Файл: Решение 36р от 09. 06. 2007 Москва 2008 ббк 60. 5 Р 74 Учебное пособие подготовлено при поддержке Рособразования по аналитической ведомственной целевой программе Разви.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 430

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

182
Часть 5 петентности именно атрибутивный подход предоставляет наблюдателю инструменты оценки представителей той или иной профессии. Этот подход позволяет ответить на вопрос, отвечает ли их деятельность набо- ру выбранных качеств. В свою очередь, данная перспектива не объясня- ет, почему между группами, представляющими различные виды заня- тий, или различные профессии, возникают конфликты, например там, где пересекаются сферы ответственности или системы ценностей.
Так называемые негативные теории профессионализации опроверга- ют обе предыдущих версии, не соглашаясь с тем, что профессионалы дейст- вуют во имя общественного блага, и не считая возможным ограничиваться фиксированным набором атрибутов профессиональной деятельности. Тре- тья перспектива, о которой идет речь, представлена критическим направ- лением социальной науки, включая марксистское и неомарксистское по- нимание профессии. В соответствии с этим подходом каждая профессия стремится поддержать положение вещей в неизменном виде, удержать или захватить власть и наиболее выгодное положение в стратификационной системе
1
. Поэтому профессионализация оказывается процессом создания и
контроля рынка определенных услуг, предоставляемых данной професси-
ей, а в конечном итоге – стремлением к достижению высокого статуса
и восходящей социальной мобильности самих профессионалов. Этот под- ход, называемый еще профессиональным контролем, происходит из теорий конфликта и действия, рассматривающих общество как борьбу различных групп за соблюдение собственных интересов
2
Каждая профессия стремится ясно очертить круг вопросов, относя- щихся к сфере ее компетентности, ограничивая профессиональный взгляд на мир и монополизируя профессиональное знание как собственность. Тре- бование юридически подкрепляемого права на уникальную компетент- ность есть базовая стратегия профессионализма, а существенной частью этого процесса выступает контроль рекрутирования (профессионального отбора). Достижения профессионального статуса должны гарантировать высокие материальные награды, исключать внешние оценки качества услуг и гарантировать тем, кто допущен к практике, безопасность как владельцам этого капитала. Отсюда возникают серьезные конфликты между профес- сионалами и теми, кто посягает на их монополию статуса и экспертизы.
В этом отношении социальная работа как новая профессия пересекает- ся с традиционными, которые в свою очередь также испытывают обновле- ние: психология, юриспруденция, педагогика. Между тем, во многих стра- нах психологи и социальные работники не конкурируют, а сотрудничают между собой и с другими специалистами (медиками, юристами, педагога- ми, социальными антропологами) в решении конкретных проблем ре- бенка, взрослого, семьи, группы или организации, а в Швеции «психосо- циальная работа» вообще представляет собой национальную модель со- циальной работы, основанную на теории систем и психодинамике.
1
См. напр.: Freidson E. Professional Dominance. Chicago: Aldine Publishing Com- pany, 1970; Larson M. S. The Rise of Professionalism. Berkeley, CA: University of Cali- fornia Press, 1977; Mills C. W. White Collar. New York: Oxford University Press, 1953.
2
Jones S., Joss R. Models of Professionalism. In: M. Yelloly, M. Henkel (Eds) Learning and Teaching in Social Work. London; Bristol; Pennsylvania: Jessica Kingsley Publish- ers, 1995. P. 18.


