ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 263
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Воспитание и школа в античном мире.
Развитие школы и педагогики в России.
Образование в России после Второй мировой войны.
Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
Классификация педагогических технологий (по Селевко Г.):
Методы устного изложения. Основные методы устного изложения:
Наглядные и практические методы обучения. Наглядные методы условно делятся на две группы:
Тема 2. Общие принципы управления образовательными системами
Тема3. Школа как педагогическая система и объект научного управления
Тема 4. Основные функции внутришкольного управления
Тема 5. Классный руководитель в воспитательной системе школы.
Тема 7. Коррекционная (специальная) педагогика.
Тема 8. Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием
2. Средства учения. Например, оборудование лабораторного практикума. Такими средствами пользуется учащийся для усвоения новых знаний.
Применение тех или иных средств обучения нередко ориентируется на методы, которые используются в обучении. Некоторые средства обучения создаются целенаправленно для определенных методов обучения. В связи с большим количеством новых средств обучения учителю все труднее выбрать наиболее достойные из них. Функция педагога состоит не только в том, чтобы выбрать наиболее подходящие средства обучения (в основном это зависит от уровня развития учеников), но и в том, чтобы дать как можно более подробную оценку тем средствам обучения, которые не применяются в конкретном процессе обучения.
В современной образовательной системе широко применяются технические средства обучения. Технические средства обучения – это приборы и устройства, представляющие собой экранно-звуковые носители учебной информации. К ним относятся:
1) учебные кинофильмы; 2) диафильмы; 3) компьютеры;
4) магнитофонные записи; 5) грамзаписи; 6) радиопередачи;
7) телепередачи и т. д.
Технические средства обучения можно разделить на следующие виды:
1) информационные; 2) комбинированные; 3) тренажеры;
4) средства контроля знаний; 5) аудиовизуальные средства.
Функции технических средств обучения:
1) повышают эффективность и качество обучения;
2) способствуют интенсивности учебного процесса;
3) направляют и организуют восприятие учащихся;
4) развивают у учащихся больший интерес к знаниям;
5) помогают формированию мировоззрения, убеждений, нравственного облика учащегося;
6) являются источником, и мерой учебной информации;
7) способствуют повышению эмоционального отношения учащихся к их учебной работе;
8) способствуют проведению контроля и самоконтроля знаний.
Учебные кинофильмы – самое популярное из технических средств обучения. С его помощью можно продемонстрировать опыты с различными веществами, показать действия сложных приборов и машин, насытить урок историческими материалами и хрониками и т. д.
Демонстрация учебных кинофильмов используется для различных дидактических целей: при объяснении нового материала или при закреплении знаний. В соответствии с этим определяется место показа кинофильма и методика всего учебного процесса.
Диафильм представляет собой сочетание слова со статичным изображением. Это определенным образом смонтированная система диакадров, где монтаж обусловлен содержанием материала, учебной целью диафильма и его назначением.
Компьютер – одно из самых современных технических средств обучения. Он позволяет управлять учебной деятельностью учащихся, помогает овладеть новыми знаниями, умениями и навыками. В настоящее время во всех школах проводится процесс компьютеризации, который позволит повысить эффективность обучения.
Магнитофонные записи широко используются во всех школах и представляют собой пособия, применяемые при изучении иностранных языков, музыки, пения, литературы и т. д.
Эффективность использования технических средств обучения зависит от:
1) длительности их использования на уроке (частое использование технических средств обучения ведет к снижению интереса учащихся к учебному материалу, редкое использование создает эффект чрезвычайного события, отвлекает внимание учащихся от процесса обучения);
2) времени их использования (нужно использовать технические средства в середине или в конце урока, уже после объяснения теоретического материала);
3) сочетания технических средств обучения с традиционными средствами обучения (учебником, таблицами, доской, экскурсией);
4) применения различных видов технических средств обучения в течение всего урока (рекомендуется применять разные виды технических средств обучения, чередуя их с объяснениями учителя).
Тема 7. Формы организации учебного процесса
Форма организации обучения – специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме.
Выделяются две основных формы организации обучения.
1. Индивидуально-групповая система обучения. Прием в школы с такой формой обучения осуществлялся в любое время года; с новыми учениками занимались индивидуально (кроме групповых занятий).
2. Классно-урочная система. Эта система предполагает постоянный состав группы, учащихся одного возраста и принятых к учению одновременно.
В условиях классно-урочной системы обучения важно помнить об индивидуализации обучения . Общая эффективность всего процесса обучения может быть достигнута лишь тогда, когда будет обеспечена максимальная эффективность в работе каждого отдельного ученика, чтобы каждый ученик мог успешно выполнить требования программы.
Основной формой индивидуализации обучения является организация дополнительных занятий с отстающими или, наоборот, гениальными (талантливыми) детьми.
В настоящее время в общеобразовательных школах используется классно-урочная форма обучения. Урок определяется как логически законченный целостный элемент в учебно-воспитательном процессе, в котором в сложном взаимодействии представлены цель, содержание, средства и методы обучения, проявляются личность и мастерство учителя, индивидуальные и возрастные особенности учащихся, происходит реализация целей и задач обучения, воспитания и развития.
Общие требования к уроку можно условно разделить на три группы:
1) дидактические (или образовательные);
2) воспитательные;
3) организационные.
Подготовку учителя к уроку можно разделить на два больших этапа.
