Файл: Решение 36р от 09. 06. 2007 Москва 2008 ббк 60. 5 Р 74 Учебное пособие подготовлено при поддержке Рособразования по аналитической ведомственной целевой программе Разви.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 428

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенности прикладных социальных исследований
25
Исследование отдельных случаев в глобальном контексте или сравнение международной макроэкономической статистики объеди- няется в так называемом подходе «нечеткого набора», предложенного
Чарльзом Рейджином. Датский социолог Джон Квист
1
применил этот подход к анализу того, насколько социальные реформы в скандинав- ских странах приближают или удаляют реалии социального государст- ва от идеальной модели, выведенной Эспинг-Андерсеном. Из большо- го набора характеристик скандинавской модели благосостояния в це- лях проведения сравнительных замеров Квист выбрал щедрость, уни- версальность и качество. Сопоставление систем натуральных и денеж- ных пособий для трех категорий населения (семьям, безработным и престарелым) в 1990-е годы в скандинавских странах позволило ему оценить модели социальной реформы.
Оценка, диагностика, экспертиза в социальной работе
Различают два вида оценивающих исследований в социальной ра- боте: оценка потребностей (или как сейчас выражаются чиновники,
«нуждаемости») и оценка деятельности – оценка качества услуг, эффек- тивности функционирования организации, жизнеспособности или ре- зультативности программ и проектов. Ниже мы специально остановимся на стратегии оценивающих исследований в социальной работе.
Для того, чтобы планировать и осуществлять социальный проект, необходимо провести оценку, или диагноз тех обстоятельств, в которых он должен работать. Эти обстоятельства могут выступить помехой, а мо- гут способствовать успеху проекта. Поэтому необходимо не только по- ставить диагноз, но и сделать прогноз – постараться предусмотреть раз- личные сценарии развития событий, а также продумать, каких можно ожидать последствий, помимо тех, что запланированы проектом.
Социальная диагностика – это установление сте-
пени соответствия параметров социальной реально-
сти (ресурсов, свойств объектов, социальных устано-
вок) социальным показателям и нормативам
2
.
Осуществляя социальную диагностику, при помощи различных процедур проводят измерение признаков социального объекта. Для это- го используется система социальных показателей, под которыми пони- маются существенные характеристики отдельных свойств и состояний социальных объектов или процессов, имеющие количественные выра- жения
3
. Такие показатели, как правило, являются комплексными и вы- ражают отношения между несколькими индикаторами (более простыми свойствами объектов). Кроме того, во многих социальных показателях отражаются принятые в культурной традиции нормы, представления о стандартах жизни и идеалах благосостояния, например, показатель жи-
1
Квист Дж. Социальные реформы в скандинавских странах в 1990-е годы: использо- вание теории нечеткого набора для оценки соответствия идеальным типам // SPERO:
Социальная политика: экспертиза, решения, оценки. 2003 №1 http://spero.socpol.ru
2
Луков В.А. Социальное проектирование. М.: Изд-во Моск. гуманит-социал. акаде- мии
,
изд-во «Флинта», 2003. С.146.
3
Луков В.А. Там же. С.148.


26
Часть 1 лья: жилая площадь, измеряемая в татами (Япония), «полезная пло- щадь», измеряемая в квадратных метрах (Россия), или количество спа- лен в доме (Западная Европа и США).
Комплексные показатели имеют как явные, так и латентные смыс- лы, что усложняет задачу социальной диагностики, например: в показа- теле «женская занятость» скрываются смыслы оплачиваемой и неопла- чиваемой работы, а также доступность услуг по уходу за детьми.
Примерами исследования, использующего технологии социальной диагностики, являются работы, посвященные анализу социального не- равенства, качества жизни
1
. В социальной диагностике зачастую при- меняются так называемые показатели-апрейзеры, измеряющие свой- ства объекта с помощью трехзвенной шкалы, где центральный показа- тель выражает среднее значение (нейтрален), а два другие дают проти- воположные характеристики измеряемому свойству. Говорят о высоком, среднем и низком уровнях выраженности того или иного признака, на- пример, удовлетворенности качеством обслуживания.
При установлении значений показателей возможны следующие ошибки: усреднение показателей при большом разбросе исходных дан- ных («средняя температура по больнице», средняя зарплата); упрощение показателей, то есть сведение их к меньшему числу детерминант (напри- мер, измерение эффективности только в экономических или только в ко- личественных терминах); определение показателя вне зависимости от условий его измерения (его произвольное завышение и занижение по причине пренебрежения точными расчетами и исследованиями).
Социальная диагностика использует нормативы, которые соеди- няют показатели и нормы, принятые правила. Норматив – это фиксиро- ванный числовой или содержащий закрытый перечень признаков пока- затель, в соответствии с которым устанавливаются обязательные для выполнения требования в том или ином виде деятельности. Обычно нормативы указывают предельные (минимальные и максимальные) – например, «минимальная заработная плата», «прожиточный мини- мум», «метраж» – или реже оптимальные параметры, которые необхо- димо выдерживать. Оптимальные параметры формулируются из многих критериев, как правило, при помощи экспертной оценки. Они являются более субъективными по своему характеру (зависят от предпочтений конкретных разработчиков) и труднее переводятся в систему показате- лей, однако, их применение в социальной диагностике оправдано
2
В диагностической работе выделяются три этапа: 1) сравнение: с ре- зультатами деятельности (свойствами) других; с прежними результатами нашей деятельности (свойствами); с поставленными целями (критерия- ми); 2) анализ полученных изменений; 3) интерпретация полученной разнородной информации. В социальной диагностике применяются раз- личные тестовые методики.
Если перед исследователем ставится задача, подходы к решению которой затруднены ввиду новизны социальных явлений и процессов, которые требуется оценить, то привлекаются процедуры экспертного исследования.В этом случае говорят о трудноформализуемой задаче,
1
Кулагина Е. Домашний труд по уходу за детьми-инвалидами: проблемы заме- щения на институциальном уровне // Журнал исследований социальной поли- тики. Том 2. №1, 2004.
2
См. Луков В.А. Социальное проектирование. М.: Изд-во Моск. гуманит-социал. академии
,
изд-во «Флинта», 2003. С.153-154.


