Файл: Решение 36р от 09. 06. 2007 Москва 2008 ббк 60. 5 Р 74 Учебное пособие подготовлено при поддержке Рособразования по аналитической ведомственной целевой программе Разви.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 440

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оценочные исследования
163
Задачи по переходу на управление по результату, на организа- цию социального обслуживания по принципу проектов и программ решаемы; речь идет о процессе стандартизации услуг, включая раз- работку параметров их содержания и предоставления. Деятельность по разработке социальных стандартов и совершенствованию меха- низмов мониторинга эффективности лежит в русле общих процессов рыночной рационализации, однако, квази-рыночные ориентиры се- годня затрагивают лишь способы контроля: идеология оценки каче- ства и эффективности приходит из бизнес-сектора, а стимулы оста- ются от эпохи госбюджета.
Понятие социальной экспертизы
Социальная экспертиза устанавливает степень соответствия соци- альной программы или деятельности организации интересам и ожида- ниям тех людей, которые являются благополучателями этой программы или клиентами (пользователями услуг) организации.
Целью социальной экспертизы является установле- ние соответствия деятельности органов государственной власти, других социальных институтов интересам граждан и задачам социальной политики, а также формирование предложений по достижению этого соответствия
1
Как указывает В.А. Луков, в качестве предмета социальной экспертизы выступает, как правило, какое-либо из следующих направлений
2
:
‰ социальные последствия, которые могут иметь для людей приня- тые и подготовленные к принятию социальные проекты (в том числе, законодательных);
‰ соответствие реализованного проекта его первоначальному замыс- лу и принятому в отношении проекта управленческому решению
(выше это направление подробно обсуждалось как предмет оценки результата программы);
‰ адекватность восприятия в общественном сознании принятого или подготовленного проекта.
Экспертиза может проводиться в форме рецензии на текст проекта, мониторинга (исследования одного и того же объекта по одинаковой мето- дике с целью выявить динамику изменений), а также в форме социального проектирования. Для проведения экспертизы приглашаются специально подобранные эксперты – специалисты в конкретной области, компетент- ные в исследуемом вопросе. При проведении экспертизы используются, в том числе, метод экспертных оценок, метод фокус-групп, ситуационный анализ, дельфийская техника, контент-анализ.
Методы экспертных оценок – это методы организации работы со спе- циалистами-экспертами и обработки мнений экспертов, выраженных в количественной и/или качественной форме с целью подготовки информа- ции для принятия решений лицами, принимающими решения. Для прове- дения работы по методу экспертных оценок создают рабочую группу, кото-
1
Луков В.А. Социальное проектирование. М.: Изд-во Московск. гуманит. акаде- мии; Флинта, 2003. С.174.
2
Там же.


164
Часть 4 рая и организует по поручению лиц, принимающих решения, деятельность экспертов, объединенных (формально или по существу) в экспертную ко- миссию. Есть ряд вариантов работы с экспертами. В одних случаях с каж- дым экспертом работают отдельно, он даже не знает, кто ещё является экс- пертом, а потому высказывает свое мнение независимо от авторитетов. В других случаях экспертов собирают вместе для подготовки материалов, при этом эксперты обсуждают проблему друг с другом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются. В одних методах число экспертов фикси- ровано и таково, чтобы статистические методы проверки согласованности мнений и затем их усреднения позволяли принимать обоснованные реше- ния. В других – число экспертов растет в процессе проведения экспертизы, например, при использовании метода «снежного кома»
1
От того, что именно должна представить экспертная комиссия в ре- зультате своей работы – информацию для принятия решения или про- ект самого решения, – зависит организация работы экспертной комис- сии. Если цель – сбор информации для лиц, принимающих решения, то рабочая группа должна собрать возможно больше относящейся к делу информации, аргументов «за» и «против» определенных вариантов ре- шений. В данном случае эксперты только поставляют информацию, ар- гументы «за» и «против», но не вырабатывают согласованного проекта решения. Приветствуются оригинальные мнения, отличающиеся от распространенных штампов.
Основные стадии экспертного опроса
1) формулировка цели экспертного опроса;
2) подбор основного состава рабочей группы;
3) разработка рабочей группы и утверждение технического задания на проведение экспертного опроса;
4) разработка рабочей группой подробного сценария проведения сбора и анализа экспертных мнений (оценок), включая как конкретный вид экспертной информации (слова, условные градации, числа, ранжи- ровки, разбиения или иные виды объектов нечисловой природы) и кон- кретные методы анализа этой информации (статистика объектов нечи- словой природы и другие разделы прикладной статистики);
5) подбор экспертов в соответствии с их компетентностью;
6) формирование экспертной комиссии (целесообразно заключение договоров с экспертами об условиях их работы и ее оплаты, утвержде- ние состава экспертной комиссии);
7) проведение сбора экспертной информации;
8) анализ экспертной информации;
9) при наличии нескольких туров – повторение двух предыдущих этапов;
10) интерпретация полученных результатов и подготовка заключе- ния для лиц, принимающих решения;
11) официальное окончание деятельности рабочей группы
2 1
Орлов А.И. Современный этап развития теории экспертных оценок http:// sociology.extrim.ru/orlov_ex.htm
2
Там же.