1. Планирование урока. Составляется тематический план – отражение единства и взаимосвязи всех форм организации по данному предмету. Учитель выделяет основные воспитательные цели и цели развития учащихся, достижение которых можно обеспечить, организуя усвоение учащимися материала данного раздела или темы. Здесь специально рассматриваются вводимые на уроке понятия и намечается общая последовательность их введения. Подбирается иллюстративный материал. Уточняется структура урока и методы, с помощью которых будут решаться дидактические задачи. В результате такой работы должен быть написан опорный конспект (или развернутый план) урока, отражающий основные моменты в проведении урока.
2. Анализ и самооценка урока. Анализ должен осуществляться до урока, когда подготовлен план-конспект урока: учитель продумывает, все ли им учтено при подготовке к уроку. Самооценка же базируется на анализе уже проведенного урока, когда учитель анализирует намеченный им план урока и смотрит, что ему удалось, а что не удалось. Рекомендуется следующий перечень вопросов для самоанализа и самооценки урока: общая структура урока, реализация основной дидактической цели урока, осуществление развития в процессе обучения, воспитание в процессе урока, соблюдение основных принципов дидактики, выбор методов обучения, работа учителя на уроке, работа учащихся на уроке, гигиенические условия урока. Некоторые задачи связаны с общешкольными установками, нововведениями, решениями педсовета и т. п.
Тема 8. Урок – как основная форма организации обучения
Существует несколько форм организации обучения:
1) индивидуальная;
2) индивидуально-групповая;
3) коллективная;
4) классно-урочная.
Индивидуальная форма – самая древняя форма организации обучения. Она подразумевала отдельное обучение ребенка на дому, при этом помощь учителя была лишь косвенной. Недостаток внимания педагога является существенным минусом данной формы обучения.
Индивидуально-групповая форма . Суть данного учебного процесса заключается в следующем: учитель занимается с группой учащихся, однако их уровень подготовки различен, поэтому приходится разъяснять материал индивидуально, затрачивая дополнительно время на каждого отдельного ученика, следовательно, данная система была неэкономичной и также не могла удовлетворить всех требований в образовании.
Постепенно стала формироваться концепция коллективного обучения , которая была впервые опробована в братских школах Украины и Белоруссии. Из этой концепции и возникла классно-урочная система обучения, которая была теоретически обоснована чешским педагогом Яном Амосом Коменским (1592–1670) . Согласно его научным разработкам можно выделить следующие особенности классно-урочной системы :
1) главную основу системы представляет класс, включающий в себя набор учащихся приблизительно одного возраста и в течение всего времени обучения сохраняющий постоянный состав;
2) основой процесса обучения является урок. Он предусматривает знания и навыки учащихся по одной отдельной теме, предмету;
3) главная деятельность на уроке принадлежит учителю, который руководит работой на уроке, оценивает достижения учащихся и решает вопросы о переводе учеников в следующий класс.
К структурным признакам классно-урочной системы относятся:
1) учебный день; 2) учебная четверть;
3) учебный год; 4) учебные каникулы;
5) расписание уроков.
Урок классно-урочной системы включает в себя следующие компоненты учебно-воспитательного процесса:
1) содержание урока; 2) цель урока;
3) методы и средства; 4) дидактические элементы урока;
5) деятельность учителя по организации учебной работы.
Классно-урочная система существует около трех столетий.
За это время ее подвергли тщательному анализу. Можно отметить следующие позитивные стороны данной системы:
1) экономичность обучения;
2) взаимодействие учащихся и помощь друг другу;
3) четкую структуру урока;
4) доминирующую роль учителя, который грамотно управляет процессом обучения;
5) в процессе индивидуально-коллективного общения между учителем и учениками последние осваивают навыки, знания и развивают способность общения с другими людьми, друг с другом;
6) осуществляется процесс совершенствования педагогического мастерства учителя, происходит двухстороннее развитие;
7) ученика, приобретающего новые знания, и педагога.
В классно-урочной системе существует и ряд недостатков :
1) педагог вынужден часто принимать во внимание индивидуальные способности отдельных учащихся, что тормозит темпы обучения всего класса;
2) единая программа обучения рассчитана на всех и каждого и не всегда учитывает индивидуальные способности учеников, что создает трудности для слаборазвитых учащихся и не поощряет особо одаренных.
Урок является коллективной формой обучения, которая имеет следующие особенности:
1) постоянный состав учащихся;
2) устойчивые временные рамки занятий (каждое занятие продолжается 45 мин);
3) заранее составленное расписание и организацию учебной работы над одним и тем же материалом.
Основными типами уроков, характеризующимися определенными методическими особенностями, являются:
1) уроки смешанные, или комбинированные;
2) уроки изложения нового материала;
3) уроки закрепления изученного материала;
4) уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала;
5) уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Широко используются также нестандартные, инновационные формы урочных занятий:
1) уроки-семинары;
2) конференции;
3) ролевые игры;
4) интегрированные уроки.
Смешанные, или комбинированные, уроки сочетают в себе различные цели и виды учебной работы:
1) работу над пройденным материалом;
2) осмысление и усвоение новой темы;
3) выработку практических умений и навыков.
В соответствии с этим в смешанном уроке обычно выделяются следующие структурные компоненты (этапы):
1) организацию учащихся к занятиям;
2) повторно-обучающую работу;
3) работа по осмыслению и усвоению нового материала;