Особенности прикладных социальных исследований
27
решить которую можно путем составления заключения специалиста или специалистов, имеющих опыт в данной сфере, обладающих соответст- вующими знаниями, что отчасти может восполнить недостатки или не- достаточную полноту информации по исследуемому вопросу.
Социальная экспертиза включает диагностику со-
стояния социального объекта, установление информа-
ции о нем и окружающей его среде, прогнозирование его
последующих изменений и влияния на другие социаль-
ные объекты, а также выработку рекомендаций для
принятия управленческих решений и социального про-
ектирования в условиях, когда исследовательская за-
дача трудноформализуема
1
.
К социальным объектам, по определению В.А. Лукова, относятся соци- альные общности, социальные институты и процессы, организации, соци- альные ценности, идеи, концепции, нормативные акты, прямо или косвен- но предусматривающие социальные изменения, социальные проекты и так далее. Ниже мы вернемся к вопросам проведения экспертизы, когда будем более подробно обсуждать технологии оценочных исследований.
Партисипаторные и акционистские
исследования в социальной работе
Процессы исследования важны в такой же степени, как и конкрет- ный предмет исследовательского внимания. И речь здесь не только о том, какой инструментарий при этом задействуется для сбора и анализа данных, а еще и о тех отношениях неравенства, которые возникают бла- годаря тому, что исследователь обладает властью знания, рефлексии, оценки и экспертизы, а исследуемые выступают объектом его интереса, определения и эксперимента.
Разновидностью прикладного исследования (applied research) явля- ется акционистское. В акционистском исследовании (action research) важно внедрить результаты в определенные действия, акционистское исследование выступает непосредственным катализатором конкретных преобразований, акций, коллективных выступлений или обращений, реальной деятельности, ведущей к позитивным изменениям. Этот под- ход получил развитие и нашел применение в сфере образования и ме- неджмента предприятий, социальной работы и социального управле- ния. Термин «акционистское исследование» еще в 1944 году был пред- ложен социальным психологом Куртом Левином, которому принадле- жит мысль о том, что лучший способ изучить социальные системы – это изменить их. Другая идея состоит в том, что, проходя через процесс кол- лективного исследования, индивиды в большей степени готовы воспри- нимать изменения.
Несмотря на то, что выводы прикладного и акционистского соци- ального исследования часто ведут к пересмотру понятий и способов ре- шения социальных проблем, трудностью внедрения этих результатов
1
Луков В.А. Социальное проектирование. М.: Изд-во Моск. гуманит-социал. ака- демии, изд-во «Флинта», 2003. С. 173.


