Файл: Решение 36р от 09. 06. 2007 Москва 2008 ббк 60. 5 Р 74 Учебное пособие подготовлено при поддержке Рособразования по аналитической ведомственной целевой программе Разви.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 521

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организационные исследования
107
ной работы, и здесь внимание в основном концентрируется на пробле- мах администрирования государственных агентств.
Российская и американская ситуации, в которых функционируют
НГО, отличаются в социально-экономическом и социокультурном от- ношении. Однако для нас в данном случае важнее сама специфика не- коммерческого сектора, поскольку именно это определяет содержание образовательных программ, исследований и самой практики управле- ния. Прежде всего, современным НГО приходится действовать в «про- странстве соревнующихся ценностей», на фоне меняющихся приорите- тов общества и организации, вновь возникающих или, напротив, исче- зающих ресурсов, противоречивых критериев эффективной деятельно- сти. Менеджеры оказываются в таких условиях, когда постоянно ставят- ся все новые требования к услугам, предоставляемым организацией, растут социальные ожидания и ужесточается конкуренция за финанси- рование. Тем самым актуализируются такие навыки менеджеров третье- го сектора, которые не во всем совпадают с теми, что применяются их коллегами в государственных и бизнес-организациях. Возможно, наи- более существенное отличие относится к тому, как определять успех ра- боты, поскольку в НГО самым важным мерилом для оценки управления будет качество предоставляемых услуг.
В целом оценивать деятельность менеджера на предмет эффективно- сти можно по критериям наличия у руководителя навыков, необходимых для успешной работы в быстро меняющемся и противоречивом контек- сте. Эти навыки можно разделить на четыре типа, каждый из которых будет преобладающим для той или иной менеджерской позиции в струк- туре некоммерческой организации. Речь идет прежде всего о навыках
преодоления формальных границ организации: осуществление иннова- ций, подготовка проекта, фандрайзинг, взаимодействие с масс-медиа, государственным и бизнес-сектором, правительством или администраци- ей региона, маркетинг. Другой тип менеджерских навыков подразумевает успешное управление человеческими отношениями внутри организации: рекрутинг и отбор служащих и волонтеров, создание и поддержание рабо- тоспособных организационных команд, нон-дискриминационная кадро- вая политика, оценка работы служащих, эффективное принятие группо- вых решений, способность справиться с организационным упадком.
Умелый менеджер некоммерческой организации обладает способ- ностями координации: владеет навыками эффективной письменной ре- чи, информационными технологиями, принципами финансового ме- неджмента некоммерческих организаций, знает новейшие подходы к оценке эффективности услуг и осведомлен о потенциальных опасностях, с которыми приходится сталкиваться некоммерческим структурам. На- конец, «директорские», или прямые управляющие навыки касаются оптимизации работы совета директоров, стратегического и тактического планирования, вопросов слияния или интеграции, выбора и использо- вания консультантов. Весь этот спектр знаний, навыков и способностей менеджера волонтерской организации не только может быть предметом специальных курсов или семинаров, которые иногда организуются са- мими российскими НГО при поддержке международных фондов, но и преподаваться в рамках вузовских образовательных программ на фа- культетах социальной работы и менеджмента.


