Файл: Г. В. Савицкая Анализ хозяйственной деятельности предприятия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1327
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Например, цена изделия 50 тыс. руб., переменные затраты на единицу продукции 30 тыс. руб., возможный объем производства продукции 5000 ед. Требуется определить критический уровень постоянных издержек:
А = VРП(р b) = 5000(50 30) = 100 000 тыс. руб.
При такой сумме постоянных издержек предприятие не будет иметь прибыли, но не будет и убытка. Если же постоянные затраты окажутся выше критической суммы, то в сложившейся ситуации они будут непосильными для предприятия. Оно не сможет их покрыть за счет своей выручки.
Чтобы определить, за сколько месяцев окупятся постоянные затраты отчетного периода, необходимо сделать следующий расчет:
.
Например, годовой объем продаж составляет 2500 млн. руб., постоянные издержки предприятия за год — 600 млн. руб., прибыль — 400 млн. руб. Требуется определить срок окупаемости постоянных издержек.
Сначала определим сумму маржинального дохода и его долю в общей выручке:
МД = 600 + 400 = 1000 млн. руб.
Безубыточный объем продаж (сумма покрытия постоянных затрат) составит:
млн. руб.
Срок окупаемости постоянных издержек будет равен:
= 7,2 мес.
Остальные 4,8 мес. предприятие будет получать прибыль. Следовательно, большая часть года уйдет на возмещение постоянных издержек.
Как видим, критический уровень постоянных издержек является очень ценным показателем в управленческой деятельности. С помощью его можно эффективнее управлять процессом формирования финансовых результатов.
Критический уровень переменных затрат на единицу продукции (b)при заданном объеме продаж (VРП), цене (р) и сумме постоянных затрат (А)определяется следующим образом:
Критический уровень цены (ркρ)определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат:
При объеме производства продукции 4000 единиц, сумме переменных затрат на единицу продукции 35 тыс. руб. и сумме постоянных затрат 120000 тыс. руб. минимальная цена, необходимая для покрытия постоянных расходов предприятия, должна быть
= 65 тыс. руб.
При таком уровне цена будет равна себестоимости единицы продукции, а прибыль и рентабельность - нулю. Установление цены ниже этого уровня невыгодно для предприятия, так как в результате будет получен убыток.
Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реализации продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управленческих решений (различным вариантам оборудования, технологии, цен, структуры производства и т.д.).
Если сумму прибыли представить в виде формулы
П = VРП(р b) А = VРП × Смд А,
где неизвестной величиной является объем продаж в натуральном выражении (VРП), и приравнять прибыль по одному варианту к прибыли по второму варианту
VРП1 × Смд1 А1 = VРП2 × Смд2 А2,
то объем продаж можно найти следующим образом:
.
Можно также определить объем продаж, при котором общая сумма затрат будет одинаковой по различным вариантам управленческих решений, для чего приравнивают затраты по разным вариантам:
VРП1 × b1+ А1 = VРП2 × b2 + А2.
Тогда искомый объем продаж находят следующим образом:
.
На основании проведенных расчетов выбирается один из вариантов управленческих решений.
18.8. Обоснование решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта
С помощью маржинального анализа можно обосновать целесообразность увеличения производственной мощности. Поскольку с увеличением производственной мощности происходит рост суммы постоянных затрат, следует установить, увеличится ли прибыль предприятия и зона его безопасности.
Пример.
| Вар-т А | Вар-т В | Изменение, % |
Объем производства продукции, шт. | 500 | 600 | +20 |
Постоянные затраты, тыс. руб. | 600 | 750 | +25 |
Переменные затраты на единицу | | | |
продукции, тыс. руб. | 3 | 3 | — |
Цена, тыс. руб. | 5 | 5 | |
Выручка, тыс. руб. | 2500 | 3000 | +20 |
Прибыль, тыс. руб. | 400 | 450 | +12,5 |
Безубыточный объем продаж, шт. | 300 | 375 | +25 |
Зона безопасности предприятия, % | 40 | 37,5 | -6,25 |
Срок окупаемости постоянных расходов, мес. | 7,2 | 7,5 | +4,16 |
Следовательно, при увеличении производственной мощности на 20% сумма постоянных затрат возрастет на 25%, а сумма прибыли всего на 12,5%. При этом с увеличением суммы покрытия постоянных затрат уменьшится зона безопасности предприятия и увеличится срок окупаемости постоянных затрат на 0,3 мес.