Оценочные исследования
165
Если цель – подготовка проекта решения, то, считается, что оно может быть принято лишь на основе согласованных мнений экспертов. Поэтому из экспертной группы исключают тех, чье мнение отличается от мнения большинства. При этом отсеиваются как неквалифицированные лица, по- павшие в состав экспертной комиссии по недоразумению или по соображе- ниям, не имеющим отношения к их профессиональному уровню, так и наи- более оригинальные мыслители, глубже проникшие в проблему, чем большинство. Бывает и так, что эксперты делятся на две или более групп, имеющих единые групповые точки зрения
1
Гендерная экспертиза в социальной работе
Профессиональная социальная работа, придерживающаяся принци- па нондискриминации, уважения прав человека, предполагает, что спе- циалисты владеют подходами критического анализа. Это означает, что социальные работники становятся рефлексивными практиками, способ- ными критически оценить собственную деятельность, а также пересмот- реть те установки, которые обусловлены субкультурой конкретной орга- низации или вызваны стереотипами, распространенными в обществе от- носительно женщин и мужчин, пожилых, подростков, преодолеть страх и нетерпимость у самих себя и своих коллег в отношении ВИЧ- инфицированных, экс-заключенных и других людей, нуждающихся в по- нимании и поддержке. Наконец, рефлексивные практики способны уви- деть несовершенство социального устройства, проявляющееся, например, в том, что одни и те же меры социальной и экономической политики ока- зывают качественно иное воздействие на женщин, по сравнению с эффек- том тех же мер для мужчин. В итоге при формально равных условиях, зафиксированных в легитимном поле политики занятости, мужчины и женщины имеют различные шансы как на профессиональную или внут- рифирменную мобильность, так и в отношении риска потерять рабочее место или приобрести новую квалификацию и трудоустроиться.
Рассматривая проблемы оценки эффективности в социальной работе, мы рассмотрим в качестве примера, гендерный анализ проблем, учитывая особую значимость этой проблематики в условиях развития гражданского общества на постсоветском пространстве. Подходы и принципы, которые представлены в этой лекции для освещения гендерных аспектов исследо- ваний эффективности (эвалюаторных исследований) в той же степени применимы для изучения проблем, связанных с этническим, возрастным неравенством, неравенством на основе физических особенностей людей
(например людей с ограничеными или особыми потребностями).
Рефлексивные практики способны увидеть несовершенство соци- ального устройства, проявляющееся, например, в том, что одни и те же меры социальной и экономической политики оказывают качественно иное воздействие на женщин, по сравнению с эффектом тех же мер для мужчин. При формально равных условиях, зафиксированных в леги- тимном поле политики занятости, мужчины и женщины имеют различ- ные шансы как на профессиональную или внутрифирменную мобиль- ность, так и в отношении риска потерять рабочее место или приобрести
1
Орлов А.И. Современный этап развития теории экспертных оценок http:// sociology.extrim.ru/orlov_ex.htm


