Файл: К. С. Харитонов Нормоконтролёр Е. В. Бочарова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

55
, (26) где К
в
– коэффициент восстановления;
К
т.п.н. и
К
т.п.к.
– коэффициент текущей платежеспособности на начало и конец периода, соответственно;
У – период восстановления платежеспособности (равен 6 месяцев);
Т – продолжительность отчетного периода, мес.
По итогам расчета получаем значение равное 1, что говорит, о возможности компании восстановить платежеспособность в течении ближайших шести месяцев [2].
Так же для более точного определения вероятности банкротства предприятия воспользуемся
Z-моделью
Альтмана.
Данная модель рассчитывается по нескольким факторам. Для производственного предприятия рекомендуется использование пятифакторной модели. На основании формулы
12 произведем расчеты Z – счета.
Результаты расчетов приведены в таблице 22.
Таблица 22 – Расчет Z-счета Альтмана для пятифакторной модели
Обозначение показателя
Значение по годам
2015 г.
2014 г.
Х
1 0,12 0,12
Х
2
-0,07 0,003
Х
3 0,28 0,22
Х
4 0,72 0,55
Х
5 0,79 1,01
Z
1,99 1,99
Из полученных значений таблицы 22 определим степень вероятности банкротства. Z-счета Альтмана находится в промежутке от 1,23 до 2,89, что свидетельствует о неопределённости ситуации для компании. Возможно, метод

56 финансирования трудноликвидных активов, раскроет в большей мере степень вероятности банкротства.
Оценку наступления вероятности банкротства можно представить на основании таблицы 4.
Результаты оценки приведены в таблицы 23.
Таблица 23 – Оценка вероятности наступления банкротства по модели трудноликвидных активов
Коэффициент
Значение, тыс. руб.
Сравнеине
Коэффициент
Значение, тыс. руб.
2 436 972
<
2 820 476 2 436 972
<
2 849 015 2 436 972
<
6 733 160
Для определения масштаба кризисного финансового состояния предприятия воспользуемся таблицей 24 [38].
Таблица 24 – Определение масштаба кризисного состояния предприятия
Вероятность банкротства по результатам анализа
Масштаб кризисного состояния предприятия
Способ реагирования
Возможная легкий финансовый кризис нормализация текущей финансовой деятельности
Высокая глубокий финансовый кризис полное использование внутренних механизмов финансовой стабилизации
Очень высокая финансовая катастрофа поиск эффективных форм санации (при неудаче - ликвидация)
Как можно видеть из таблицы, данный этап необходим для определения механизма финансовой защиты от угрозы банкротства.
Опираясь на модель, приведенную в методике и на основании проведенного анализа вероятности банкротства на предприятии видно, что вероятность наступления банкротства у компании очень низкая.


57
По результатам анализа и на основании таблицы 24, можно оценить вероятность банкротства как возможную. Таким образом, масштаб кризисного состояния предприятия считается как легкий финансовый кризис. В таких условия требуется нормализация текущей финансовой деятельности.
Для определения возможности нейтрализации угрозы банкротства рассчитаем коэффициент рентабельности собственного капитала (формула 13) и коэффициент оборачиваемости активов (формула 14).
На основании приложения А и Б приведем данные для расчета коэффициентов в таблице 25.
Таблица 25 – Значения необходимые для расчета
Показатель
Значение по годам
2015 г.
2014 г.
Сумма чистой прибили от реализации продукции
-447 880 25 486
Средняя сумма собственного капитала
2 820 467 3 025 216
Сумма общего оборота от реализации продукции
5 333 947 8 662 073
Средний остаток активов в рассматриваемом периоде
6 733 151 8 572 056
Произведем расчеты на основании данных таблицы 25, коэффициентов рентабельности собственного капитала и коэффициента оборачиваемости активов. Результат приведен в таблице 26.
Таблица 26 – Коэффициенты возможности нейтрализации угрозы банкротства
Показатель
Значение по годам
2015 г.
2014 г.
Коэффициент рентабельности собственного капитала
-0,15 0,01
Коэффициент оборачиваемости активов
0,70 0,96

58
По результатам таблицы 26 можно сделать следующие выводы:

в отчетном году предприятие не способно формировать дополнительные денежные потоки, по сколько значение коэффициента рентабельности отрицательное;

цикл производства и оборачиваемости замедлился, что свидетельствует о большом количестве незавершенного производства.
Поскольку на предприятии наблюдается низкая вероятность банкротства, то изучение факторов возникновения кризисного состояния считается не целесообразным.

