Файл: Решение 36р от 09. 06. 2007 Москва 2008 ббк 60. 5 Р 74 Учебное пособие подготовлено при поддержке Рособразования по аналитической ведомственной целевой программе Разви.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 518

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организационные исследования
111
капитал от предыдущего общения с администрацией и сотрудниками учреждений по поводу практики студентов, написания совместных про- ектов или повышения квалификации.
Кейс стади имеет общие корни с методом индивидуальной социальной работы со случаем (case work), который до сих пор практикуется в качестве важной диагностической процедуры для идентификации условий жизни и проблем клиента. Начиная с 1970 года, за рубежом стратегия кейс стади оказалась востребованной в управлении социальными службами при оцен- ке их эффективности. Результаты такой работы, проводимой независимы- ми экспертами из академических учреждений, содержали не только пози- тивные оценки, но и критику, а также обширные рекомендации по улучше- нию деятельности отдельных направлений. Эти отчеты довольно часто публиковались и становились предметом публичного обсуждения в связи с реформами в социальной политике и поиском оптимальных способов ад- министрирования в этой сфере. В Великобритании значительное внимание уделялось изучению социальных служб на местном уровне. Среди работ этого периода заслуживают внимание исследования отдельных видов со- циальных сервисов и направлений социальной работы, например, с паци- ентами психиатрических клиник, пожилыми, а также с лицами, совер- шившими нетяжкие преступления и отбывающими условный срок заклю- чения. Учитывая многообразие форм социальной поддержки, необходимо принимать во внимание и развитие негосударственных организаций соци- альной сферы.
Контекст и случаи
Концепция кейс стади опирается на определенные представления о природе случая и на аналитическую стратегию, ставшую логическим каркасом для сбора и интерпретации данных. В качестве случая здесь предстают, по сути дела, несколько социальных феноменов, каждый из которых обладает как собственной уникальностью, так и достаточной степенью типичности. Кейс стади, а особенно этнографический вид это- го исследования, – это всегда динамическое балансирование между де- тальной описательностью, фокусирующейся на особенностях той или иной социальной практики, и стремлением выйти на объяснения каких- либо более широких закономерностей. Необходимо стремиться сделать результаты работы полезными для тех, кто изучает разные аспекты постсоветской социальной политики и социальных сервисов в практиче- ских и академических целях, что можно сделать, пытаясь преодолеть уникальность, присущую этнографическим нарративам. Этого можно достичь разными способами, например, помещая в каждое описание элементы теоретического и исторического обзора данного типа органи- зации, профессии, направления социальной политики. На наш взгляд, такой анализ позволяет, с одной стороны, подняться над единичным фактом и поместить его в более целостную, но не статичную, а подвиж- ную картину постсоветской социальной реальности, а с другой стороны, продемонстрировать черты исторической преемственности, проявляю- щейся в самых разнообразных формах.
Какие случаи могут стать предметом прикладного социального ис- следования? Договоримся, что случай представляет собой отдельный


112
Часть 3 фрагмент социальной реальности, рассматриваемый в пространственно- временном измерении и воплощенный в том или ином направлении социальной политики, организационном контексте определенного уч- реждения и действиях конкретных специалистов. Мы можем выбирать случаи в контексте места и времени, учитывая фокус исследования и уровень рассмотрения социальной проблемы. Например, проблема со- циального статуса и социальной защищенности пожилых людей может рассматриваться как в сравнительно-историческом ключе, так и под микроскопом – здесь-и-теперь – в контексте конкретной организации.
Через этот случай конкретной организации мы выходим не только на специфику и эффективность социальной политики, но и на проблему пожилых людей в современной России. Рассматривая школу-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в качестве такого случая, мы можем увидеть, как относятся к инвалидам в нашем обществе, откуда рекрутируются взрослые инвалиды в дом престарелых, а рассматривая социальную политику в отношении инвалидов, мы ана- лизируем ресурсы и барьеры современной ситуации в этой области
1
Случаи не просто взяты в пространственно-временном контексте, они еще дают образ, метафору этого контекста.
В исторической перспективе изучение социальной политики от- ражает конкретный временной срез со всеми своими особенностями и свойствами
2
. Мы подразумеваем здесь изменчивость социально- экономических обстоятельств, особенно ярко проявляющуюся в усло- виях трансформационного периода, с одной стороны, а с другой – тот факт, что любой момент в истории развития какого-либо института предстает перед нами отягощенным (или наоборот, обогащенным, в зависимости от точки зрения) предыдущим опытом. Этот опыт влияет на настоящее и будущее развитие, включает в себя знания поколений людей, вовлеченных в деятельность этой институции и передаваемых из поколения в поколение, а также идеологии, практики работы, осо- бенности организационной культуры, выражаемые в физическом ок- ружении – стенах, мебели, устройстве кабинетов и пространственной организации учреждений. История учреждений, коллективов и от- дельных людей тесно сплетена с историей их физического окружения, и все это является тем наследием, за которое сражаются действующие лица, чему они присваивают наименования, переустраивают, реконст- руируют и создают заново в целях установления своего порядка.
Вот почему, разрабатывая кейс стади, необходимо изучать и пре- доставлять читателям исторический срез проблемы. «Случаи» или об- разцы социальной политики по отношению к семье, пожилым, детям или инвалидам позволяют, опираясь на конкретные факты, проанали-
1
Социальная политика и социальная работа в меняющейся России / под. ред.
П. Романова и Е. Ярской-Смирновой. М.: ИНИОН РАН, 2002; Советская социаль- ная политика 1920–1930-х годов: идеология и повседневность / Под ред. П.В. Ро- манова и Е.Р. Ярской- Смирновой. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2007. – 432 с.
2
Советская социальная политика: сцены и действующие лица, 1940 – 1985 / Под ред. Е.
Р. Ярской-Смирновой и П.В. Романова. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2008. – 376 с.
Социальная политика в современной России: реформы и повседневность/ Под ред.
П.В. Романова и Е.Р. Ярской-Смирновой. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2008. – 456 с.