28
Часть 1 является их формулирование в научных терминах, несколько удаленных от возможностей и потребностей реальной практики, от непосредствен- ных задач социально-политического контекста. В связи с этим говорят о необходимости выработки конкретных рекомендаций, написанных сжа- тым и простым языком, имеющих удобный и привлекательный вид
«рецептов», готовых для применения в повседневной деятельности практиков или управленцев, в краткосрочных курсах повышения ква- лификации или интенсивных тренингах.
Следует отметить, что во всех упомянутых выше типах исследова- ний предполагалось более или менее четкое разделение ролей между исследователем и заказчиком, исследователем и исследуемыми людьми.
Те, кого мы исследуем, фактически лишены возможности влиять на процесс написания нами научной статьи или на создание пакета реко- мендаций. Однако есть и другие подходы, в которых принципиально важным является то, что исследование, как и рекомендации, разрабаты- вается представителями сообщества той группы, которая испытывает проблемы и стремится к их разрешению. Такие исследования базируют- ся на понятии критического знания. Современный немецкий философ
Ю. Хабермас говорит о критическом типе знания, которое возникает из рефлексии и действия, позволяя поставить вопрос о том, что такое право и справедливость, и побуждая нас занять активную ценностную пози- цию. Такой подход реализуется в партисипаторных исследованиях, чрезвычайно актуальных сегодня в феминистских исследованиях соци- альной политики и социального обслуживания, как и в практике ген- дерно чувствительной социальной работы.
Слово «исследование» обычно вызывает в воображении образ ла- боратории и научных экспериментов; экспертов-исследователей, воо- руженных анкетами и путеводителями интервью; бесконечную стати- стику или другие «исчисляемые» выражения реальности. Для многих из нас, работающих в системе образования, социальной защиты, в соци- альных науках, сегодня ясно, что такой подход создает дистанцию меж- ду нами и теми людьми, с которыми мы работаем. Он скорее ставит ака- демическую задачу, чем выстраивает основу для социальных измене- ний, и довольно часто ограничивает наше понимание социальной ре- альности. Партисипаторный (от англ. participation – участие) подход обеспечивает альтернативный подход к исследованию, поскольку под- разумевает скорее «исследование совместно с кем-либо», чем «изучение кого-то» или «для кого-то». Этот подход основывается на принципе, что простые люди так же, как и профессионалы, способны к критическому мышлению и анализу, что их знания содержательны и ценны для обра- зования или социального развития.
Партисипаторное исследование – это рефлексив-
ный способ наделять людей способностью и властью
предпринимать эффективные действия с целью улуч-
шить их жизненную ситуацию посредством интеллек-
туальной деятельности. При таком подходе сами уча-
стники организации проводят анализ проблемы, а ис-
следователь лишь фасилитирует этот процесс, избегая
акцентировать свою роль как эксперта.


Особенности прикладных социальных исследований
29
Партисипаторное исследование (participatory research) применяется в работе с общественностью, в организациях и группах, если адресуемая проблема имеет социальный характер. Это средство для передачи ис- следовательских возможностей в руки тех, кто депривирован и беспра- вен, чтобы они могли изменить свою жизнь самостоятельно ради самих себя. При этом люди получают ответственность как за производство знания, так и его использование. Понятие осознания, предложенное бразильским специалистом в области образования Пауло Фрэйром, яв- ляется ключевым в партисипаторном исследовании. Это понятие озна- чает, что люди, вовлеченные в глубокий анализ их собственной реаль- ности, развивают понимание и способность действовать в направлении улучшения своей реальности.
Наиболее очевидное свойство партисипаторного исследования, ко- торое отличает его от более традиционных видов научной работы, – это активное участие представителей организации или сообщества в иссле- довательском процессе. Цель партисипаторного исследования – способ- ствовать усилению и мобилизации ресурсов простых людей, активизи- ровать их потенциал, быть катализатором продвижения потенциала лидерства в организации или местном сообществе. В таком исследова- нии могут применяться разнообразные методы сбора и анализа данных.
Важно, чтобы все участники четко понимали характер и смысл полу- чаемой информации, знали, как ее применить, могли планировать дей- ствия, которые стоит предпринять, чтобы разрешить проблему. Парти- сипаторное исследование применяется в таких формах социальной ра- боты, как работа с сообществом (community work), работа в группе, в том числе, в группе самопомощи. Международный совет по образованию для взрослых в Онтарио (Канада) и Общество партисипаторных иссле- дований в Азии в Дели (Индия) – вот лишь некоторые из многочислен- ных организаций, которые осуществляют продвижение этого метода на протяжении ряда лет. Партисипаторное исследование применялось в фе- министских и других эмансипирующих проектах в различных странах, например, в США, Канаде, Индии, Никарагуа, Филиппинах.
Существует такая разновидность партисипаторного исследования, как партисипаторное акционистское исследование. Развитие этого подхода так же было вызвано потребностью в «альтернативных» подхо- дах к социальному исследованию и в социальных действиях, ориентиро- ванных на активизацию местного сообщества. Примером подобного ис- следования служит работа французского социолога Алена Турена, кото- рый определяет свой метод как социологическую интервенцию, в про- цессе которой социальные акторы пытаются осознать мотивы своего поведения, осознать собственную значимость и ответственность. При этом они не становятся объектами исследования, а предстают в качестве носителя определенного вида деятельности.
Подходы партисипаторного исследования, являясь инструменталь- ными в аспекте осуществления изменений на индивидуальном уровне, также делают акцент на важности коллективов людей в понимании и трансформировании социальной реальности. Практика показывает, что процесс коллективного открытия и принятия решений мобилизует инди- видов принимать изменения с большей готовностью. Партисипаторные исследования стали популярной стратегией мобилизации и организации