Окончательное решение об увеличении производственной мощности должно приниматься с учетом окупаемости инвестиций на строительство дополнительных помещений, приобретение и модернизацию оборудования. Учитываются также возможности сбыта продукции, создание новых рабочих мест, наличие необходимых материальных и трудовых ресурсов и т.д.
Следует учитывать также эффект кривой опыта (ЭКО), сущность которого состоит в том, что по мере увеличения производства, наращивания производственных мощностей происходит постепенное снижение переменных затрат в связи с повышением уровня стандартизации производственных процессов, квалификации и профессионализма кадров, совершенствования техники, технологии и организации производства.
Опыт развитых стран показывает, что при каждом удвоении производства продукции вновь созданная стоимость на единицу продукции снижается примерно на 20-30%.
График ЭКО выглядит примерно так (рис. 18.4).
Рис. 18.4. Зависимость затрат от объема производства продукции
Эффект кривой опыта проявляется не автоматически, а реализуется при условии постоянного повышения квалификации персонала, внедрения новой техники, новых технологий и рациональных предложений. Администрация предприятия должна постоянно заботиться о проведении текущих улучшений, способствующих снижению затрат на производство продукции.
Предположим, что при увеличении производственной мощности на 20% переменные издержки на единицу продукции за счет роста производительности труда и снижения материалоемкости снизятся на 5% и составят 2,85 тыс. руб. Тогда предприятие получит прибыль в размере
П = VРП × (р b) – А = 600 × (5 2,85) 750 = 540 тыс. руб. (+35%).
Безубыточный объем продаж и зона безопасности составят
шт.
%.
Следовательно, с учетом реализации возможностей кривой опыта увеличение производственной мощности выгодно для предприятия, поскольку это способствует увеличению прибыли на 35%, зоны безопасности на 2%, сокращению срока окупаемости постоянных затрат на 0,2 месяца.
18.9. Аналитическая оценка решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже критического уровня
Условия, вызывающие необходимость принятия такого заказа. Его технико-экономическое обоснование.
Необходимость принятия дополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции может возникнуть при спаде производства, если предприятие не сумело сформировать портфель заказов и его производственные мощности используются недостаточно полно.
Допустим, что производственная мощность предприятия рассчитана на производство 100 000 изделий, рыночная цена которых 200 руб. Постоянные расходы составляют 7200 тыс. руб. Переменные расходы на изделие — 90 руб. При таких условиях себестоимость одного изделия (С), прибыль (П) и безубыточный объем продаж (Т)составят:
руб.
тыс. руб.
шт.
В связи с потерей рынков сбыта портфель заказов завода уменьшился до 30 000 изделий. Постоянные и переменные затраты в сопоставимых ценах остались на том же уровне. Рассчитаем себестоимость изделия, прибыль и безубыточный объем продаж в изменившейся ситуации.
руб.
П = 30 000 × (200 90) 7 200 000 = -3900 тыс. руб.
шт.
Такой результат объясняется высоким удельным весом постоянных расходов в сумме выручки. При снижении объема продаж постоянные расходы стали непосильными для предприятия.
Чтобы избежать убытков, предприятие будет искать выход из сложившейся ситуации. И если в это время поступит предложение от заказчика на выпуск продукции, которая требует несколько иной технологии и соответственно дополнительных постоянных затрат, то менеджеры предприятия могут принять такой заказ даже по ценам ниже критического уровня. Допустим, заказчик согласился разместить заказ на 50 000 изделий по цене 180 руб., которая ниже рыночного ее уровня. При этом предприятие должно дополнительно израсходовать на конструкторско-технологическую подготовку производства этой партии продукции 160 тыс. руб.