Файл: Решение 36р от 09. 06. 2007 Москва 2008 ббк 60. 5 Р 74 Учебное пособие подготовлено при поддержке Рособразования по аналитической ведомственной целевой программе Разви.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 523
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
116
Часть 3 социальной структуры, распознать многообразные системы и факторы неравенства.
Здесь следует учитывать особенности организационного контек- ста, в частности, те властные отношения, которые влияют на позицию респондентов. В организационных исследованиях активно применя- ются методы наблюдения, анализа документов, интервью. Исследова- ния организаций могут быть представлены следующими примерами: анализ проблем взаимодействия специалистов и клиентов в Центре планирования семьи, Центре помощи женщинам, семье и детям; изу- чение трудовых отношений и управления в частном бизнесе; социаль- но-психологическое самочувствие пациентов в медицинском учрежде- нии. Выясняя явные и скрытые установки сотрудников, ценности ор- ганизационной культуры, механизмы власти и контроля, степень удовлетворенности клиентов, исследователи могут проводить оценку эффективности, вырабатывать рекомендации по повышению качества обслуживания.
Первые беседы с сотрудниками помогают определить, кто в органи- зации может быть полезен в качестве источника информации, кто ста- нет ключевым информантом, и какого рода документы существуют. Фи- гура исследователя и особенности его личного опыта становятся весьма значимыми факторами в этой ситуации. Очень часто исследования внутренней жизни организаций ведутся по методу этнографического
кейс стади, или изучения конкретного случая, каким выступает отдель- но взятое учреждение или предприятие.
Полевое этнографическое исследование в качественной парадигме является более гибким и менее структурированным, чем количествен- ное исследование. В организационных исследованиях применяется ме- тоды включенного наблюдения, которое требует известного научного и житейского опыта для того, чтобы определять, какие из ситуаций явля- ются значимыми для исследования и почему. Для того чтобы адекватно воспринимать многообразие организационных контекстов, нужно вы- работать у себя адаптивность и гибкость, оставаясь при этом самим со- бой. В качественном полевом исследовании применяют навыки тща- тельного наблюдения и слушания, записи по памяти и, вообще, регу- лярные записи. До вхождения в поле новичок практикует наблюдение за обычными деталями ситуации и записывает их. Внимание к деталям и записи по памяти могут совершенствоваться по мере накопления практики. Каждодневные записи и личный дневник – это хорошая практика обучения путевым заметкам.
Полевое исследование в качественной традиции начинается с общей темы, а не с детальных гипотез. Исследователь не должен зацикливаться на каких-то первоначальных, может быть ложных, концепциях. Он должен быть хорошо подготовлен, но открыт новой информации. Как считает Л. Ньюман, вход в поле скорее сродни очистке лука, чем открыванию двери, поскольку социальные отно- шения обговариваются и формируются через процесс работы в по- ле
1
. Переговоры имеют место с каждым новым членом группы до тех
1
Neuman L. W. Social research methods: qualitative and quantitative approaches, 2
nd ed. Boston etc.: Allyn and Bacon, 1991. См.: Возможности использования качест-
Организационные исследования
117
пор, пока не разовьются стабильные отношения, позволяющие до- биться доступа к полю и, установив доверие, получить информацию и ослабить враждебные реакции. Исследователю придется снова и сно- ва обговаривать и объяснять, что он делает. Еще одна подготовка к роли полевого исследователя – это познание себя. Работа в поле мо- жет иметь сильное воздействие на идентичность исследователя и ее / его мировоззрение, трансформировать личность исследователя.
Что делает исследователь в поле?
1 1. Наблюдает за обычными событиями и повседневной дея- тельностью, а также за необычными событиями.
2. Непосредственно контактирует с людьми и на личном опы- те переживает процесс повседневной социальной жизни в поле.
3. Приобретает точку зрения человека, который находится внутри изучаемой среды, и в то же время сохраняет аналитиче- ский подход или дистанцированность, присущую аутсайдеру.
4. Использует разнообразие техник и социальных навыков в гибкой манере, как того требует ситуация.
5. Производит данные в форме детальных письменных за- меток, диаграмм, карт, фотографий, которые обеспечивают очень подробную информацию.
6. Видит события как единое целое и по отдельности, но всегда в их социальном контексте.
7. Понимает и развивает в себе эмпатию к членам группы (по- ля), а не просто регистрирует «холодные» объективные факты.
8. Замечает как явные (признанные, сознательные, прогово- ренные), так и скрытые (менее признанные, подразумевае- мые, непроговоренные) аспекты культуры.
9. Наблюдает текущие социальные процессы, не огорчаясь, не вмешиваясь, не навязывая точку зрения аутсайдера.
