Файл: Предмет и задачи психогигиены. Понятие психического здоровья. Вопросы к семинару.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 285

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении; выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

    1. Интимная зона (15-45 см): в нее допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для нее характерны доверительность, тактильный контакт, прикосновение, голос негромкий. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет за собой определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.

    2. Личная, или персональная, зона (45-120 см): для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.

    3. Социальная зона (120-400 см): обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают.

    4. Публичная зона (свыше 400 см): подразумевает общение с большой группой людей: в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Невербальное общение.
Жесты в общении дают много информации. В их языке, как и в речи, есть слова, предложения. Богатейший жестовый «алфавит» можно разбить на шесть групп:

  1. Жесты-иллюстраторы. Это жесты сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, т. е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигураций»); кинетографы — движения телом; жесты-«биты» (жесты -«отмашки»); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.

  2. Жесты-регуляторы. Они выражают отношение говорящего к чему-либо. К ним относят кивки, целенаправленные движения руками.

  3. Жесты-эмблемы. Своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки (как при рукопожатии), слегка приподнятые, означают во многих случаях — «здравствуйте», а воздетые над головой — «до свидания».

  4. Жесты-адапторы. Это специфические движения рук. К ним относятся также почесывания, подергивания отдельных частей тела; прикасания, пошлепывания партнера; поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаша, пуговицы и т. п.).

  5. Жесты-аффекторы. Они выражают движениями тела и мышц лица определенные эмоции.

  6. Микрожестыпокраснение щек, увеличенное количество морганий в минуту, подергивания губ и пр.


Практика показывает, что когда люди хотят показать свои чувства, они прибегают к жестикуляции. Вот почему человеку следует научиться понимать ложные, притворные жесты. Особенность их заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений рук и корпуса); подавляют сильные (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения, как правило, совершаются конечностями, потом задействуются мышцы лица.

При общении часто возникают следующие виды жестов:

  • жесты оценки: почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; человек встает и начинает прохаживаться (оценка информации) и др.;

  • жесты уверенности: соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;

  • жесты нервозности и неуверенности: переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; человек трогает спинку стула перед тем, как на него сесть, и др.;

  • жесты самоконтроля: руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;

  • жесты ожидания: потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

  • жесты отрицания: сложенные на груди руки; наклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;

  • жесты-расположения: прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;

  • жесты доминирования: руками делаются решительные, резкие взмахи сверху вниз и др.;

  • жесты неискренности: «прикрывание рукой рта», дотрагивание до носа как более утонченная форма прикрывания рукой рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд» и др.



4.Структура и виды межличностных конфликтов.

Структура конфликта — это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.

1) объект конфликта,

2) участники конфликта,

3) социальная среда, условия конфликта, Понятием социальной среды определяется та почва, на которой возникает и развивается конфликт. В это понятие включается не только ближайшее, но и дальнее, более широкое окружение конфликтующих сторон, те большие социальные группы, к которым они принадлежат, национальные или классовые, а также общество в целом.

4) субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.



Выделяют следующие виды межличностных конфликтов:

  • мотивационные;

  • когнитивные;

  • ролевые.

К мотивационным конфликтам относятся конфликты интересов  – это ситуации, затрагивающие цели, планы, устремления, мотивы участников, оказывающиеся несовместимыми или противоречащими друг другу. Например, у супругов разные приоритеты в расходовании средств или разные планы по поводу проведения предстоящего отпуска; начальник намеревается послать в командировку подчиненного, который никак не может отлучаться из города в этот период, и т. д. Наиболее драматичны конфликты интересов, когда последние оказываются несовместимыми. Если в семье один телевизор и жена с нетерпением ждет начала очередного фильма из любимого сериала, а по другой программе в это же время транслируют футбольный матч, имеющий, по мнению ее мужа, принципиальнейшее значение, то при всем желании договориться довольно трудно. Но невозможность совмещения их намерений ставит супругов перед угрозой серьезного конфликта, тем более, если подобные ситуации случаются часто.

К когнитивным конфликтам могут быть отнесены так называемые ценностные конфликты  – те, в которых разногласия между участниками связаны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для них особое значение. Система ценностей человека отражает то, что является для него наиболее значимым, исполненным личностного смысла. Например, если речь идет о работе, ценностью будет то, в чем человек видит для себя основной смысл своей деятельности (является она для него лишь источником средств к существованию или возможностью самореализации и др.); ценностями семейных отношений будет то, в чем супруги видят главные цели семьи, и их представления о том, какой должна быть семья. В систему основных ценностей человека могут входить его  мировоззренческие, религиозные, нравственные и иные значимые для него представления.

Различия в ценностях, однако, не обязательно ведут к конфликтам, и люди разных убеждений, политических и религиозных взглядов могут успешно сосуществовать и иметь хорошие отношения. Конфликт ценностей возникает тогда, когда эти различия разрушают взаимодействие людей или же они начинают «посягать» на ценности друг друга. Если в основе поведения участников взаимодействия лежат взаимоисключающие главные жизненные ценности, они могут приходить в противоречие друг с другом и порождать конфликты. Наконец, люди нередко склонны назойливо «переубеждать» друг друга, навязывая свои взгляды, вкусы, точки зрения и т. д., что также может привести к конфликтам.