108
Часть 3
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   23

Стратегия кейс стади в исследовании социальных служб
Понятие кейс стади применительно к методам сбора данных вошло в словарь российской социологии в начале 1990-х годов. В этот период значительных трансформаций в корне изменялась не только социаль- ная и экономическая структура общества, но и способы понимания и объяснения социальной реальности. Падение железного занавеса вы- звало новую волну интереса к исследованиям советского и постсоветско- го общества. Стала очевидной необходимость более глубокого осмысле- ния отдельных сфер жизни советского человека, остававшихся вне ос- новного интереса традиционной российской социологии или нуждаю- щихся в реинтерпретации. Некоторое смещение внимания с макроуров- ня политических схем в приватную сферу оказалось возможным в со- циологии, истории, политологии, гендерных исследованиях тогда, когда стало приемлемым и востребованным широкое применение качествен- ных методов, а именно: включенного наблюдения, нарративного и био- графического интервью, дискурсивного анализа текста.
Для изучения низового уровня социальной политики, где опериру- ют такие агентства и акторы, как социальные службы и социальные ра- ботники, полезным оказывается использование этнографических кейс стади. Сразу отметим, что применение понятия «этнография» относится к трем разным сферам научного знания: дисциплине, жанру и методу
1
Этнография хорошо известна российскому читателю в качестве научной дисциплины, занимающейся исследованием образцов традиционной культуры, быта народов, удаленных от индустриальной цивилизации территориально и во времени. Этнографический подход к социологиче- скому исследованию повседневной жизни современного города, метод сбора данных и жанр представления результатов сегодня вкупе с други- ми качественными методами распространяется в отечественной соци- альной науке. Отличительный признак этнографического исследования
– скрупулезное внимание к деталям, рассмотрение особенностей какого- либо процесса или института посредством включенного наблюдения, глубинных интервью, анализа документов. Применяемые к изучению внутренней жизни учреждений, эти инструменты сбора данных подра- зумевают аналитический интерес к структурам повседневной жизни, организационной культуре во всей совокупности ее проявлений. Прин- ципиальное отличие этой методологии – в той сокращенной дистанции между своим и чужим миром, между социологом и информантом, кото- рая выступает условием естественности ситуации исследования, основой доверия и благожелательного отношения со стороны членов сообщест- ва. Но в то же время для исследователя, применяющего этнографиче- ские методы, такая методология является источником каждодневных испытаний, личностных переживаний и этических дилемм.

Обсудим этнографические кейс стади социальных служб, когда осо- бое внимание уделяется повседневной деятельности организаций. Этно- графия организации является по преимуществу кейс стади (case study) и
1
См. об этом подробнее: Романов П., Ярская-Смирнова Е. «Делать знакомое не- известным…» Этнографический метод в социологии // Социологический жур- нал. 1998. № 1/2. С. 145–160.

Организационные исследования
109
обладает типичными для этого типа исследования методологическими допущениями. Заметим, что такие исследования проводятся на одном объекте – случае (case), каким является некое сообщество, отдельно взя- тое социальное явление, класс действий или область деятельности. Изу- чение случая опирается на анализ частных единиц анализа – личных биографий, отдельных предприятий, населенных пунктов, типов по- требления или трудовой деятельности. Эти случаи оказываются инте- ресными в большей степени, чем индикаторы, или переменные, состав- ляющие схему сбора «сырых» данных в количественных исследованиях.
Организации или другие случаи, выбранные для анализа, можно срав- нивать между собой, составлять классификации. Отчет по разным типам кейс стади содержит описания и рекомендации, в которых акцент дела- ется не на расчете уровня доверия к данным, а на возможности того или иного события, типа социальной практики, способа социального взаи- модействия. С учетом специфики этих полевых практик и особенностей представления результатов в отчете, статье или книге, сложилась опре- деленная система укрепления надежности данных, известная под тер- мином «триангуляция»
1
. Имеется в виду коллективный способ сбора и анализа данных, когда в группе обязательно присутствие исследовате- лей разного пола, расы, возраста, чтобы избежать односторонних ин- терпретаций, вызванных возможными предубеждениями ученого.
В литературе представлены различные типы кейс стади. Например,
Л. Стенхауз
2
выделяет эвалюаторное (направленное на оценку эффек- тивности), образовательное и этнографическое кейс стади. Р. Йин предла- гает свою классификацию, в которой называет такие типы, как аналитиче- ское (объяснительное) и описательное кейс стади
3
. Описательная стратегия заключается в поиске ответов на вопрос «как», и ее задача состоит в под- робном описании некоторого социального явления или института. В свою очередь, объяснительная стратегия отвечает на вопрос «почему» и осущест- вляет поиск причин и факторов, оказывающих влияние на ситуацию.
В этом случае кейс стади не просто позволяет уточнить факты и упорядо- чить массу деталей, но способствует формулированию теории.
Сегодня методология кейс стади является разработанным и широко применяемым в социальных науках инструментарием. В отечественной науке она нашла применение сравнительно недавно, но уже стала источни- ком новых идей и интересных открытий. Перспективным направлением в развитии этой полевой стратегии является исследование организаций. Дос- таточно хорошо известен опыт применения подобных методов к исследо- ванию промышленных предприятий
4
, крестьянского подворья
5
История применения методологии кейс стади зарубежными социо- логами включает целую традицию исследования социальных служб и социальной политики, включая организационную социологию, анализ
1
Романов П. Социальная антропология организаций. Саратов: СГТУ, 1999.
2
Stenhaus L. An introduction to curriculum research and development. London:
Heinemann, 1975.
3
Yin R. K. Case study research design and methods. Thousand Oaks; London; New
Dehli: Sage, 1994.
4
Козина И. Особенности стратегии case study при изучении производственных отно- шений на промышленных предприятиях России // Предприятие и рынок: динамика управления и трудовых отношений в переходный период. М.: РОССПЭН, 1997. С. 30–60.
5
Ковалев Е. М., Штейнберг И. Е. Качественные методы в полевых социологиче- ских исследованиях. М.: Логос, 1999.


