Файл: Решение 36р от 09. 06. 2007 Москва 2008 ббк 60. 5 Р 74 Учебное пособие подготовлено при поддержке Рособразования по аналитической ведомственной целевой программе Разви.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 438

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

168
Часть 4
Гендерные индикаторы
Гендерные индикаторы (гендерно чувствительные индикаторы)
– это указатели или измерители, использующие количественные и качественные показатели для суммирования гендерно-значимых из- менений, происходящих в обществе в течение определенного перио- да времени. Гендерные индикаторы содержат прямые свидетельства положения женщин относительно определенного нормативного стандарта. Они – необходимая и полезная составляющая, в сочета- нии с другими оценочными техниками, для измерения результатов деятельности государства как в общих проектах, так и в специальных инициативах, осуществляемых в стране, которые нацелены на учет интересов обеих социально-половых групп населения.
Индикаторы представляют собой базовый инструментарий в процессе мониторинга и оценки действий по развитию. Норматив- ный характер индикаторов обусловливает необходимость уделять внимание определению стандарта или критерия, заложенных в лю- бом индикаторе. Например, что является нормой при анализе стату- са женщин: положение мужчин в той же стране или положение женщин в других странах? Индикаторы как инструменты измерения социальных подвижек находятся в центре внимания политических сил, поэтому все индикаторы имеют свое собственное политическое наследие и пристрастие. Это важно осознавать, поскольку опреде- ленные типы индикаторов, особенно количественные, рассматрива- ются как «объективные» и поэтому обретают легитимность
1
Н.И. Абубикирова и Е.В. Кочкина
2
предлагают следующие этапы проведения гендерной экспертизы как одной из процедур обратной свя- зи «общество – власть». Эти этапы являются общими для большинства видов социального анализа и не зависят от предмета (содержание зако- нодательного акта или его «адресная группа») и объекта (уровень поли- тических и законодательных решений – федеральный, региональный, муниципальный) исследования.
Этапы проведения гендерной экспертизы
Этап 1. Констатация проблем.
Этап 2. Отбор и ранжирование нормативно-правовых актов по теме экспертизы.
Этап 3. Гендерный анализ существующих правовых норм.
Этап 4. Гендерная характеризация отраслей права.
Этап 5. Соответствие российского законодательства нормам ме- ждународного права.
Этап 6. Гендерная реконструкция госуправления.
Этап 7. Экономический и институциальный анализ.
Этап 8. Проблема эффективности.
1
Шведова Н.А. Гендерные индикаторы // Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой. М.: Информация – XXI век, 2002.
2
Абубикирова Н.И., Кочкина Е.В. О гендерной экспертизе законодательства //
Женщина в мире: мифы и реалии. М.: Информация XXI век, 2000. С.209-237.


Оценочные исследования
169
На первом этапе процедура гендерной экспертизы начинается с кон- статации некоторой социальной проблемы, ее описания и представления количественных характеристик в статистическом виде, для чего приме- няются расчеты и разнообразные индексы социально-экономической, пра- вовой и судебной статистики. Здесь сразу же проявляются различия в ста- тистических показателях по признаку пола. Кроме того, на этом же этапе необходимо провести обзор литературы, чтобы обобщить имеющиеся данные, а также сбор эмпирических данных с применением количествен- ных или качественных методов. Возможно также использовать такой под- ход, как вторичный анализ данных, полученных другими исследователями и содержащихся в сборниках, журналах и отчетах. В сжатых временных и финансовых рамках или в том случае, когда для формулировки проблемы, причин и способов ее решения целесообразно привлечь компетентных спе- циалистов, применяются экспресс-методы получения данных, а именно:
фокус-группа или экспертный опрос.
Недостатки фокус-группы состоят в том, что создается искусствен- ная обстановка, которая может влиять на высказываемое мнение, фор- мируемое в ходе групповой динамики. Недостаток метода экспертного опроса связан с тем, что в качестве респондентов здесь обычно выступают лица, обладающие высоким статусом. Несмотря на широкие познания в той или иной области, эти люди демонстрируют определенные ограниче- ния в своих суждениях в силу специфической организации профессио- нальных знаний, которыми они обладают, а также ввиду дистанцирован- ности экспертов от реальных проблем, переживаемых людьми.
На втором этапе следует тщательно отобрать все нормативно- правовые акты по тому или иному вопросу. Абубикирова и Кочкина предлагают применить при информационном отборе прием гендерной кодификации, что возможно лишь с привлечением опытных юристов- консультантов, знакомых не только с содержанием, но и с контекстом законотворчества в конкретный временной период. Это позволит, во- первых, не только сделать перечень имеющихся документов, но и ран- жировать их по степени важности для рассмотрения выбранной про- блемы. Во-вторых, необходимо произвести полнотекстовый поиск во всем действующем законодательстве по всему гендерному правовому тезаурусу (включая все правовые нормы действующего российского за- конодательства, имеющие гендерные характеристики). В-третьих, сле- дует выделить иные правовые акты (не имеющие в тексте и названии гендерных контекстов), однако фактически действующие асимметрично по отношению к мужчинам и женщинам, оказывающие прямое и кос- венное действие на сферу гендерных отношений. Например, введение норм, ограничивающих или запрещающих применение труда женщин в опасных и вредных условиях, может ударить именно по женщинам, ра- ботающим на таких производствах, если в этом случае отсутствует про- грамма по созданию новых рабочих мест. Этот и подобные примеры по- казывают, что законодательство, которое охватывает область «прав женщин», значительно шире всех тех норм закона, в которых встречает- ся слово «женщина».
В-четвертых, необходимо обратить внимание на содержание «ген- дерно-нейтрального» блока законодательства, то есть таких формулиро- вок права, которые лингвистически никаким образом не выделяют при-