Организационные исследования
113
зировать те структурные элементы, которые накладываются на живую ткань повседневного опыта людей.
Одна из особенностей работы исследователя социального сервиса – очень трудно сохранять актуальность исследований в стратегии кейс стади, содержащих ускользающий образ времени. Материалы исследо- вания фиксируют социально-исторические факты, подвергая их систе- матической обработке и документированию. Эти материалы предостав- ляют пищу для сравнения, и другие работы, сделанные в этой области коллегами из других социальных служб, городов, могут содержать про- тиворечия, по поднятым в отдельном исследовании вопросам. Эти но- вые материалы и противоречия расширяют границы изучаемой реаль- ности, в политическом аспекте они позволяют обсуждать нововведения с учетом уже представленного контекста или предлагая свое видение си- туации. Важно учитывать особенности методологии этнографического кейс стади современного общества и затруднения, связанные с попыт- ками фиксировать постоянные социальные изменения.
Еще одно измерение «случая», который рассматривается в иссле- дованиях социальной работы, – географическое. Поскольку исследо- вание обычно осуществляется в некотором конкретном населенном пункте, оно может содержать указания на культурный и географиче- ский контекст. Многое в развитии социальной политики в регионе за- висит от приоритетов местной власти – губернаторов, политической или экономической группы интересов, отдельных руководителей ве- домств, корпораций, экономического состояния региона. Кроме того, в одних регионах необходимо отметить наличие традиционных систем соседской поддержки, совершенно отсутствующих в других, а традици- онная роль сообществ в целом по-разному проявляется в городе и селе, различаются и уровень жизни, и содержание и способ формулирова- ния социальных проблем. Этнокультурные особенности управления и социальной поддержки тоже проявляют себя по-разному. Все это зада- ет тот специфический контекст, в котором развивается социальная ра- бота, возникают определенные типы профессиональных качеств и ор- ганизационной культуры. В этом отношении результаты любого ис- следования в стратегии кейс стади, с одной стороны, являются осо- бенными, характерными лишь для одного города, а с другой – ти- пичными, содержат в себе узнаваемые повсюду детали, и отсюда по- является возможность экстраполировать наблюдения и выводы на другие регионы.
Процедура полевого исследования
Несмотря на то, что организация, в которой проводятся кейс ста- ди, хорошо знакома исследователям, как и сотрудники тех служб и ве- домств, с которыми нужно тесно взаимодействовать в ходе выполне- ния проекта, первым важным условием сбора данных является выра- ботка у себя этнографической дистанции
1
. Это подразумевает попытки смотреть на привычные практики так, словно бы они были чужими, под-
1
Романов П., Ярская-Смирнова Е. «Делать знакомое неизвестным…»: Этнографиче- ский метод в социологии // Социологический журнал. 1998. № 1/2. С. 145–160.