110
Часть 3 организационного поведения и прикладной политологии. Опираясь на кейс стади и методы невключенного наблюдения, П. Блау осуществил свое исследование организационных процессов, где продемонстрировал многие достоинства и недостатки этой методологии
1
. Он весьма осторож- но отметил, в частности, что несмотря на то, что выборка в таких исследо- ваниях не является случайной и количество единиц исследования неве- лико, все же на основе сравнения данных возможно сделать определен- ные обобщения по поводу деятельности формальных организаций. В на- шей полевой работе мы тоже исходили из этого предположения и полага- ем, что полученные данные позволяют трактовать рассматриваемые ор- ганизации как типичные примеры учреждений, воплощающих социаль- ные отношения, характерные для современной российской ситуации.
В контексте обсуждения методологии Блау приводит и ряд основ- ных трудностей, связанных с применением наблюдения как основного метода сбора данных. Исследование формальных организаций неиз- бежно сталкивается с такими трудностями, как «хоуторнский эффект»
(возможное влияние наблюдателя на деятельность того субъекта, за ко- торым наблюдают), и поиск типичности в череде наблюдаемых соци- альных взаимодействий. Иными словами, необходим некоторый навык, чтобы определить, какое из взаимодействий считать важным, типич- ным и существенным с точки зрения исследования. Эти соображения были положены в основу целого ряда исследований организаций, отно- сящихся к системе социального обеспечения.
Так, в своем исследовании отделов регистрации в социальных службах нескольких британских городов Э.С. Холл уделил особое вни- мание вопросам методологии, в частности проблеме «хоуторнского эф- фекта»
2
. Холл замечает, что если на ранних стадиях исследования при- сутствие исследователя и оказывает определенное влияние на организа- ционный контекст, то с течением времени значение этого эффекта осла- бевает и перестает быть сколько-либо существенным
3
. Британский ис- следователь проводил свое исследование достаточно долго, и работники социальной службы перестали воспринимать его как нечто непривыч- ное: «я работал в отделе более года, прежде чем занялся непосредствен- но практиками регистрации клиентов, и к тому времени воспринимался, в значительной степени, как элемент меблировки». В нашем проекте в ряде случаев мы были лишены такой роскоши, как символическое пре- вращение в деталь интерьера, ввиду того, что полевые исследователи работали в проекте лишь по совместительству и не могли уделить столь- ко времени проведению этнографического наблюдения, сколько бы хо- телось. Однако шестеро наших коллег работали в исследуемых органи- зациях, что в некоторой степени делало их инсайдерами в отношениях с информантами. Другие исследователи задействовали свой социальный
1
Blau P. M. The dynamics of bureaucracy: a study of interpersonal relations in two agencies. Chicago: Chicago University Press, 1963.
2
Название этого феномена восходит к практике «Хоуторнского проекта» (1927–
1932), где социальные психологи и организационные антропологи из Чикагского университета под управлением Э. Мейо применяли метод наблюдения и впервые описали трудности, связанные с его использованием. «Хоуторнский эффект» хорошо описан в отечественной литературе, например: Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект-Пресс, 1995.
3
Hall A.S. The point of entry: a study of client reception in the social services. London:
Allen and Unwin, 1974.