 гг. он возводит третий ярус.

Но в это время волна энтузиазма, связанного с финальной, как казалось, стадией работ, сходит на нет. Страх землетрясения (в 1365 году из-за подземных толчков очень сильно пострадал Базель), финансовые трудности, а также людские потери, вызванные эпидемией чумы 1349 года, — все эти факторы привели к отказу от строительства шпилей. Разрабатывается новый проект, который предусматривает создание галереи апостолов над центральной розеткой и башни-беффруа со стрельчатым навершием. В 1365 году обе башни достигают уровня нынешней смотровой площадки (платформы на высоте 66 м), в результате чего фасад приобретает облик, схожий с силуэтом Нотр-Дам-де-Пари. Но затем пространство между башнями было заполнено центральной башней-беффруа, после чего на северной башне была возведена колокольня (34м+66м=100м), а на колокольне — шпиль (42м+34м+66м=142м).

Вопрос о том, какую роль сыграл в проектировании фасада Эрвин из Штейнбаха (Erwin von Steinbach), впервые упомянутый в письменных источниках в 1284 году, до сих пор остается спорным. Однако всеми признано, что фасад этот, кто бы ни был его автором, — работа очень талантливого мастера, причем в высшей степени оригинальная. Фасад Страсбургского собора производится настолько потрясающее впечатление, что с первого взгляда может показаться символом истинного средоточия всего христианского мира.

В 1371 году руководство работами берет на себя преемник Герлаха мастер Конрад (Conrad), который и создает галерею апостолов над центральным окном-розой. После смерти мастера Конрада строительством руководит Михаэль из Фрайбурга (Мишель де Фрейбург) (Michael von Freiburg) (1383-1388). Он и возводит центральную башню-беффруа —

среднюю часть, заполнившую пустое пространство между двумя боковыми башнями. После него работу заканчивал Клаус фон Лор (Claus von Lohre) (1388-1399). Однако полученный фасад не удовлетворил членов магистрата, и в 1399 году они обратились к Ульриху фон Энзингену (Ulrich von Ensingen) (1399-1419), который начинает возводить шпиль. После смерти мастера Ульриха работы по возведению шпиля закончил Иоганн Хюльц (Johann(es) Hültz).

В 1518 году в Страсбург приходит Реформация. Лютеранство быстро распространяется в регионе благодаря изобретению книгопечатания Иоганном Гутенбергом и активному развитию издательского дела. В 1524 году город окончательно принимает новое учение и церкви переходят в руки протестантов (кафедральный собор Страсбурга становится протестантским в 1529 году). Однако в 1549 году распоряжением Карла V в Страсбургском соборе было восстановлено католическое богослужение сроком примерно на десять лет, до 1561 года. Затем собор снова стал протестантским. А в 1681 году Страсбург отходит к Франции и кафедральный собор, а заодно и еще сорок церквей, возвращаются католикам. В течение бурного периода Реформации и религиозных войн собор лишился своего обычного мецената (католической церкви), что привело к обеднению его убранства.

Во время Революции собор понес новые потери. Пострадало 230 статуй (к счастью, 67 из них коллегии управляющих удалось спрятать и спасти). А в 1793 году революционеры потребовали разрушения соборного шпиля, который своей необычайной высотой противоречил настроениям всеобщего равенства. Один житель Страсбурга, кузнец по фамилии Зюльтцер (Sultzer), нашел увёртку: он убедил революционеров в том, что столь заметная вершина, как шпиль Страсбургского собора, видная на многие километры в долине Рейна, может использоваться как символ, оповещая всех вокруг, что в этом крае теперь страна свободы. Чтобы это продемонстрировать, кузнец предложил надеть на вершину башни огромный фригийский колпак. Так и было сделано. Шпиль был спасен.

В 1870 году, во время Франко-прусской войны, пострадали крыша и шпиль собора. В 1944 году, во время американских бомбардировок, была сильно повреждена центральная башня и северный боковой неф. Но после проведения реставрационных работ оригинальный облик собора удалось восстановить.

Из всех элементов наружного убранства храма особенно выделяется башня со шпилем. Из двух задуманных башен возвести, как известно, удалось только первую. От закладки первого камня до момента, когда башня со шпилем ознаменовала собой окончание строительства, прошло более четырех веков: единственная (северная) башня собора относится к 1419–
1439 гг.