Оценка качества социального образования
183
Со второй половины 1990-х годов среди руководителей социальных служб в России распространяется понимание социальной работы как меж- дисциплинарной практики, работы в команде, межведомственного и меж- секторного взаимодействия. С самого своего возникновения в России соци- альная работа пытается определить собственные границы среди традици- онных и вновь возникающих помогающих профессий. И для того, чтобы
«прочитать» эти самоопределения, необходим интерпретативный подход, который позволяет прочитать социальную работу как «текст».
Обсуждение профессионализации социальной работы включено в бо- лее широкую перспективу анализа социальной политики, который, в свою очередь, затрагивает мало разработанную область исследований повсе- дневной рабочей рутины тех, кто представляет низовой уровень и на самом деле реально реализует социальные программы, воплощает концептуаль- ные инновации. Такого рода исследования проводятся в интерпретативной парадигме с применением методов кейс стади, качественных подходов к оценке эффективности учреждений и организаций социальной сферы
1
В обсуждении типов профессионализма и профессиональной дея- тельности предлагается выделить следующие критерии: роль теоретиче- ских знаний и ценностей, отношения с клиентами, образ Я и метод про- фессионального развития
2
. Например, критерий теоретической ори-
ентации в базовых знаниях профессии означает присутствие или отсут- ствие теорий в знаниях специалиста, степень их сложности, а также, что немаловажно, связанные с ними ценности. К ценностям относятся не- формальные правила и смыслы, сложившиеся в профессиональных и организационных субкультурах. Отношения с клиентами могут варьи- роваться от исключительно жесткого контроля, демонстрации мастерст- ва, власти и экспертизы до партнерства как продолжительного диалога и рефлексивного контакта. Образ Я у профессионала «отражает ценно- стную систему профессии и культурные нормы, усвоенные индивидами в их социализации посредством отбора и тренинга», и представлен ти- пами мастера-ремесленника, эксперта, оператора и фасилитатора. Обу-
чение на личном опытев профессиональном развитии полагается на метод проб и ошибок с незначительным вниманием к построению мо- делей профессиональной практики. Другой метод профессионального развития – обучение, опосредованное опытом, которое не обязательно происходит напрямую, а использует рефлексию опыта других, кейс ста- ди, моделирование практических ситуаций и реальную практику. Кроме того, существует метод обучения в формальных академических услови- ях. Используя указанные аспекты, можно выделить три основные профес- сиональные модели: практический профессионал, технический эксперт (и его вариант – эксперт-менеджер) и рефлективный практик. При этом, например, метафора идентичности практического профессионала – это ремесленник, поскольку тот, кто демонстрирует свою экспертизу и власть
1
См. напр.: Hudson B. Michael Lipsky and Street-Level Bureacracy: A Neglected Per- spective // L. Barton (Ed.) Disability and Dependency. London; New York: The Falmer
Press, 1989. P. 42–54.
2
Jones S., Joss R. Models of Professionalism. In: M. Yelloly, M. Henkel (Eds) Learning and Teaching in Social Work. London; Bristol; Pennsylvania: Jessica Kingsley Publish- ers, 1995. P. 20–21.


