Файл: Г. В. Савицкая Анализ хозяйственной деятельности предприятия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1330
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции - это зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее финансовое состояние предприятия.
Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.
Для определения их уровня можно использовать аналитический и графический способы.
Пример.
Производственная мощность предприятия 1000 шт.
Цена изделия (р)20 тыс. руб.
Выручка (нетто) (В)20 000 тыс. руб.
Постоянные затраты (А)40 тыс. руб.
Переменные расходы на единицу продукции (b)12 тыс. руб.
Переменные расходы на весь выпуск продукции (Зnеρ)12 000 тыс. руб.
Прибыль от реализации продукции (П) 4 000 тыс. руб.
Маржинальный доход (МД = В – Зnеρ)8 000тыс. руб.
Доля маржинального дохода в выручке (Дмд)0,4
Ставка маржинального дохода (СМД)8 тыс. руб.
Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия построим график (рис. 18.2). По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали - себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.
Рис 18.2. Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и ее себестоимостью
По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.
В нашем примере критическая точка расположена на уровне 50% возможного объема реализации продукции. Если пакеты заказов на изделия предприятия больше 50% от его производственной мощности, то будет прибыль. При пакете заказов 75% от возможного объема производства прибыль составит половину максимальной суммы, т.е. 2 млн. руб. Если же пакет заказов будет менее 50% от фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным и обанкротится.
Зона безопасности - это разность между фактическим и безубыточным объемом продаж. Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 1000 изделий, то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 50%, при реализации 700 изделий - 20% и т.д. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.
Полученную зависимость можно представить по-другому (рис. 18.3). При объеме реализации, равном нулю, предприятие получает убыток в размере суммы постоянных расходов (в нашем примере 4 млн. руб.). При объеме 1000 изделий прибыль составит 4 млн. руб. Соединив эти точки между собой, получим на линии Xточку критического объема продаж. В данном случае точка окупаемости (порог рентабельности) будет на отметке 500 ед. или 10 млн. руб. Получен тот же результат, только более простым способом.
Рис.18.3. Определение точки безубыточности
Кроме графического метода, можно использовать и аналитический.
Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели.
Для определения безубыточного объема продаж в стоимостномвыражении необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржинального дохода в выручке:
млн. руб.
Для одного вида продукции безубыточный объем продаж можно определить в натуральном выражении:
шт.
Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100 %, может быть использована формула
Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, тогда формула будет иметь вид
= 750 ед.
Полученная величина в 1,5 раза больше, чем безубыточный объем продаж в натуральном измерении (750 : 500). При этом 500 ед. продукции нужно произвести и реализовать, чтобы покрыть постоянные затраты предприятия, и 250 ед. — для получения 2000 тыс. руб. прибыли.
При многопродуктовом производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении:
тыс. руб.
Для определения зоны безопасности аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула:
или 50%.
Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:
или 50%.
18.6. Анализ факторов изменения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия
Факторы изменения безубыточного объема продаж и зоны безопасности для одного и нескольких видов продукции. Методика расчета их влияния.
Приведенные графики и аналитические расчеты показывают, что безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию. При повышении цен нужно меньше реализовать продукции, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных издержек предприятия, и наоборот, при снижении уровня цен безубыточный объем реализации возрастает. Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности.
Поэтому каждое предприятие стремится к сокращению постоянных издержек. Оптимальным считается тот план, который позволяет снизить долю постоянных затрат на единицу продукции, уменьшить безубыточный объем продаж и увеличить зону безопасности.
Если допустить, что цены за единицу продукции снизились с 20 до 19 тыс. руб., удельные переменные затраты уменьшились с 12 до 10 тыс. руб., сумма постоянных расходов сократилась с 4000 до 3600 млн. руб., а объем производства снизился с 1000 до 920 ед., то критическая величина объема продаж составит
ед.
Способом цепной подстановки можно определить влияние каждого фактора на изменение безубыточного объема продаж:
, ,
, .
Изменение точки окупаемости за счет: | | |
суммы постоянных затрат | 450 500 = -50 ед., | |
цены реализации продукции | 514 450 = +64 ед., | |
удельных переменных затрат | 400 514= -114ед. | |
Итого | 400 500 = -100 ед. |
Зона безопасности при этом увеличится и составит
или 56,5%.
Для факторного анализа зоны безопасности предприятия можно использовать следующую модель:
.
Последовательно заменяя базовый уровень каждой составляющей данной формулы на фактический, способом цепной подстановки определим изменение зоны безопасности за счет объема продаж, суммы постоянных затрат, цены изделия, удельных переменных затрат:
ЗБnл =
(1000 500) ∕ 1000 = 50%,
ЗБусл1= (920 500) ∕ 920 = 45,6%,
ЗБусл2 = (920 450) ∕ 920 = 51,1%,
ЗБусл3 = (920 514) ∕ 920 = 44,1%,
ЗБф= (920 400) ∕ 920 = 56,5%.
В целом зона безопасности предприятия увеличилась на 6,5%, в том числе за счет изменения:
объема продаж: | 45,6 50,0 = -4,4%, |
постоянных затрат: | 51,1 45,6 = +5,5%, |
цены продукции: | 44,1 51,1 = -7,0%, |
удельных переменных затрат: | 56,5 44,1 = +12,4%. |
Если при многопродуктовом производстве безубыточный объем продаж определяется в стоимостном выражении, то для факторного анализа изменения его величины может быть использована следующая модель:
.
Деление затрат на постоянные и переменные и использование категории маржинального дохода позволяет не только определить безубыточный объем продаж, зону безопасности и сумму прибыли по отчетным данным, но и прогнозировать уровень этих показателей на перспективу.
18.7. Определение критической суммы постоянных затрат, переменных расходов на единицу продукции и критического уровня цены реализации
Понятие и порядок определения критической величины постоянных затрат и уровня цены, а также периода окупаемости постоянных затрат.
С помощью маржинального анализа можно установить критический уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов.
Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода и объема продаж рассчитывается следующим образом:
А = VРП(р b),или А = В × Дмд.
Суть этого расчета состоит в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальным доходом при заданном объеме продаж, цены и уровня переменных затрат на единицу продукции. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то предприятие будет убыточным.