10. Справляется с сильным личным стрессом, чувством неоп- ределенности, этическими дилеммами и двусмысленностью.
Знание социального контекста в той или иной мере присутствует у социолога изначально. Невозможно представить социального исследо- вателя, полностью отстраненного от той реальности, в которую он по- гружается, совершенно незнакомого с исследуемыми проблемами. Од- нако полная вовлеченность в контекст мешала бы воспринимать свое как чужое или, по образному выражению М. Хаммерсли, «делать зна- комое неизвестным», то есть выявлять в знакомой рутине известных связей характерные элементы, типизирующие данную культурную среду и придающие ей определенную специфику. Являясь «аборигенами», мы часто проходим мимо каких-то событий, которые людям со стороны мо- гут показаться важными и интересными. Поэтому такое значение имеет опыт постоянных обсуждений с коллегами, обладающими другим жиз- ненным опытом. Лишь со временем и тренировкой возникает особое венной методологии в гендерных исследованиях: Материалы семинаров / Под ред. М. Малышевой. М.: МЦГИ, 1997.
1
Там же.
118
Часть 3 чувство отстраненности, помогающее исследовать мир организации из- вне, даже будучи в постоянном непосредственном контакте с ним. Осо- бенную актуальность исследовательская дистанция имеет в аспекте изу- чения властных отношений в организациях. Такого рода взаимодейст- вия скрыты подчас от непосредственных участников, однако постоянно и неумолимо нормируют их жизнь.
Позиция отстраненности подразумевает следующее: ставить под сомнение обычные вещи и замечать обычные детали или смотреть на обычные вещи глазами аутсайдера. Отстраненность помогает исследо- вателю видеть привычное по-новому, а это обнаруживает те аспекты окружения, которые сознательно не осознают члены группы. Позиция отстраненности стимулирует исследователя к тому, чтобы пересмот- реть свой собственный социальный мир. Погружение исследователя в другое окружение нарушает привычный ход мысли и поступков. Поле- вому исследователю необходимы навыки общения и личное обаяние, чтобы установить дружеские отношения. Устанавливая дружеские от- ношения, исследователь верит всему и ничему одновременно, так как подвергает каждый факт рефлексии. Как только полевой исследова- тель достигает понимания точки зрения члена группы, она переходит к следующему этапу – думать и действовать, исходя из позиции члена группы.
В полевом этнографическом исследовании очень важно обращать внимание на жаргон организаций, групп или субкультур
1
. Люди, кото- рые взаимодействуют друг с другом в течение какого-то времени, разра- батывают общие символы и терминологию. Новые слова появляются благодаря особым событиям, предположениям или отношениям. Жар- гон (иначе говоря – свой язык) имеет большое значение для понимания ценностей группы и те способы, какими члены группы постигают мир.
Материалы в полевом исследовании фиксируются, обычно в виде поле- вых заметок. Этика полевого исследования требует, чтобы информанты или те люди, о которых говорится в публикациях на основе собранных данных, дали свое согласие на обнародование их подлинных имен, на- звания организации и города, где эта организация находится. Часто ис- следователи прибегают к зашифровке всех наименований, используя псевдонимы, чтобы достичь анонимности информации. Исследователь, кроме того, должен решить, в какой мере он расскажет о себе и об иссле- довании в той группе, где собирает данные.
В ходе исследования организаций широко используются докумен- тальные материалы. Очень важно при использовании этих источников понять, как и для каких целей они создавались, какие скрытые мотивы двигали их авторами, а также искать то, что не нашло отражение в офи- циальных сводках. Документы, используемые в исследовании организа- ций, приобретают значимость на фоне устных свидетельств очевидцев, их воспоминаний и индивидуальных интерпретаций.
1
Neuman L. W. Social research methods: qualitative and quantitative approaches, 2
nd ed. Boston etc.: Allyn and Bacon, 1991. См.: Возможности использования качест- венной методологии в гендерных исследованиях: Материалы семинаров / Под ред. М. Малышевой. М., 1997.
