Файл: Решение 36р от 09. 06. 2007 Москва 2008 ббк 60. 5 Р 74 Учебное пособие подготовлено при поддержке Рособразования по аналитической ведомственной целевой программе Разви.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 504

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

158
Часть 4 временными методологическими принципами и технологиями; основыва- ется на инклюзивном, анти-дискриминационном подходе и уважении к личности каждого клиента; подвергается постоянному мониторингу и ана- лизу, в первую очередь, с использованием независимой информации от получателей; предоставляется достаточно гибко, чтобы учесть индивиду- альные потребности клиентов; имеет значимость для получателей, оказы- вает заметное положительное влияние на их социально-экономическое положение и/или поведение; фокусируется на превентивных (профилак- тических) мероприятиях, а также на мероприятиях, способствующих выхо- ду трудоспособных получателей услуг и их семей на самообеспечение и независимость от социальных трансфертов; не вызывает недовольства получателей условиями предоставления. На основе этого определения и наших предварительных наблюдений в ходе кейс стади была сконструи- рована шкала для того, чтобы выяснить мнение респондентов по поводу параметров качества обслуживания в их организациях.
Выяснилось, что наиболее безупречно выглядит такая характери- стика их работы, как обслуживание на основе уважения личности каж-
дого клиента (95,1%, табл.7). В свою очередь, самую низкую оценку по- лучил такой параметр, как влияние на изменение статуса получателей услуг. Вариант «обслуживание приводит к переходу трудоспособных получателей услуг и их семей на самообеспечение, они больше не нуж- даются в социальной помощи» получил наименьшее число голосов
(20,8%), далеко отстав от таких показателей, как ориентация на профи-
лактику (44,2%) и отсутствие недовольства клиентов (47,8%).
Таблица 7.
Распределение утвердительных ответов на список суждений по
принципам качественного обслуживания (N=226)
В вашей организации обслуживание клиентов…
% основывается на уважении к личности каждого клиента
95,1 имеет четко сформулированную цель и назначение
84,1 ведется с учетом индивидуальных потребностей клиентов
83,2 ведется персоналом соответствующей квалификации
74,8 регулярно оценивается и анализируется
74,3 организовано по времени удобно для клиентов
73,9 ведется в соответствии с современными принципами и технологиями
58,0 не вызывает недовольства клиентов
47,8 оказывает заметное положительное влияние на социально-экономическое положение и поведение клиентов
44,7 концентрируется на профилактике
44,2 приводит к переходу трудоспособных получателей услуг и их семей на самообеспечение, они больше не нуждаются в социальной помощи
20,8
Хотя, по мнению почти половины опрошенных, деятельность их ор- ганизации «оказывает заметное положительное влияние на социально-
экономическое положение и поведение клиентов» (44,7%), характер этого эффекта, очевидно, несистемный, – ведь клиенты в четырех из пяти слу- чаев по-прежнему остаются в зависимости от социальной помощи.


Оценочные исследования
159
Отметим, что в ответах по двум только что упомянутым позициям
(«переход клиентов на самообеспечение в результате обслуживания» и
«положительное влияние социального обслуживания на социально- экономическое положение и поведение клиентов») наибольшее коли- чество респондентов затруднились с ответом (40,7% и 43,4% соответст- венно). На наш взгляд, это говорит о том, что такие цели обслужива- ния, во-первых, трудно достижимы, ведь изменения в жизни людей нередко носят отсроченный характер по отношению к времени оказа- ния услуги, да и разнообразие внешних условий может снижать веро- ятность положительных изменений. Кроме того, изменения в жизни клиентов трудно измерить, и они не всегда отслеживаются социаль- ными службами.
Знание причин и характера социальных проблем оказалось акту- ально менее, чем для половины опрошенных (48,2%), хотя именно такая квалификация работника позволяет надеяться, что трудности и беды можно не только преодолевать, а предупреждать, не допускать их обост- рения. Наиболее прогрессивной и эффективной в теории и практике социальной работы считается акцент на профилактике различных соци- альных проблем. Такие виды социальной интервенции обходятся де- шевле и имеют большие эффекты, чем работа с уже проявившимися проблемами (семейными конфликтами, безнадзорностью, низким каче- ством жизни одиноких пожилых людей).
Вообще, оценка качества в системе социального обслуживания, яв- ляется, безусловно, важной проблемой для 58% опрошенных, к ним присоединяется 36,7% умеренно ратующих за оценку, что оставляет в абсолютном меньшинстве тех, кто считает ее неважной или затрудняет- ся сформулировать свое мнение по этому поводу, однако, четко сформу- лированных критериев качества и эффективности своей работы не име- ет половина респондентов (49,6%).
Наиболее четкая и внятная зависимость проявилась в сравнении мнений респондентов с разным образовательным и должностным стату- сом. В частности, среди работников с высшим, нежели средним образова- нием (86,4% против 69,6%), больше тех, кто считает, что в их организа- ции учитываются индивидуальные потребности клиентов. Коллегиаль- ность в качестве принципа оценивания признается респондентами с выс- шим образованием вдвое чаще, чем людьми со средним образованием
(80,5% против 39,1%). Это соответствует распределению ответов по долж- ностям опрошенных: такие формы оценки предпочитают специалисты по социальной работе (75%), социальные педагоги (76%) и особенно – заве- дующие отделением (96,2%), а вот социальных работников среди сторон- ников такой демократичной формы оценки гораздо меньше (59%).
Вообще, в целом по опросу работники служб выступают за демокра- тические подходы к оценке социального обслуживания, предлагая при- влекать к оцениванию клиентов (65,2%) и сотрудников учреждений
(46,4%). И все же, подход всеобщего управления качеством пока еще не нашел себе сторонников среди работников социальных служб: лишь
15,2% опрошенных указали, что жители района должны принимать уча- стие в оценке социального обслуживания. Между тем, современная кон- цепция качества услуг признает местное сообщество в качестве полно- ценного субъекта управления качеством социального обслуживания, ведь