170
Часть 4 знак пола. Этот анализ имеет смысл как в аспекте грамматических норм русского языка (здесь преобладают существительные мужского рода –
«гражданин», «служащий», «избиратель», «инвалид»), так и в связи с реальными фактами дискриминации по признаку пола, свидетельст- вующими о том, что существующее законодательство не эффективно.
На третьем этапе необходимо провести анализ правовых кон- цепций. Задача этого этапа – с точки зрения теории права и гендерной теории оценить комплекс правовых норм, выделенных на предыдущем этапе. Здесь очень важно провести анализ понятий и концепций, ис- пользуемых в экспертируемом правовом поле законодательства. Необ- ходима подробная гендерная типологизация норм действующего зако- нодательства. В гендерном анализе невозможно основываться на фор- муле типа «Права человека – это простая сумма прав женщин и прав мужчин». Кроме того, простое уравнение прав женщин с правами муж- чин отнюдь не обеспечивает подлинного равноправия полов, поскольку женщины, выполняя в обществе те же функции, что и мужчины, осуще- ствляют и специфическую функцию материанства. Поэтому, как считает
С.В. Поленина
1
, правовой статус женщин, то есть совокупность принад- лежащих им прав и обязанностей, а также охраняемых законом интере- сов, не может быть тождественен статусу мужчин.
Из специфических функций женщин как матерей следует специфика их трудовых, семейных, пенсионных и иных прав, требуемых для достижения действительного равен- ства полов.
Введение дополнительных прав женщин часто имеет обратный эф- фект и вместо того, чтобы защищать, действует как катализатор дис- криминации. Говоря об издержках подобного законодательства и о предпочитаемых направлениях его развития, Абубикирова и Кочкина предлагают следующее. Дифференцированный подход в анализе вопро- сов об обеспечении равенства прав и возможностей может строиться как минимум по следующим основаниям: принудительные обязанности граждан по признаку пола; ограничение прав по признаку пола; про- текционистское законодательство в отношении женщин; меры позитив- ной дискриминации (предпочтительное рассмотрение); равные воз- можности; асимметрично действующее законодательство при «гендер- но-нейтральных» формулировках; гендерно-симметрично действующее законодательство, «гендерно-нейтральное» по формулировкам. Прямой запрет для мужчин или женщин на какое-либо из прав является явной и прямой дискриминацией. Таких норм было совсем немного в советском законодательстве, однако список специальностей и профессий, доступ- ных преимущественно представителям одного пола, сохраняется по на- стоящее время. Часть ограничений может иметь под собой исключи- тельно физиолого-анатомические различия организмов мужчин и
1
Поленина С.В. Международная защита социальных прав женщин (принцип универсальности и культурного разнообразия) // Общественные науки и совре- менность. №3, 2000; Она же. Реализация конституционного принципа равно- правия полов // Государство и право. № 6, 1998.