Строительство фасада и башен (которых тогда планировалось построить две) было начато Эрвином фон Штейнбахом (Erwin von Steinbach): легендарный мастер руководил работами с 1284 по 1318 год. Мастер Иоганн Герлах (Gerlach) (1341-1371 гг.) возвел башни до уровня платформы (смотровой площадки, 66 м). Михаэль фон Фрейбург (Michael von Freiburg) продолжил работу, и в 1380-х годах центральная башня-беффруа уже возвышалась над окном-розой. Мастер Ульрих фон Энзинген (Ulrich von Ensingen) (строивший также башню Ульмского собора) к 1419 году дошел до основания восьмигранного шпиля. Затем, после смерти Энзингена, работы взял на себя Иоганн Хюльц (Johann(es) Hültz) (1419-1449), мастер из Кёльна. Он полностью пересмотрел проект и вместо постройки довольно простого шпиля, проектировавшегося Эрвином фон Штейнбахом, соорудил весьма сложную конструкцию, в которой каждая из восьми граней несет на себе по шесть маленьких винтовых лестниц, продолжаемых четырьмя другими лестницами и, наконец, венчаемых навершием с крестом. У основания шпиля находятся скульптуры медведя и быка, рассматривающих небо. Также здесь расположены статуи Богоматери и простого смертного, архитектора Ульриха фон Энзингена.

Именно Хюльтц увенчал постройку ажурным пирамидальным шпилем. Возведение шпиля, поднявшегося на 142 м, было завершено Хюльцем в 1439 году. Магистрат остался очень доволен работой Хюльца. Он увидел в гигантской башне не просто венчающую часть собора, но еще и символ могущества и величия Страсбурга. Отметим, что в 1261 году город Страсбург выступил против князя-епископа и, изгнав его, стал республикой, так что, начиная с этого времени, контроль за строительством собора взял на себя городской совет. Таким образом, в отличие от большинства других церковных башен и шпилей, которые обычно прославляют могущество местного духовенства, шпиль Страсбургского собора всегда являлся выражением мощи установившейся в городе республики.

Итак, северная башня была увенчана шпилем в 1439 году. Вторая башня так и не была построена (несмотря на обилие соответствующих проектов) — вероятнее всего, из-за отсутствия средств (хотя, помимо финансовой причины, иногда говорят о том, что к XV веку, когда началась уже эпоха Возрождения, готический стиль и, соответственно, высокие башни со шпилями, просто вышел из моды; кроме того, была и более прозаичная причина, связанная с зыбкостью почвы и риском наклона или даже обрушения всего сооружения в случае возведения второй башни; в 1530 году была предпринята попытка построить небольшую пробную башенку, но во время бури 1533 года она обвалилась, и эта неудача укрепила всех в мысли, что собор следует оставить без изменений).


В хорошую погоду имеет смысл подняться на башню (сегодня смотровая площадка находится на высоте 66 метров, а до конца ХIХ века разрешалось подниматься на самый верх шпиля). Для этого вам понадобится преодолеть 328 ступеней, зато вы будете вознаграждены великолепным видом на достопримечательности и окрестности Страсбурга, Вогезы и Шварцвальд. На башню поднимались многие известные люди, в том числе Гёте (в свою бытность страсбургским студентом он регулярно поднимался сюда, чтобы преодолеть страх высоты) и Стендаль, а также знаменитые русские. Вот, например, какие воспоминания оставил на этот счет Кюхельбекер: «Страсбург лежит невысоко; но вкруг него весь небосклон обставлен горами: со стороны Германии Шварцвальд, со стороны Франции хребет Вогезский. Восхитительное зрелище представляют сии горы с высоты кафедрального собора Мюнстера: я видел их при солнце; далекие белые Вогезы сияли; темно-синий лесистый Шварцвальд чем ближе, тем более подходил к цвету лиловому, и наконец весь амфитеатр городов, сел и виноградников, покрывающих его, являлся моему взору подернут флером красноватого дыма» (ссылка 14, источник 37).

Виктор Гюго так описал свои впечатления от посещения смотровой площадки: «Весь Страсбург расстилается под ногами, старый город с большими крышами, слуховыми окнами церквей и башен, чем-то напоминающий живописный город Фландрии».

Башня в неороманском стиле, возвышающаяся над пересечением центрального нефа и трансепта, была добавлена относительно недавно, в 1874 году. Вплоть до XVIII века здесь было навершие в готическом стиле, впоследствии разрушенное молнией. Разрушенную башенку заменили плоской крышей, на которой установили оптический телеграф. А в XIX веке французский архитектор Гюстав Клотц (Gustave Klotz) соорудил башню, которую мы видим сегодня.

Гюстав Клотц был главным архитектором всего департамента Нижний Рейн. С 1837 по 1880 год он активно занимался строительной и реставрационной деятельностью в этом регионе. В частности, ему принадлежит план реставрации церкви Св. Георгия в Селесте.

Наряду с собором Бамберга, собор в Страсбурге был крупнейшим строительным проектом в области немецкого храмового зодчества XII-XIII веков. В начале 20-х годов XIII века сюда пригласили скульпторов из Шартра, чтобы украсить двухчастный портал южного трансепта статуями в самом современном стиле, так что этот портал собора (ок. 1225) является наиболее древним.