160
Часть 4 в конечном итоге именно оно выступает обобщенным благополучателем.
Кстати, эффективное обслуживание, судя по ответам, не только приводит к улучшению самочувствия клиента (48,9%), но и стабилизирует нега- тивные тенденции в обществе (34,2%).
И хотя оценивать работу сотрудников только внутри самой службы хотела бы только пятая часть всей нашей выборки (21,8%), лишь 13,8% респондентов согласились бы поручить оценку работы специалистам со стороны. В качестве субъектов оценки, кроме самих сотрудников и кли- ентов, предлагаются непосредственное начальство и министерство.
Чуть более половины опрошенных вынуждены экономить на круп- ные покупки, хотя им хватает на все жизненно необходимое, а каждому четвертому респонденту денег хватает только на питание, ни на что другое не остается. Низкая заработная плата в бюджетной отрасли «социальная защита» – хорошо известная особенность этого сегмента рынка труда. Тем более актуальным здесь является вопрос о взаимосвязи между качеством работы и вознаграждением. Почти половина опрошенных видит измене- ние оценки социального обслуживания в этом направлении (вариант
«Напрямую связать величину оплаты труда с оценкой качества работы» выбрали 42,7% опрошенных), а среди мер по улучшению социального обслуживания предложение «Повысить зарплату работникам» заняло первое место по числу голосов (68,1%). Лишь 15% респондентов ощущают, что качество их работы в настоящее время сказывается на оплате их труда.
Вообще, экономическое измерение эффективности слабо артикули- ровано в социальной службе: вопросы о стоимости оказываемых услуг здесь не обсуждаются, ведь бюджетное сметное финансирование к этому не располагает. Позиция «расходы на обслуживание целесообразны» заняла предпоследнее место в определении эффективного социального обслуживания (см. табл.8).
Таблица 8.
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   23

Отношение сотрудников служб с различными критериями
эффективности социального обслуживания (в таблице
отражено согласие респондентов с критерием, можно было
выбрать несколько вариантов ответа) (N=226)
Социальное обслуживание можно считать
эффективным, если...
% обслуживание достигает поставленных целей
70,8 улучшается самочувствие клиента
48,7 стоимость услуг приемлема
36,3 тенденции стабилизируются, ухудшения не происходит
34,0 расходы на обслуживание целесообразны
13,3 удается обслужить большое количество клиентов за то же время
12,4
Стандартизация социальных услуг выходит на повестку дня в учре- ждениях отрасли «социальная защита». Актуализация этого процесса получила отражение в ответах наших респондентов, которые полагают, что для улучшения социального обслуживания необходимо распростра- нять положительный опыт работы среди сотрудников социальных