Ролевые конфликты возникают из-за нарушения индивидом норм или правил взаимодействия. Нормы и правила являются неотъемлемой частью совместного существования людей, его регуляторами, без которых оно оказывается невозможным. Они могут иметь скрытый, подразумеваемый характер (например, соблюдение норм этикета, о чем не обязательно договариваться, поскольку следование им считается само собой разумеющимся) или быть результатом особых договоренностей, иногда даже письменных (например, оговоренный вклад каждого из участников в общее дело). Нарушение норм и правил может вначале повлечь за собой разногласия, взаимные претензии, а затем привести к конфликту.

Причины этих нарушений могут иметь разный характер. Кто-то может нарушить принятые в коллективе правила просто потому, что, как новый человек в коллективе, он еще не знаком с ними. Сознательное же нарушение норм и правил связано с желанием их пересмотреть (например, подросток приходит домой позже назначенного родителями времени, тем самым пытаясь доказать им, что он уже «взрослый» и не должен соблюдать правила, принятые для детей)
5.Конфликтогены.Стадии конфликтного взаимодействия.

Конфликтогены – это слова, действия или бездействие, которые могут привести к конфликту. А могут и не привести. Опасность именно в этой необязательности. Она уменьшает нашу бдительность по отношению к конфликтогенам.

конфликт состоит из трех периодов:

  • 1) предконфликт, этап, предполагающий возникновение объективной проблемной ситуации, осознание проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, создание предконфликтной ситуации;

  • 2) собственно конфликт, основными этапами которого являются инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта;

  • 3) послеконфликтная ситуация, предусматривающая вначале частичную, а затем и полную нормализацию отношений.

уровни развития конфликта[1].

  • Первый уровень — стычки (мелкие неприятности, не представляющие угрозы для взаимоотношений).

  • Второй уровень — столкновения (перерастание стычек в столкновения: расширение круга причин, вызывающих ссоры, уменьшение желания взаимодействовать с другим, уменьшение веры в его добрые намерения).

  • Третий уровень — кризис (перерастание столкновений в кризис: окончательное решение о разрыве отношений, которые носят нездоровый характер; эмоциональная неустойчивость участников при этом доходит до такой степени, что появляются опасения физического насилия).


6.Способы поведения в конфликтных ситуациях. Типы личности участников конфликтов.

Возвращаясь к характеристике субъектов межличностного конфликта, следует отметить, что нередко конфликты возникают при общении с так называемыми трудными людьми, которые будто «заряжены» чем-то отрицательным. В частности, общепринята восходящая к Р. М. Брэмсону типология «трудных людей», знание которой помогает сглаживать конфликты с ними или вообще избегать их. К числу наиболее распространенных типов таких людей относятся:

  • 1) «агрессивист», который часто, порой беспричинно, задирает других, говорит колкости или грубости и раздражается, если его не слушают;

  • 2) «жалобщик», у которого всегда найдется, на что посетовать, и поведение которого вызывает раздражение у окружающих;

  • 3) «паровой каток» — грубый, бесцеремонный человек, считающий, что все вокруг должны уступать ему дорогу;

  • 4) «разгневанный ребенок» — человек, взрывающийся по любому поводу, как ребенок, у которого плохое настроение, и др.

Типология «трудных людей», которые чаще других являются в межличностных отношениях инициаторами конфликтов, может быть построена по другим основаниям. В частности, по уровню самооценки, отношению к другим людям выделяются следующие типы:

  • 1) демонстративные, характеризующиеся стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом, пусть даже незаслуженным. Чтобы быть на виду, такие люди способны по любому поводу вступить в спор, который нередко завершается конфликтным противостоянием;

  • 2) ригидные, характеризующиеся завышенной самооценкой, недостаточной гибкостью в отстаивании своих суждений, позиций, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Их излишняя прямолинейность, отсутствие такта в обращении с другими людьми могут вызвать конфликт с окружающими;

  • 3) неуправляемые, отличающиеся импульсивностью, непредсказуемостью поведения; они часто ведут себя вызывающе агрессивно, а это порождает конфликты;

  • 4) занудливые, отличающиеся излишней скрупулезностью, подвергающие всех окружающих острой критике за любую неточность в суждениях, оценках, за неосторожно сделанное движение, неудачно сказанное слово.

Их завышенная требовательность к окружающим способна стать причиной межличностного конфликта;

5) безвольные, с чрезмерно гибкой, изменчивой позицией, лишенные собственных принципов и убеждений. Такие люди чаще всего сами на конфликт не идут, но, подпав под влияние более сильных по психоэнергетике личностей, легко становятся в руках последних невольными орудиями возникновения конфликтных ситуаций.