114
Часть 3 мечая такие их особенности и свойства, которые в обычных обстоятельст- вах кажутся естественными. Чтобы этого достичь, необходимо разрабо- тать гид интервью, в который войдут вопросы по разным аспектам повсе- дневной деятельности социальных служб и управления социальной поли- тикой в регионе. Гид интервью представляет собой гибкий вопросник, где были отражены темы беседы, которые могли фокусироваться самим ин- тервьюером в зависимости от хода разговора. Кроме того, необходим под- готовительный инструктаж-тренинг с исследователями, принимающими участие в сборе данных, разработанные специальные инструкции.
Стратегия такого интервью подразумевает довольно высокий уро- вень рефлексии у интервьюера, способного контролировать ход беседы, гибко подходить к последовательности вопросов и получению дополни- тельной информации, которая имеет отношение к целям исследования, но появляется неожиданно. Однако собрать ее – непростое дело, во мно- гом зависящее от того, насколько интервьюер сумел установить довери- тельные отношения с информантом, как была построена беседа и от множества других нюансов.
В целях рассмотреть одновременно уникальность и типичность со- циальной политики на местном уровне, исследование можно разбить на три этапа, каждый из которых отличался своими целями, задачами и стратегией сбора полевых материалов (рис. 5).
Рис. 5 Схема проекта по исследованию социальных служб
На первом этапе мы можем поставить задачу описать общий контекст развития социальной политики в России и, в частности, на региональном уровне. Основными методами сбора данных здесь будет интервью с управ- ленцами, поиск ключевых информантов, сбор разрозненных данных из документов и средств массовой информации. Одновременно может идти поиск тех организаций социальной защиты населения, которые бы в буду- щем стали объектами детального этнографического кейс стади.
На втором этапе начинается сбор информации в нескольких орга- низациях с применением методов этнографии. И, наконец, на третьем этапе следует наметить проведение кропотливой работы по написанию отдельных отчетов, сведению разрозненных материалов в единый текст, его редактированию, систематизации полученных данных и
III этап. Анализ данных, уточнение и кон- троль за изменениями в организациях и на региональном уровне
II этап. Серия этнографических кейс стади в отдельных органи- зациях социальной сферы
I этап. Серия неформализо- ванных интервью с админист- рацией социальных служб


Организационные исследования
115
подготовке материалов исследования к публикации. Каждый из этапов может занимать от месяца до полугода и более, что определяется не только требованиями методологии – этнографическая работа отнима- ет много времени, если исследователь ставит своей целью больше уз- нать организационную субкультуру и ближе познакомиться с повсе- дневными практиками трудовой деятельности. Масштабы исследова- ния могут быть достаточно большими, что потребует привлечения к проекту многих участников и значительных усилий по организации полевой работы, а также приведет к некоторому увеличению длитель- ности исследовательской работы.
Этнографический этап работы, связанный с проведением кейс стади, предваряется подготовительным сбором разноплановых материалов. Во- первых, необходимо изучить документы, отражающие усилия местных вла- стей по развитию и управлению местной социальной политикой – это ве- домственные отчеты, программы развития, статистика. Во-вторых, важно просмотреть материалы местной и центральной печати, в которых просле- живается динамика репрезентаций социальных проблем в средствах массо- вой информации. В-третьих, провести интервью с представителями мест- ной администрации, руководителями социальных служб.
Пристальный взгляд организационного этнографа, направленный на повседневную деятельность сотрудников рассматриваемых органи- заций, на те пласты информации, которые не доступны иначе, как при непосредственном участии в каждодневной работе специалистов и уч- реждений, обязывает исследователей соблюдать этические принципы, среди которых важную роль играет анонимность. Важно гарантировать анонимность участникам исследования, в том числе, например, по- средством того, что изменять в публикациях название города и не ука- зывать имена сотрудников и названия организаций, хотя это может вступать в некоторое противоречие с принципом этнографической де- тализации контекста.
В планировании, проведении и анализе результатов полевого ис- следования нужно ориентироваться в потоке окружающей вас инфор- мации при помощи выбранных теоретических перспектив, хотя в про- цессе исследования теоретические перспективы могут быть пересмот- рены. В частности, выбор социально-конструкционистских, постструк- туралистских и феминистских подходов позволяет усомниться в тех знаниях, представлениях и установках, которые принимаются как должное, как неотъемлемый и неизменный фон повседневной дея- тельности людей. Это поможет распознать историко-культурную спе- цифику изучаемого контекста, а также признать неразрывную связь между знанием и социальным действием. Тогда информанты в поле- вом исследовании предстанут не пассивными объектами наблюдения, а активными субъектами, которые участвуют в производстве смыслов социальной работы и социальной политики, с одной стороны, а с дру- гой – попадают в тесные рамки этих же конструктов, испытывая на себе давление социальных установок. В этом процессе важная роль принадлежит языку организации, дискурсу социальной политики, ко- торые необходимо подвергать деконструкции и пересмотру. Фемини- стская позиция, кроме того, помогает вскрыть конфликт властных от- ношений, характерных для исторического момента и определенной