Организационные исследования
119
Исследования «бюрократии низового уровня»
Понятие «бюрократии низового уровня» было впервые использо- вано Майклом Липски, проводившим исследования среди работников школ, полиции и отделов социального обеспечения, правовых и других служб. У этих работников в самых различных промышленно развитых странах есть сходства как в характере выполняемых ими обязанностей, так и в отношении условий работы. Работа сотрудников социальных служб в низовых структурах организационной иерархии характеризует- ся высокой автономией и постоянным стрессом от перегрузки и эмо- ционального характера выполняемых обязанностей. М. Липски обсуж- дает характер решений, принимаемых низовой (уличной) бюрократией и их эффект в обществе, и приходит к выводу, что по мере возрастания сложности организации возрастает вероятность ошибок в осуществле- нии услуг и реализации власти низовыми чиновниками
1
Исследования показывают, что к настоящему времени завершает- ся кристаллизация бюрократических структур, оперирующих в сфере социальной работы. Это означает, что темпы трансформации служб постепенно сокращаются, а практики контроля становятся все более стабильными, общепринятыми, независимо от профиля деятельности и места, где они осуществляются. Сложившиеся практики отражают и специфику социальной защиты в современных условиях, и особую ор- ганизационную культуру, и разнородное влияние международного опыта в сфере социальной работы, примеряемого в качестве моделей развития на федеральном и областном уровне. Это наследие является весьма противоречивым.
Одним из атрибутов организационной культуры является язык.
Как правило, достаточно длительное выполнение совместной деятель- ности способствует «изобретению» таких словечек, терминов, идиом, которые являются маркером принадлежности к определенному «цеху» или коллективу. Особенности языка помогают опытным членам соци- альной группы узнать «своих», а для новичков, в ходе усвоения куль- турного контекста использование профессионального языка способст- вует более полной идентификации со «своими», принятие их норм и правил действия. Для социального ученого язык учреждения позволя- ет подвергнуть деконструкции идеологию профессии, те ее черты, ко- торые обычно воспринимаются как должное и не обсуждаются. Кроме того, термины, в которых описываются социальные проблемы, явля- ются не только продуктом социальных отношений, но и инструментом их конструирования. Поэтому в последние годы во многих странах клиенты и профессионалы стали бороться против дискриминирующе- го языка дефектологии, психиатрии, социальной работы, в том числе тех ее направлений, которые имеют дело с инвалидами – людьми с особыми потребностями или пожилыми. Эти усилия не напрасны и не случайны, они связаны с развитием социальной работы в направлении гуманизации и демократизации. В связи с этим полезно проанализи- ровать повседневный язык, каким говорят о клиентах, о профессии,
1
Lipsky M. Street-level bureaucracy: dilemmas of the individual in public service. New
York: Russell Sage Foundn., 1980.
120
Часть 3 организации и рутине практической деятельности, анализировать, как выглядит рабочее место и как осуществляются взаимодействия между разными социальными акторами.
Тот факт, что социальная работа слишком часто воспринимается на самом нижнем уровне социальных служб не в качестве специфической профессиональной деятельности, но в виде своего рода оплачиваемого продолжения семейных бытовых обязанностей, имеет разнообразные следствия, отражающиеся на трудовой деятельности. В некоторых слу- чаях это позитивный знак, который указывает на преодоление дистан- ции и социально-классовых барьеров, отделяющих реципиентов соци- альной помощи от всего общества. Но в целом в такой позиции больше недостатков, чем преимуществ. Во-первых, разрушается дистанция ме- жду социальным работником и клиентом, что открывает возможность установления между ними слишком близких (как негативных, так и по- зитивных) отношений. Это препятствует спокойному, ровному выпол- нению служебных обязанностей, «домашние» модели отношений со знакомыми и родственниками переносятся в сферу профессии. Во- вторых, начинают доминировать бытовые этические нормы по отноше- нию к клиентам и профессии, что выражается, например, в пренебре- жении к сохранению тайны личности при обсуждении проблем клиен- тов с третьей стороной.
В свое время британская исследовательница Д. Ворхем говорила, что социальные работники в основном проявляют равнодушие к про- блемам администрирования
1
. Она выражала сожаление, что эти слу- жащие не рассматривают администрирование как творческий процесс и как неотъемлемую часть практики социальной работы. Многие соци- альные работники и политики чувствуют, что одна из важнейших по- требностей и проблем социальной работы сегодня – это развитие более способных, динамичных лидеров, которые могут помочь в формулиро- вании и реализации мер социальной политики, планов и решений, влияющих на население прямым или непрямым образом, с одной сто- роны. С другой стороны, сегодня вузовские преподаватели социальной работы, так же как и практики, отстаивают мнение, что все студенты факультетов социальной работы нуждаются в большем объеме знаний и умений в сфере администрирования перед тем, как покинуть учебное заведение, чтобы они могли сделать больший вклад в обеспечении со- циальными сервисами незащищенные группы населения.
Вопросы и задания
1. Как складывались организационные исследования в сфере соци- ального обеспечения за рубежом?
2. Как понимается эффективность социального менеджмента?
1
Warham J. An introduction to administration for social workers. London: Routlege and Kegan Paul, 1975.