59
3 Повышение финансовой устойчивости на предприятии ОАО
«Оргэнергогаз»
3.1 Разработка мероприятий повышения финансовой устойчивости
Для разработки мероприятий по повышению финансовой устойчивости на предприятии ОАО «Оргэнергогаз», на основании расчетов, проведенных во второй части работы, можно сделать ряд выводов:

компании не грозит банкротство, несмотря на полученный в 2015 году убыток от производственной деятельности;

компания независима и недостаточно платежеспособна;

компания неспособна в кротчайшие сроки погасить кредиторскую задолженность, если все кредиторы разом потребуют возврата средств;

у компании наблюдается недостаток собственных средств, что выраженно в высоком значении коэффициента капитализации и низком значении коэффициента финансовой устойчивости.
Возникшие проблемы связаны с неоптимальной структурой баланса, что, в свою очередь свидетельствует о зависимости предприятия от внешних кредиторов, а так же ставит под сомнение ее финансовую устойчивость, и может привести к дефициту денежных средств.
Для решения проблемы необходимо увеличение размера собственного капитала или уменьшение объемов заемного, увеличение наличных денежных средств путем сокращения дебиторской задолженности.
Главным источником прироста собственного капитала предприятия является чистая прибыль. Кроме того, увеличить собственный капитал организации возможно в результате следующих операций [29]:

переоценка основных средств в сторону увеличения их балансовой
(остаточной) стоимости. Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. При принятии


60 решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно. Переоценка производится на первое число отчетного года и её результаты появятся в балансе только в отчетном году (а не на конец предыдущего года). Кроме того, нужно учесть, что увеличение остаточной стоимости основных средств ведет к увеличению налога на имущество организаций, но не включается в базу по налогу на прибыль;

увеличение уставного капитала;

взнос учредителей в имущество общества (без изменения уставного капитала). Этот вариант не предполагает возвратности вложенных средств (как, например, займ). Согласно пп. 3.4 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ средства, внесенные участником или акционером для увеличения чистых активов, не облагаются налогом на прибыль. В качестве взноса лучше использовать деньги, а не имущество, чтобы у передающей стороны (если это организация, а не физическое лицо) не возникла база по НДС с безвозмездной передачи имущества.
Для повышения текущей ликвидности организации, существует два способа решения проблемы [16]:

уменьшить долю краткосрочных обязательств в пассивах организации. Это подразумевает перевод части краткосрочной задолженности в долгосрочную (т.е. привлечение долгосрочных кредитов и займов взамен краткосрочных);

увеличить долю ликвидных (оборотных) активов за счет снижения доли внеоборотных активов;
Кроме того, повысить ликвидность (платежеспособность) организации можно через ускорение оборачиваемости активов.
Оборачиваемость активов во многом зависит от производственного цикла. Сокращение цикла позволяет менее ликвидным активам (запасам) быстрее превращаться в высоколиквидные активы
(дебиторскую задолженность, денежные средства). Это повышает способность организации

61 рассчитываться по своим обязательствам. Повысить оборачиваемость позволяет не только ускорение самого производственного процесса (или процесса выполнения работ и оказания услуг), но и ужесточение платежной дисциплины покупателей – снижение периода взыскания дебиторской задолженности.
Проблемы, выявленные на предприятии ОАО «Оргэнергогаз», можно решить путем применения процедуры факторинга.
Факторинг – это комплекс финансовых услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа.
В операции факторинга обычно участвуют три лица: фактор
(факторинговая компания или банк) – покупатель требования, поставщик товара (кредитор) и покупатель товара (дебитор). В некоторых случаях, здесь может быть и четвёртая сторона-посредник, которая, например, предоставляет площадку или электронную платформу для совершения факторинговых сделок.
Основной деятельностью факторинговой компании является кредитование поставщиков путём выкупа краткосрочной дебиторской задолженности, как правило, не превышающей 180 дней. Между факторинговой компанией и поставщиком товара заключается договор о том, что ей по мере возникновения требований по оплате поставок продукции предъявляются счета-фактуры или другие платёжные документы.
Факторинговая компания осуществляет дисконтирование этих документов путём выплаты клиенту 75−90 % стоимости требований. После оплаты продукции покупателем факторинговая компания доплачивает остаток суммы поставщику, удерживая процент с него за предоставленный кредит и комиссионные платежи за оказанные услуги [53].
Существует большое количество разновидностей факторинговых услуг, отличающихся друг от друга прежде всего степенью риска, который принимает на себя факторинговая компания.
Факторинг с регрессом (англ. recourse factoring) — вид факторинга, при котором фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от