Оценочные исследования
161
служб (35,4 %), дать более четкие инструкции и технологии работы по каждой услуге (35,0 %), более четко оговаривать цели обслуживания и способы их достижения (27,4 %). Правда, особых любителей совещаний по проблемам качества не так много (16,4%).
В ходе исследования была отслежена и проанализирована тенден- ция к рационализации и модернизации системы оказания социальных услуг, подталкиваемая неолиберальными изменениями в системе соци- альной политики, что находит выражение в разработке более унифици- рованных и менеджериалистски ориентированных стандартов и меха- низмов оценки эффективности работы на уровне отдельных работников и сервисов в целом. Однако, социальные услуги в федеральных и регио- нальных нормативных документах, инструкциях и регламентах дея- тельности, определяющих вопросы социального обслуживания населе- ния, понимаются расплывчато и обобщенно как помощь и всесторонняя поддержка граждан в трудной жизненной ситуации. Это приводит к произволу в определении содержания услуги и определении ее резуль- тата со стороны учреждений и специалистов, резко ограничивает воз- можности по переходу от оценки результативности учреждения «по ва- лу» к оценке «по результату». Ввиду заявительного принципа оказания услуг оказывается невозможным просчитать их результативность, т.к. доля благополучателей в соотнесении к совокупности нуждающихся остается неизвестной. Отчеты социальных служб и доклады о положе- нии социально уязвимых групп населения наполнены информацией о численности обслуженных, количестве выданных наборов, объемах вы- плаченных пособий без соотнесения с потребностями целевых групп и анализа эффектов такого рода услуг.
На институциальном уровне, в социальных сервисах отсутствуют единые требования к оценке эффективности, ее концепция, как и стан- дарты оказания услуг, слабо операционализированы, разрознены и во многом складываются стихийно на уровне низовой бюрократии под влиянием системы внешних и внутренних факторов. Несмотря на раз- нообразие форм и методов привлечения клиентов к оценке работы уч- реждений и сотрудников, эта оценка пока что используется лишь как отчетный инструментарий, но не как механизм изменений и развития.
Такой механизм обеспечения качества, как оценка, производимая кли- ентом, не может использоваться в отрыве от контекста и без учета дру- гих показателей. В идеальной концепции всеобщего управления качест- вом, не только клиенты, а все субъекты системы социальных услуг, включая доноров, спонсоров, заказчиков, потребителей, исполнителей, общественности принимают участие в оценке.
Как показало исследование, цели и задачи социальных служб пока что определяются в самых общих выражениях, в то время как оценка их деятельности осуществляется почти целиком по количественным пара- метрам (сколько человек обслужили) и индивидуально определяемым представлениям о достаточности усилий в отношении каждого клиента
(необходимое число услуг). В отсутствие четких регламентов, стандартов установка на рост количественных показателей на уровне организации отражается на увеличении нагрузки и характере отчетности работников.
В современной культуре оценки в социальных сервисах преимущест- во среди агентов оценивания отдается ведомству, самой организации и клиентам при занижении или игнорировании роли независимых оцен- щиков, местного сообщества, спонсоров, СМИ; редко встречается участие


162
Часть 4 независимых оценщиков. Ряд организаций активно занимается разработ- кой и применением различных форм оценивания потребностей целевой группы, процесса и результатов своей деятельности, однако, при этом практика оценивания характеризуется размытыми представлениями о качестве, эффективности и результативности, низкой степенью надежно- сти инструментария. Хотя сотрудников социальных служб беспокоят раз- ночтения, которые встречаются при внутренних и внешних попытках оценки эффективности деятельности учреждения, у них пока что не име- ют четких представлений о целях деятельности, поэтому не могут опреде- лить, в чем выражается эффективность и результат их работы; ожидае- мые результаты формулируются, исходя из количественных процессуаль- ных критериев; существует конфликт требований сверху и установок ис- полнителей в отношении содержания и критериев оценки работы.
В условиях, когда система управления социальным обеспечением в основном ориентирована на технические процедуры подсчета и количе- ственные критерии, альтернативные представления об эффективности все же постепенно складываются на уровне отдельных организаций, то- гда как внешняя оценка сервиса в настоящее время во многом зависит от картины, возникающей из отчетных документов, ориентированных на исключительно количественные показатели. Знание и выработка пред- ставлений о качестве по большей части локализованы на уровне админи- страции. На горизонтальном уровне сотрудники оценивают эффектив- ность своей работы: иногда эта оценка вмонтирована в общую дискуссию о качестве работы, а там, где нет публичной площадки для таких обсужде- ний, неформальные механизмы оценки надстраиваются над формальными требованиями, спускаемыми сверху. Процесс оценивается по характеру дове- рительных отношений между работником и клиентом; разное понимание содержания, цели услуги и расхождения в представлениях об идеальном об- служивании у клиентов и работников вызвано тем, что в работе не использу- ется или нечетко проговаривается контракт между обслуживаемым и спе- циалистом. Наиболее структурированным оценкам служат различные виды целенаправленных опросов клиентов, но в большинстве случаев формализо- ванный инструментарий не является надежным. У пользователей пока отсут- ствует навык рефлексии изменений, что затрудняет конструктивную обрат- ную связь, которая пока используется лишь как отчетный инструмента- рий, но не механизм изменений и развития.
Отличия некоммерческих организаций (НКО) от муниципальных и государственных социальных сервисов в подходах к оценке эффектив- ности и качества состоят в акцентах на сотрудничество с другими орга- низациями, масштабности реализованных проектов, выигранных гран- тов, гибкой и менее формализованной отчетности, приоритете качест- венной описательной информации над количественной, преимуществе механизма обратной связи. Ряд бюрократизированных НКО, представ- ляющих собой региональные филиалы централизованной иерархиче- ской структуры, демонстрируют больше сходств с бюджетными органи- зациями в аспектах формализованных и количественных, процессуаль- ных подходов к оценке. Как для НКО, так и для муниципальных органи- заций характерны: отсутствие системы обеспечения качества, размы- тость представлений о приемах и понятиях оценки результативности и артикулированная потребность в стандартах, при этом, НКО в гораздо большей степени озабочены анализом стоимости оказанных услуг и объемом затраченных для получения услуги усилий.