Оценочные исследования
171
женщин, что, в основном, касается гарантий для женщин – беременных или кормящих матерей. Однако существуют и такие нормы, которые несут в себе социальные и культурные представления о предназначении полов. Реконструкция основ и целей политики позволяет, в частности, провести грань между концепцией прав женщин и мерами демографи- ческой политики государства.
Предмет четвертого этапа гендерной экспертизы составляет ана- лиз методов защиты прав женщин (или мужчин). Речь идет о таких отрас- лях права и кодексах, как трудовое законодательство, уголовно-процессу- альное, законодательство социального страхования и социальной защиты.
Здесь в основу массива правовых норм положена концепция «особых нужд женщин» (в частности, как матерей), и законодательство предоставляет льготы в течение беременности, отпуск для матери по уходу за ребен- ком. Эти нормы можно определить в первый тип как «специальные нор- мы» для женщин. Помимо этих норм во второй тип можно вынести гаран- тии, льготы, квоты в связи с признаком пола, направленные на женщин вообще или на женщин-матерей и сопутствующие матерям иные социаль- ные функции. Третий тип – это «равные права», нормы, выполняющие, как правило, идеологическую функцию и носящие декларативный ха- рактер. Четвертый тип юридического оформления гендерного равенства представлен такими мерами, как налоговые льготы, инвестиционная политика и другие, нацеленными на выравнивание статуса мужчин и женщин. Эти меры следует отнести к формирующейся политике равных возможностей, мерам позитивной дискриминации и предпочтительного рассмотрения. Здесь важно обратить внимание на такие факторы кон- текста этих норм, как отсутствие правовых и социальных механизмов, непрофессионализм целого ряда государственных органов и служб, что оборачивается нарушением прав женщин. В частности, примерами яв- ляются упоминавшиеся в предыдущих главах проблемы домашнего на- силия, сексуального домогательства. Речь идет также о патологизации и эротизации женского образа в СМИ и массовой культуре, где ощущается большой дефицит позитивного представления женщин.
На пятом этапе целесообразно провести сравнение комплекса правовых актов и норм на предмет их соответствия международным ак- там, ратифицированным Россией. Несмотря на то, что список ратифи- цированных Россией международных документов по правам человека и правам женщин обширен, известно, что большая часть международного права в сфере прав человека не имеет механизмов реализации в силу слабости правового сознания среди россиян.
Шестой этап – анализ исторического контекста, в котором фор- мировались интересующие нас правовые комплексы. Это возможно сде- лать посредством периодизации изменения государственной политики в избранной сфере. Важно, чтобы при анализе действующего законода- тельства были реконструированы исторические рамки и социально- экономические, политические условия и обстоятельства появления это- го комплекса прав, той или иной статьи и нормы закона, подробности их изменения, в частности, изменения формулировок. Наиболее активно формировались в советский период такие направления государственной политики, как демографическая, направленная на увеличение рождае- мости; экстенсивная политика женской занятости, обеспечивавшая рез-


172
Часть 4 кое увеличение советской рабочей силы по сравнению с любыми други- ми странами того времени; эгалитарная политика, декларировавшая равенство полов, но не сумевшая выработать механизмы полной реали- зации этого принципа. Анализ изменений в сфере того или иного на- правления государственной политики позволяет высветить роль соци- альных условий создания закона и реализации заложенных в нем норм.
Седьмым этапом проводится описание социально-экономических механизмов и институтов, вовлеченных в проблемную ситуацию. На- пример, в случае анализа порнографии следует показать и описать про- цесс возникновения, развития и функционирования секс-индустрии, в основании которой задействован рыночный механизм «деньги – товар».
В основе этого бизнеса, приносящего огромные прибыли, лежит торгов- ля женщинами помимо их воли и посредством прямого обмана, нару- шения прав человека. Экономический анализ оказывается полезным в ситуациях массовых нарушений социально-экономических прав, на- пример, в случаях невыплаты зарплат. В условиях стагнации и банкрот- ства предприятий можно проанализировать, какое влияние на эти фак- ты оказала невысокая степень проработанности закона о банкротстве.
На этом этапе следует проанализировать, какие органы власти и чьи интересы стоят за этой проблемой.
Окончательным, восьмым этапом гендерной экспертизы должен стать анализ работоспособности существующих правовых норм, их дифференциа- ция по степени эффективности. Необходимо проанализировать существую- щие правовые нормы, в частности, на предмет их единообразного и четкого понимания, применения и толкования. Отдельно следует выделить на этом этапе противоречия внутри действующего российского законодательства.
В оценке эффективности социальной работы, как и в анализе соци- альной политики, особое значение имеет применение количественных методов сбора и анализа информации.
Гендерная статистика – это статистика о положении мужчин и женщин в следующих сферах: население, семья, здравоохранение, образование и коммуникации, занятость, права человека и политика. Оценка прогресса женщин в этих и других областях является новой и развивающейся дисцип- линой, которая зависит от базовых демографических данных, а также социальных и экономических показателей
1
Социальное законодательство по-разному обращается с женщи- нами и мужчинами, что подкрепляет гендерный дисбаланс в практи- ках рекрутирования рабочей силы, гендерную сегрегацию рынка тру- да, сегрегирует женщин в практиках социального обеспечения и реа- билитации. С точки зрения концептуальной новизны и методов сбора информации в гендерной статистике требует, в частности, особого внимания раздел «Использованное время». Сбор данных для этого раздела осуществляется методом выборочного социологического об- следования. Как указывает М. Хегай, такие обследования в разных
1
Хегай М.Н. Гендерная статистика // Словарь гендерных терминов / Под ред.
А.А. Денисовой. М., 2002.