184
Часть 5 над клиентами, как правило, учится методом проб и ошибок. Во многих случаях отечественные социальные работники именно так и поступают, поскольку им не хватает теоретической подготовки, а студенты, в свою очередь, нередко обучаются преимущественно абстрактным знаниям.
Есть опасение, что с ростом профессионализма снижается активизм и увеличивается разрыв между профессионалами и клиентами. Иными словами, более образованные специалисты, представляющие средний класс, мало заинтересованы в изменении социальной структуры, а сле- довательно, и в защите интересов клиентов. Поэтому нужна партнерская интеграция различных государственных и частных организаций соци- альных услуг с вузами, что позволит реализовать цикл практического обучения (experiential learning), которое включает конкретный опыт, рефлексивное наблюдение, теоретическую концептуализацию и актив- ное экспериментирование, восприимчивое к специфическим контек- стам и ситуациям профессиональной практики. В этом отношении су- щественную помощь могли бы оказать совместные семинары универси- тетских преподавателей, исследователей, администраторов и работни- ков социальных служб. Для повышения своей эффективности организа- ции социальной работы могут строить свою деятельность на основе вза- имного сотрудничества, осуществляя инновационные проекты и акции для социального развития, обмениваться опытом и идеями, чтобы от- стаивать свои требования на местном и федеральном уровнях.
Таким образом, функционалистский, атрибутивный, критический и интерпретативный подходы, которые обсуждались выше, не являются изолированными друг от друга теоретическими перспективами. Напро- тив, каждая из них проливает свет на тот или иной аспект проблемы профессиональной идентичности специалиста по социальной работе.
Лишь в том случае, когда они применяются вместе, эти подходы могут позволить многостороннее видение социального процесса, посредством которого общество начинает определять данный вид занятий как профес- сию, а представители этого рода деятельности относят себя к группе про- фессионалов. Стабильное состояние профессионализма для некоего вида занятий достигается постепенно, лишь после того, как сформированы сис- темы соответствующего образования, лицензирования, учреждены ассо- циации и журналы, принят этический кодекс. Эти аналитические перспек- тивы привлекают наше внимание к чертам ригидности и консерватизма, практикам власти и исключения, реализация которых сопутствует кон- ституированию профессии. В таком контексте профессионализация есть процесс успешного соревнования за символические и утилитарные ре- сурсы между сходными или пересекающимися видами занятий.
Наиболее подходящей моделью профессионализма для практиков социальной работы в России выступает та, что делает акцент на важно- сти обучающего опыта как средства достижения и оттачивания профес- сиональной компетентности. Модель рефлексивного практика необходима там, где «проблемы равенства, соблюдения прав и нон-дискриминации приобретают величайшую важность». Такой тип профессионализма, дока- завший свою адекватность задачам социальной работы во всем мире, пред- полагает комбинацию теоретического и практического знания, профес- сиональных ценностей, когнитивной и поведенческой компетентности в специфических ситуациях, требующих достижения взаимопонимания и


Оценка качества социального образования
185
договоренности. А необходимость партнерских отношений между обра- зованием и практикой, как и между разными секторами социальной работы и других помогающих человеку профессий, сегодня уже никому не нужно доказывать.
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23

Качество подготовки по социальной работе
как фактор профессионализации
Профессиональное развитие социальной работы во всем мире включает сегодня две разнонаправленные тенденции – специализацию и универсализацию. Специализация определяется внутренним разно- образием профессии, которое, безусловно, обусловлено тем, что она по своей природе контекстуальна и не может не задействовать ресурс спе- циализации. Усиление статуса экспертных сообществ в различных сфе- рах специализации социальной работы выражается, в частности, оформлением различных ассоциаций профессионалов – скажем, соци- альных работников школ, ювенальных судов, клиник – в США, Канаде,
Великобритании. Однако, нельзя отрицать и важность общих, универ- сальных знаний, навыков и принципов деятельности социальных ра- ботников, отвечающих стандартам профессии, национальным и между- народным нормам прав человека. Таким образом, необходим «разум- ный» компромисс между ориентацией на специализацию и универса- листским типом подготовки
1
. В контексте тенденций европейской и глобальной интеграции, в современный период профессионализации социальной работы на повестку дня выходит тема стандартизации: се- годня самую большую значимость для профессии имеет способность признать разные точки зрения, разные подходы и методы, одновремен- но гарантируя четкие профессиональные стандарты.
В связи с этим исследователи ставят вопрос о совместимости и сравнимости навыков и знаний социальных работников в разных стра- нах Европы и мира – как тех условиях, которые позволят расширить возможности занятости и обучения. Формированию таких условий в странах, где атрибуты профессии – образование, статус, возможности занятости – согласованы между собой, будет способствовать интеграция и стандартизация образования в области социальной работы. Что же касается России – то здесь от получения образования, подтвержденного дипломом, до практической работы в социальной службе – существует непреодолимый шаг в виде неадекватных размеров заработной платы, а получение профессионального образования сотрудниками социальных служб затруднено ввиду отсутствия системы соответствующих стимулов.
Выше мы уже обращали внимание на рассогласованность классического набора атрибутов профессии в отечественной социальной работе: теоре- тическая подготовка и практическая деятельность за редким исключе- нием довольно далеки друг от друга; профессиональные ассоциации созданы по инициативе «сверху» и не имеют статуса и полномочий де- мократического управления.