62 должника. Однако в случае невозможности взыскания с должника сумм в полном объёме клиент, переуступивший долг, обязан возместить фактору недостающие денежные средства.
Факторинг без регресса (англ. non recourse factoring) — вид факторинга, при котором фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника. При невозможности взыскания с должника сумм в полном объёме факторинговая компания потерпит убытки (правда, в рамках выплаченного финансирования клиенту) .
Факторинг бывает открытым (с уведомлением дебитора об уступке) и закрытым (без уведомления). Если при открытом факторинге должник платит напрямую фактору, то в закрытом факторинге должник платит сначала клиенту, а тот уже перечисляет эту сумму фактору. Также он бывает реальным
(денежное требование существует на момент подписания договора) и консенсуальным (денежное требование возникнет в будущем).
При участии одного фактора в сделке факторинг называется прямым, при наличии двух факторов — взаимным.
При классификации видов факторинга стоит обратить внимание на инвойс-дискаунтинг, когда, например, при заключении договора кредита право требования выступает в качестве залога, и только при невыполнении обязательств по выплате денежных средств, кредитор реализует данное право требования, засчитывая вырученную сумму в счёт обязательства должника. То есть инвойс-дискаунтинг — это кредит под залог права требования .
Факторинг называется внутренним (domestic factoring), если стороны по договору купли-продажи, а также факторинговая компания находятся в одной и той же стране [54].
Факторинг называется внешним (чаще используется название международный факторинг — international factoring), если фактор и его клиент
(поставщик товара) являются резидентами разных государств.
Также существует, так называемый, электронный факторинг или EDI- факторинг, который отличается от традиционного тем, что работает на основе

63 электронного документооборота. Как правило, такой вид факторинга позволяет в автоматическом режиме осуществлять сделки по подтверждению и уступке прав требования на основании пакетов электронных документов по поставкам.
Благодаря договору факторинга поставщик может сразу получить от фактора плату за отгруженный товар, что позволяет ему не дожидаться оплаты от покупателя и планировать свои финансовые потоки. Таким образом, факторинг обеспечивает предприятие реальными денежными средствами, способствует ускорению оборота капитала, повышению доли производительного капитала и увеличению доходности.
Помимо финансирования оборотных средств при факторинге банк покрывает значительную часть рисков поставщика: валютные, процентные, кредитные риски и риск ликвидности .
При этом покупатель, заключая договор факторинга, получает возможность вернуть долг через более длительный срок по сравнению с коммерческим кредитом (в отдельных случаях долг пролонгируется под дополнительные обязательства), разрешается также частичное погашение долга, что стимулирует покупку товаров через факторинговые компании .
Коммерческие банки и факторинговые компании расширяют с помощью факторинга круг оказываемых услуг и увеличивают размеры прибылей
Процедура факторинга состоит из следующих этапов:

клиент факторинговой компании оказывает услуги (работы) или предоставляет покупателю товары с отсрочкой платежа.

клиент (предприятие поставщик) передает фактору документы, подтверждающие факт появления дебиторской задолженности (счет-фактуру).

фактор покрывает большую часть задолженности (вплоть до 90%).

дебитор проводит оплату за товар или услуги.

кредитор и фактор проводят окончательные расчеты между собой: банк получает обратно свои деньги с дополнительной комиссией за услуги, продавец получает остаток полагающихся ему средств (10 – 30%) [53].


64
Таким образом, факторинг выгоден не только поставщику, но и покупателю.
Для данного предприятия применим операцию факторинга без регресса.
Применяя данный способ, выполним следующую последовательность действий:

определим объем дебиторской задолженности, на который будет осуществлена передача прав на требование;

рассчитаем стоимость услуги факторинга и полученную в результате ее использования прибыль;

приведем агрегированный бухгалтерский баланс предприятия после применения операций факторинга;

определим изменения показателей, на которые повлияет применение данного способа;

пересчитаем показатели финансовой устойчивости, таки как: ликвидность и платежеспособность, а так же коэффициент текущей платежеспособности и обеспеченности собственными средствами;

проанализируем изменение доли собственного капитала в валюте баланса;

сделаем вывод об эффективности применения данного способа решения проблемы.
3.2
Оценка мероприятий повышения финансовой устойчивости на
предприятии ОАО «Оргэнергогаз»
На основании данных баланса
(приложение
А) рассчитаем экономический эффект от предложенного мероприятия факторинга применительно к данным баланса за 2015 год.
По договору факторинга передаётся право требования дебиторской задолженности факторинговой компании в размере 3 000 000 тыс. руб.
Стоимость услуг в среднем составляет 14% годовых от стоимости заказа.

65
На основании имеющихся данных определим увеличение денежных средств в результате факторинговой операции.
Из проведенных расчетов видно, что в случае применения услуги факторинговой компании, предприятие может увеличить годовую выручку на
3 000 000 тыс. руб. Данное увеличение произойдет по причине того, что дебиторская задолженность не входит в выручку организации, т.к. выручка – это полученные денежные средства от реализации товаров, работ, услуг, а дебиторская задолженность – это выполнение работ в кредит и, следовательно, она может являться доходом лишь после ее оплаты – перевода в денежные средства, что и происходит при применении факторинга. При этом прочие расходы увеличатся на 420 000 тыс. руб. при этом дебиторская задолженность сократится на сумму права требования, на которую были переданы, за счет чего увеличатся денежные средства. Так же это повлияет и на чистую прибыль, а следовательно и на собственный капитал. Кредиторская задолженность при этом может сократится, поскольку у компании появятся дополнительные средства для выплаты кредитов.
В таблице 27 приведен агрегированный баланс предприятия скорректированный с учетов предложенных мероприятий.