Файл: Г. В. Савицкая Анализ хозяйственной деятельности предприятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1322

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Виды ограничений. Порядок обоснования решения.

Задача выбора оптимального решения значительно усложняется, если требуется учитывать разные ограничения. Примерами ограничений при принятии решений в бизнесе могут быть:

а) объем реализации продукции (существуют границы спроса на продукцию);

б) трудовые ресурсы (общее количество или по профессиям);

в) материальные ресурсы (недостаток материалов для изготовления продукции в необходимом количестве);

г) недостаток фонда рабочего времени оборудования и т.д.

Процесс принятия решений с учетом ограничений предусматривает определение маржинального дохода, который дает каждое изделие на единицу недостающего ресурса. Предпочтение отдается производству тех видов продукции, которые обеспечивают более высокий маржинальный доход на единицу недостающего ресурса.

Пример.

Фирма выпускает два изделия: пальто и куртки.

Исходные данные для анализа:

Показатель

Пальто

Куртки

Итого

Удельные переменные расходы, руб.

4800

3900




Цена изделия, руб.

7500

6000




Расход материала на изделие, м

3

2




Маржинальный доход на единицу продукции, тыс. руб.

2700

2100




Маржинальный доход на 1 м ткани, тыс. руб.

900

1050




Спрос, ед.

5000

8000




Требуемый расход ткани, м

15 000

16 000

31000

Наличие ткани, м







25 000


Расход ткани ограничен 25 000 м, постоянные затраты — 15 000 тыс. руб. Требуется составить план, который обеспечит получение максимума прибыли.

Ограничивающим фактором являются материальные ресурсы. Несмотря на то что пальто имеют более высокий маржинальный доход на единицу продукции, чем куртки, из материала, который необходим для изготовления двух пальто, можно сшить три куртки. Поскольку производство курток обеспечивает больший маржинальный доход на 1 м ткани, их должно быть выпущено столько, сколько требует спрос, а остальная ткань будет использована на выпуск пальто. Прибыль по этому варианту составит 9900 тыс. руб. (табл. 18.5).

Таблица 18.5

Обоснование структуры производства продукции при дефиците материальных ресурсов

Показатель

Пальто

Куртки

Итого

Вариант 1










Объем производства, шт.

3000

8000




Расход ткани, м

9000

1 6 000

25 000

Маржинальный доход, тыс. руб.

8100

1 6 800

24 900

Постоянные затраты, тыс. руб.







15000

Прибыль, тыс. руб.







9900

Вариант 2










Объем производства, шт.

5000

5000




Расход ткани, м

1 5 000

1 0 000

25 000

Маржинальный доход, тыс. руб.

1 3 500

1 0 500

24 000

Постоянные затраты, тыс. руб.







15000

Прибыль, тыс. руб.







9000


Заметим, что второй вариант, при котором сначала изготавливают максимально возможное количество пальто, не будет более доходным. Можно сшить 5000 пальто из 15 000 м ткани, а из остальных 10 000 м –– 5000 курток. Маржинальный доход и прибыль в этом случае составят:

МД = 5000 × 2700 + 5000 × 2100 = 13 500 + 10 500 = 24 000 тыс. руб.,

П = 24 000 – 15 000 = 9000 тыс. руб.

Следовательно, производство курток - более выгодный путь использования дефицитного ресурса, в данном случае ткани.

Аналогичным образом максимизируется величина прибыли по трудовым ресурсам и по оборудованию, которые могут быть одновременно использованы на производстве нескольких изделий. Только в данном случае нужно учитывать маржинальный доход за человеко-час, машино-час и т.д.

Например, на предприятии для изготовления одной и той же продукции можно использовать две различные машины. Следует решить, на какой из двух машин целесообразно выполнить заказ в 1200 изделий, если их максимальная загрузка не может превышать 3000 ч в год. Ограничивающим фактором в данном случае является портфель заказов.

Таблица 18.6

Обоснование вариантов использования оборудования для выполнения заказа

Показатель

А

Б

Итого

Затраты машинного времени на изделие, ч

3

5




Объем выпуска продукции возможный, шт.

1000

600

1600

Цена изделия, тыс. руб.

15

15




Переменные расходы на одно изделие, тыс. руб.

6

10




Маржинальный доход на 1 машино-час, тыс. руб.

3

1




Вариант I










Размещение заказа, шт.

1000

200

1200

Сумма маржинального дохода, тыс. руб.

9000

1000

10000

Минус сумма постоянных затрат, тыс. руб.







6000

Сумма прибыли, тыс. руб.







4000

Вариант II










Размещение заказа, шт.

600

600

1200

Сумма маржинального дохода, тыс. руб.

5400

3000

8400

Минус постоянные издержки, тыс. руб.







6000

Прибыль, тыс. руб.







2400


Как видно из табл. 18.6, более выгодно выпустить максимальное количество продукции на машине А, а оставшийся заказ в количестве 200 шт. выполнить на машине Б. Это позволит получить большую прибыль в первом варианте, чем во втором.

Таким образом, деление затрат на постоянные и переменные и использование маржинального дохода позволит более правильно проанализировать разные варианты управленческих решений для поиска наиболее оптимального и получить более точные результаты расчетов. Использование этой методики в практике работы предприятий будет способствовать более эффективному управлению процессом формирования затрат и финансовых результатов.


Глава 19 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Содержание и задачи анализа.

Анализ налогооблагаемой прибыли.

Анализ налогов из прибыли.

Анализ формирования чистой прибыли.

Анализ использования чистой прибыли.

Анализ дивидендной политики предприятия.

19.1. Содержание, задачи и информационное обеспечение анализа использования прибыли

Распределение балансовой прибыли показано на рис. 19.1.



Из рисунка видно, что одна часть балансовой прибыли в виде налогов и сборов поступает в бюджет государства и используется на нужды общества, а вторая часть остается в распоряжении предприятия, из которой производятся отчисления в благотворительные фонды, выплата процентов, экономических санкций и другие расходы, покрываемые за счет прибыли. Оставшаяся сумма — нераспределенная прибыль, которая используется на выплату дивидендов акционерам предприятия, на расширение производства, материальное поощрение работников, пополнение собственного оборотного капитала и т.д.

Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда.

Однако если государство облагает предприятия очень высокими налогами, то это не стимулирует развитие производства, в связи с чем сокращается объем производства продукции и как результат поступление средств в бюджет. То же может произойти, если всю сумму прибыли использовать на материальное стимулирование работников предприятия. В этом случае в перспективе уменьшится производство продукции, так как не будут обновляться основные производственные фонды, сократится собственный оборотный капитал