166
Часть 4 новую квалификацию и трудоустроиться. Безусловно, необходимо отме- тить и проблему гендерного дисбаланса, присущего юридическим актам гражданского, семейного, трудового и уголовного кодекса. Гендерная асимметрия законодательства создает предпосылки для дискриминации не только женщин, но и мужчин, например, в сфере репродуктивных прав, трудовых отношений и других аспектах
1
. Поэтому гендерная экс-
пертиза законодательства, решений в сфере социальной политики, а также деятельности по их воплощению должна стать сегодня неотъем- лемой чертой демократического социального устройства.
Гендерный подход – это процесс оценки любого пла- нируемого мероприятия с точки зрения его воздействия на женщин и мужчин, в том числе законодательства, стратегий и программ во всех областях и на всех уровнях.
Считается, что гендерный подход могут применять в своей дея- тельности не только сотрудники ООН и других международных орга- низаций, но и неправительственные организации и группы поддержки национального уровня могут использовать руководство при осуществ- лении мониторинга и поддержки деятельности правительственных и международных организаций. Его необходимо внедрять в учебный процесс, чтобы студенты могли получить представление о том, как этот подход работает на практике. При проведении оценки результатов профессиональной деятельности и планировании финансирования руководящие работники и сотрудники проектов могут обрести более четкое представление о том, каким образом подобный анализ отразит- ся на рабочих планах вверенных им сотрудников.
Двенадцать ступеней включения гендерного компонента
в процесс подготовки и принятия политических решений
2 1. Гендерный подход к составу участников: кто разрабатывает ре- шения на политическом уровне?
2. Гендерный подход к программе: в чем суть вопроса?
3. Гендерный подход к достижению равноправия: какую цель вы ставите?
4. Отражение ситуации: какой информацией вы владеете?
5. Знание вопроса: исследование и анализ.
6. Разработка стратегии и определение мероприятий в рамках оп- ределенного проекта с учетом гендерных интересов.
7. Аргументы в поддержку гендерного подхода.
8. Реализация проекта и отчетность с точки зрения гендерного подхода.
9. Постоянный контроль за ходом событий с точки зрения гендер- ного подхода.
10. Оценка: чего удалось добиться?
11. Конкретизация и уточнение гендерной программы: взгляд на суть вопроса.
12. Взаимодействие в интересах укрепления позиций гендерного подхода.
1
См. подробнее: Гендерная экспертиза российского законодательства / Отв. ред.
Л.Н. Завадская. М.: Изд-во БЕК, 2001.
2
Шведова Н.А. Гендерный подход // Словарь гендерных терминов / Под ред.
А.А. Денисовой. М., 2002.


Оценочные исследования
167
Гендерный подход необходимо внедрять в анализ и принятие решений в следующих сферах: макроэкономика и торговая политика, а также бюджет; управление; сфера занятости; образование; охрана здоровья; меры по борьбе с бедностью; правосудие и права человека; наука, исследования, информационные и коммуникационные техно- логии; СМИ; охрана окружающей среды; оборона и строительство мира. Для того, чтобы вскрыть причины гендерного неравенства и продумать способы его преодоления, необходимо внедрять гендер- ный подход в практику чиновников и социальных работников, других специалистов. Внедрение гендерного подхода основано на примене- нии гендерного анализа.
Гендерный анализ
Гендерный анализ – это процесс оценки различного воздейст- вия, оказываемого на женщин и мужчин, существующими или предлагаемыми программами, законодательством, государствен- ным политическим курсом – во всех сферах жизни общества и го- сударства. Гендерный анализ – это также сбор качественной ин- формации и понимание гендерных тенденций в экономике и обществе, использование этих знаний для выявления потенци- альных проблем и поиска решений в ежедневной работе. Одно- временно это инструмент для понимания социальных процессов.
Он позволяет увидеть и сравнить: каким образом и почему поли- тические, экономические, социальные и иные факторы влияют на женщин и мужчин.
Социально-экономические данные, обработанные в свете учета половых различий, свидетельствуют, например, о том, что в среднем мужчины располагают более высокими доходами по сравнению с женщинами, и что женщины оказываются в невы- годном положении в результате осуществления своих социаль- ных ролей и неадекватной оценки этих ролей в обществе. Однако в случаях, когда мужчины оказываются в невыгодном социально- экономическом положении (например, более ранняя мужская смертность), гендерный анализ отразит также и подобные факты.
Реальное положение мужчин и женщин может быть различ- но как вследствие пола (биологических различий), так и вследст- вие гендерных особенностей (социальных различий). Система мер или программа, законодательство, разработанные без учета этих различий, могут не соответствовать интересам и чаяниям ни женщин, ни мужчин. Такой политический курс не способен ока- зать нужного воздействия, а значит, не может быть социально достаточным и достоверным
1
При планировании и организации гендерного анализа следует опи- раться на гендерные индикаторы.
1
Шведова Н.А. Гендерный анализ // Словарь гендерных терминов / Под ред.
А.А. Денисовой. М. Информация – XXI век, 2002.